Новогодняя долма

Егана  Мамедова (США)

К Петру на празднование Нового Года из Новосибирска приехал его брат-близнец Павел. Когда-то очень давно при разводе родители поделили детей между собой. Петя остался жить в Баку с отцом, а Пашу мать увезла в Сибирь, и братья никогда не виделись после разлуки. Теперь наступил тот самый счастливый день, когда Павел приехал в Баку, приурочив встречу к Новому Году.
Друзья и соседи Петра с женами сидели за обильно накрытым столом, звучали теплые и проникновенные тосты то на русском, то на азербайджанском. Все восторженно глядели на совершенно одинаковые лица близнецов с одинаковыми синими глазами и радостными улыбками. Правда, северный брат был бледным, говорил тихо, а южный - загорелым, с усами и очень громким. Один из близнецов говорил быстро и с частым чёканьем, а другой растягивал слова, к месту и не к месту повторяя "радной", "дарагой". Ближе к полуночи, будучи в тепленьком состоянии и подобрев, Петр обнимал и целовал брата после каждой рюмки. Он оглядывал гостей и гордо произносил: "Паша, мой дорогой братан, приехал ко мне, молодец! Я так рад, родной, клянусь! Это случилось на Новый Год! Это очень символично. Мы же близнецы - а сколько лет не виделись!"
В самый пик празднования подали долму из виноградных листьев, к ней гатых (простокваша), сдобренный чесночком, в маленьких пиалах.
Петр встретил блюдо громким возгласом: "Пях-пях! Пашка, родной, сейчас ты проглотишь пальчики, в вашей Сибири вы такого никогда не ели! Посмотри на эту красоту, на эту пирамиду! Это долма!"
Все дружно принялись за благоухающее пряностями блюдо, восхваляя волшебные руки хозяйки. Зазвучали новые тосты. В очередной раз Петр поднялся, произнес здравицу за родителей, за семью, за Баку; он желал всем здоровья, перечислял тех, кого мог вспомнить, по-одному чокался с каждым присутствующим, с удовольствием выслушивал похвалы в свой адрес. Постепенно взгляд его перешел на брата, и он осекся: Павел разворачивал долму, поливал мясо кетчупом и отправлял в рот, а листики складывал на краю тарелки.
Онемев на полуслове, Петр вытаращил глаза: "Брат, родной, это ДОЛМА, это деликатес, ее даже в Баку не каждый умеет готовить. Родной, ее едят целиком и не с кетчупом, а с гатыхом! С кефиром! С мацони! Со сметаной хотя бы! А ты делаешь харакири долме!"
Павел с набитым ртом ответил: "Я, братишка, не баран, чтобы есть траву".
Петр зарычал: "Ты что, хочешь сказать, что мы тут бараны, а ты цивилизованный такой в своей Сибири? Ты оскорбил мой народ, осквернил такое прекрасное блюдо, как долма!"
Пошла перепалка, ввязались соседи, голоса набирали силу. Петр, озверев окончательно, окунул брата лицом в пиалу с гатыхом. Братья схватились, как в далеком детстве, и повалились на пол. И хотя Павел был здоровее брата, Петр сумел сесть верхом на него и молотил кулаками измазанное лицо.
************
Ранним утром 3 января братья молча стояли на пустынной улице, курили и ждали такси. Подъехала машина. Глянув на разукрашенное синяками лицо Павла, Петр тяжело вздохнул и крепко обнял брата перед расставанием: "Кто знает, когда еще свидимся, родной. Прости, если что не так..."
Павел сел в машину. Петр протянул ему спортивную сумку: "Жена положила подарки детям и твоей половинке. И для мамы кое-что, она это любит..."
Взгляды их встретились на секунду, вопросительный у одного и теплый у другого: "Это долма".


Рецензии
Что-то непохожа реакция бакинца Петра, на самомнение россиянина Павла. Бакинцы намного сдержаннее. А вообще, какой бы кулинар не был, в России невозможно приготовить настоящую долму. Баранина по вкусу совершенно другая и не каждые виноградные листья пойдут. Даже для Баку - приготовить настоящую долму - это редкость.

Владимир Задра   26.01.2024 07:46     Заявить о нарушении
Совершенно верно! За исключением того, что действие происходило таки в Баку)

Азад Абасов   26.01.2024 17:31   Заявить о нарушении