Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы, ехал поезд чуть усталы

1.
Поезд ехал медленно-медленно.Так медленно,что хотелось спросить как тот гаишник из анекдота: «Ну, и куда мы так крадёмся?» Состав просто не успевал набрать скорость из-за бесконечных остановок, потому что, как говорится , кланялся каждому столбу. Поклон длился не более трёх минут, за исключением  нескольких редких остановок минут по пятнадцать - двадцать. Всего в пути нам предстояло провести тридцать восемь часов вместо привычных двадцати четырёх иногда даже двадцати двух. А что поделать, ехать на чём-то надо. Тем более,что уже привыкли на поезде.Сами виноваты, расслабились,упустили время, а когда спохватились, нашёлся только этот вариант. Именно эти два боковых места в плацкартном вагоне возле туалета оставались свободными. «Ничего, - решили они, - туда доедем, отдохнём, а уж на обратный путь возьмём что-нибудь поудобнее».
В любом деле главное настрой, и всё оказалось не таким уж и мрачным. Оказалось,что вдвоём на боковых даже лучше: никто посторонний к тебе уже не сядет. Двери открываются почти бесшумно,биотуалеты в обоих концах вагона,так что народ особенно не толпится. Кондиционер работает исправно, не жарко. Словом, только и делали всю дорогу,что плюсы в своём положении искали, а что ещё оставалось?
2

До этого она на поезде не ездила около тридцати дет.Точнее, в 1990 году пришлось ехать к далёким родственникам.Далёким в смысле далеко живут,а так очень даже близкие: родные тёти, дяди, бабушка, двоюродные братья и сестры с семьями. Ехать долго: более суток с пересадкой в Москве, потом ещё на двух автобусах. Дети маленькие : дочери - шесть лет, сыну - два с половиной. Как-то всё трудно, суетно, помнится смутно. Какие-то обрывки воспоминаний и то скорее из таких же поездок, когда ей самой было пять, семь, одиннадцать, пятнадцать.Запах табачного дыма из тамбура,  бесконечное хождение по вагону и хлопанье дверями, страшная дырка в полу туалета, через которую видна быстро несущаяся земля, въедливая специфическая вонь, холодный скользкий штырёк умывальника, прерывистая струйка ледяной воды, долгое ожидание проводницы со стаканами  чая в обеих руках, непонятные молчаливые люди, идущие по вагону с пачками пёстрых журналов и коробами , в которых уйма всякой всячины. Так , например, им с братом однажды купили игрушечную лягушку неестественного  мятного цвета,  на пальцах от неё почему-то оставался белый порошок. Лягушка неожиданно приятно пахла новой резиной. Нажмёшь на крошечный стальной рычажок в нижней части спины - прыгает.Недалеко,сантиметра на три вперёд. Забавно было.
А ещё вспоминались вагоны пригородных электричек. Обшарпанные, холодные, с жёсткими деревянными сидениями. Но это уже было в восьмидесятом. Весь первый курс каталась. Надо будет как-нибудь посчитать. В субботу - туда, в воскресенье - обратно. Поездка в один конец - 45 копеек по студенческому билету. В компании друзей весело, незаметно пролетали два  с лишним часа пути. Вообще ни над чем не заморачивались : всё казалось хорошо, удобно, тепло.Однако именно тогда она «наелась» ж/д транспортом досыта.
Но  новенькие поезда «Таврия», бесспорно, выигрывали в сравнении с теми из восьмидесятых и девяностых, и они с мужем тогда решили:  теперь в Крым только по железной дороге.

