Сигарные очерки с моралью. Очерк 3. Демон Лапласа

Пьер-Симон Лаплас был твердым сторонником каузального детерминизма, суть которого можно выразить таким отрывком из Essai philosophique sur les probabilit;s: Мы можем рассматривать настоящее состояние Вселенной как следствие его прошлого и причину его будущего. Разум, которому в каждый определённый момент времени были бы известны все силы, приводящие природу в движение, и положение всех тел, из которых она состоит, будь он также достаточно обширен, чтобы подвергнуть эти данные анализу, смог бы объять единым законом движение величайших тел Вселенной и мельчайшего атома; для такого разума ничего не было бы неясного и будущее существовало бы в его глазах точно так же, как прошлое. Такой разум часто называют Демоном Лапласа (с).

Зимний вечер. Заведение без окон. Меня окружает обезличенная толпа. Тепла от этой субстанции нет никакого, она впитывает в себя положительный заряд и выплевывает отрицательный. Это большой монстр, который пожирает маленьких наивных девочек.
Я вспоминаю мысль Андрея Тарковского о том, что дети и животные невинны, но потом они соприкасаются со взрослыми людьми, проходит время и в категории невинности сохраняются только животные. Кажется, сегодня я понимаю всю верность этого утверждения. Ведь то, что будет вброшено в эту массу, будет мгновенно поглощено, переварено, следовательно, станет ее частью.
В калейдоскопе лиц я чувствую крах надежды, потому что то, что казалось аристократическим и вдумчивым, то, что я продолжаю любить, превращается в потребительскую сущность, вбирающую всю эту отвратительную развратную дрянь.
Опять круговорот, провозглашающей себя мечом справедливости публики. С другой стороны, я тоже часть этого парада, а часть подобна целому.
Снова вижу беспорядочные движения, танцы, крики, пьянь, разврат.
Я думаю о том, что это конец.
Нет, я думаю: это начало конца или конец начала?
Селиван Михайлович подмигивает мне. Я смываюсь из этого злачного подвала на мороз, прихватив стакан рома. У выхода я срываю маску и кидаю ее в мусорное ведро.
Зимний вечер. Тихо падает снег.
Никого нет, сажусь на пустые качели. Закуриваю сигару. Макаю ее кончик в ром и ощущаю вкус кубинской свободы.
Кое-как видно звезды на небе, однако можно найти Юпитер. Мы с ним давние друзья. Если я вижу Юпитер, то он в моих глазах, то есть, часть меня. Как и весь маскарад, который лежит на моей сетчатке в паршивом месте.
Я смотрю на свою звезду и вижу дом в деревне, дедушка машет мне рукой, провожая в дорогу. А потом я вижу бабушку: она улыбается и смотрит на меня глазами, добрее которых я никогда не видела и уже, наверное, не увижу. Их давно уже нет в живых, каждый из них ушел от меня в пасхальные дни, каждый раз это было трагической неожиданностью.
Где они теперь?,- задаю я себе вопрос. И тут же понимаю, что они близко. Так близко, как нельзя было представить разумом. Можно почувствовать только сердцем. Потому что они – это я. А я – это они плюс еще что-то и кто-то. В том числе, Юпитер, Тарковский, Демон Лапласа. Я – Демон Лапласа.
И я задумалась о том, что как непостижима бесконечность Вселенной, так же неколебим закон сохранения энергии, а значит, само бессмертие. и что я знаю каждый уголок, потому что я есмь суть вещей.
И тут же становится совершенно ясно, что времени нет, есть цепочка событий. Я вижу их ровно так же, как вытянутую перед собой руку, все целиком, будто сферу или кинофильм. И что мои мысли - это не воспоминания, а мое присутствие в любой точке пространства вне времени.
Я улыбаюсь этому сквозь сигарный дым, сидя на заборе и любуясь золотисто-красным закатом солнца, который встречается мне лишь в маленькой деревне, где до сих пор есть панцирные кровати.

Мораль: аккуратно выбирайте знакомства, предметы, стиль. Потому что в итоге все, что вокруг вас, это и есть вы.


Рецензии