Ч. 16а. Ступа Намнанай-багши

Степными дорогами, мимо бывших полей, зарастающих травой, мы доехали до местности Жаран (Джаран), где прошло мое детство на летних и зимних стоянках, где мы жили в юрте, потом в вагончике, и пасли отару овец мои родители, работавшие всю жизнь чабанами Бурят-Монгольского военконзавода № 128, впоследствии Агинского овцесовхоза, потом им.50-летия СССР. Где в давние времена всегда жили-кочевали табунщики - предки отца, местного уроженца.

Ныне эти земли Агрофирмы "Усть-Нарин" Могойтуйского же района и видна издали Ступа (Субурган) Намнанай-багши на берегу сильно обмелевшего озера, а вблизи стоянка фермера этого хозяйства.

Предание гласит, что на берегу Жараанай-нуур, на самом деле не одного, а двух озер, соединенных узенькой протокой, или как его называют в народе по-русски «озера восьмеркой», в 1825 году в семье степняков-скотоводов Уридхын Намная и Содномы родился сын Шагдар. Согласно предсказанию ламы-астролога, его отдали на обучение хувараком (послушником) в Цугольский дацан. Как и многие семьи бурят-монголов – одного из сыновей, даже если сын был единственным, отдавали учиться в Дацан. Это давало возможность бурят-монголам именно в Дацанах получить образование, даже если по разным причинам не все из них имели возможность доучиться до получения сана эмчи-ламы (лекаря), ламы-астролога и с др. специализациями. Правда, в Дацанах могли обучаться только мальчики.

Благодаря природным способностям, своим усердию и терпению Шагдар обучался основам и тайнам медицины, буддийской философии, астрологии, разным языкам. Получив такие знания и умения, он помогал многим людям, страдающим от разных болезней и недугов. Но затем пришел к желанию совершенствовать свои знания, познать больше и покинул родные места…. В 34 года он посетил Тибет, многие годы провел в медитации на Уронайском хребте, затем в Алханае, последние годы жизни провел в Цугольском дацане в должности настоятеля этого монастыря.

Всегда и всюду он помогал людям, обращавшимся к нему по разным поводам, как высокообразованный буддийский монах имел учеников.

В сане ламы Шагдар получил тибетское имя Жанчиб Од, что означает «Луч просветления».

В памяти народной он остался великим учителем, человеком, превратившим горный массив вулканического происхождения Алханай, где он долго вел йогический, затворнический, аскетический образ жизни, в священную обитель божественных существ.

Ныне там– природный буддийский культовый объект, где создан в 1999г. и все совершенствуется, облагораживается национальный парк «Алханай». куда приезжают люди со всего мира.

В 1991г., в год 250-летия признания буддизма официальной религией в России, в свой первый и единственный визит в Забайкальский край Его Святейшество Далай-лама Х1У Тензин Гьяцо (1935) посетил Агинский Бурятский округ - Агинский Дацан и Алханай, где он провел молебны при стечении тысяч буддистов.

Фото: Обзорный снимок Ступы Намнанай-багши в местности Жаран (из интернета)

Продолжение следует


Рецензии
Очень интересно, Дарима, тема раньше не освещалась.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   24.01.2024 21:03     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир!
Да вроде бы полно публикаций по такой теме. А я описываю то, "что вижу".

Дарима

Дарима Базарсадаева   25.01.2024 02:16   Заявить о нарушении