Нейрографика мысли писателей

"Нейрографика мышления", исследования интеграции науки и искусства, Ксения Мира

Заметка

Нейрографика мысли писателей

Исследование "Нейрографика мышления", как движется и живёт мысль и, в особенности, как сама мысль воплощается и открывается, являя красоту мышления, было создано мной на пересечении сфер науки и искусства, нейробиологии и литературы. И я всегда призываю к развитию широты взгляда: задумывались ли вы, когда читали, о том, как идёт ход мысли писателя, а какое мышление и сознание он подарил своим героям, а о чём думаете вы, когда читаете - жизнь мысли, на страницах и в действительности, в которой вы читаете эти страницы. Литература позволяет открыть авторское сознание, его разум. О том, каковы наши мысли, говорит речь, и нет ничего лучше, чем прочувствовать силу и красоту мысли и заглянуть в само приоткрываемое в этом информационном источнике сознание. Возможно, что в ближайшем будущем именно информатика вместе с нейробиологией станут тем высшим и точным знанием, объясняющем мысли, в сравнении с психологией, которая всё чаще обращается к нейробиологии. И увидеть сами мысли в их первозданности без преломления в изложении, возможно будет с развитием техники и нейрографических интерфейсов и той же системы "компьютер-мозг". А сейчас мы обратимся к традиционному способу - чтению, и вместо техники описывать жизнь мысли может человек.

Людям важно разбираться в причинах своих мыслей - это основа логики: движение от причины к следствию, и как результат мышления - верное умозаключение. Для науки нейрографика мышления представляет интерес в познании нашего мозга и мыслительных процессов, для искусства - в творческой деятельности, создании произведений и их анализе, а для театра это оправданность действия и совершенное воплощение.

И именно в художественной литературе сознание действует без границ, и автор даёт свободу своему мышлению - так мыслить мы можем только в своём сознании наедине с собой, а писатель являет всем жизнь своей мысли. За годы чтения я накопила анализы произведений и с развитием исследования включила в изучение текстов и нейрографику мышления. И, как говорил А.П. Чехов о пьесах, "там же всё написано" - внимание к тексту - дорога к пониманию писательской мысли и наоборот. Диалоги позволяют быстро выразить мысль, но форма сковывает - писателю необходимо являть мышления и сознания сразу нескольких людей. Поэтому свободная форма повествования, описаний и рассуждений являет уже мышление и сознание самого писателя.

Ешё раньше я прочувствовала эту жизнь мысли в особенности литературного стиля Михаила Булгакова: писатель излагает не просто мысли, а сам ход мышления, что хорошо иллюстрирует фельетон " Воспаление мозгов" - полностью сопровождается весь процесс возникновения мыслей и их движения. Или мышление Шарика в "Собачьем сердце" в самом начале: собака воет от боли, а мысли текут параллельно, всё время крутясь вокруг бедственного положения пса, его увечий и угрожающей жизни смерти, и мысли эти как через точки графика прочерчивают свой путь, захватывая связанные с этим воспоминания о местах, событиях и людях. А вот и пример из "Мастера и Маргариты" изменения хода мыслей Лиходеева от импульса - он узнает о смерти Берлиоза: "И тут Стёпины мысли побежали уже по двойному рельсовому пути, но, как всегда бывает во время катастрофы, в одну сторону и вообще чёрт знает куда".

И далее в работах К.С.Станиславского найден и метод работы с текстом, заключённый в одной фразе - "надо этот монолог разобрать по мыслям" - и вы устанавливаете причины и следствия - рождение мысли и её ход, самую её жизнь. И ещё более примечательны режиссёрские планы, которые открывают внутреннюю работу сознания, делая воображение открытым, явным. Ещё не зная метода мэтра, со студенчества я сама претворяла задумки в произведениях, и хорошо иллюстрирующим работу мысли и её воплощение является создание стихотворений-мультфильмов, в которых каждое слово стихотворения разворачивается в пространстве живого художественного произведения, а для этого создавались и его герои, и та действительность, о которой повествуется в сюжете.

Слово и его возможности вмещения смыслов позволяют излагать мысли живее картины действительности, в которой все детали и особенности ещё нужно углядеть. К примеру, литературный талант Фицджеральда не столько в психологии, сколько в точности, слово в слово, и ничего лишнего, передаче действительности, её событий, взаимоотношений людей, их чувств, взаимосвязанных в ленте времени, перетекающих одно в другое, или идущих параллельно, но не отдельно друг от друга, такими, какими мы их воспринимаем – одномоментно, единовременно, все сразу, как если бы мы могли в одной фразе передать то, что и видим, и слышим, и чувствуем, и что происходит и внутри нас, и вокруг нас, и помимо нас. И это описание проникновения идеи вовне, то есть, сам момент воплощения мысли, и внутреннее становится внешним. Взаимодействие человека и предметов, его внутреннее состояние через взаимодействие так же позволяет выразить, осветить внутреннюю жизнь мысли, делая её явной и понятной внешнему наблюдателю: "Он ни минуты не мог оставаться неподвижным: то нога постукивала о землю, то нетерпеливо сжимался и разжимался кулак" ("Гэтсби"). И приём писателя для запуска мышления читателя на примере осознания и нового взгляда на старое знание: "Значит, не только звёзды притягивали его взгляд в тот июньский вечер. Он вдруг словно ожил передо мной, вылупившись из скорлупы своего бесцельного великолепия" ("Гэтсби"). И вы и герои начинаете смотреть ретроспективно, наново, стараясь осмыслить известную вам историю в контексте нового знания. Так писательское сознание работает с читательским мышлением, включая эту захватывающую динамику мысли, и вы размышляете и, следовательно, живёте, а не только мыслите и, следовательно, существуете. Приёмы взаимодействия сознаний и игр разумов - благодатная почва для построения того же живого произведения театрального искусства, и каждое слово литературного произведения начинает работать, оживлённое мыслящими сознаниями и жизнью уже их мыслей.

И это красота мышления писателей и мастерство выражения мысли. И какое движение рождает авторское мышление у читающего его человека - вот она, эстафета передачи мысли и её жизни, её развития. А представьте себе множество читателей и их индивидуальные мысли в своём многообразии - это уже целый мир, рождённый одним произведением. И о том, как зарождается, развивается и живёт мысль, исследование продолжается, и будут дополнены другие примеры писательского мышления и нейрографики их мысли. И сама нейрографика открывает не только жизнь мысли автора, но и того, кто об этом пишет - через устную и письменную речь многое узнаётся о мышлении...

Ксения Мира © исследование нейрографики мышления


Рецензии