7-8. Глава На новом месте. Неожиданная новость

 

Ярославу показалось странным это место расположения авиационной части. В его представлении аэродром должен был быть на открытом месте, уж, во всяком случае, не в лесу. А как только автобус миновал проходную, то сразу окунулся в лес. Но, пропетляв по дороге, выехал, наконец, на относительно открытое место. Деревья были и здесь, но значительно реже. Среди них стояло несколько длинных деревянных бараков, а вокруг шло интенсивное строительство. Строились сразу три кирпичных дома и целый ряд небольших щитовых “финских” домиков. Автобус остановился на пятачке среди бараков. Водитель подсказал младшему лейтенанту, где находится штаб части.
Одернув гимнастерку и поправив портупею, Ярослав вошел в барак. Сразу перед входом в штаб было Знамя части, у которого стоял часовой. Отдав честь Знамени, как положено, молодой офицер повернул направо и по коридору пошел искать двери с надписью: «Начальник штаба майор Шешуков”. Постучав в двери и получив разрешение, вошел в кабинет. В кабинете за столом сидел офицер с погонами майора. Ярослав представился:
-Товарищ майор, младший техник-лейтенант Калюжный прибыл для прохождения дальнейшей службы.
Майор поднялся из-за своего стола, подошел к младшему лейтенанту и поздоровался с ним за руку.
-Присаживайся, младший лейтенант. Очень хорошо, что прибыли. Нам люди сейчас позарез нужны. Наша часть только организовалась. Из 148 запасного истребительного авиационного полка по приказу Главкома ПВО организован центр по обучению летного состава на новую технику. Прямо с заводов мы будем получать новую технику и учить летчиков летать ней. А эту технику нужно хорошо знать и правильно обслуживать. Для этого нам и нужны такие грамотные специалисты. Вы какое училище оканчивали?
-Тамбовское.
-Прибыли один или с семьей?
-Один.
-Это хорошо. С жильем у нас сейчас туго. Вы, очевидно, сами заметили, что у нас идет интенсивное строительство. Пока могу вам предложить только место в бараке, комнату на шестерых. Если вас это не устроит, то можно попытаться снять угол у кого-нибудь в деревне.
-Меня устроит и в бараке.
-Хорошо. Сейчас я вас направлю к старшему инженеру полка. Он подробно расскажет вам о вашей дальнейшей службе. А пока давайте ваши документы.
Закончив с формальностями, майор лично отвел нового техника к старшему инженеру полка. Когда подошли к комнате инженерного отдела, из нее как раз выходил мужчина лет 60-ти весь седой и в черном комбинезоне. Начальник штаба обратился к нему:
-Петр Алексеевич, вот прибыл новый техник по самолетам и двигателям., глазами показывая на младшего лейтенанта.
-Откуда?
-Из Тамбовского училища.
-Что изучали:
-В основном И-16 и “Чайку”.
-Фамилия как?
-Калюжный Ярослав.
-Давай, Ярослав, пошли со мной. Я как раз иду на аэродром, на месте все тебе покажу.
Они вышли из штаба и пройдя по городку, снова углубились в лес. Но откуда-то впереди раздавался рокот авиационных двигателей. Ярослав продолжал недоумевать: какой же это аэродром, если вокруг один лес?
Но прошли еще метров двести и лес перед ними расступился и открылось широкое летное поле. Теперь Ярославу стало понятно, что это и есть настоящий аэродром. В центре этого поля шло строительство взлетно-посадочной полосы. А вот самолетов не было видно, хотя здесь громче доносился звук их работающих двигателей. Старшим инженером полка оказался капитан Поспелов, призванный из запаса. Он провел младшего лейтенанта куда-то вправо к кромке леса. Оттуда все громче слышался звук авиационных моторов. И только теперь Ярослав заметил, что на самом краю леса между деревьями стояли истребители, на них копошились техники. На двух или трех работали двигатели. Это были уже знакомые Ярославу И-16.
-Вот здесь будет твое рабочее место, - сказал капитан. - Видишь, самолеты мы прячем в лесу, маскируем. Немцы иногда сюда долетают. Чаще они бомбят Горький, но иногда и к нам заглядывают. Приходится маскировать и прятать. Недельку ты поработаешь здесь, так сказать, осмотришься на новом месте, а потом мы соберем группу и посадим вас изучать новую технику. Вот-вот с 21-го завода мы должны получить новые ЛаГГи. В другое время мы послали был вас изучать самолеты там на месте на заводе, но сейчас им не до вашей учебы. Нужно делать самолеты для фронта. Сейчас я познакомлю тебя с инженером эскадрильи. Он будет твоим непосредственным начальником. И вдруг капитан громко крикнул:
 -Старший лейтенант Черный!
Из кабины одного из стоящих рядом самолетов высунулся молодой человек лет 25 в очках и комбинезоне, увидев старшего инженера полка, вылез из кабины и подошел к ним.
-Старший лейтенант Черный, - представился он.
-Вот принимай пополнение. Подарок тебе из самого Тамбова.
-Здорово. У меня уже двое оттуда. Толковые ребята.
-Ну и отлично. Вы тут разбирайтесь, а я во вторую.
-Ну привет, младший лейтенант. Зовут тебя как?
-Ярослав.
-Пошли со мной, по ходу познакомимся. Поможешь мне тягу отрегулировать.
Дали Ярославу какой-то старый комбинезон, и он сразу включился в работу. На обед уже шли всей эскадрильей.
Так началась трудовая деятельность Ярослава на новом месте.

