Банан

Начало девяностых.
Родители умерли. С мужем разбежались.
Золотые советские колечки, которые мама мне покупала, проданы на вес.
Только и осталось что квартира родителей. Ну и сын, конечно.
Оставлять ребёнка совсем не с кем. А ходить с ним по магазинам или на рынок - истинное мучение. Он никогда не считался с тем, что надо покупать продукты. Когда ему надоедало сидеть в коляске, он просто её переворачивал и начинал громко плакать. То есть навзрыд. Было и стыдно, и неудобно перед людьми. Никогда не забуду это чувство.
Хоть сквозь землю провались. А в очереди стоят такие же бедные люди. Они бы и пропустили вперёд, но... у них тоже свои проблемы и тоже наверное дети.

Но вот сынок немного повзрослел. Я иду по рынку и веду его за ручку.
Людей много. Народ гуляет, день ведь солнечный, весенний. Аккуратными рядами расположились продавцы с разными товарами. Тут и овощи, и фрукты, и зелень. Всего хочется, но денег почти нет.
Хватит только на самое необходимое: молоко, хлеб, творог.  Да и то за молоком огромная очередь.
Но тут сын увидел бананы и заплакал. 
- Мама, купи банан!
- Зачем тебе банан?- говорю я. - Он невкусный.
Но сын заплакал ещё громче.
- Мама, я хочу банан!
"Ну вот, - подумала я. - Сама виновата. Вот что значит неправильно выйти замуж, как говорила одна моя подруга. Вышла бы замуж правильно, сын был бы обеспечен в любом случае, даже если б развелись."
Через много лет эта самая подруга вдруг заявила, что не понимает, как я вообще живу с такой уродливой фигурой. Я критично рассмотрела своё отражение в зеркале и ничего такого не заметила. Так мы перестали общаться.
Впрочем, нет. После того, как она уехала в тёплую страну, вышла там замуж за местного тракториста и перенесла тяжёлую операцию по женской части, я иногда чиркаю ей скромные поздравления. Нельзя сказать, что от всей души, скорее из присущей мне врождённой вежливости.
Теперь я понимаю:  сказав это, она расписалась в своей ущербности. Я тоже видела в ней много недостатков по части внешности. Но я же молчала...
Так вот, идём мы с сыном по рынку. Сын продолжает плакать. А народ проходит мимо и посматривает на меня с нехорошим подозрением во взгляде.
Вдруг мужчина, стоявший рядом, протягивает сыну банан и говорит: 
-  Вот, держи и не плачь.
Довольный сынишка с удовольствием ест экзотический плод. А мне стыдно, просто ужас... На самом деле я и сама могла его купить. Просто денег было в обрез. Я даже "спасибо" сказать не успела.
Зато теперь говорю: спасибо! Здоровья тебе, добрый человек.
В тот момент моему сыну, наверное, как воздух был необходим этот самый банан.
Сын уже давно вырос. И все мы живём будущим. Но иногда из закоулков памяти, как старые, покрытые пылью страницы, вдруг возникают эпизоды той нашей жизни,  тех девяностых. Это один из них.


Рецензии
ПРишлось жить во времена слома, Лолита, нам знакомо...

Александр Скрыпник   04.02.2024 17:15     Заявить о нарушении
Саша, приятно вас видеть)
Очень хочу описать то время в более крупной форме.

Лолита Сойфер   07.02.2024 23:02   Заявить о нарушении