3
Пока она считала плюсы - любимое занятие по жизни: в любой ситуации ищи позитив! -  муж по мере возможности справлялся с главным, по мнению многих, минусом поездки.Нельзя было курить!Совсем нельзя!Категорически запрещалось.Поэтому он только и ждал,вдруг повезёт, и поезд остановится дольше,чем на пять минут.Это был настоящий квест:успей покурить за время стоянки .В нём принимало участие почти всё взрослое население вагона, независимо от пола. Стоило локомотиву начать тормозной путь, как все страждущие срывались со своих мест и бежали к выходу.Если им везло, и проводница открывала дверь вагона,они толпились на перроне и жадно дымили. Когда, довольные, возвращались на свои места, было ощущение,что курили они непосредственно в вагоне: такой  отовсюду исходил «аромат».Если не везло,пассажиры шли не так бодро, но и не безнадёжно.Между пробежками в надежде покурить большинство маршировало взад и вперёд по вагону с чашками , с пластиковыми контейнерами и стаканами, в которых благоухали кофе «три в одном», лапша или  картофельное пюре быстрого приготовления. Такие запахи нравились ей даже меньше, чем табачный, но это же так удобно и дёшево! Пусть себе едят люди на здоровье. Сами же они с мужем этим пищевым «прогрессом» не соблазнились.Но круглосуточное наличие кипятка и возможность распорядиться им самостоятельно,независимо от проводников, оценили.Свободных мест, как уже сказано, в вагоне не было, поэтому движение не прекращалось до наступления темноты. А что, публика приличная, спокойная, едь себе и складывай впечатления в копилочку.
4
  Молодой человек был высокого роста,спортивный. Белая футболка, серые трикотажные длинные шорты, чёрные кроссовки. Мускулистые руки, с крупными крепкими кистями . Круглые тёмные глаза. Лет тридцать пять? Скорее всего. Коротко стриженые чёрные волосы, открытое, несколько даже простоватое лицо. Обычная приятная мужская наружность. Если бы не детское,тревожное выражение постоянной заботы в круглых тёмных глазах да довольно глубокая морщина на лбу. Он в любую минуту был готов сорваться с места и бежать.Но не курить, как остальные. Причина этой тревожности лежала, почти не вставая, на нижней полке.Хрупкая, светловолосая женщина, чьё лицо скрывала голубая медицинская маска. Пара ехала до Краснодара, и за всё время пути они почти не разговаривали. Видно было,что ей нехорошо,скорее всего, она недавно оправилась от той самой тяжёлой болезни, которая этим летом только отступила.  Бледность кожи, худоба, слабость, которую женщина испытывала, говорили о том, как ей трудно даётся поездка. Иногда она поднимала огромные голубые глаза на своего спутника, и в них светились нежность и благодарность.Словами  это было не выразить. Нет таких слов. О чём вы, право. Порой он осторожно  клал свою большую руку на острое плечико, гладил, нежно проводил пальцем по щеке, по волосам, поправлял белую простыню. Иногда его спутница садилась. Молодой человек тихонько обнимал её за плечи, и она тогда выглядела просто девочкой. Казалось, вот-вот  он возьмёт её на руки и будет качать  как ребёнка нежно-нежно, нашёптывая, напевая, утешая. От этого наворачивались слёзы и перехватывало дыхание. Но самое главное, это не было игрой на публику. Он на самом деле никого , кроме неё, не замечал! В битком набитом вагоне никого! Кроме неё.
Черноволосый не бегал с вонючим «Роллтоном» по вагону. Принёс только пару раз крепкий чай в казённом стакане в том самом блестящем подстаканнике (да будет эта изящная штучка  вечным  символом  железной дороги !) и помог ей дойти до туалета. Маска на время была снята. Женщина со светлыми прямыми волосами выглядела гораздо старше своего спутника. И это не было следствием недавно перенесённой болезни. Она реально была старше. Не настолько, конечно, чтобы быть его матерью, так, лет на восемь-десять. Притом далеко не красавицей. Но беглого взгляда хватало, чтобы удивиться неизъяснимому очарованию её бледного лица с тонкими правильными чертами. В отличие от своего спутника,она очень болезненно реагировала на чужие, иногда даже слишком откровенные взгляды окружающих.Стремилась скорее от них укрыться. А люди ведь разные. Один осудит, другой посочувствует,  третий красивую сказку об их любви сочинит.

