Саша-Парацельс

Из рассказа "Неродившиеся мечты."

У брата Поли  Саши была мечта ... Похоже, он родился с этой мечтой - стать врачом, потому что, сколько себя помнила Поля, Саша играл с ней в больницу, и они лечили Полину куклу, которая всё время болела, выздоравливала и снова болела. Это было ещё до того, как ушёл папа.
   Папа часто пил, и когда приходил пьяный, он всегда приносил конфеты им с Сашей. А мама с бабушкой кричали на папу, что вместо конфет лучше бы купил макароны. С тем,  что макароны лучше конфет, Поля  была не согласна, но не встревала, чтобы не попасть под горячую руку. Мама с папой ссорились, папа кидался на маму, Саша пытался защитить маму, Поля забивалась в угол, либо убегала плакать на огород, под раскидистую корявую алычу, которую Саша впоследствии назвал "Алыча плАча. ", а забор сзади неё - "Стена плача".        Эту алычу, видимо, в детстве кто-то сломал, и от корня шло три ствола, между которыми папа закрепил старое сиденье с трактора, а над головой - кусок жести, мечтая, что дети будут там играть, например, Поля в куклы. Но получилось, что  место это Поля приспособила для того, чтобы уединиться и наплакаться вдоволь...
  А однажды папа просто собрал вещи и уехал. А перед этим он пил несколько дней и гонял и бабушку и маму и Саше доставалось.
  Мама, по мере взросления Саши, говорила, что когда Саша закончит восемь классов, он пойдёт в колхоз, выучится на тракториста, и они заведут хозяйство и  заживут  " как люди". Саша начинал спорить и кричать, что никаким трактористом он быть не собирается, а поедет учиться на врача.  Мама же начинала кричать:
   -Для того, чтобы учиться, для начала отыщи своего отца, который сбежал вместе с алиментами ! Ты такой-же эгоист  , как и твой отец, и если ты поедешь учиться, мы с Полькой и Танюшкой  пойдем по миру!
    Поле эта идейка нравилась, пойти по миру, посмотреть, что, где и как. Интересно, наверное...  Каждая такая ссора заканчивалась тем, что мама начинала плакать и причитать, что у неё никого нет, что она совсем одна на белом свете, а единственный сын -  предатель, как и его отец... Поле было жалко маму, и они с Танюшкой обнимали её и утешали, Поля злилась на Сашу, и убеждала маму :
- Мамулечка! Мы с Танюшкой не предатели, мы никогда не бросим  тебя!
   Мама обнимала их и ещё громче плакала. Саша просто сидел, набычившись, или уходил.
  Учились они с Сашей хорошо, но маму эти успехи почему-то больше злили, чем радовали, говорила  Саше - лучше бы дров наколол, а Поле - лучше бы пол помыла, чем зубрежкой заниматься . Поля недоумевала, ведь пол и так вымыт, а дрова и так Саша всегда колет. Но хвалиться хорошими оценками они потихоньку так, незаметно, перестали. А мама и не интересовалась. Мама работала почтальоном, и  все учителя почти жили на мамином участке, если бы что -  сказали-бы. Видятся ведь. Так она объясняла своё неучастие в их учёбе.
   
В восьмом классе разговоры про то, что Саша должен быть трактористом, стали более частыми, мама, с каким-то маниакальным упорством, убеждала Сашу, что он должен стать трактористом, для того, чтобы они зажили "как люди", а Саша - с не меньшим упорством доказывал:
- Мама, ну как ты не можешь понять, может я - будущий Парацельс! Ну неужели ты хочешь, чтобы Парацельс так и умер в кабине трактора?
" Парацельс - это, видимо, главный врач из района." - решила Поля.
  А после сдачи экзаменов за восьмой класс, весьма успешной, причем , Поля увидела Сашу , сидящим на лавочке у их двора, с потухшим взором, обращённым в никуда. Поля побоялась к нему подойти, и только издали гадала, что случилось... Тут к нему подошла и села рядом Люська, соседка, десятиклассница, ткнула двумя пальцами, это был её коронный жест, указательным и средним, в рёбра, и спросила :              - Что ты, Сашенька, не весел?
Что ты голову повесил?
На что Саша, не поворачивая головы, сказал :
- Я сегодня похоронил свою мечту,  и теперь оплакиваю её...
Что-то ещё тихонько добавил и замолчал.
Люда начала что-то говорить, видимо, успокаивать Сашу, но он молчал. Тогда Люда встала и сказала громко и
и торжественно :
- И проклял Демон побеждённый
Мечты безумные свои...
Саша засмеялся, как- то криво, невесело, одними губами, и сказал:
- Ну да, так и есть.
- Ладно, пойду встречать корову.
Люда пошла по улице. Саша остался сидеть, коровы у них не было....
Вечером Саша сказал матери, что забрал документы из школы, и завтра пойдёт на работу в бригаду, в колхоз, а зимой - учиться на тракториста. Мама обрадовалась, Поля с Танюшкой  тоже обрадовались, всем хотелось поскорее жить  "как люди." Про похороненную мечту даже не вспоминали.

