Тарелочки

 Новогодние каникулы были в самом разгаре. До начала занятий оставалось ещё несколько дней. Вика проснулась ни свет ни заря. Повалявшись немного в постели от нечего делать, она встала и прошла на кухню. Записки на столе не было, значит мать осталась на работе ещё на одну смену. Включив газ, Вика поставила на огонь чайник, и пошла в ванную комнату приводить себя в порядок.  Вернувшись на кухню, она достала из холодильника колбасу, аккуратно отрезала пару кусочков и стала размышлять, на какую бы тарелку уложить свои бутерброды. "На тарелке с голубой цветочной вязью было бы куда красивей, но отколовшийся краешек всё портит. Ладно, возьму просто белую." Она достала белую тарелку и чайную пару из голубого сервиза. Поразмыслив над чем-то пару мгновений, Вика решила заглянуть в комнату матери, вдруг она всё же дома, просто забыла написать записку, ведь она так устаёт на своей работе. А завтракать вдвоём куда приятнее. Убедившись в том, что дома она одна, снова прошла на кухню. Окинув взглядом свою сервировку, осталась недовольна. Вздохнув, она достала тарелку с голубыми цветами, а белую убрала в шкаф. Довольно ловко прикрыв бутербродами щербатый край тарелки, она улыбнулась. " Так гораздо лучше,- подумала Вика,- и веселее." Чайник натужно засвистел, говоря о том, что вода вскипела. Он был большой и громоздкий, но Вика довольно ловко с ним справилась, наливая в чашку кипяток. Она вообще всё делала очень ловко в свои одиннадцать лет, а главное с пониманием дела. Когда с завтраком было покончено, Вика забралась на подоконник и стала смотреть в окно. На улице уже совсем рассвело. Редкие прохожие шли по своим делам. Недалеко от трамвайной остановки стояла пожилая женщина и продавала соления в банках. Она частенько сюда приходила, Вика уже давно её заприметила, и даже побаивалась, считая очень сердитой, потому что ещё ни разу не видела её улыбающейся. Просидев так какое-то время, Вика решила пойти погулять. Недолго думая, она быстро собралась, и уже через несколько минут шла по улице, с интересом поглядывая по сторонам.
 Новогодние гирлянды, украшавшие витрины магазинов, мигали разноцветными огоньками и невольно приковывали взгляд. От увиденного в одной из витрин, она ахнула, и уже не могла сдвинуться с места, чтобы пойти дальше. Всё её внимание было приковано к ярким стеклянным тарелочкам в виде сердечка. Они были разрисованы красными и золотыми полосками разной ширины, отчего создавалось впечатление, что они сверкают и переливаются. Вика вошла в магазин, чтобы получше их рассмотреть. В верхней части витрины, красным по белому, было написано большими буквами:" Поздравьте своих любимых с наступающим Днём Влюблённых." Она с восхищением смотрела на тарелочки. В наборе их было всего четыре штуки, к тому же к ним прилагалась специальная красочная коробка, украшенная ленточками и бантом. Вика была в восторге. Под всем этим великолепием, которое не давало ей покоя, стояла карточка, с указанной на ней ценой:"600 руб."  Вика стояла и размышляла: " Жаль, что у нас папки нет, а то бы он обязательно подарил маме такую красоту." Она почти вплотную прижалась ладонями к витрине, всё ещё не в силах оторваться от сияющих тарелочек. Продавщица, стоявшая за прилавком, и улыбающаяся до этого кому-то из потенциальных покупателей, случайно заглянувшим в её магазин, увидев это, изменилась в лице.
- Девочка, отойди,- строгим голосом сказала она,- не пачкай витрину.
Вика испугалась и быстро вышла из магазина. Ей почему-то стало очень грустно и отчаянно захотелось расплакаться. Она шла в сторону своего дома и размышляла обо всём, как взрослая, горько сожалея только лишь о том, что у неё не было отца, который бы, обязательно, поздравил её маму с этим днём влюблённых. Проходя мимо трамвайной остановки, она услышала, как старушка, которая продавала соленья в банках, бойко зазывала прохожих что-нибудь у неё купить.