5
Одной сестре было лет семь, а другой года четыре. Старшая -полненькая, серьёзная, рассудительная. Пухлые щёчки, карие глазки, розовая резинка в тёмных волнистых волосах. Младшая, наоборот, худенькая, подвижная, смешливая.Такая же резинка, такие же кудряшки,только посветлее и покороче. По очереди сидели у окошка. Папа с мамой располагались на нижней полке напротив. Семейство ехало на отдых в Гурзуф. Для девочек это было первое путешествие , и они пребывали в приятном предвкушении, а родители счастливы были вернуться в те места, с которыми похоже у них были связаны самые лучшие воспоминания юности. И вот эта радость, объединяющая взрослых и детей, достигала такой концентрации в замкнутом пространстве,что , казалось, сейчас вырвется наружу, как воздушный шарик, который надули, но не успели завязать, и запрыгает шипя  по вагону весело и бешено.И у этой бешеной весёлости не будет ничего общего с бесцельной беготнёй и воплями  других детей разных возрастов, мающихся от безделья в поезде. Сёстры первый раз ехали так далеко,а их родители нет. Поэтому стоило надоесть раскраскам, как им на смену появлялся пластилин. Надоел пластилин - держите, девочки, книжки. Куклы, настольные игры, какое-то рукоделие, конструкторы. И при этом всё так естественно,что было понятно:  это для  семьи норма, а не показательные выступления. Особенно удивляла младшая сестра. Она наравне со старшей лепила, рисовала,разумно вела беседу, с интересом смотрела в окно, когда кто-то из родителей привлекал  к чему-то их внимание. «Смотрите, девочки, лошадки (коровки, овечки, собачки)!», «Какая река большая,как называется, прочитай-ка», «А что за станцию мы проезжаем?»  И все соседи, ну, те, кто слышал, невольно тоже смотрели на лошадок, пасущихся в степи, на одинокую белую цаплю в тумане, на стаю уток, на красивую церковь и читали название реки, станции. Оказывается,так можно было. Поездка становилась приключением,а не испытанием,тем более,что ехали они все тридцать восемь часов, от начала пути до конца. Никто при этом не говорил другому: замолчи, голова от тебя уже болит; успокойся сейчас же, сядь, надоел. Иногда сёстры довольно долго играли одни, придумывая свои собственные игры. Мама читала  какую-то толстую книгу, время от времени поднимая голову от страницы, чтобы обменяться с мужем тёплым взглядом и улыбкой или ответить пожатием руки на его прикосновение. Глава семьи порой казался иногда уж слишком правильным в своём стремлении организовать идеальную поездку, даже немножко нудным. Но стоило посмотреть на его улыбчивую миловидную  жену, как всё сразу становилось понятным: он не душнила и не показушник. Это его выбор. Он просто безумно любит всех своих девочек, ему важно,чтобы им было хорошо  и в данный момент, и потом, по жизни. Он не живёт по принципу: что вырастет,то вырастет. Не участвует в общем забеге, потому что не курит, вместо того, чтобы дать дочкам по телефону и спокойно пить пиво, играет с ними в «города»,в «слова», со старшей ещё и в шахматы. В «города»! Одной - семь, другой вообще - четыре! Сам телефон в руки только один раз взял, чтобы позвонить вечером матери, сообщить, что всё у них в порядке.
А вечером они с женой всё же выпили немножко вина. Девочек уложили спать и выпили. Кстати, у старшей получилось - таки на верхнюю полку самостоятельно забраться. Обнявшись, сидели папа с мамой , как влюблённые на первом свидании сидят, а в глазах у них отражались бегущие за  ночным окном огни, словно восемь лет назад  крымские звёзды.      