Работа в колхозе для подростка без специальности могла быть только самая низкооплачиваемая и неквалифицированная, а попросту, она так и называлась - "Куда пошлют". А посылали, в основном, вместе с женщинами. Ребята, у кого были старшие братья, отцы или ещё какие родственники, устраивались на каникулах помощниками комбайнера, штурвальными, это было и престижно и почётно и денежно. Но у Саши никого не было, вернее, был дядя Лёша, мамин брат, но у него были свои сыновья, и у его жены были племянники.
  В первый день поехали на прополку. Дело нехитрое, в ученической бригаде с пятого класса возили... Но... Со своими сверстниками - это, оказалось, совсем другое... С первых же минут, как Саша ни старался, женщины его обогнали и пошли вперёд. Саше было стыдно, он старался, весь вспотел, во рту пересохло, но все , до единой, женщины были впереди... 
Те, кто были в авангарде, дойдя до края поля, развернулись и пошли навстречу Саше, захватив каждая по примерно одинаковому количеству метров, и вскоре Сашин ряд был прополот. Саша был благодарен, хоть и смущался.
- Ничего, втянешься! - сказали женщины, подбадривая Сашу. Отдохнув минут пятнадцать, снова выстроились  шеренгой, каждая на свой ряд, и пошли в обратную сторону. Сашу даже удивляла их одержимость, за небольшую,  в общем-то,  оплату готовность вывернуться наизнанку. 
   Втянуться в эту работу Саше так и не пришлось, через несколько дней прополка закончилась, послали зерноток к уборке урожая готовить.

Уборка закончилась, опять началась работа "куда пошлют", хотя на току ещё было много работы, но выбирать не приходилось, идти надо, " куда пошлют" - то помидоры собирать,  то арбузы... Особенно нудно было собирать помидоры, женщины опять его обгоняли, он опять чувствовал себя каким-то неумехой неполноценным.
Как только подъезжал трактор Т-16, называемый  в народе "попрошайка" за то, что кузов у него был впереди кабины, женщины посылали его грузить ящики с помидорами в кузов этого трактора.  Это немного реабилитировало Сашу в его собственных глазах, грузить ,  все-таки , мужская работа. На арбузах было повеселее, можно было вдоволь наесться арбузов и домой принести огромный полосатый арбуз.
 Сашу тяготила эта работа, не только физически, но и морально . В бригаде, конечно, работали и мужики, тоже "куда пошлют", это были те работники, которых выгнали с нормальной работы за пьянство, то есть это была самая низшая ступень в колхозной иерархии. Однажды Саша попросил бригадира посылать его с мужиками на работу, а не с женщинами, но бригадир обнял его по отцовски и сказал:
 - Оставайся, Сашок, на месте, не хочу брать грех на душу, ну чему тебя они научат? Пить и больше ничему. Подожди до зимы, пойдешь на курсы трактористов.
 Пришлось остаться и ждать.
В последних числах августа, придя с работы, Саша  сел на лавочку, и сказал :
 - Все,  Поля, завтра  я  уеду. Учиться буду. Надоело все. Как идиот, с тетками огинаюсь.
-На врача?
 -Нет, не на врача, нет,  поступлю в ПТУ, любое, куда место будет, мне всё равно. Ты не говори маме до завтрашнего вечера, иначе она не отпустит, Танюшке тоже не говори, чтобы не проговорилась маме.
  Ночью Поля почти не спала, грустила, и от предстоящей разлуки с Сашей, и от мысли, что жизнь "как у людей" откладывается на неопределённое время... Утром Саша взял собранную с вечера сумку, подошёл к кровати Тани, долго смотрел, потом поцеловал и вышел, Поля вышла проводить.
- "И пошел я в люди..." - с горькой усмешкой процитировал Саша М. Горького, и пошел по пыльной сельской дороге. пройдя метров двадцать, оглянулся, и помахал стоявшей у калитки сестре рукой, на прощание.
Поля грустила - грустила, и поняла одну простую вещь - мечтать вредно, не мечтать - полезно. Не мечтал бы Саша ни о чем - был бы счастлив... Вон сосед через дорогу - учился на двойки - тройки, ни о чем не мечтал, работает трактористом, и счастлив. Вот и не мечтала ни о чём.


Рецензии
Грустная история. Так и хочется помочь этим детям. Надо, чтобы детские мечты сбывались. Наверное, спать не смогу - буду думать об этих детях...Я ведь сам детдомовский.

Анатолий Либеров   06.02.2024 18:28     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Анатолий! Да, грустно так сложилось все. Очень часто так происходит, что мечты не сбываются, и человек ломается. Спасибо Вам за понимание.
Это отрывок из более длинного рассказа "Неродившиеся мечты".
С уважением

Любовь Еременко   06.02.2024 23:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.