Анализ книги Германа Гессе Паломничество в страну
Анализ книги Германа Гессе
« Паломничество в страну Востока « .
Часть Третья .
В 1930 году , когда писал « Паломничество в Страну Востока « , Герман Гессе думал об « Игре в бисер « , которую он посвятит « паломникам Востока « .
Поэтому я тщательно ищу скрытые смыслы именно что в книге « Паломничество в Страну Востока « .
Ибо « Игра в бисер « назван Гессе великим трудом старости . Восток у Гессе - символическая « утренняя страна « , где однажды , как думал он , пробудится знание . Этот вымышленный край , который так и не открыли паломники , мог бы быть Касталией , которая появляется в следующей за рассматриваемой книгой и обязана своим именем чистому источнику в Дельфах , струи которого вдохновляли поэтов .
Гессе в « Паломничество в Страну Востока « предался воспоминаниям : «… вспоминаю о некоей особой группе , с которой мы шли , делали привалы в течении нескольких дней ; эта группа ставила своей задачей освободить из мавританского плена в Африке братьев Ордена и принцессу Изабеллу … « Об этом просил наставников император Африки при своём посещении паломников .
Он перестал быть противником Карла Великого как будто бы . Во всяком случае паломники на Восток откликнулись на его просьбу . Может быть потому , что , по словам Гессе , « говорили , что они владели волшебным рогом Гюона … »
Роге волшебника Оберона , сына Юлия Цезаря и феи Морганы , потому ставшим королём фей . Так написано в рыцарском романе Ариосто « Неистовый Роланд « . Одним из антигероев которого является император Африки Аграмант , враг , между прочим , Карла Великого , в битву с которым по молитве Карла Великого должен был вступить сам Михаил архангел . Битва велась не столько на земле , сколько в небесах .
Должно быть Аграмант , император Африки дал наставникам паломников сведения о волшебном роге . Кто кроме него ?
Среди освободителей , говорит Гессе , были :
« мои друзья …» -
поэт Лаушер ( персонаж романа Гессе « Посмертные записки и стихи Германа Лаушера « ( 1901 ) ,
и художники : Клингзор ( герой повести Гессе
« Последнее лето Клингзора « ( 1920 ) ,
и Пауль Клее - швейцарский художник - авангардист
( 1879 - 1940 ) . Вот компания какая .
Они не только находились вместе : 2 героя произведений Гессе и реальный его друг , но и говорили друг с другом :
« … они только и говорили , что про Африку и пленную принцессу … « . У них была книга смыслов для их пушешествия : «… их библией была книга подвигов Дон Кихота , в честь которого они планировали проложить свой путь через Испанию … «
Гессе считал виртуальных героев его книг и реального друга братьями по духу : « каждый раз было прекрасно встретить братьев по духу , присутствовать на их праздниках и молениях , приглашать на свои , слушать рассказы о подвигах и замыслах , благословлять их в дорогу и знать : они идут своим путём так же , как мы - своим , у каждого есть своя мечта , своё желание , своя тайная игра в сердце , но все слиты в один мощный поток и пребывают вместе , сердца всех исполнены священного трепета , одной веры , все давали один обет … « Что можно сказать на это признание ?
То , что у автора с его персонажами необычные отношения . Я не представляю , чтобы у меня были подобные отношения с Иудой Искариотом , о котором я писала роман в течении почти 14 лет . То есть отношения могли бы сложиться . Но не сложились .
Хотя Иуда Искариот - историческая персона .
И я осмысляла то , каким образом он , находившийся в близких отношениях с Иисусом Христом , имеющий дары Святого Духа , исцеляющий , как и другие апостолы , мог предать Учителя , Которого , опомнившись , назвал невинным … Ибо сказал :
« … согрешил я , предав кровь невинную … «
Он признал свой грех , то есть не был совсем пропащим .
Хотя грех его был оценён Иисусом Христом :
Который отвечал Пилату
« … не имел ты власть против меня никакую , если не было тебе дано свыше : из - за этого предавший Меня тебе больший грех имеет … «
Я же осмысляла само предательство, противопоставляя
верность и предательство ,
сотрудничество и соперничество -
владение ценностями
Царства Божьего и мировой системы ,
Владение энергией
Царства Божьего или мировой системы ,
Нахождение в
Церкви Божией или в мировой системе,
Владение возможностями
Царства Божьего или мировой системы ,
Нахождение в любви и прощении ,
И в энергии любви и прощения ,
Или нахождение в ненависти и непрощении ,
В энергии ненависти и мщения .
