Военные лётчики и гражданская авиация

     Совсем недавно я касался темы о том, как военные лётчики переходят в гражданскую авиацию. И наши и за рубежом. И вот на эту тему у меня была переписка с моим знакомым гражданским пилотом из ЮАР, он венгр по национальности, его отец был военным лётчиком в ВВС Венгрии в годы Варшавского Договора и погиб на МиГ-21.

     От этого пилота я узнал много интересного в плане перехода военных лётчиков в гражданскую авиацию на Западе. С его разрешения хочу поделиться этой, как мне кажется, интересной информацией.

     Сначала о венгерских ВВС. В те, «советские» времена, в венгерских ВВС пенсионный возраст у лётчиков составлял 55 лет. Однако только поколение, родившееся в 1930-е годы, могло летать до 55 лет и выйти на пенсию в качестве пилотов. Ребята, родившиеся в 50-е годы и позже, не уходили в отставку из ВВС, или мало кто из них уходил. Большинство из них были выгнаны из армии после распада Советского Союза и Варшавского договора в начале 90-х годов. Поэтому этим людям пришлось искать совершенно новую работу. Летчики-истребители превращались в автомехаников или охранников... На гражданке им пришлось нелегко. Большинство коллег отца моего знакомого, как он рассказывает, не доживало и до 70 лет. Их добил алкоголизм.

     В настоящее время венгерским военным лётчикам, ушедшим из армии и желающим летать в гражданской авиации ВВС не выдает надлежащих документов и лицензий, поэтому легально они не могут устроиться на работу в гражданской авиации. Если кто-то хочет сделать это самостоятельно, ему придется заплатить за обучение в гражданском авиационном учебном заведении. Это очень дорого, таким образом ВВС удерживает лётчиков от ухода из ВВС.

     Хочется добавить, что у нас в этом плане то же самое, к тому же, как мне кажется, у нас никто и не рассчитывает получить какие-либо «надлежащие» документы при увольнении.

     В Америке, по словам моего знакомого пилота, военные лётчики уходят на пенсию после 20 лет службы в ВВС, когда им чуть за 40, но пенсии недостаточно для достойной жизни. Обычно они переходят в гражданскую авиацию в 40-45 лет, а работать им приходится до 65 лет.

     В Америке ВВС позволяют лётчикам уйти, и гражданская Авиационная Администрация признает военный опыт. У Авиационной Администрации есть экзамен на военную компетентность, который может сдать новоиспеченный пилот, после чего ему выдают Сертификат коммерческого пилота с квалификацией полётов по приборам на одно-/многодвигательных сухопутных самолетах.

     То же самое происходит и в Южной Африке. В ВВС обучают бесплатно, а взамен вы должны подписать контракт на 15 лет службы в ВВС. После окончания службы лётчики могут легко перейти в гражданскую авиацию и им не придется начинать все с нуля.

     Также есть и интересная информация, что в ВВС США считают, что лётчик на истребителе не должен летать после сорока лет. Таким лётчикам предлагают переходить на транспортные самолёты, но что-то подсказывает мне, что таких лётчиков в ВВС США немного.

     А как на наших просторах военные лётчики становятся гражданскими пилотами?! В уже далёкие, добрые советские времена, здорового лётчика из Армии старались вообще не отпускать. Редко кому удавалось уйти на «гражданку» годным по здоровью к полётам. Но такие всё же были.

     Сегодня, я думаю, из Армии «ещё меньше» отпускают лётчиков, годных по здоровью к продолжению лётной работы. Но всё же такие есть, «они не могут не быть»!

     Учитывая сегодняшние реалии, уж очень непросто стать им гражданскими пилотами. Это и дорого, - пройти теоретическое обучение, а ещё и практическое переучивание на конкретный самолёт. А ещё существует удивительный на сегодняшнее время момент, что выпускники гражданских лётных учебных заведений, даже «бюджетники», не могут найти себе работу.

     Вот гамлетовский вопрос?!

10.01.2024 – Севастополь.


Рецензии