6
           Она не видела, на какой станции сошли те двое: черноволосый и блондинка. Заметила только, что появились новые попутчики. Вернее,  попутчицы с  двумя детьми: мальчиком и девочкой. Одна была шумная, яркая.  Светлый  ёжик крашеных волос, ресницы такие, как у всех, длинные, губы полные,свои, внешность, в целом, приятная. И фигура  вполне приличная для сорокалетней. Джинсы, футболка, маникюр - педикюр, всё, как положено. Загорелая в отличие от остальных пассажиров. А вот другая, та, что с сыном и дочкой, не запомнилась, потому что мимо не ходила и курить не бегала. Стриженая вихрем носилась по вагону за всех сразу. Говорила громко, смеялась и по сторонам смотреть успевала . Помните,   что герой в известном фильме говорил про особый взгляд незамужней женщины?
         Муж нашей героини в этот раз решил воспользоваться семиминутной стоянкой по полной программе. Она даже заволновалась: вот так отстанет ещё от поезда. На своё место вернулась стриженая и заговорила с подругой:
- Прикинь, сейчас с одним мужичком разговорилась на перекуре. Ничего так мужичок, приличный. Едет отдыхать в...
И назвала посёлок, где наша героиня и её муж собирались провести отпуск.
- Я  только не поняла, один или с семьёй. Спрошу на следующем перекуре. Вроде один. Короче, начинаю действовать.
Мужчина  тем временем вернулся на своё место.
- Я сейчас разговаривал с одной, представляешь, они с подругой возвращаются домой в Севастополь из Краснодарского края.   Отдыхать ездили из Крыма в Краснодарский край !
            И ещё что-то говорил, но она уже не слышала, а смотрела на него и думала: «Это что получается? Это он «ничего так мужичок, приличный?»  Смотрела и как будто в первый раз видела, причём видела глазами той, посторонней, будто и не жила с ним без малого сорок лет: синеглазый, седой, подтянутый шестидесятилетний мужчина, среднего роста, с хорошей фигурой без  намёка на лишний килограмм, без живота. Со спины так вообще юноша. Особенно в шортах. Сутулится только чуть-чуть да морщины. Разговорчивый, вежливый, умный. Не просто «ничего», а «очень даже ничего» мужичок! Сначала она хотела тут же рассказать ему об  услышанном разговоре, чтоб вместе посмеяться, как обычно, даже поддразнить немножко: на тебя тут глаз положили. Берегись. Но промолчала. Потом попросила: «Принеси кипяточка, чаю попьём» . Муж взял походные стаканчики, опустил в каждый по чайному пакетику и пошёл вперёд по вагону. Похоже, его караулили, потому что следом тут же устремилась стройная фигура в яркой футболке. Назад соседка шла первой, стараясь идти как можно более грациозно , с прямой спиной, неся в руках кружки с чем-то дымящимся. Объект её внимания  тем временем плюхнулся на своё место, поставил зелёные прозрачные стаканчики на столик, помахал руками: «Блин, горячо, а эта ещё  передо мной так медленно шла, думал: уроню».
       От горячего чая ли ещё ли от чего, на душе было  тепло. Это другие   пусть видят его седым, для неё он всегда юный, стройный, сильный. Так же, как и она для него - единственная женщина, достойная внимания. Даже когда он курит с другими или разговаривает, или нырять учит с камня. Он свой выбор однажды уже сделал. Но она обязательно ему эту историю расскажет, потом, на пляже. Ещё и приукрасит немножко для поднятия мужской самооценки.
7
    Погасили свет в вагоне. Стихли разговоры, прекратилась  ходьба. Поезд прибавил ходу.Торопись, дорогой, торопись.  Ты, как хочешь, а рассвет нам на Крымском мосту надо встретить.


Рецензии
Дорогая Галина! С большим удовольствием и интересом на одном дыхании прочитала ваше новое произведение, смакуя каждое ваше слово. С какой любовью и детально описан каждый человек! Читаешь и будто сам едешь в этом вагоне с этими людьми.


Рано Разыкова   26.01.2024 15:13     Заявить о нарушении
Спасибо,большое!Рада,что вам понравилось!

Галина Тюнина   26.01.2024 16:31   Заявить о нарушении