Новосильские казаки
Во-вторых, диалект новосильских казаков, отмеченный Е.Ф. Будде и В.Н. Глаголевым, является особым и практически идентичным "саянскому" диалекту. Новосильский казачий говор отличается от говора большинства населения Новосильского уезда и разделяется на "барский" (потомков крепостных) и казацкий.
Новосильским казакам присущи такие особенности:
- употребление "аканья" и "яканья" - вместо "вядро" говорят "вядро", "чаво" вместо "чего", "яго" вместо "его";
- произношение звука "с" как "ц" - например, "яиса", "сапля", "сарь";
- произношение буквы "г" с особым ударением на "о" - например, "нагого";
- отсутствие суффикса "т" в третьем лице единственного числа глаголов - например, "будя" вместо "будет", "играя" вместо "играет";
- употребление "щё" и "чо" вместо "что";
- употребление "сабе" и "сае" вместо "себе".
Е.Ф. Будде отмечал, что диалект новосильских казаков является переходным от южнорусского к малороссийскому.
В третьих, новосильские казаки имеют сходства в одежде. Как отмечали и Е.Ф. Будде, и В.Н. Глаголев, казачки не носят традиционные кички и сарафаны, характерные для "барских" крестьянок. Вместо этого они предпочитают расшитые рубашки, цветные шерстяные юбки-понёвы с прошвою и коротейки. На голове у казачек повязки, платки или "сороки", напоминающие головные уборы индейских вождей или хвосты павлина.
В.Н. Глаголев отмечал, что новосильские казачки носят поневы с прошвою, состоящие из четырех полотнищ. На голове женщин и девушек надевают повязки, а в праздничные дни - нарядные платки или "сороки". Он также указывал на то, что казачки в Залегощи надевают на ноги по два или три чулка, чтобы ноги казались толще.
Исследователи края, такие как Н.М. Могилянский, отмечали, что женский костюм в некоторых селах Новосильского уезда сохранился в полноте и разнообразии, особенно в Вышнем Залегощи.
Н.В. Глаголев указывал на отличия в жилище новосильских казаков от "барских" - частое присутствие изб с прорубленными окнами на двор и маленьким волоковым окном на улицу. Это был старый однодворческий обычай, распространенный в Полесье.
Глаголев также указывал на некоторые отличия в характере казацкого населения: леность, бесхозяйственность, отсутствие промыслов и зимних работ, суеверие, строгое соблюдение церковных обрядов, грубоватость и недоверчивость, но при этом отсутствие лукавства и криводушия. "Барские" были богаче и не имели такого количества кликуш, характерных для казаков. Они также были склонны к заискиванию или подобострастию в общении с дворянами и чиновниками, что было необычно для казаков.
Из-за редких браков между новосильскими казаками и "барскими" крестьянами, новосильские казаки долгое время сохраняли свои языковые, культурные и бытовые особенности.
В 1644 году царь Михаил Федорович выдал грамоты на владение землей в "Диком Поле" новосильским служилым людям, однако они предпочли остаться в слободах при Новосиле. К концу XVII века необходимость в содержании этих служилых людей отпала, и они были расселены по всей выделенной им земле. В 1765 году новосильские казаки были подчинены Военному министерству, что привело к сохранению для них этого самоназвания. В настоящее время в городе Новосиль существует Станичное казачье общество. Места расселения новосильских казаков указываются по-разному в различных источниках. В разных годах казачьими селами и приходами в Новосильском уезде считались Вышняя Залегощь, Нижняя Залегощь, Скородное, Воротынцево, Вышняя Пшевь (Косарево), Галичье, Каменка и Ямская слобода. В 1904 году профессор Будде также причислил к казачьим другие волости Новосильского уезда.
В 1904 году были установлены владения различных служб и категорий людей в различных селах и деревнях. Например, села Покровское, Пшева, Воротинцова, Острая, Косарева и Галичи, а также их деревни, принадлежали "прежним службам Казаков". Село Каменка и деревня Дичная были владениями "прежних служб Пушкарей". Село Петушки и деревня Долгая были владениями "прежних служб Стрельцов". Ямская слобода города Новосиля и деревня Казари были "владениями Ямщиков". Села Березовцы и Архангельское с их деревней были "ведомством Коллегии Экономии, ранее принадлежавшим Духовому монастырю". Другие "казачьи" и "смешанные" села и деревни были описаны как принадлежащие "Экономическому ведомству, ныне Казенному ведомству крестьян". Всего было выделено семнадцать "казачьих" сел и деревень, однако некоторые из них не являлись казачьими, например, село Березовец, которое принадлежало монастырю, и село Судбищи, которое, вероятно, было населено потомками сторожевых казаков. Происхождение других сел и деревень, таких как Подтолстое и Новое Село, также было связано с казаками.
Свидетельство о публикации №224012300977