Такая судьба!

В своём раннем детстве я хотела стать артисткой. И я помню как в детском саду на новогоднем празднике я исполняла роль лисы. Моя мама - Анастасия Александровна Ручкина, мне сшила специально для этого праздника платье рыжего цвета. И я кружилась вокруг ёлки, смеялась и была очень счастливая.

Однажды мама взяла меня, когда я ходила ещё в детский сад. с собой на церемонию награждения. Мама в это время работала в медицинской части Балтийского завода в подростковом кабинете. И была председателем Общества Красного Креста и Красного Полумесяца в Свердловском районе Ленинграда. Маму должны были награждать за отличную Краснокрестную работу.

Перед началом торжественной части по награждению должны были выступать артисты Филармонии. Но, как только ведущий концерта объявил о начале выступления артистов, на сцене оказалась я. Мама меня не удержала и я выскочила на сцену. И я сразу же объявила, что выступать будет Люда Ручкина. И стала петь, танцевать, читать стихи. И мне никто не мешал выступать. Все дружно хлопали в ладони и по-доброму смеялись. А потом уже выступали и артисты Филармонии.

После выступления артистов и небольшого перерыва началась церемония награждения. Маму наградили почётной грамотой. Но не забыли и про меня. Мне подарили игру. И эта мамина грамота и игра хранятся до сих пор у меня дома.

Я любила читать стихи, петь и танцевать. И, когда же мы приходили в гости, меня просили всегда петь. И я пела с удовольствием разные песни. Чаще всего мы ходили к старшей маминой сестре на улицу Марата. Мамина сестра - Елизавета Александровна Захарова (до замужества Ручкина), жила на первом этаже в двухкомнатной коммунальной квартире. И я очень хорошо помню эту квартиру и комнату, и даже мебель в этой комнате. Мамина сестра жила здесь с сыном Сергеем и дочерью Антониной. И все они любили слушать меня, когда я пела. А я знала очень много песен и по очереди их здесь пела перед столом, за которым сидели моя мама, мамина сестра Елизавета, Сергей и Антонина.

У маминой сестры Елизаветы было шесть детей. Но четверо погибли во время Великой Отечественной войны и во время блокады Ленинграда.У Елизаветы были в начале Великой Отечественной войны  три дочери: Тамара, Тамара, Антонина- и три сына: Виктор, Дюка, Сергей. Обе дочери Тамары умерли во время блокады. Младшей Тамаре было около года. Она лежала на столе. Но на стол залезла огромная крыса и отгрызла у маленькой девочки нос. И она после этого умерла. Старшей Тамаре было три года. Она была 1939 года рождения и умерла в феврале 1942 года от голода. Умер во время блокады и тоже в феврале 1942 года и сын Елизаветы - Виктор Иванович Захаров 1939 года рождения.   Он пошёл в сарай за дровами. Но дрова стали сверху падать на него. И выдавили ему кишки на животе. И он умер в страшных муках. Дюка - сын Елизаветы был офицером, воевал мужественно и смело на фронте,но погиб. А Антонина Ивановна Захарова -дочь Елизаветы, вернулась с фронта живая. Поэтому я видела только двоих детей Елизаветы: Сергея и Антонину, поскольку родилась после окончания Великой  Отечественной и Второй Мировой войны. Мамина сестра Елизавета умерла в 56 лет осенью, когда я пошла учиться в четвёртый класс. Её похоронили на Волховском кладбище в Ленинграде.

Муж Елизаветы - Иван Захаров, осенью 1941 года попал в плен. И умер в концлагере Зандбостель в Германии 1 июля 1944 года. Поэтому я с ним тоже не была знакома. О его судьбе никто из близких родных не знал. О его судьбе узнала я и только три года назад.

Оказалась, к большому несчастью, в семье у маминой сестры во время блокады Ленинграда и мамина родная тётя, родная сестра моего дедушки - Мария Яковлевна Ручкина 1874 года рождения. Она приехала из деревни Власово Некоузского района Ярославской области. Была целительницей и лечила всех жителей в Ярославской области. И, как мне говорила моя мама _ Анастасия Александровна Ручкина, неизлечимых болезней для неё не было. Она лечила по старинным семейным рецептам, которые передавались у Ручкиных от одного поколения к другому. У неё не было хлебной карточки. И она умерла в феврале 1942 года от голода. И ела даже землю во дворе дома. Но земля её не спасла. Она была похоронена на Пискарёвском кладбище в Ленинграде в одной из братских могил с номерами: 8, 9, 22 или 23. О месте захоронения я узнала сравнительно недавно из интернета.