Но не вступая в разговоры никаким образом с героем .
Стивен Хокинг сказал , что во времени , рядом с нами , находятся червоточины , и , можно изловчиться и попасть в любое время и пространство , в то же время внешний наблюдатель может видеть то , что вы - в том времени и пространстве , в котором и пребывали до того . Вы можете попасть в чёрную дыру и застрять там на 40 лет , хотя до точки назначения не более месяца . И , напротив , можно попасть во временные и пространственные толщи , наблюдая столетия - шаг за шагом , хотя во внешнем мире прошли секунды . То есть путешествия в прошлое возможно по червоточине , так же , как и в будущее . И увидеть подробности происходящего как очевидец , как наблюдатель , самим фактом наблюдения меняя судьбу тем , что своим сердцем пребывая там , вы любите или ненавидите , настаиваете на прощении или мщении . Тем меняя последствия жизни того человека или народа , за которым наблюдаете всем сердцем .
Без сомнения , Орден назван древнейшим по той причине , что со своего места в своём состоянии сердца , и Ницше , и Юнг , и Гессе видели те последствия , которые смогли увидеть в той червоточине , в которой пребывали не как отдельный человек , а как объединённые одним сердцем , имеющие одну цель . Потому имеющие религиозное измерение и религиозный язык , и энергию пребывания их сердец , всех вместе . Ибо это Орден . И это не Царство Божие . Ибо по их плодам узнаете . И не может колючка давать плоды добрые , несмотря на то , что может выглядеть потрясающе .
Как чертополох у Льва Толстого .
Разные вибрации , требующие мщения , или прощения .
Так что действительность Царства Божьего и царства сатаны - разная , по факту нахождения в плоскости прощения или мщения .
И выглядит по разному .
И те , кто находится в Царстве любви , видят реальность кардинально по другому , чем находящиеся в царстве мира сего .
И имеют разные плоды .
И искривляют время и пространство по разному .
Участвуя в танцах любви или в танцах ненависти .
И чёрные дыры танцуют .
Астрономы не только зафиксировали этот танец .
Но и услышали музыку этого танца .
Этот звук напоминает звук сливного бачка в унитазе
Участники танца сливаются … куда ?
Гессе настолько вошёл в мир мировой литературы , в том числе своей , что включил в Орден и литературные персонажи . Мифические по своей сути .
Далее он говорит о встрече с реальными людьми из своего окружения . Один из них цитировал любимые места из
« Симплициссума « , по словам Гессе .
Это плутовской роман Гриммельсгаузена , изданный в Нюрнберге в 1669 году . В романе отображена история времён Тридцатилетней войны - 1618 - 1648 годы .
Война началась как борьба периферийных князей с императорской властью . Пример истинной воли к власти . Но не об этом говорит повествование .
А « в центре книги - жизнь простого парня Симплициссума ( с латинского - наипростейший ) .
За время своих странствий он исколесил пол - Европы , побывал на службе у « белого царя « в Москве , спустился по Волге к Астрахани , побывал в Тартарии , Корее , Японии , Макао и Констанстинополе .
То есть простой парень совершил путешествие на Восток . А в 1683 году появилась венгерская версия приключений « ваганта из Шпессера « - бродяга и вагант по имени Мельхиор Штернфельс фон Фуксейм . В 1948 году на сцене Мюнхенской оперы поставлена опера по мотивам романа композитора Карла Амадеуса Хартмана .
После всех приключений Симплициссум попадает на необитаемый остров и , когда там его обнаруживают моряки , он передаёт им рукопись , а сам остаётся .
Далее Гессе упоминает своих друзей Энглерта , Файнхальца и Муайе под прозвищами Юп , Коллофино , Людовик Жестокий . Швейцарский художник Луи Муайе
( 1880 - 1962 ) ; они почти ровесники , почти в одно время отошли в вечность .
Муайе назван Гессе Людовиком Жестоким . Почему то . По неизвестным причинам .
Почему Людовик , историческое лицо , назван Жестоким , имеющим определённую историю , известно .
Людовик Жестокий - одиннадцатый король Франции из династии Валуа ( 1423 - 1483 ) , сын Карла седьмого .
Основатель абсолютной монархии во Франции .
Окружил себя астрологами , ибо боялся смерти .
Имел обыкновение держать своих знатных
в специальных железных клетках .
Так вот , в последний год своей жизни
уверовал в то , что его мог бы исцелить глава монашеского ордена минимов святой Франциск из Паолы.
Их встреча изображена на картине Николя Госсе .