- Солёные огурцы, помидоры. Всё очень вкусное, просто пальчики оближешь. Всё экологически чистое, со своего огорода. Не проходите мимо. Купите, не пожалеете.
Вика невольно обернулась на призыв старушки. На деревянном ящике, перевёрнутом вверх дном, стояли банки. Одни были большие, другие поменьше. А под ними, на ящике, кнопками были прикреплены две белые бумажки, где чёрным фломастером было написано:" 100 рублей" и " 50 рублей". Вика перевела взгляд на старушку, и та, вдруг, ей улыбнулась. Сначала Вика растерялась, но уже через мгновение улыбнулась в ответ, поздоровавшись при этом. Бабуля расплылась в улыбке, кивая головой, и как показалось Вике что-то хотела сказать, но тут к ней подошёл мужчина, и стал интересоваться её огурцами. Вика тихонько пошла дальше, и тут ей в голову пришла замечательная идея. " Ведь я очень сильно люблю свою маму,- радостно подумала она,- значит я сама могу поздравить её с этим праздником." Эта мысль завладела Викой целиком, и она ускорила шаг. Прибежав домой, она достала свой кошелёк из письменного стола, и стала пересчитывать деньги. В нём было ровно 500 рублей, это всё, что удалось скопить Вике с тех денег, которые иногда давала ей мама за хорошую учёбу.
- Да, не хватает сто рублей. Что же мне делать?- тихонько прошептала Вика себе под нос.
И тут ей в голову стала закрадываться ещё одна мысль. Вика с сомнением покачала головой, всё ещё не решаясь сделать так, как подсказывало ей её желание подарить маме, во что бы то не стало, блестящие тарелочки в форме сердечка. " А может быть всё же попробовать?- подумала Вика, и решительным шагом двинулась к кладовке, где мама хранила разные заготовки на зиму. Открыв дверцу, она взяла две небольших банки с огурцами. Через некоторое время, Вика вышла из квартиры, со школьным рюкзаком за спиной. Выйдя на улицу, она решительно двинулась в сторону трамвайной остановки. Подойдя к старушке, Вика снова с ней поздоровалась. Бабуля заулыбалась пуще прежнего.
- Бабушка, можно я встану радом с Вами?- спросила Вика.
- Конечно, можно, деточка,- опешив ответила старушка, ещё не совсем понимая, для чего это нужно девочке.
Вика, встав рядом, достала из своего рюкзака лист картона, где было написано "50 рублей" и поставила на него банки с огурцами. Старушка с удивлением посмотрела на девочку.
- Ты значит тоже решила торговлей заняться,- проговорила старушка,- а что же мама то твоя? Почему не она торговать вышла, а ты? Ведь холодно же.
- А моя мама уже вторые сутки на работе, даже спать домой не приходила,- по взрослому ответила Вика.
- Да?- искренне удивилась старушка,- а где же она у тебя работает, раз домой ночевать не приходит?
- Медсестрой в больнице.
- А деньги тебе зачем?- не унималась бабуля,- ты наверное кушать хочешь?
- Нет, что Вы, я позавтракала. Мне деньги для другого нужны.
И тут Вика поведала пожилой женщине о том, как увидела в магазине необыкновенно красивые тарелки, о том, как отчаянно ей хочется подарить их своей любимой маме, и о том, что ей не хватает немного денег. А одолжить не у кого, потому что они с мамой совсем одни, и у них нет ни папы, ни бабушки с дедушкой.
- Какая же ты молодец,- с теплотой в голосе произнесла старушка,- как хоть звать то тебя?
- Вика.
- Красивое у тебя имя, Вика.  А меня бабой Леной звать. Будем знакомы.
- Будем,- радостно ответила Вика.
Баба Лена о чём-то задумалась и слегка погрустнела.
- А мои внуки в другом городе живут. Скучаю сильно. Дочка вот моя зовёт меня к себе жить. Не знаю, соглашаться или нет,- проговорила старушка, словно спрашивала совета у маленькой девочки.