Был у моей мамы родной брат - Валентин Александрович Ручкин 1916 года рождения. Он хотел и стал кадровым военным перед началом Советско-Финской и Великой Отечественной войны. Мамин родной брат - Валентин Александрович Ручкин, был Ворошиловским стрелком, разведчиком, командиром отделения отдельного пулемётного батальона 55 отдельной стрелковой бригады на Ленинградском фронте. Воевал на Неве, Невском пятачке, Ладоге достаточно долго для тех страшных условий и жестоких, непрерывных боёв. Но погиб 3 января 1943 года, когда шёл в разведку перед началом операции "Искра" для прорыва блокады Ленинграда. Был похоронен боевыми товарищами в квадрате 5690 Ваганово-Ганнибаловка во Всеволожском районе Ленинградской области. К сожалению, кладбище затерялось, поскольку очень долго нельзя было ходить сюда из-за оставшихся многочисленных бомб и мин. Но он был увековечен на монументе в городском поселении имени Морозова во Всеволожском районе Ленинградской области. Мне моего родного дядю очень жаль.

Моя мама - Анастасия Александровна Ручкина, была сначала политорганизатором рабочих батальонов с оборонных заводов в Володарском районе Ленинграда и работала в санитарной службе. А после гибели родного брата - Валентина Александровича Ручкина 1916 года рождения, в июне 1943 года ушла добровольно воевать на передовую Ленинградского фронта. И была краснофлотцем - санинструктором в 37 морском дивизионе ПВО на Ораниенбаумском плацдарме. А затем её забрали на военную службу в Управление Министерства Государственной Безопасности Ленинградской области. Она была старшим сержантом до 1946 года, выполняла много опасных заданий особой государственной важности с риском для жизни. Но осталась, к большому счастью, живая. И за отвагу и смелость имеет множество правительственных наград. И среди них есть медаль "За оборону Ленинграда".

Умерла моя мама 29 октября 2005 года и похоронена на Пундоловском кладбище во Всеволожском районе Ленинградской области. На могиле установлен памятник из чёрного габра. И на этом памятнике высечен мамин портрет в форме старшего сержанта. И на этот портрет я всегда смотрю с любовью и гордостью за мамины подвиги, за её смелость, мужество и отвагу во время Великой Отечественной и Второй Мировой войны.

Много моих родных Веселовых из деревни Игнатово Некоузского района Ярославской области тоже воевали и погибли во время Великой Отечественной войны. Их имена и фамилии я видела на памятнике в деревне Игнатово, который сделали благодарные жители деревни. И я в эту деревню приезжала в 2007 году, поскольку в этой деревне родилась моя родная бабушка - Александра Яковлевна Ручкина (до замужества Веселова). И в этой деревне до сих пор живут мои родные. И мне очень хотелось увидеть и пообщаться с ними и посмотреть дом, в котором родилась и жила моя родная бабушка - Александра Яковлевна Ручкина. И я увидела и пожила в этом доме летом 2007 года и пообщалась в деревне с моими родными. И была очень рада.

И побывала я и в деревне Власово. В этой деревне после замужества жила моя бабушка - Александра Александровна Ручкина (до замужества Веселова) со своим мужем, моим дедушкой - Александром Яковлевичем Ручкиным.  И именно здесь родились моя мама - Анастасия Александровна Ручкина, и мамин родной брат, мой родной дядя - Влентин Александрович Ручкин.

Дом Ручкиных продала, к сожалению, мамина старшая сестра _ Елизавета. Но участок, часть забора, деревья, пруд и фундамент дома сохранились. В деревне остались только три дома. И только в двух домах живут люди. И, что удивительно, они помнят мою бабушку, хотя прошло много лет. И я набрала немного земли на участке  и отвезла родную землю на могилу к моей маме, поскольку она до последних дней  вспоминала свою родную деревню. И самыми последними её словами были: "Я уеду в деревню Власово!". Такая очень сильная и искренняя была у неё любовь к своей малой Родине. И именно поэтому мне хотелось привести ей родную землю. И я это сделала.

Вот такова очень не простая судьба моих самых близких родных с Ярославской земли. И я вспоминаю, за них молюсь каждый день перед иконой "Всех Святых" и горжусь ими. Светлая им Память!

25 января 2025 года


Рецензии