Анализ книги Германа Гессе Паломничество в страну

24  .  01   . 2024 
Анализ  книги  Германа  Гессе 
«  Паломничество  в  страну  Востока  «  .

Часть  Третья  .

В  1930  году  ,  когда  писал  «  Паломничество  в  Страну  Востока  «  ,  Герман  Гессе  думал  об  «  Игре  в  бисер  «  ,  которую  он  посвятит  « паломникам  Востока  «  .
Поэтому  я  тщательно  ищу  скрытые  смыслы  именно  что  в  книге  «  Паломничество  в  Страну  Востока  « .
Ибо  « Игра в  бисер  «  назван  Гессе  великим  трудом  старости  .  Восток  у  Гессе  - символическая  « утренняя  страна  «  ,  где  однажды  , как  думал  он  , пробудится  знание  .  Этот  вымышленный  край  ,  который  так                и  не  открыли  паломники  ,  мог  бы  быть  Касталией  ,  которая  появляется  в следующей  за  рассматриваемой  книгой  и  обязана  своим  именем  чистому  источнику   в  Дельфах  , струи  которого  вдохновляли  поэтов  .
Гессе  в  «  Паломничество  в  Страну  Востока  «  предался  воспоминаниям  :  «…  вспоминаю  о  некоей  особой  группе  ,    с  которой  мы  шли  , делали  привалы  в  течении  нескольких  дней  ;  эта  группа  ставила своей  задачей освободить  из мавританского  плена  в  Африке  братьев  Ордена  и  принцессу  Изабеллу  … «  Об  этом  просил  наставников  император  Африки  при  своём  посещении  паломников  .
Он  перестал  быть противником  Карла  Великого                как  будто  бы  .  Во  всяком  случае  паломники  на  Восток  откликнулись  на  его просьбу  .  Может  быть потому  ,   что  ,  по  словам   Гессе  ,  «  говорили  ,  что  они  владели  волшебным  рогом  Гюона  …  »
Роге  волшебника  Оберона  ,  сына  Юлия  Цезаря  и  феи  Морганы  , потому  ставшим  королём  фей  . Так  написано  в  рыцарском  романе  Ариосто  «  Неистовый  Роланд  «  .  Одним  из антигероев  которого  является  император  Африки  Аграмант  , враг  ,  между  прочим  ,  Карла  Великого  ,  в  битву  с  которым  по молитве  Карла  Великого  должен  был вступить  сам  Михаил  архангел  .  Битва  велась    не  столько  на  земле  , сколько  в небесах  .
 Должно  быть  Аграмант  ,  император  Африки  дал  наставникам  паломников  сведения  о  волшебном  роге  .  Кто  кроме  него  ?
Среди  освободителей  , говорит  Гессе  ,  были  :
«  мои  друзья  …»   - 
поэт  Лаушер  (  персонаж  романа  Гессе  « Посмертные  записки и  стихи  Германа  Лаушера  «  (  1901  )  ,
и  художники  :  Клингзор  ( герой повести  Гессе 
«  Последнее  лето  Клингзора  «  (  1920  )  ,
и  Пауль  Клее  -  швейцарский  художник  - авангардист
(  1879   -  1940  )  .  Вот  компания  какая  .
Они  не  только  находились  вместе  :  2  героя   произведений  Гессе и  реальный  его  друг  , но  и говорили  друг с другом  :
« …  они  только и говорили  , что  про Африку  и пленную принцессу  … «  .  У  них  была  книга  смыслов      для  их пушешествия  :  «…    их библией  была  книга  подвигов  Дон  Кихота  ,  в  честь которого  они  планировали   проложить  свой  путь  через  Испанию …  «
Гессе  считал  виртуальных  героев  его книг  и реального  друга  братьями  по  духу  :  «  каждый  раз  было прекрасно  встретить  братьев  по  духу  ,  присутствовать  на  их праздниках  и  молениях  ,  приглашать  на  свои  , слушать рассказы  о  подвигах и замыслах  ,  благословлять  их                в дорогу  и  знать  :  они  идут своим  путём  так  же  ,  как  мы  - своим  , у  каждого  есть своя  мечта  , своё  желание  ,  своя  тайная  игра  в сердце  , но все  слиты  в  один  мощный  поток  и  пребывают вместе  , сердца  всех исполнены  священного  трепета  , одной  веры  , все  давали  один                обет  …  «  Что  можно сказать  на  это  признание  ?
То  , что  у  автора  с  его персонажами  необычные  отношения  .  Я  не  представляю  , чтобы  у  меня  были  подобные  отношения  с  Иудой  Искариотом  , о  котором  я  писала  роман  в  течении  почти  14  лет  . То есть  отношения  могли  бы  сложиться  . Но  не  сложились  .
Хотя  Иуда  Искариот  -  историческая  персона  .
И  я  осмысляла  то  , каким  образом  он  , находившийся    в  близких отношениях  с  Иисусом  Христом  ,    имеющий  дары  Святого  Духа  ,  исцеляющий  ,  как  и  другие  апостолы  , мог  предать    Учителя  ,  Которого  , опомнившись  , назвал  невинным  …  Ибо  сказал  :
«  …  согрешил  я  , предав  кровь  невинную  … «
Он  признал свой  грех  , то есть  не  был  совсем  пропащим  .
Хотя  грех его  был  оценён  Иисусом Христом  :
Который   отвечал  Пилату 
«  …  не  имел  ты  власть  против  меня  никакую  ,  если  не  было  тебе  дано свыше  :  из -  за  этого  предавший  Меня  тебе  больший  грех имеет …  «   
Я  же    осмысляла  само  предательство,  противопоставляя
верность  и  предательство  ,
сотрудничество и  соперничество  -
владение  ценностями 
Царства   Божьего  и  мировой  системы  ,
Владение  энергией 
Царства  Божьего   или  мировой системы  ,
Нахождение  в
Церкви  Божией  или  в    мировой  системе,
Владение  возможностями 
Царства  Божьего  или  мировой  системы  ,
Нахождение  в  любви  и  прощении , 
И  в  энергии  любви  и   прощения  ,
Или   нахождение  в ненависти  и  непрощении  ,   
 В  энергии  ненависти  и  мщения    .

