Укрытия для самолётов в России и за рубежом

     В последнее время всё больше разговоров про укрытия для военных самолётов. Тема всегда была актуальной, – самолёты, стоимостью во много миллионов стоят под открытым небом, под дождём и снегом, под палящим солнцем. Сейчас добавился ещё один момент – необходима скрытность от космической разведки и дронов.

     Ещё в советские времена пытались решать эту проблему. Особенно остро проблема эта обнажилась после войны Израиля с Египтом в 1967 году, когда израильтяне практически уничтожили египетскую авиацию. Потому как самолёты стояли на аэродромах "стройными" рядами на открытых стоянках. С конца 1960-х годов стали в Союзе строить железобетонные, так называемые «арочные укрытия». Они предназначались не только для укрытия от «посторонних глаз», но ещё и защищали от огневого воздействия, например, от бомб, снарядов и осколков. От этого защищали мощные бетонные конструкции и толстые металлические ворота, заполненные песком и камнями. Само бетонное укрытие засыпалось землёй, со временем там прорастала трава и даже деревья. Получалась замечательная маскировка.

     Почти на всех военных аэродромах, где базировались истребители, строились эти укрытия. Для «бомбёров», конечно, не строили, - размеры не позволяли. Внутренний размер укрытия был рассчитан на габариты "тогдашних" истребителей и составлял в ширину 12.9 м, а в длину 28 м при толщине бетонных перекрытия 60 см. Эти укрытия имели газоходы и можно было запускать там двигатели. Некоторые были даже оборудованы заправкой топлива. Я сам наблюдал эти укрытия, - ставили там и самолёты, ворота редко где работали на открывание и закрывание, рабочими были единичные экземпляры. Стояли укрытия в основном с открытыми воротами. В принципе, хоть и не доведены были «до ума» эти укрытия, но роль свою они выполняли, - часть самолётов всё же стояла не под открытым небом.

     Рассказывали «ветераны», что маршал Савицкий, это который имел позывной «Дракон», в своё время, будучи командующим авиацией ПВО, любил «проверять» использование и готовность этих укрытий. Мог неожиданно прилететь на аэродром на МиГ-17 осмотреть с воздуха, как используются укрытия, ставят ли туда самолёты и даже мог выполнить заход на укрытие и «проверить» ворота очередью из самолётной пушки. По крайней мере, ходила такая «байка».

     За рубежом тоже занимались укрытиями. Во времена наших бетонных арочных укрытий тоже строили железобетонные. Я такие видел на немецком аэродроме в Цвайбрюккене.

     В последнее время «на фоне» СВО вновь поднят вопрос укрытий для самолётов. И в смысле защиты дорогостоящих самолётов от дождя и снега, но в большей мере в смысле сокрытия от «чужих» глаз, то есть космической разведки и дронов. К сожалению, очень «робко», но начали у нас строить лёгкие укрытия для самолётов, которые защищают от дождя и снега и от «чужих глаз». Пока их что-то очень мало.

     За рубежом сейчас тоже возводят лёгкие укрытия, защищающих от осадков, но в большей степени с целью маскировки самолётов. Даже есть быстро -возводимые сборно-разборные и даже надувные.

     Даже для больших самолётов и у нас, и за рубежом сейчас возводят лёгкие укрытия.


04.01.2024 - Севастополь.


Рецензии