Отмена культуры отмены. Часть I

СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ЗАНИМАЕТ ОТМЕНА «КУЛЬТУРЫ ОТМЕНЫ»?
(опыт Санкт-Петербурга начала XX века)


В последней главе «Отменённый Грааль» моей повести «Грааль и Цензор», чиновники Главного управления по делам печати, цензурировавшие в 1913 году первую российскую постановку мистерии Рихарда Вагнера «Парсифаль», негодуют из-за «культуры отмены», распространившейся с началом Первой мировой войны на оперы Вагнера, пользовавшиеся в то время большой популярностью в Санкт-Петербурге. Мои герои не теряют надежды: музыка Вагнера непременно вернётся на оперные сцены, «как только пушки умолкнут насовсем». Мы знаем, что в реальной жизни именно так и произошло. Сколько же времени потребовалось столичным театрам после окончания войны, для того чтобы положить конец злосчастной «культуре отмены»?

Я проанализировал более тысячи номеров «Обозрения театров», ежедневной петербургской (петроградской) газеты, публиковавшей театральные программы, новости и рецензии, за 1914 – 1918 годы, и пришёл к поразительному выводу: в случае с Вагнером и Россией начала XX века для этого хватило всего трёх дней!

ЧАСТЬ I.  СТОИЛА ЛИ ИГРА СВЕЧ?

Прежде всего приглашаю вас обратиться к статистике исполнения опер Рихарда Вагнера в Санкт-Петербурге до начала Первой мировой войны – убедиться, что творения композитора действительно были популярны в российской столице того времени.

СФОРМИРОВАВШАЯСЯ К 1913 ГОДУ ВАГНЕРОВСКАЯ ТРАДИЦИЯ

К 1 января 1913 года в репертуар главной императорской оперной сцены – Мариинского театра – входили 8 опер Вагнера: «Летучий голландец» (в России его назвали «Моряк-скиталец»), «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», а также все четыре части тетралогии «Кольцо Нибелунга» («Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель богов»).

Вторая оперная сцена Петербурга – Народный дом императора Николая II – имела в репертуаре вагнеровского «Тангейзера», и иногда в течение одной и той же недели публика могла увидеть разные постановки этой оперы сразу в двух театрах.

За неделю до начала 1913 года в помещении петербургской консерватории открылся новый оперный театр – Театр музыкальной драмы под руководством Иосифа Лапицкого. В первые же дни своего существования он представил публике «Нюрнбергских мастеров пения» Рихарда Вагнера.

ВТОРОЙ ПО ПОПУЛЯРНОСТИ ОПЕРНЫЙ КОМПОЗИТОР

С 1 января 1913 года по 1 августа 1914-го года исполнение перечисленных опер, за исключением «Моряка-скитальца», в этих трёх театрах продолжилось. Более того, вагнеровский репертуар Мариинского театра пополнился «Нюрнбергскими мейстерзингерами», а Народного дома Императора Николая II – «Лоэнгрином». Народный дом и Музыкальная драма впервые в истории Российской империи представили публике торжественную сценическую мистерию Вагнера «Парсифаль». Весной 1914 года спектакль «Парсифаль», поставленный в Народном доме музыкально-историческим обществом графа А. Д. Шереметева, был перенесен в Императорский Эрмитажный театр.

Всего в это время оперы Рихарда Вагнера прозвучали в Петербурге 131 раз. Много это, или мало? Первенство по частоте исполнения предсказуемо и неоспоримо занял русский композитор Пётр Чайковский (168 спектаклей за предвоенный период). Рихард Вагнер (131 спектакль) стал следующим после него по популярности, с большим отрывом опередив по количеству оперных спектаклей представителей французской (Жорж Бизе – 82 спектакля), итальянской (Джузеппе Верди – 62 спектакля) и даже русской (Михаил Глинка, Николай Римский-Корсаков, Модест Мусоргский – менее 60 спектаклей каждый) оперных школ.

Примечательно, что произведения самого ярого русского критика таланта Вагнера – композитора  Цезаря Кюи – в этот период совсем не исполнялись в петербургских оперных театрах.

9 ВАГНЕРОВСКИХ ОПЕР НА ПЕТЕРБУРГСКИХ СЦЕНАХ

Мы можем также проанализировать количество представлений в довоенный период каждой из имевшихся в репертуаре петербургских театров опер Вагнера.

«Нюрнбергские мейстерзингеры», «Лоэнгрин», «Тангейзер», а также только-только поставленный «Парсифаль» были равновелико представлены на петербургской сцене (каждый по 22-24 спектакля за период).

Мариинский театр 8 раз показал полный цикл тетралогии «Кольцо Нибелунга» из четырёх частей, для этого публике были предложены специальные «вагнеровские абонементы». С учётом сложности этого произведения, как для исполнителей, так и для слушателей, такое количество представлений следует признать несомненным достижением. Отдельные части тетралогии исполнялись и сверх абонемента (1 раз «Зигфрид», по 3 раза «Валькирия» и «Гибель богов»), такие спектакли приурочивались к приезду в Петербург парижской примы Фелии Литвин. С её участием был также дан один спектакль «Тристан и Изольда» – постановка, шедшая на мариинской сцене в прошлых сезонах. 

В вагнеровских спектаклях блистали «оперные звёзды», тогда именовавшиеся «Солистами Его Императорского Величества»: уже упомянутая Фелия Литвин, Наталия Ермоленко-Южина, Николай Фигнер, Дмитрий Смирнов. Поклонники с удовольствием слушали и «восходящих талантов»:  Ивана Ершова и Леонида Собинова.

4 ВАГНЕРОВСКИЕ ОПЕРЫ В РЕЙТИНГЕ САМЫХ ИСПОЛНЯЕМЫХ

Если составить «рейтинг» зарубежных опер, наиболее часто звучавших на петербургской сцене в 1913 году и в течение 7 месяцев 1914 года, первое место в нём займет опера Бизе «Кармен», и только далее следует Вагнер. Но французский композитор был представлен в столице всего двумя операми (вторая – «Искатели жемчуга»), а Рихард Вагнер – целыми девятью, из которых четыре («Мейстерзингеры», «Тангейзер», «Лоэнгрин» и только что поставленная мистерия «Парсифаль») вошли в «рейтинг» самых исполняемых.


РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕАТРАЛЬНОГО СЕЗОНА 1913/14

Подводя итог, можно заключить: несомненно, до начала Первой мировой войны творчество Рихарда Вагнера вызывало большой интерес у петербургской публики. На сценах столицы Российской империи были представлены все оперные творения композитора, кроме самых ранних. Вагнер звучал в Петербурге чаще всех других авторов, за исключением Петра Чайковского, а поставленная совсем недавно мистерия «Парсифаль» вошла в список самых исполняемых опер в Северной Столице.

Театральный сезон 1913/14 года завершился в Музыкальной драме вагнеровским «Парсифалем» (28 марта 1914 года), а в Мариинском театре –  «Мейстерзингерами» (25 апреля 1914 года). Народный дом продолжал давать спектакли и в межсезонье, 1 мая 1914 мая там состоялись гастроли Ады Сари и Дмитрия Смирнова – был показан «Лоэнгрин». Каждый из трёх театров планировал уже в начале нового сезона возобновить свои вагнеровские представления. Александр Дмитриевич Шереметев готовился привезти «Парсифаля» из Народного дома на гастроли в Москву.

Продолжение следует...


Рецензии