Игорь и Маргарита Поздняковы. Итоги 20 лет...
ПОЗДНЯКОВЫ Маргарита Ивановна, учитель высшей категории истории и обществознания государственной средней школы «Эверест» г. Екатеринбург:
ИТОГИ: 20 ЛЕТ КОНСТИТУЦИИ РФ 1993 Г. - ЧТО ДАЛЬШЕ?
Действующая конституция РФ определяет Российскую Федерацию, как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (1 глава, ст. 7, п. 1). Хотя это определе-ние и означает отказ от социалистического принципа формирования социально-политической системы государства, который был в своё время взят за основу государ-ственности СССР, оно, тем не менее, позволяет говорить о некоторой преемственности целей, которое ставит перед собой наше государство, и, следовательно, даёт нам основа-ние для проведения сравнительного анализа конституции СССР и действующей конституции РФ.
Конституция СССР была идеологична и прямо об этом заявляла, определяя российское государство, как Союз Советских Социалистических Республик. В ней увязывались пра-ва и ответственность граждан, были конкретно сформулированы обязанности государства перед его гражданами. Следует признать, что положения Конституции и государством и гражданами не всегда выполнялись в должной степени.
Именно это обстоятельство дало возможность победившим противникам социализма утверждать, что социализм, основанный на государственной собственности, в принципе нереализуем, что исключало саму возможность применения каких либо её норм в новой государственно-политической системе.
Действующая Конституция РФ фиксирует лишь общие права граждан и, также достаточно абстрактно, цели государства. При этом Конституция прямо запрещает наличие государственной идеологии (1 глава, 13 статья, п. 2) Но такая постановка вопроса сама по себе уже определённая идеология, притом алогичная. Прописанное в Конституции право граждан на собственные убеждения и идеологические представления, до тех пор, пока они не представляют опасности для действующей политической системы, присуще каж-дому государству, не отягчённому внутренними конфликтами, оно закономерно присут-ствует в Конституции любого государства (хотя в критических ситуациях не всегда со-блюдается властью), но оно не в коей мере не противоречит наличию у государства идео-логии, в русле которой и принимаются основные социально-политические решение. Та-кая идеология имманентна государству, она и является государственной, даже если не прописана в Конституции.
И если государство не имеет собственной идеологии, то возникает вопрос, в какой степени декларируемый социальный характер РФ гарантирован конституционными основами её государственного строя, то есть в какой степени основы государственного строя РФ обеспечивает гарантированное выполнение декларируемых конституцией це-лей социально-политической системы государства. Рассмотрим, в частности, проблему труда. В действительности идеология в конституционных принципах присутствует и это либеральная идеология. Наличие либеральных принципов, однако, не снимает вопроса гарантированного выполнения её принципов, поскольку в реальном социуме последова-тельное выполнение радикально либеральных постулатов неизбежно вступает в противо-речие с реальностью и интересами самого государства.
В частности, признавая приверженность соблюдению международных обычаев и пра-вил, составляющих международное право, авторы Конституции пошли дальше, провоз-гласив верховенство международного права над национальным, чего не позволяет себе даже цитадель демократии и либерализма – США. Очевидно, максимум того, что может позволить себе, уважающее свой суверенитет и достоинство, государство это закрепление в Конституции стремления к согласованию и увязке норм национального и международ-ного права.
Главной же, с точки зрения социальной и нравственной жизни общества следует счи-тать постановку проблемы труда. Не требует особых доказательств утверждение, что труд, то есть общественно-полезная деятельность, созидающая материальные и духовные ценности, является необходимой основой материального благополучия общества и его граждан, и залогом его нравственного здоровья. Конституция СССР не только провоз-глашала право на труд, но и гарантировала его. В 40-й статье 7-й главы конституции га-рантировалось «право на труд – т.е. на получение гарантированной работы с оплатой в соответствии с количеством и качеством труда и не ниже установленного государством минимального размера». В СССР, декларированное право на труд осуществлялось в пол-ном объёме, хотя использовалось не всеми. Оно обеспечивало максимально возможное использование трудовых ресурсов страны, обеспечивало полную занятость и, безусловно, отвечало и интересам общества и интересам каждого человека.
Действующая конституция РФ признаёт право на труд, но не на получение гарантированной работы, что фактически снимает с государства обязанность обеспечивать макси-мальную трудовую занятость населения (проводить политику сокращения безработицы) и формирования трудовой мотивации.
На практике пропаганда промышленного и сельскохозяйственного труда сегодня пол-ностью свёрнута, В качестве «героев дня» на экране, в эфире и в прессе фигурирует, кто угодно от политиков и актёров до преступников и представителей ЛБТ сообщества, но не люди добившиеся успехов в повседневном труде на благо страны. Государство не оказы-вает сегодня реального давления на собственников в вопросах создания новых рабочих мест вместо утерянных при модернизации производства.
