Об одной из книг коллеги
В не менее увлекательное "путешествие" приглашает нас и заслуженный деятель науки Республики Беларусь Александр Михайлович Радьков, книга которого "О математике и математиках" недавно вышла в издательстве Мастацкая лiтаратура*. Это не совсем обычная книга в ряду научно-популярной литературы, поскольку в ней нет рассказа о решении каких-либо крупных научных проблем. Нет в ней и детальных биографий тех нескольких десятков внешне незаметных людей, совместная работа и краткие встречи с которыми привели к авторскому замыслу и к его реализации.
А что же в ней есть?
Стремление автора к тому, чтобы читатель задумался о том, каким образом человечество познает мир, почему мы уверены, что описанное выше мысленное путешествие во времени правильно отображает реально существующие процессы во Вселенной, о том, что математика это не просто набор не всегда понятных и для многих очень скучных понятий уравнений, графиков, формул, а постоянно совершенствующийся уникальный и универсальный метод исследования.
Показывает автор и то, что такой прикладной характер математических знаний - это только одна их сторона. Математика живет и своей собственной жизнью, в которой развиваются многие направления, не имеющие на сегодняшний день прикладных приложений, совершенствуется методология самой математики, а также методика развития математической культуры учащихся, формируется особый стиль математического мышления.
О том, что это не совсем обычная книга свидетельствует ее оглавление, которое казалось бы совершенно не соответствует такому серьезному объекту как математика. В нем рядом с такими почтенными именами как Евклид, Ферма, Бурбаки мирно соседствуют стрекоза и..., нет, не муравей, а медведь, хотя, думается, что математика особенностей жизни муравья вполне доступна перу автора. Это оглавление вполне гармонирует с выбранным автором стилем общения с читателем - короткие рассказы в форме доверительного разговора о своей собственной жизни, которая с детских лет пронизана математикой и совместной работой с коллегами: учителями, преподавателями, а затем и с видными учеными.
К личной жизни ученых у общественности всегда был высокий интерес, отсюда и значительное число публикаций о них, например, в литературной серии "Жизнь замечательных людей". Людям, далеким от сферы науки всегда было интересно знать, а кто же они такие эти самые ученые. Может быть действительно это те, кого Всевышний поцеловал в темечко, что и материализовалось в виде яблока, упавшего на голову И.Ньютону.
Однако, спросив об этом у самого Ньютона услышим очень скромный ответ:
- не знаю, как меня воспринимает мир, но сам себе я кажусь только мальчиком, играющим на морском берегу, который развлекается тем, что время от времени отыскивает камешек более пёстрый, чем другие, или красивую ракушку, в то время как великий океан истины расстилается передо мной неисследованным.
Эта мысль показывает на бесконечность природы и на соответствующее расширение области научных исследований по мере формирования новых систем знаний. Показывает она и на то, что И.Ньютон находится на берегу великого океана истины не один. Рядом с ним есть и другие и они тоже находят камешки-ракушки разной красоты.
Вот об этих некоторых других, в основном наших современниках и соотечественниках, большая часть жизни которых принадлежит математике и рассказывает автор, представляя нам математику не как ниспосланную свыше, а как результат человеческой деятельности. Этому способствует чередование рассказов о жизненных ситуациях с рассказами о некоторых математических проблемах, решенных в прошлом и с рассказами о тех камешках, которые нашли лично автор и некоторые из его коллег.
Математическая составляющая жизненного пути Александра Михайловича представлена в книге с того момента когда он попросил у школьного учителя дать ему дополнительное задание, выполнение которого позволит учителю включить его в группу наиболее способных к математике учащихся. Повезло что рядом оказался такой учитель? Безусловно. Но везет, как известно, тем кто везет. Вот и на студенческой скамье А.М.Радьков с первого курса стал заметен преподавателям и те приглашали его к решению более сложных, чем программные задач. Повезло, что на математических кафедрах работали профессионалы высочайшего уровня? Без сомнения. Но рядом на студенческой скамье были и те, кто приходил на занятия с оставшейся еще со школьных времен мыслью - лишь бы не вызвали. Поэтому приглашение работать на кафедру по окончании обучения - это закономерный итог.
Но не математикой единой... Заметная роль студента-отличника учебы и в общественной жизни института привела к тому, что перспективного выпускника пригласили на работу и в руководство студенческим профсоюзом.
Это важнейший момент, на мой взгляд, в жизни будущего ученого и государственного деятеля. Важнейшая отправная точка и в содержании книги.
ПРОБЛЕМА ВЫБОРА
Как часто она стоит перед любым человеком! Как часто именно от ее решения зависит весь его дальнейший жизненный путь.
Все мы имеем собственный опыт выбора:
- пойти играть с одноклассниками или выполнить дополнительные задания учителя;
- вместе с однокурсниками жить весело от сессии до сессии или заглянуть в учебную дисциплину чуть дальше, чем они;
- утонуть в только-только начавшихся бытовых проблемах молодой семьи или добавить к ним подготовку к экзаменам кандидатского минимума;
- увязнуть в очень немаленькой учебной нагрузке вузовского ассистента или настойчиво искать с коллегами свои научные перспективы;
- расположиться комфортно рядом с успешным коллегой или самому определить свою научную судьбу.