Глава 8. Неожиданная новость.

Случилось так, как и говорил старший инженер. Через две недели собрали молодых техников, прибывших их разных училищ и посадили в учебные классы. Им предстояло изучить новый самолет, который через два месяца поступит на вооружение лётных частей ВВС. Это был принципиально новый самолет, резко отличающийся от своего предшественника И-16. В нем были применены новые материалы и совершенно новый тип двигателя.
Занятия шли по 6 часов в день без выходных. Кроме того, после ужина была еще предусмотрена самоподготовка. Занятия проводили инженеры с завода. По окончанию обучения группу должны были сразу направить на завод для приемки самолетов. Но занятия закончились, а группу приемки пока не отправляли. Говорили, что при испытаниях на заводе в двигателе выявили какие-то недостатки, на устранение которых потребовалось время. И только весной 1942 года группа молодых техников под командой инженера эскадрильи отправлены в Горький на 21 завод за новыми машинами. В эту группу попал и Ярослав.
Его поразили огромные размеры завода. При всем желании его нельзя было обойти и за сутки. Да и не везде их и пускали. Место их работы был сборочный цех и заводской аэродром. Собранные машины заводчане предъявляли военным техникам для осмотра. Те тщательно осматривали их внешне, проверяли работу механизмов и агрегатов, проверяли работу двигателя на всех режимах. Если они находили недостатки или неисправности, их тут же устраняли. После самолет облётывали заводские летчики-испытатели. Только тогда самолеты считались принятыми.
Почти две недели принимали восемь машин. За это время ребята хорошо познакомились с заводом. На заводе в разных цехах трудилось много женщин. Среди них были и молодые девушки, и женщины постарше. У ребят при их виде загорались глаза. Полгода проведенные в лесном городке с рядом расположенной небольшой деревней, где каждую девушку и каждую вдовушку знали все наперечет, здесь же от обилия лиц противоположного пола у них глаза разбежались. Но девушки не спешили с ними знакомиться. Во-первых, не было на это время. На работе каждая минута была дорога, шла интенсивная работа. Люди выкладывались изо всех сил, старались за смену выполнить не только полностью свою норму, но и по возможности еще две, три и даже больше норм. Были рекордсмены, выполняющие норму на 1000 и более процентов. Так что на посторонние разговоры с ребятами у женщин времени просто не было. И во-вторых, за смену они так уставали, что им было уже не до знакомств.
Ярослав вспоминал, что именно на этот завод ехала на практику Варвара. Закончилась у нее практика, или оставили ее на заводе - он не знал. Ведь прошло уже со времени их знакомства более полгода. О ней он часто вспоминал и каждый раз корил себя, что не узнал у нее ни фамилии, ни адреса. Хотя какой мог быть адрес во время войны? Тем более, что ее родители явно эвакуировались из Белоруссии, которая теперь занята немцами. Могла бы, конечно при желании, дать адрес деда в Куйбышеве. Через него он бы смог найти ее. Шляпа, он конечно! Теперь локти кусает. На проходной, на всякий случай, вглядывался в женские лица, но Варвары среди них не было. Пытался заглянуть в цех, где работало много женщин, но суровый бригадир быстро показал ему на дверь.
И вот командировка закончилась. Самолеты приняты, ждут, когда дадут им разрешение на перелет. Нужно было возвращаться к себе в часть. Группа ждала только самолет из части. Наконец самолет за ними прибыл. Летчики пошли на обед, а они всей группой двинулись к самолету. И тут инженер эскадрильи, пересчитав сумки с документацией, которую они везли с собой, обнаружил, что недостает одной сумки. Ее брали в последний раз вчера, когда на одном из самолетов меняли один агрегат. Паспорт на него меняли в сборочном цеху. Сумка там тогда и осталась. Он послал за ней Ярослава. Тот по-быстрому отправился в сборочный цех. Сумка нашлась сразу. Прихватив ее, решил перед полетом заглянуть в туалет. Пошел по цеху, ища мужской туалет. И вдруг его взгляд остановился на стенде “Наши маяки”. Со стенда на него глядели с фотографий шесть женских лиц. Он мельком взглянул на них и вдруг замер как вкопанный. В центре была фотография … Варвары! Под ней была надпись: “Лопатина Варвара Семеновна. Выполняет сменную норму на 560%”. Да, это была Варя! Но что делать? Как ее найти? А уже нужно бежать на самолет. И в туалет сразу расхотелось. Проходящую мимо какую-то женщину спросил, как найти Лопатину? Та только пожала плечами. В дверях показалась голова Юрика Бражникова.
-Ярик, где ты бродишь, тебя уже ждут, уже двигатели запустили!
Делать было нечего, пришлось бежать на самолет. Но он узнал две важные для себя вещи: фамилию Вари и то, что она на заводе осталась.

продолжениеhttp://proza.ru/2024/01/26/338


Рецензии