Но  не  вступая  в разговоры  никаким  образом  с  героем  .
Стивен  Хокинг  сказал  ,  что  во  времени  ,  рядом     с нами  ,  находятся  червоточины  ,  и  ,  можно  изловчиться  и  попасть  в любое  время  и  пространство  , в  то  же  время  внешний  наблюдатель  может  видеть  то  , что  вы  - в том  времени  и пространстве  ,  в  котором  и пребывали  до  того  . Вы  можете  попасть  в  чёрную дыру  и  застрять там  на  40  лет  ,  хотя  до  точки  назначения  не  более  месяца  .  И  , напротив  ,  можно  попасть  во временные  и  пространственные  толщи  , наблюдая  столетия  - шаг  за  шагом  , хотя  во внешнем  мире  прошли  секунды  .  То  есть  путешествия                в  прошлое  возможно  по  червоточине  ,  так  же  , как  и  в будущее  .  И  увидеть  подробности  происходящего  как  очевидец  ,  как  наблюдатель  ,  самим  фактом  наблюдения  меняя  судьбу  тем  ,  что  своим  сердцем  пребывая  там  ,  вы  любите  или  ненавидите  , настаиваете  на  прощении  или  мщении  .  Тем  меняя  последствия  жизни  того  человека  или  народа  , за  которым  наблюдаете  всем  сердцем  .
Без сомнения  , Орден назван  древнейшим  по  той  причине  ,  что  со своего  места  в  своём  состоянии  сердца  ,  и  Ницше  ,  и  Юнг  ,  и  Гессе  видели  те  последствия  , которые  смогли  увидеть в  той  червоточине  ,   в  которой  пребывали  не  как  отдельный  человек  ,  а  как  объединённые  одним  сердцем  , имеющие  одну цель  . Потому  имеющие  религиозное  измерение   и религиозный  язык  ,  и  энергию  пребывания  их сердец  , всех вместе  . Ибо  это  Орден  .  И  это  не  Царство  Божие  .  Ибо  по  их плодам  узнаете  . И  не  может  колючка  давать плоды  добрые  , несмотря  на  то  , что может  выглядеть потрясающе  . 
Как  чертополох  у  Льва  Толстого  .
Разные  вибрации  , требующие  мщения  , или  прощения .
Так  что  действительность  Царства  Божьего     и  царства  сатаны  - разная  , по  факту  нахождения    в плоскости  прощения  или  мщения  .
И  выглядит  по разному  .
И те  , кто  находится  в  Царстве  любви , видят реальность  кардинально  по  другому  ,  чем  находящиеся  в  царстве  мира  сего  .
 И  имеют разные  плоды  .
И  искривляют время  и  пространство  по  разному  .
Участвуя  в  танцах  любви  или  в  танцах  ненависти  .
И  чёрные  дыры  танцуют  .
Астрономы  не  только  зафиксировали  этот танец  .
Но  и  услышали  музыку  этого  танца  .
Этот  звук  напоминает  звук  сливного  бачка  в  унитазе 
Участники  танца  сливаются  …  куда  ? 