- Конечно, соглашайтесь. Это же здорово. Вот если бы моя бабушка была жива и жила вместе с нами, я была бы просто счастлива, - с улыбкой произнесла Вика.
Со слезами на глазах, которые так внезапно набежали, баба Лена ответила:
- Какая же ты хорошая девочка. И очень смышлёная. Дай Бог счастья тебе, милая.
Некоторое время баба Лена и Вика стояли молча, но потом подошли покупатели, которых заинтересовали соленья. И началась бойкая торговля. От бабы Лены редко кто уходил с пустыми руками. Вика с интересом наблюдала за происходящим, но сама стеснялась расхваливать свой товар, как это делала старушка. Баба Лена, заметив это, с большой радостью принялась расхваливать Викины огурцы, когда  кто-то ими поинтересовался, и к изумлению девочки, их тут же купили.
- Баба Лена, большое Вам спасибо. Я бы сама так не смогла,- приговаривала Вика, убирая картонку обратно в свой рюкзак,- я сейчас в магазин побегу. Хочется скорее купить маме в подарок эти тарелочки.
- Вика, а давай я с тобой пойду. Очень мне хочется на эти тарелки посмотреть, уж так ты о них красиво рассказывала.
- Конечно, баба Лена, пойдёмте вместе.
Старушка быстро собрала свой скарб, уложив всё на санки, и они дружно покатили в строну магазина. Тарелки, действительно, оказались очень красивыми, баба Лена таких и не видела никогда.
- Здравствуйте. Мне тарелочки в форме сердечка,- с гордостью проговорила Вика, протягивая продавщице деньги.
Пересчитав деньги, продавщица посмотрела на Вику и сказала:- нужно ещё заплатить двадцать рублей за оформление коробки.
- Что?- переспросила Вика.
- За оформление коробки нужно доплатить двадцать рублей. Чего не понятного?- сухо ответила женщина.
Не ожидав такого поворота событий, Вика не смогла сдержаться и заплакала.
- Ну, что, брать будете или нет?- недовольно спросила продавщица.
- Будем,- вдруг вступила в разговор баба Лена, протягивая женщине, недостающие, двадцать рублей.
Через некоторое время они вышли из магазина. В рюкзаке, за спиной Вики, был тот самый желанный подарок, упакованный в коробку с золотыми ленточками и бантом, который она собиралась подарить маме.
- Баба Лена, спасибо Вам большое. Я обязательно отдам деньги, которые Вы мне одолжили. Честное слово. В следующий раз, когда Вы снова приедете продавать свои соленья, я верну Вам долг.
- Что ты, деточка, отдавать ничего не нужно. Пусть это будет тебе моим подарком,- сказала баба Лена, погладив девочку по голове.- Хорошо?
- Хорошо,- улыбаясь ответила Вика,- спасибо.
Проводив старушку до трамвайной остановки, она помогла забраться ей в вагон, а потом долго стояла и махала рукой, вслед уходящему трамваю.

 Время прошло очень быстро, и Вика понимала, что с приближением этого праздника, всё только запуталось, и она не может подарить маме этот подарок, потому что, когда мама обнаружила пропажу банок с огурцами, и спросила дочку об этом, то Вика не смогла рассказать ей правды, а просто на просто солгала, сказав что она не знает куда делись эти банки. Как же ей было стыдно после этого. Она очень переживала, но так ничего и не рассказала своей маме. Наступил День влюблённых. Подарок остался лежать в тумбочке под письменным столом. Вика ничего не могла с собой поделать, ей было стыдно дарить этот подарок, к которому были примешаны банки с огурцами. Она успокаивала себя тем, что подарит эти тарелочки маме на 8 Марта. Она дала себе слово, что так и сделает. На 8 Марта Вика подарила маме открытку, которую сделала своими руками. Коробка с тарелками осталась лежать в тумбочке. Однажды придя домой из школы, и войдя на кухню, Вика увидела на столе коробку с золотыми ленточками. Мама с недоумением смотрела на свою дочку.
