Мысли на заметку. 15 января 2020 года
_________________
По Юму, когда впечатление становится идеей, совершенной идеей (смысловой), тогда возникает не только возможность запомнить это впечатление, но и использовать его в воображении. Думаю, с этого начинается абстрактное мышление. Происходит абстрагирование (отвлечение) от непосредственного восприятия, и возникает возможность действовать не рефлексивно, а идейно.
Да, я думаю, Юм объясняет механизм возникновения абстрактного мышления, которое отличает человека от любого другого животного.
_________________
Более абстрагированный разум должен, по идее, более использовать воображение, нежели память. То есть активнее разрушать последовательность и расположение впечатлений для создания собственной понятийно-смысловой системы. Собственно, это и есть механизм абстрагирования. И в этом механизме заложено развитие абстрактного мышления.
_________________
Люди говорят, что у европейцев одно, у азиатов — совсем другое. Что уж говорить об американских индейцах или об аборигенах Австралии. Но если иметь в виду абстрактное мышление, то у всех людей оно развивается однотипно, невзирая на культурологические и географические различия.
_________________
Юм так же, как и Кант, ставит вопрос о врожденных идеях и благоприобретённых. Опять то же: a priori — a posteriori. И опять же, если рассматривать каждого отдельного индивидуума, то этот вопрос как бы имеет смысл, а если рассматривать «человека вообще», который развился из воды и камней, то вопрос этот вообще не имеет смысла — всё развилось с нуля, а значит, нет ничего доопытного, нет никакого a priori. На самом деле, они оба ставят вопрос о том, существует ли некая идеальная программа, которая исполняется материально, или материя сама может организовываться в нечто сознающее и мыслящее.
Материалисты последнего времени считали, что это «свойство высокоорганизованной материи».
Идеалисты знают, что материя — это наше восприятие некой сущностной реальности, которая пребывает вне времени и вне пространства, то есть вне наших форм восприятия. Однако мы сами являемся материализацией этой сущности. Мы и есть — она. Мы сознание, а не то, как мы сами себя воспринимаем.
Мы — программа, а не её материализация.
Но для восприятия очень важно различать, что до опыта, а что после опыта, чтобы знать разницу в начале восприятия и в конце. Таким образом реализуется смысл восприятия: изначальное состояние сравнивается с достигнутым. Разница — это и есть весь смысл воспринятого.
_________________
Самое поразительное, что реальным результатом нашего восприятия является абстрагирование. Восприятие нас как бы развивает. И опять же вопрос: это заложено в нас или это побочный эффект?
Одним словом, хочется разобраться, что во мне сущностное, а что формальное.
_________________
Чем различается просто восприятие от восприятия разумного? Они же очень сильно отличаются. Мы всё воспринимаем через фильтр абстрактного мышления. И уже не можем вернуться к непосредственному восприятию. Точно так же, как, изучив язык, вернуться к его восприятию, когда ты его не понимал.
Только самые первые детские воспоминания дают некое представление о непосредственном восприятии мира.
_________________
Поспал, а потом неплохо поработал и выложил главу. И ещё поправлял. Только до трех уснуть не могу. [...]
Свидетельство о публикации №224012401760