Гессе  настолько вошёл в  мир  мировой  литературы  ,  в  том  числе  своей  , что включил  в  Орден  и  литературные  персонажи  . Мифические  по  своей  сути  .
Далее  он  говорит  о встрече  с  реальными  людьми  из своего  окружения  .  Один  из них  цитировал  любимые  места  из
« Симплициссума  «  , по  словам  Гессе  .
Это плутовской  роман  Гриммельсгаузена  , изданный     в  Нюрнберге  в  1669  году  .  В  романе  отображена  история времён  Тридцатилетней  войны  -  1618  -  1648  годы  .
Война началась  как  борьба  периферийных  князей                с  императорской  властью  .  Пример  истинной   воли      к  власти  .  Но  не  об  этом  говорит  повествование  .
А  «  в  центре  книги  -  жизнь простого  парня  Симплициссума  (  с  латинского  -  наипростейший  ) .
За  время  своих  странствий  он  исколесил  пол  - Европы  , побывал  на  службе  у  «  белого  царя  «  в  Москве  , спустился  по  Волге  к  Астрахани  ,  побывал  в  Тартарии ,  Корее  ,  Японии  ,  Макао  и   Констанстинополе  .
То  есть  простой  парень  совершил  путешествие  на  Восток  . А  в  1683  году  появилась  венгерская версия   приключений  «  ваганта  из  Шпессера  «  -  бродяга    и  вагант  по имени  Мельхиор  Штернфельс  фон  Фуксейм  .  В  1948  году  на  сцене  Мюнхенской  оперы  поставлена  опера по   мотивам  романа  композитора  Карла  Амадеуса  Хартмана  .
После  всех  приключений  Симплициссум  попадает  на  необитаемый  остров  и  ,  когда  там  его  обнаруживают  моряки  ,  он  передаёт  им  рукопись  ,  а  сам  остаётся . 
Далее  Гессе  упоминает   своих  друзей  Энглерта  ,  Файнхальца  и  Муайе  под прозвищами  Юп  , Коллофино  ,  Людовик  Жестокий  .  Швейцарский  художник  Луи  Муайе
(  1880  -  1962  )  ;  они    почти  ровесники  , почти  в  одно  время  отошли  в вечность  . 
Муайе  назван  Гессе  Людовиком  Жестоким  .  Почему  то  .  По  неизвестным  причинам  .
Почему  Людовик  , историческое  лицо  , назван  Жестоким  ,  имеющим  определённую историю  ,  известно  .
Людовик  Жестокий  -  одиннадцатый  король  Франции  из  династии  Валуа  (  1423  -  1483  )  , сын  Карла  седьмого  .
Основатель  абсолютной  монархии  во  Франции .
Окружил  себя  астрологами  , ибо  боялся  смерти  .
Имел  обыкновение  держать  своих  знатных 
в  специальных  железных  клетках  .
Так  вот  ,  в  последний  год  своей  жизни 
уверовал  в  то  ,  что его мог  бы  исцелить  глава  монашеского  ордена  минимов  святой  Франциск  из  Паолы.
Их встреча  изображена  на  картине  Николя  Госсе  .
Франциск  на  встрече  сказал  :  «  Я  хотел  бы  это сделать  ,  но  на  этой  земле  я  всего  лишь  бедный  грешник  ,  как  и  вы  ;  Бог  может  всё  .  «  . А  Людовик  Жестокий  основал  абсолютную  монархию  , имел  такую  силу  сделать  это .
Он  расширил  пределы  Франции  до   Альп  и  Пиринеев .  Покровительствовал  наукам  и искусствам  , особенно  медицине  ,  на  которую  он  возлагал  больше  надежд  ,  чем  на  Бога  .  Потому  что  жил  так  , как  он  захотел  .
Он  основал  типографию  в  Сорбонне  ,  восстановил  древнее  учреждение  Римской  империи  -  почту  .  В  1466  году  Лион стал  центром  шёлкового производства  .
Он  изображён  в  фильме  «  Горбун  Собора  Парижской  Богоматери  «  ,  современником  событий  которого    был  ,  в начале  - в романе  , после  -  в  фильме  .
Что  из сказанного  натолкнуло  Гессе  изобразить  друга 
в  « Паломничестве  в  страну  Востока  «  под именем  Людовик  Жестокий  , известно  лишь ему  одному  .
Файнхальц  назван  волшебником  Коллофино  :
«…чаявшего  обрести счастье  своей  жизни  в  Кашмире  ,  дымного  волшебника  Коллофино  ,  мечтой  которого  было насадить на  Святой  Земле  сад  оливковых  деревьев  и  держать рабов  …  «  Если  в  книге  нет  упоминания  о мечте  друзей  по имени  Юпа  и  Людовик  Жестокий  ,  то   друг                под именем  Коллофино  имел  детскую  мечту  :  насадить  на  Святой  Земле  сад  оливковых  деревьев  и  держать  рабов  …»  .  В  каком  качестве  друг  Гессе  по  имени  Коллофино  хотел иметь  себе  Ансельма  -  героя  сказки  Гессе  « Ирис  «  ,  который  отправился в  сказке  на  поиски  ириса  , синего  цветка  своего  детства  , непонятно  .
Но синий  ирис  очень напоминает  голубой  цветок  Новалиса  ,  символа  как  раз детской  мечты  . Мечты  всех романтиков  , какими  были  по  большому  счёту и  друзья  Германа  Гессе  Юп  , Людовик  Жестокий  и  Коллофино  .
В  число  паломников  в  страну  Востока  Гессе  взял 
с  собой  только  третью  свою  жену  .  Он  отказал в этом  и матери  своих  сыновей  -  Бернулли  ,  потомку  знаменитого  итальянского  математика  и  своим  сыновьям  тоже  .
Гессе  пишет  :  « …  я  встретил  и полюбил  Нинон  по прозвищу  Чужеземка  .  … её  глаза  тускло мерцали  под  чёрными  волосами  ,  она ревновала  к  принцессе  моей  мечты  Фатиме  , и  ,  скорее  всего  ,  не  зная  того  , сама  была  Фатима  .  «  Нинон   ревновала  только  к  Фатиме  .
Но  ни  к  какой  другой  женщине  , бывшей  в  жизни  Германа  Гессе  до  неё  и    в  одно  время  с  ней  .
Он  давал  ей  такую  же  свободу  .
Он  не  был  турецким  пашой  ,  он  был  рыцарем 
со своей  Прекрасной  Дамой  .

