Страсть. Хотение. Воля. Практика

ПСИХОАРХИТЕКТОНИКА.
Диалектика психики человека.
Системно-иерархическая модель психики.

Часть III. Природная душа (Anima).

Глава 4. Страсть -> Хотение -> Воля -> Практика.

"Желание, хотение, воля суть состояния сознания, хорошо знакомые всякому, но не поддающиеся какому-либо определению." (В. Джемс. Психология.)

Я бы сказал, что это не состояния сознания, а функции (состояния и процессы) психики. Была такая тенденция в психологии - называть состояния психики состояниями сознания. Потом начали понимать, что отождествлять психику и сознание нельзя, что сознание - это один из уровней психики, что кроме сознания есть ещё бессознательное, подсознание, и даже сверх-сознание. Скорей всего, желание, хотение, воля суть досознательные формы психики, которые вполне могут осознаваться человеком, прошедшим путь развития от природного существа , т.е. индивида, до социо-культурного существа - личности, обладающей сознанием. Животным также присуща эмпатия и симпатия, они также чего-то желают, хотят и проявляют волевую целеустремлённость. Наблюдается как внутривидовая, так и межвидовая взаимопомощь, когда они спасают друг друга. У них есть и начальные формы трудовых действий - манипуляции с предметами ради удовлетворения своих потребностей.

Труд - первичная, материальная форма практики, первый её уровень. Праксис - сложное волевое действие. Практика - волевое поведение, связанное с преодолением препятствий на пути к цели, связанное с напряжением физических и интеллектуальных сил в ситуациях, ощущаемых и оцениваемых как тяжёлые и трудные.

"Желание переходит в подлинно волевой акт, который в психологии принято обозначать неуклюжим словом «хотение», когда к знанию цели присоединяется установка на ее реализацию, уверенность в ее достижимости и направленность на овладение соответствующими средствами. Хотение — это устремленность не на предмет желания сам по себе, а на овладение им, на достижение цели. Хотение имеется там, где желанны не только сама по себе цель, но и действие, которое к ней приводит." (С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии.)

Вряд ли хотение можно назвать волевым актом. Волевой акт - это целенаправленное действие. От хотения совершить действие до самого действия есть определённая дистанция. Скорее, хотение - это состояние природной души, отражающее напряжённость какой-либо потребности в данный момент и переходящее в состояние волевой собранности для совершения какого-либо действия или деятельности.

"ХОТЕТЬ, хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят; пов. накл. (разг.) хоти; несов.
1. кого (чего), кого (что) (с конкретн. сущ., разг.), с неопред. или с союзом «чтобы». Иметь желание, намерение (делать что-н.), ощущать потребность в ком-чём-н. Х. помощи (чтобы помогли). Х. чаю. Х. есть. Хочешь конфетку? Зови кого хочешь (кого угодно). Есть всё что хотите (всё что угодно).
2. кого (чего) и с союзом «чтобы». Стремиться к чему-н., добиваться осуществления, получения чего-н. Х. мира. Х. понимания от собеседника. Хочет, чтобы всё было в порядке." (Ожегов).

Хотение никак нельзя отождествлять с волей. Хотение - это психосенсорная сторона страсти. Воля - психомоторная её сторона. Хотение - это и устремлённость на предмет желания, и на овладение им посредством соответствующих действий. Я хочу чая - это не просто я хочу чая. Если у меня его нет, то я хочу его купить, принести домой, заварить в чайнике, залить в кружку, и в завершении всего процесса - выпить чай. Если покупка чая связана с какими-либо трудностями, например, с дождём на улице, сильным ветром, снегопадом, метелью, и т.п., то дистанцию от дома до магазина и обратно нужно преодолеть. Хотение и воля - это "хочу" и "могу". Могу достать то, чего хочу. Могу сделать то, что хочу.

Хочу -> Могу -> Действую. Хотение -> Воля -> Праксис.

Желание становится хотением, когда оно возбуждает устремлённость к предмету желания. Другими словами, когда оно побеждает другие желания, превращаясь в страстное желание. Ведь страсть - это доминирующее, актуальное желание, подчиняющее себе другие, неактуальные желания. Загореться, воспылать каким-либо желанием значит перевести это желание в разряд страсти. Синонимы страстного желания: горячее, жгучее, яростное желание. 