А далее значимость таких ИЛИ будет возрастать и касаться уже не только самого себя, а и твоих коллег, потом небольшого числа твоих подчиненных, а потом и большого числа людей, работающих под твоим руководством.
Со всей очевидностью и на личном примере автора, и на примерах биографий его коллег в книге показано, что успех сопутствует тому, кто не поддается стихийному течению событий, не откликается поспешно на самые заманчивые предложения, а сам создает условия для того, что бы такие предложения появились, идет на шаг впереди сложившейся на данный момент ситуации.
Поэтому нет ничего неожиданного в том, что в жизнь А.М.Радькова вошла КАФЕДРА, описанная им с огромной теплотой, высочайшим уважением к коллегам и представленная читателю как самая важная ячейка в функционировании научно-педагогического сообщества. Именно вузовская математическая кафедра находит будущих ученых в среде студентов, а зачастую даже и школьников. Именно на кафедре будущие ученые приобретают первый опыт научного поиска, научных публикаций, проводят диссертационные исследования, представляют к защите кандидатские и докторские диссертации, сочетают научно-педагогическую деятельность с административной, выходят на уровень руководства научно-педагогическими школами.
С каждой последующей страницей становится все очевиднее, что мир математики это целая Вселенная. Важное место в ней занимает математическое моделирование реальных процессов, в том числе эволюции реальной Вселенной. Именно моделирование на основе закономерностей (математических формул) физики и астрономии дает нам предположение о ее происхождении в виде теории Большого взрыва. Эта стандартная космологическая модель блестяще подтверждена экспериментально обнаруженным реликтовым излучением, следы которого еще недавно каждый из нас мог видеть на экране аналогового телевизора в моменты отсутствия телевизионной передачи. Цифровые методы связи отняли у нас следы этого привета из самого-самого-самого далекого прошлого, но базируясь на математическом преобразовании Фурье (сложная формула преобразуется в совокупность простых), а затем и на достижениях теории вероятностей, дискретной математики, численных методов и др. принесло нам телевидение сверхвысокой четкости и интернет.
Роль математики в познании материального мира невозможно переоценить, поскольку она является не только методом познания, но и тем языком, которым человечество передает свои знания последующим поколениям. А вот то, что математика является еще и методом решения многих задач в сфере человеческих отношений известно не каждому. Поэтому приведенный в книге пример использования математики в экономике, наверняка рассеивает иллюзию многих читателей о том, что математика нужна экономике лишь для расчета дебета и кредита да еще величины налогооблажения. Более того рассказ о методе северо-западного угла - это очень эффектное подтверждение того, что решая конкретные задачи математика обогащает не только соответствующую науку ( в данном случае экономику), но и саму себя. Так решение оптимизации работы совокупности станков в заводском цеху привела к созданию линейного программирования. Позднее на этой основе в нашей стране была создана успешно работающая научная школа по методам оптимизации и научного управления.
Это только одна из многих упомянутых автором научно-педагогических школ нашей страны. Их наличие показывает, что Беларусь является активным участником развития мировой математической культуры.
Несколько насторожило то, что первые и заключительные части книги адресованы читателям с разной математической подготовкой. Однако в этом можно усмотреть и преднамеренный замысел автора, не скрывающего от читателя, что математика не имеет пределов в своей сложности. Тем более, что любой выпускник средней школы имеет достаточный уровень знаний для того, что бы оценить безупречность форм функции синус и с уважением к ней узнать, что она является решением дифференциального уравнения второго порядка. Не сможет не удивить его и то, что абсолютный беспорядок в десятичной записи трансцендентных чисел, превращается в изумительный порядок при записи в виде непрерывных дробей или математического ряда.
Так что последние страницы книги вполне можно считать добрыми пожеланиями с которыми автор напутствует читателя прийти на берег океана великой математической истины и убедиться в том, что красивые камешки и ракушки там конечно есть, но найти их в недрах несметного числа маленьких и совсем некрасивых песчинок очень и очень непросто. Здесь же на берегу можно порассуждать с песчинкой в руке не символизирует ли она одну из задач, заданных накануне на дом учителем математики и которую удалось успешно решить.
И вон та другая тоже...
А еще и вон та.
А вот и песчинка чуть крупнее других. Да, да решил недавно задачку повышенной трудности (со звездочкой).
А вот и совсем большая, величиной чуть-ли не с пшеничное зернышко. Это та задача из сборника для подготовки к олимпиадам, в приведенном решении которой удалось разобраться.
О, не такие уж они и некрасивые эти песчинки.
Значит пора в самостоятельный путь в математику.
*О математике и математиках / Алексндр Радьков. - Минск : Мастацкая литаратура, 2023. - 278с.
Свидетельство о публикации №224012501519