Франциск на встрече сказал : « Я хотел бы это сделать , но на этой земле я всего лишь бедный грешник , как и вы ; Бог может всё . « . А Людовик Жестокий основал абсолютную монархию , имел такую силу сделать это .
Он расширил пределы Франции до Альп и Пиринеев . Покровительствовал наукам и искусствам , особенно медицине , на которую он возлагал больше надежд , чем на Бога . Потому что жил так , как он захотел .
Он основал типографию в Сорбонне , восстановил древнее учреждение Римской империи - почту . В 1466 году Лион стал центром шёлкового производства .
Он изображён в фильме « Горбун Собора Парижской Богоматери « , современником событий которого был , в начале - в романе , после - в фильме .
Что из сказанного натолкнуло Гессе изобразить друга
в « Паломничестве в страну Востока « под именем Людовик Жестокий , известно лишь ему одному .
Файнхальц назван волшебником Коллофино :
«…чаявшего обрести счастье своей жизни в Кашмире , дымного волшебника Коллофино , мечтой которого было насадить на Святой Земле сад оливковых деревьев и держать рабов … « Если в книге нет упоминания о мечте друзей по имени Юпа и Людовик Жестокий , то друг под именем Коллофино имел детскую мечту : насадить на Святой Земле сад оливковых деревьев и держать рабов …» . В каком качестве друг Гессе по имени Коллофино хотел иметь себе Ансельма - героя сказки Гессе « Ирис « , который отправился в сказке на поиски ириса , синего цветка своего детства , непонятно .
Но синий ирис очень напоминает голубой цветок Новалиса , символа как раз детской мечты . Мечты всех романтиков , какими были по большому счёту и друзья Германа Гессе Юп , Людовик Жестокий и Коллофино .
В число паломников в страну Востока Гессе взял
с собой только третью свою жену . Он отказал в этом и матери своих сыновей - Бернулли , потомку знаменитого итальянского математика и своим сыновьям тоже .
Гессе пишет : « … я встретил и полюбил Нинон по прозвищу Чужеземка . … её глаза тускло мерцали под чёрными волосами , она ревновала к принцессе моей мечты Фатиме , и , скорее всего , не зная того , сама была Фатима . « Нинон ревновала только к Фатиме .
Но ни к какой другой женщине , бывшей в жизни Германа Гессе до неё и в одно время с ней .
Он давал ей такую же свободу .
Он не был турецким пашой , он был рыцарем
со своей Прекрасной Дамой .
Все паломники , по словам Гессе « направлялись туда , куда некогда шли освобождать Гроб Господень или изучать арабскую магию паломники , императоры и крестоносцы … этот паломнический путь прокладывали испанские рыцари и немецкие учёные , ирландские монахи и французские поэты … « А паломники вместе с Гессе шли по их стопам … Альтер эго Гессе в их числе
« по профессии был всего лишь скрипачом и сказочником «
Как Гофман может быть , который был капельмейстером и сказочником . Тип немецкого романтика . Гессе писал в 1900 году ( а мы рассматриваем творчество писателя как процесс его становления ) : « … демонической силе Гофмана , его ВЛАСТИ над ужасным и призрачным , волнующим до глубины души , пугающим всеми возможными страхами , немысленно искажённым и всё же органичным и живым миром фантазии … иногда , глубокой ночью , когда он писал свои страшные новеллы , демоны , созданные им же самим , приводили его в ужас , его сердце сжималось , и , спасаясь от этих фантастических видений , он закрывал глаза руками и поневоле бросал работу … « .
Маленький человек , впустивший в свою жизнь призраков и с их помощью искривляя время , чтобы не допустить его исполнения , чтобы помешать времени стать совершенным с помощью , как думал Герман Гессе
« Власти над временем « .
Обладая той же властью , поскольку , как он писал :
«… отвечал в нашей группе за музыку … «
И тогда же узнал « … как ВЕЛИКОЕ ВРЕМЯ может возвысить маленького человека и укрепить его силы … «
Тайна возвышения во времени , в великом времени , должно быть рассматривается Гессе .
Он продолжает , размышляя о власти над временем и о власти времени , великого времени , возвысившего его самого : « … я не только играл на скрипке и руководил нашими хорами , но собирал старинные песни и хоралы , сочинял мотеты и мадригалы на шесть и восемь голосов и разучивал их с братьями .
Как делал это Гофман в Кёнигсберге , который стал Калининградом . И не только в Кёнигсберге .
Далее и до конца повествования героем станет Лео .
О котором пойдёт речь в заключительной части .
Свидетельство о публикации №224012401531