В условиях преобладания частной собственности и декларируемой свободы экономической деятельности устранение государства от воспитания трудовой активности и ува-жения к труду привело к утере авторитета труда, как деятельности жизненно-необходимой для самого существования народа и страны. Что, в свою очередь, вкупе с устранением государства и частных собственников от обучения специалистов и рабочих, повышения их квалификации и переквалификации, связанной с развитием производства, определило резкое замедление роста производительности труда и технического прогресса в народном хозяйстве страны.
Экономическая деятельность, даже разрешённая законом, не говоря о незаконной, ча-сто сводится к спекулятивным схемам, само понятие «бизнес» многими понимается, как сугубо торговая деятельность, по сути спекулятивная и не имеющая ничего общего с об-щественно полезным трудом.
Определяя труд в РФ, как свободный авторы Конституции РФ 1993 г., вероятно, по-нимали свободу труда, как возможность нигде не работать и общественно полезной дея-тельностью не заниматься, как право прожигать жизнь, удовлетворяя свои «не хилые по-требности» за счёт работающей части общества. Как записал в своём «Дневнике одного гения» Сальвадор Дали: «…самая пленительная свобода…, в том, чтобы жить, если он (человек) пожелает, не имея необходимости работать». Гениальный живописец может себе позволить парадоксальные афоризмы, но ни одно общество не может допустить, что бы большинство его граждан не работало.
Конституция СССР определяя характер труда в государстве, определяло его, как труд свободный от эксплуатации, и это было точное корректное определение. Трактовка же свободного труда в действующей Конституции РФ 1993 г. почему то напомнила мне ста-рый анекдот советских времён: в отдел кадров приходит человек наниматься на работу, рассчитывая на высокую зарплату. Кадровик спрашивает: что ты умеешь? Ответ: могу копать. Следует вопрос: а ещё что ты умеешь? Ответ: могу не копать. Возникает ощуще-ние, что современная практика современных работодателей в России, и государства, и частных собственников оставляет большинству граждан именно этот примитивный вы-бор – копать или не копать.
Для реализации записанного в конституции права свободно выбирать сферу приложе-ния своих трудовых способностей, профессию и место жительства мало декларировать это право в Конституции, его необходимо подтвердить целым комплексом реальных дей-ствий по организации профессионального обучения, переквалификации и переобучения при модернизации производства и связанным с ней изменением структуры профессий, и созданию жилья, когда эти изменения требуют миграции населения.
Именно эта свобода труда отвечает интересам и общества, и личности. Но для того что бы она была реальной, квалификационное обучение должно осуществляться за счёт рабо-тодателя, то есть предоставляться работнику, в зависимости от его возможностей, бесплатно или на основе долгосрочного кредита с отложенным первым платежом.
Должна действовать государственная система мониторинга необходимых профессий и должностей и формирования мотивации, учитывающая способности, менталитеты и при-тязаний людей, способная согласовать потребности общества и устремления его граждан. Ничего подобного мы сегодня не имеем. Следовательно, не можем и говорить о реальной свободе труда.
В итоге мы сталкиваемся с очевидным процессом нравственной деградации значи-тельной части населения. То, что эта деградация происходит на фоне роста нетрудовых богатств некоторой части населения, отвлекает внимание и власти и общества от нега-тивных социально-экономических процессов, которые уже сегодня угрожают националь-ной безопасности и суверенитету России.
Следует признать, что деструктивные процессы в развитии страны, которые тревожат нас сегодня, начали формироваться ещё в СССР. Принципиально важно, однако, что это происходило в силу нарушения буквы и духа конституции, прежде всего, властвующей элитой. Очевидно, и значительная часть населения в роковые 90-е оказалась не готовой принять на себя всю полноту ответственности за свою судьбу и судьбу своей страны. Ко-гда же мы говорим о постсоветской России, то деструктивные процессы развиваются в большинстве случаев в рамках действующего правового поля, не вступая в противоречие с конституционными основами, что даёт нам основание говорить о том, что основы кон-ституционного строя не гарантируют нам достаточных условий для успешного развития страны.
Происходящее даёт основание сделать вывод, что основы конституционного строя, в том числе и когда мы говорим о СССР или РФ, не являются всеобъемлющим и универ-сальным инструментом, позволяющим решить все социальные проблемы. Вероятно, они таковыми не могут быть в принципе. Решающим фактором, определяющим развитие страны и её прогресс при любой социально-политической системе, всегда были, есть и будут нравственные устои её народа и объём вложенного в развитие страны общественно полезного труда. Осознанию этого непреложного факта основы Конституционного строя РФ ни в коей мере не препятствуют. Истолкованные без либерального фундаментализма, ключевые положения действующей Конституции РФ 1993г., подтверждающие права и свободы её граждан могут и должны послужить стимулом к осознанию нами ответственности за будущее России.
Опубликовано в научном издании "Я – гражданин России. 20 лет Конституции РФ.
«Антропологические чтения – 2013»".
В авторской корректуре.
Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 20 - летию принятия Конституции РФ. 21-20 декабря 2013 года, г. Екатеринбург.
Издательская группа «Знание».
Главный редактор: С. Ю. Радченко
Свидетельство о публикации №224012400475