Контрабас

               

Девятнадцатого мая должен был состояться концерт самодеятельного камерного оркестра в Меншиковском  дворце на Васильевском острове в Ленинграде. Михаил уже больше двадцати лет играл в этом оркестре на скрипке, в основном в группе вторых скрипок. Дирижёром оркестра был его бывший учитель Анатолий Давыдович . Именно у него он учился в музыкальной школе и закончил её по классу скрипки. После школы Михаил не поступил в музыкальное училище, так как за год до окончания получил серьёзную травму позвоночника и ему пришлось оставаться в выпускном классе на второй год. Анатолий Давыдович считал Михаила очень перспективным скрипачом для карьеры музыканта. Но травма сделала своё дело, и о профессиональной карьере пришлось забыть. Михаил рос без отца, учитель знал это, и на своих занятиях не только преподавал игру на скрипке, но и учил Михаила различным житейским премудростям. К старшему классу они так сблизились, что Михаил стал считать его вторым отцом. И вот, после окончания десятого класса общеобразовательной школы и поступления в техникум Морского приборостроения, Анатолий Давыдович пригласил Михаила играть на скрипке в самодеятельный камерный оркестр при дворце культуры имени Ленина, как он тогда назывался. Теперь он называется дом культуры Троицкий. " Настоящий музыкант на всю жизнь остаётся музыкантом", - всегда говорил учитель. Сам он и был тем настоящим музыкантом, беззаветно преданным музыке, просто душой оркестра. Всегда старался разнообразить репертуар, приносил много новых произведений, в основном известных классических, переписанных им самим на нотных листах для всех инструментов оркестра. Постоянный состав был довольно простым - первые, вторые и третии скрипки, альты, виолончели, контрабас и фортепьяно. Если в произведении встречалась партия других инструментов - кларнета, трубы или гобоя, Анатолий Давыдович приглашал исполнять их выпускников своей музыкальной школы, и они с удовольствием исполняли сольные партии. Не раз на концертах оркестр выступал с камерным хором, который тоже существовал при дворце культуры. Михаил прекрасно помнил их выступление в Капелле. Они исполняли “ Stabat mater” Перголези и “Реквием” Моцарта. Эта грандиозная музыка в исполнении солистов хора и оркестра, иногда даже вызывала мурашки на спине Михаила от восторга услышанного. Да и слушатели в зале великолепно оценивали игру оркестра и исполнение хора, завершая окончание очередного произведения бурными и продолжительными овациями.  Анатолию Давыдовичу удавалось согласовать с городскими властями замечательные площадки для выступления оркестра. Это и Капелла и малый зал Филармонии, и Меншиковский дворец, и Михайловский замок, и дворец Белосельских- Белозерских, Юсуповский дворец, Шереметьевский дворец, и другие великолепные места. Несколько раз оркестр выезжал с гастролями в Прибалтику, когда ещё существовал СССР. Выступали в таких городах, как Рига, Тарту, Пярну. Конечно, тогда оркестранты не получали ни копейки за выступления, да и зрители на большинство концертов ходили бесплатно, ведь самодеятельность в те времена не оплачивалась. Всё опиралось на интерес и беззаветное увлечение музыкой людей, игравших в оркестре.
Но вернёмся к июньскому концерту. Тогда в репертуар выступления вошли произведения Моцарта, Вивальди, Рахманинова, Чайковского, Хиндемита.
Встал вопрос – как доставить контрабас, на котором в оркестре играл Тенгиз. Его надо было доставить из музыкальной школы, находящейся на улице Седова в Меншиковский дворец на Университетской набережной. Тогда Михаил предложил Анатолию Давыдовичу привезти его на своём автомобиле ВАЗ, который его семья недавно приобрела. Конечно, он был не новый, ему было пять лет, когда его покупали. В СССР в те времена новый автомобиль можно было приобрести только отстояв много лет в очереди, да и стоили автомобили дорого. В тот год в семье Михаила случилось событие, которое позволило приобрести подержанный авто. Его бабушка Рая и прабабушка Анна Фёдоровна ‘погасили’ свои облигации государственного займа восстановления и развития народного хозяйства тысяча девятьсот сорок восьмого года. Им по возрасту Сбербанк предоставил такую возможность. Ещё денег и мама Михаила добавила.
Анатолий Давыдович обрадовался предложению Михаила, ведь не надо будет заказывать такси для перевозки контрабаса, как было раньше. Утром девятнадцатого, за два часа до начала концерта Михаил на своей машине подъехал к музыкальной школе. Вахтёрша очень долго искала ключ от музыкального класса, где хранился контрабас.
Время шло, и Михаил начал нервничать, что опоздает. Но вот наконец он попал в класс, взял контрабас и понёс к машине. Инструмент казался ему огромным.
- Как Тенгиз с ним управляется, не представляю, - подумал Михаил.
Подойдя к машине, он понял, что в салон его ВАЗа контрабас целиком не влезет, слишком большой и длинный. Что было делать?
-Ладно, открою заднее боковое стекло и высуну гриф контрабаса наружу, ничего страшного, пусть торчит, а переднее пассажирское сиденье сложу - подумал Михаил,- только его надо чем- то мягким обмотать, чтобы не повредился при езде и  тряске, а то чехол инструмента не очень прочный.
Он думал чем же обмотать гриф, но в конце концов снял свою куртку и обмотал гриф ею. Времени уже было в обрез, чтобы доехать до Васильевского острова, и Михаил погнал свой автомобиль. Как назло пошёл дождь, но гриф контрабаса, торчащий из окна автомобиля, слава Богу, защищала его ветровка и чехол. Он быстро проехал проспект Обуховской обороны, Синопскую и набережную Кутузова. На Дворцовой набережной его остановил постовой ГАИ.
- Лейтенант Гуров. Нарушаем, товарищ! – сказал он, - превысили допустимую скорость, ваши документы пожалуйста.
- Товарищ Лейтенант, простите на первый раз, - стал просить Михаил, - на концерт опаздываю, видите и инструменты для оркестра везу.
Инспектор посмотрел на контрабас и на футляр скрипки Михаила, лежащие в салоне.
- Что за концерт, где? – поинтересовался инспектор.
- Да в Меншиковском дворце наш самодеятельный камерный оркестр выступает сегодня, начало через двадцать минут уже, поэтому и торопился, пожалуйста, больше нарушать не буду, - взмолился Михаил.
- Вы сами-то на чём играете?
- Я на скрипке, а вот коллеге его инструмент везу – контрабас.
- Да здоровый он у вас. Ладно, езжайте и больше не нарушайте.
- Спасибо Вам огромное, - радостно ответил Михаил и поехал в сторону Университетской набережной.
Но как оказалось, его старания по доставке контрабаса в этот день оказались напрасными. На концерт контрабасист Тенгиз не приехал, он заболел в этот день и не смог сообщить о своём отсутствии. Оркестр выступал без контрабаса. Но вдохновение и музыка сделали своё дело. Концерт прошёл великолепно, публика осталась довольна. Длительные и громкие аплодисменты в конце концерта это подтвердили.   


Рецензии