- Вика, я сегодня занималась генеральной уборкой, и случайно наткнулась на эту коробку, в твоей тумбочке. Дочка, откуда это?
Вика растерялась на некоторое время, но потом быстро взяла себя в руки, и опустив глаза, тихо ответила:
- Мне это один мальчик на 8 Марта подарил. Мне как-то неудобно было нести это домой, вот я и спрятала его в тумбочку,- краснея, соврала Вика.
- Мальчик?- опешив от удивления проговорила мама,- ну в этом нет ничего плохого, не надо было его прятать.
Мама произнесла это медленно, с расстановкой. Она грешным делом подумала, что это непутёвый Викин отец объявился, и с помощью подарков пытается задобрить ребёнка. Но раз это не так, то она успокоилась, и в их семье снова воцарился мир и порядок.

 Сегодня Вика очень торопилась, она даже отпросилась с работы на полчаса раньше, чтобы всё успеть. Нужно было заскочить домой за тортом, который она испекла вчера вечером, и переодеться в нарядное платье. Сегодня был день её рождения. И так сложилось, что в этот день она всегда приезжает к своей матери, чтобы вместе отметить это событие. Было уже поздно и Вика переживала, что мама наверное расстраивается из-за этого. Вызвав такси, она с удовлетворением осмотрела своё отражение в зеркале, и подхватив сумки, вышла из дома.  Через полчаса она была уже в доме своего детства.
- Доченька, милая моя, а я уже думала, что у тебя не получится сегодня приехать,- радостным голосом приговаривала мать, глядя на свою любимую дочку,- ну, проходи, родная, я тебя уже заждалась.
- Мамочка, ну, что ты, дорогая моя, как я могла не приехать. Просто сегодня, как нарочно, дел было очень много,- весело ответила Вика, проходя на кухню.
На кухонном столе, во всей своей красе, стояли те самые тарелочки в форме сердечек. За эти годы Вика успела забыть о их существовании, и вдруг сейчас, все те события всплыли в её памяти, как-будто это было вчера.
- Мама, это те самые тарелки,- прошептала Вика.
- Да, дочка, это те самые тарелочки, которые тебе мальчик на 8 Марта подарил,- проговорила мать,- я тут в антресолях разбиралась, и наткнулась на них. Дай думаю детство твоё вспомним. Приятно будет.
- Мамочка, милая, прости меня. Я тогда обманула тебя. Мальчик здесь ни при чём. Это я сама купила их, и хотела подарить тебе, но не смогла.
- Ты?- мать удивлённо взглянула в глаза дочери,- почему ты тогда не сказала мне об этом, ведь я тебя спрашивала.
- Мне было очень стыдно, потому что я без спроса взяла из кладовки две банки огурцов и продала их. А сознаться тебе в этом не хватило смелости.
 И Вика рассказала матери всё, что происходило в тот день. Он почему то запомнился ей до мельчайших подробностей, наверное от того, что события произвели огромное впечатление. Мать, слушая рассказ дочери, сидела и тихонько плакала, изредка смахивая с лица слезинки.
- Представляешь, мам, столько лет прошло, а тарелки сверкают, как ни в чём не бывало,- Вика задумалась на мгновенье,- мне тогда по-моему лет одиннадцать было. Представляешь, четырнадцать лет прошло.
- Доченька, любимая моя, прости меня, может быть я мало уделяла тебе внимания, всё на работе пропадала,- сквозь плач прошептала мать.
- Мамочка, милая, ну что ты, у меня было замечательное детство, и я тебя очень сильно любила, только может стеснялась сказать тебе об этом,- тихо ответила Вика и в этот момент тоже расплакалась.
Так они и сидели некоторое время, давая выход своим неожиданным эмоциям. Вика, склонив голову на плечо матери, вспоминала своё детство, а мать всё гладила её по голове и гладила, словно дочка всё ещё была её маленькой любимой девочкой.


Рецензии