Статья в словаре Ожегова даёт целый куст значений слова "хотеть". В то же время она является рассадником всяких отождествлений. До сих пор многие психологи считают желание и хотение синонимами. И, как мы видим, даже великие учёные отождествляют хотение и волю. Несмотря на это, в статье Ожегова отмечена весьма существенная связь между хотением и потребностью: "Хотеть - ощущать потребность в ком-чём-н." В словаре Фасмера есть нечто подобное. Там упоминается одно греческое слово, скорей всего, древне-греческое, в латинской транскрипции читаемое как hatis - потребность. (Древне-греческий шрифт на Прозе.ру не используется). 

[Вообще, этимология слова "хотеть" довольно интересна.

***

Хотеть. Общеслав. Того же корня, что хватать (см.), похищать. Хотеть исходно — «брать, хватать», затем — «брать, хватать, что хочется» и «хотеть».

Хватать. Общеслав. Того же корня, с перегласовкой ва — ы что и хытити «хватать», по мнению некоторых, дальнему родственнику хотеть (см.) (берут, хватают лишь то, что хотят!). См. хитрый, хищный.

Этимологический онлайн-словарь Шанского Н. М.

***

ХОТЕТЬ – попредположениям ряда этимологов, происходитот древнего корня *swe-: *swo-: *sw;- «присваивать, делать своим» - того же, что в слове свой. Этимологи дружно называют родственными хотеть глаголы хитить, хватать, сватать; имя существительное охота. В болгарском языке, как и в некоторых говорах русского языка, сохранилась более древняя форма слова охота – охвота.

Интернет-словарь "Глаголъ" (Василий Семенцов).

***

Слово ОХОТА  - первоначально "желание, страстное стремление к чему-нибудь" > "страсть к добыванию и разведению некоторых видов животных, птиц и т.п." > добывание зверей, птиц и рыб".

Этимологический словарь Цыганенко Г. П.

***

Древняя форма слова "охота" в виде "охвота" весьма близка к словам "охват" и "охватить":

ОХВАТИТЬ, охвачу, охватишь, совер. (к охватывать), кого-что.
1. То же, что обхватить в 1 знач. «Охватил рукой его стан.» А.Тургенев.
2. Окружив, сдавить, сжать. «Задрожал охваченный черным платом подбородок.» А.Н.Толстой. Охватить трубу железным обручем.
3. Объять (о пламени). Пламя охватило дом.
4. Объять, обуять, подвергнуть своему влиянию. «Меня охватил запах гостиницы.» Л.Толстой. «Охваченный возбуждением, он говорил то усмехаясь, то хмуря брови.» Максим Горький. «Меня охватило чувство одиночества, тоски и ужаса.» Чехов. (Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.)

Охватить — 1. ‘полностью подчинить себе’ Syn: овладеть, завладеть, захватить. (Тезаурус русской деловой лексики).

Охота - это ведь не только убийство животного, это ещё и его захват, пленение. Охотились и на людей, превращая их в рабов (невольников).

Охота на птиц и зверей, ловля рыбы, собирательство грибов и ягод ("тихая охота") - первичные формы практики. Всем знакомы такие словосочетания, как "страстный охотник", "страсть к охоте", "страстная охота".]

***

«Жизненные потребности родят хотения, и уже эти ведут за собой действия; хотение будет тогда мотивом или целью, а движения — действием или средством достижения цели, когда человек производит так называемое произвольное движение, оно появляется вслед за хотением в сознании этого самого движения. Без хотения как мотива или импульса движение было бы вообще бессмысленно. Соответственно такому взгляду на явления двигательные центры на поверхности головного мозга называют психомоторными» (Сеченов И. М. Избр. произв. М., 1952, т. 1, с. 516).

Для вящей убедительности сопоставим верхние уровни трёх психосфер индивида:

Душа:  Страсть    ->    Хотение       ->    Воля
Дух:   Интуиция   ->    Мнение       ->      Ум
Тело: Склонность -> Потребность -> Способность

Хотение соответствует потребности, причём потребности актуализированной в данный момент. Индивид хочет того, в чём чувствует потребность. "Что вы хотите?" "Чего изволите?" "Чего желаете?" Хотение основано на субъективной оценке возможности удовлетворения потребности в конкретной ситуации, т.е. оно основано на оценочном вероятностном суждении - мнении. Хотеть невозможного, конечно, можно, но вредно, ибо останется разъедающая душу вечная неудовлетворённость, постоянное недовольство, всем, всеми и самим собой.