Все  паломники  , по  словам  Гессе  «  направлялись  туда  ,  куда  некогда  шли  освобождать  Гроб  Господень  или  изучать арабскую  магию  паломники  ,  императоры  и  крестоносцы  …  этот паломнический  путь  прокладывали  испанские  рыцари  и  немецкие  учёные  , ирландские  монахи  и  французские  поэты  …  «  А  паломники  вместе  с  Гессе  шли  по  их стопам … Альтер эго  Гессе  в  их  числе 
«  по  профессии  был  всего  лишь скрипачом  и сказочником «
Как  Гофман  может  быть  , который  был капельмейстером  и сказочником  .  Тип  немецкого  романтика .  Гессе  писал  в 1900  году  (  а  мы  рассматриваем  творчество  писателя  как  процесс  его становления )  :   «   …  демонической  силе  Гофмана  ,  его ВЛАСТИ  над  ужасным  и  призрачным  ,  волнующим  до  глубины  души  ,  пугающим  всеми  возможными  страхами  ,  немысленно искажённым  и  всё  же  органичным  и  живым  миром  фантазии  …  иногда  , глубокой  ночью  ,  когда  он  писал  свои  страшные  новеллы  ,  демоны  ,  созданные  им  же  самим  ,  приводили  его  в ужас  , его сердце  сжималось  ,  и  ,  спасаясь  от  этих  фантастических видений  ,  он  закрывал  глаза  руками  и  поневоле  бросал  работу  …  «   .
Маленький  человек  , впустивший  в  свою  жизнь  призраков  и  с  их  помощью  искривляя  время  , чтобы  не  допустить  его исполнения  , чтобы  помешать времени  стать  совершенным  с  помощью  , как думал   Герман  Гессе 
«  Власти  над временем   « .
 Обладая  той  же  властью ,  поскольку  ,  как  он  писал  :
 «…  отвечал  в  нашей  группе  за  музыку  …  «
 И  тогда  же  узнал  «  …  как  ВЕЛИКОЕ  ВРЕМЯ  может  возвысить  маленького  человека  и  укрепить  его  силы  … «
Тайна  возвышения  во  времени  , в  великом  времени  , должно  быть   рассматривается  Гессе  .
Он  продолжает  ,  размышляя  о  власти  над временем                и  о  власти времени   , великого времени  , возвысившего его самого  :  « …  я  не  только  играл  на  скрипке  и  руководил  нашими  хорами  ,  но  собирал  старинные  песни  и  хоралы  ,  сочинял  мотеты  и мадригалы  на  шесть и  восемь  голосов  и  разучивал  их с братьями  .
Как  делал  это  Гофман  в  Кёнигсберге  , который  стал  Калининградом  .  И  не только  в  Кёнигсберге  .
Далее  и  до  конца  повествования  героем  станет  Лео .
О   котором   пойдёт  речь  в  заключительной  части .


Рецензии