Песня В. Высоцкого В темноте

Владимир Семёнович Высоцкий

В темноте


Темнота впереди – подожди!
Там – стеною закаты багровые,
Встречный ветер, косые дожди
И дороги – дороги неровные.

Припев:
Там – чужие слова, там – дурная молва,
Там ненужные встречи случаются,
Там сгорела, пожухла трава,
И следы не читаются
В темноте.

Там проверка на прочность: бои,
И туманы, и ветры с прибоями.
Сердце путает ритмы свои
И стучит с перебоями.

Припев.

Там и звуки, и краски не те,
Только – мне выбирать не приходится.
Очень нужен я там, в темноте…
Ничего! Распогодится!

Припев.


Другие названия песни: «Темнота впереди – подожди!..»; «Темнота».
Песня была написана поэтом в 1969 году для кинофильма «Сыновья уходят в бой» («Беларусьфильм»). Песня в кинофильм не вошла.
В дальнейшем песня была записана на нескольких пластинках. Фонограммы авторского исполнения: первая – июнь 1969 года, последняя – ноябрь 1979 года.

О чём эта песня?
Поскольку песня была написана для фильма о Великой Отечественной войне, о белорусских партизанах, то первая мысль – эта песня о мужестве людей на войне, о том, как партизаны смело идут навстречу опасности.
Это верно, это так…
Мне кажется, что у песни есть и другой смысл. Эта песня о роли Поэта, о его предназначении.


Темнота впереди – подожди!
Там – стеною закаты багровые,
Встречный ветер, косые дожди
И дороги – дороги неровные.


Чей-то голос говорит Поэту: «Темнота впереди – подожди!». Это значит – Поэт, постой, подумай, не ходи туда. Там темно, там сложно, там много препятствий. «Подожди!» – не пиши о чёрствости, об алчности людей, об их трусости и лживости. Не обличай эти людские недостатки. Не пиши о главном. На этом пути нет ровных дорог, нет хорошей погоды.

Припев повторяется в песне три раза:

Там – чужие слова, там – дурная молва,
Там ненужные встречи случаются,
Там сгорела, пожухла трава,
И следы не читаются
В темноте.


«Там – чужие слова». – Поэт, там тебя не захотят слушать, там ты не найдёшь понимания и ответа.
«Там – дурная молва».  – Поэт, там тебя будут ругать и обвинять. В твой адрес будет много лжи.
«Там ненужные встречи случаются».  – Поэт, там очень опасно.
«Там сгорела, пожухла трава, И следы не читаются В темноте». – Поэт, там ничего не растёт, ничего не взойдёт. Поэт, никто о тебе не вспомнит, никто не увидит результатов (следов) твоего пребывания в темноте.


Там проверка на прочность: бои,
И туманы, и ветры с прибоями.
Сердце путает ритмы свои
И стучит с перебоями.


Поэт проверяется в «темноте» на прочность. Там всё против Поэта. Сердце настоящего Поэта не может спокойно и ровно стучать, в «темноте» оно страдает и болеет.


Там и звуки, и краски не те,
Только – мне выбирать не приходится.
Очень нужен я там, в темноте…
Ничего! Распогодится!


Это главная стихотворная строфа, в ней главный смысл произведения!
Поэт говорит нам: «Да, я знаю, что там, в «темноте» сложно, опасно. Там не такие звуки и краски, которые мне нравятся. Там нет приятных, красивых звуков. Там нет красок любви. Но я должен там быть, я должен там вещать. У меня нет выбора. В этом моя миссия, моё высокое предназначение как Поэта. Именно там, в «темноте», я очень нужен. Я там не напрасно. Я надеюсь, я верю, что «темнота» исчезнет, что «распогодится»».


Рецензии
Спасибо, Дмитрий. Высоцкий замечательный поэт, человек.
Как в воду смотрел, пророчески:

"И туманы, и ветры с прибоями.
Сердце путает ритмы свои
И стучит с перебоями".

Ветры с прибоями,
с ночными прибамбасами
мешают спать, завывая,
тепличные условия создавая -
у природы глаза на мокром месте.

Валентина Томашевская   24.01.2024 09:34     Заявить о нарушении
Валентина, благодарю Вас

Дмитрий Борисов 6   24.01.2024 09:38   Заявить о нарушении