Воля есть способность, характеризующаяся той или иной степенью развитости - силой, возможностью преодолеть преграды и препятствия на пути к желаемому. Ум - также способность, т.е. умственная способность. Телесная способность, таким образом, раздваивается на духовную  способность, ум, и душевную способность, волю. Волевая решимость основана на решениях, принимаемых умом. Если ум слабый, не заточенный на решение определённых задач, и, соответственно, не обладающий остротой в этом отношении (что называется частичной, а иногда и абсолютной тупостью), то воля будет хоть и сильная, но дурная. И на преодоление препятствий у индивида будет уходить масса сил, в то время как другой индивид, употребив свои умственные силы на разведку местности, преодолевает эти препятствия с лёгкостью - только в другом месте и другим способом, применив соответствующие целям средства.

Гармоничное сочетание ума и воли, умная воля, даёт наилучший результат. О таком сочетании в практике военного дела писал Б. М. Теплов в своей книге "Ум полководца":

"Обычное понимание проблемы «ум и воля у полководца» имеет в основе своей одну чрезвычайно важную ошибку. Ум и воля рассматриваются как две разные способности, как две — пользуясь любимым выражением древних греков — «части души». Предполагается — и это наиболее важно для темы моей работы, — что можно иметь хороший и даже выдающийся ум полководца, не имея, однако, соответствующих волевых качеств: решительности, мужества, твердости и т. п.

Первым, предложившим деление всех психических способностей на два класса: познавательные способности и движущие способности (способности чувствования, желания и действования), был Аристотель. От него ведет свое начало противопоставление ума и воли. Но очень прочно усвоив это аристотелевское деление, психология, как я уже говорил, прошла мимо одного из важнейших понятий аристотелевского учения о душе, того понятия, которое уничтожает возможность разрыва между умом и волей, мало того, понятия, в котором осуществляется подлинное единство воли и ума. Я имею в виду уже знакомое нам понятие «практического ума»."

Деление способностей на умственные и волевые не обязательно означает разрыв между умом и волей. Тем более, что есть другое понятие, в котором осуществляется подлинное их единство. Такое деление не есть ошибка в мышлении психологов и заблуждение. Практика невозможна без воли. Поэтому понятие "практический ум" - это тоже самое, что "умная воля", или "волевой ум".

К сожалению, ни Аристотель, ни Теплов, не различали ум и разум. Как некоторые до сих пор не различают волю и свободу. Ум и воля - индивидные психические способности. Разум и свобода личностны. Нужно помнить, что человек есть биосоциальное существо. В нём сочетаются природа и общество. Соответственно, из натуральных психических функций, состояний и процессов, развиваются социальные, т.е. высшие психические функции, местом жизни которых является левое полушарие головного мозга человека. На этом основано противопоставление и в то же время взаимодополнение, связь между индивидным и личностным бытием, между индивидом и личностью в человеке. В нейропсихологическом плане это межполушарная функциональная симметрия-асимметрия.

Так природное тело человека становится культурным, живой организм - организацией взаимодействующих организмов, социо-культурным явлением. Природный дух (Анимус), в свою очередь становится социальным духом (Логосом), а приодная душа (Анима) - социальной душой (Психеей).

Семена разума таятся в уме, семена свободы воли - в самой воле. Разум - способность понятийного мышления, основанная на словесном общении, языке и речи. Ум может обходиться без такого общения, без кодирования и расшифровки сообщений, передачи и приёма знаково оформленных сведений от одного индивида к другому. Необходимость и возможность жестово-словесного общения и разума возникает в рамках практического взаимодействия двух, и более, индивидов в рамках их сотрудничества, например, в коллективной охоте на крупное животное, на мамонта.

Воля также является источником свободы для человека. Противоборство воль, одержание победы одного индивида над другим, и, следовательно, захват второго и превращение его в невольника, создаёт возможность либо вызволения его своими соплеменниками в открытом набеге или скрытом похищении, либо его побега из плена. Соответственно, воля тут приобретает значение раскрепощения и раскрепощённости, некоего простора, свободы делать то, что хочешь, и не делать того, чего не хочешь, по приказу пленившего. А для освобождения от оков требуется приложение сил - ума и воли, противоборства с рабовладельцами (восстание рабов).

Развитая форма свободы воли - это уже не природный, а социо-культурный феномен, основанный на договорных отношениях, на морали и нравственности, чести и совести, намерениях и долге, на невозможности и наказуемости порабощения одних другими. Но это уже другая история. 


Рецензии