Военная служба в ЮГВ. Глава 3. Мемуары

Глава III.    Служба в Южной Группе Войск.


Умён не тот, кто не делает ошибки, умён тот, кто умеет легко и быстро исправлять их.

Владимир Ленин (Ульянов) - российский революционер, крупный теоретик марксизма, советский политический и государственный деятель



Это бесспорно универсальный и международный язык общения. Дети офицеров размещённые на двух лоджиях являлись полными антагонистами своих родителей по реагированию на концертное шоу. Если офицеры с женами  в начале песенного представления сидели на уютных мягких местах как оловянные истуканы изредка, позволяя себе, вяло похлопать в ладоши, то их дети подростки с самого начала, захватив инициативу в свои руки, отрывались и колбасились по полной программе.

Папы и мамы могли лишь завистливо поглядывать на своих ретивых детишек и на зал, терпеливо ожидая, когда же появится застрельщик, который сломает жёсткие шаблоны и лекало поведения в благородной среде военной элиты. И вот это чудо случилось. Нашёлся смелый и отчаянный передовик и танцор диско. Им оказался авиационный техник из 3-й эскадрильи старший прапорщик - Ариф Сулейманов из Азербайджана.

Среднего роста и плотного телосложения он ловко выскользнул в свободное пространство между рядами и резво пустился в пляс. Горячий кавказский и неуёмный темперамент клокотал и хлестал через край. Ох, что он только не  оттанцовывал, отжигая и коровяк и степ и лезгинку. Громкие и отчаянные потуги замполита нашего авиационного полка подполковника - Валентина Скляра не смогли его обуздать и утихомирить.

Как говорят в Одессе: «Лёд тронулся господа присяжные заседатели !». Любой пример заразительный. Глядя на Арифа, в пляс тут же пустились несколько взрывных по характеру натур из среды офицерских жён. К ним подключились и начали отжигать и отхватывать в полном диссонансе различных стилей танцев другие молодые офицеры в лейтенантском звании. Случившееся можно сравнить с цепной реакцией из ядерной физики. То, что не удалось приезжим хореографам, вполне удалось военному технику из местного авиационного полка родом из солнечного Азербайджана.

Ариф отплясывал, так что дай бог так ноги Титомиру или профессиональным танцорам задирать. Зал начал заводится. Многие стали отплясывать в проходах. Послышался визг девчонок. В разгар концерта Ариф так раздухарился и слетел с катушек, прокатившись на коленках прямо к краю сцены, упал на спину, а потом выпрыгнул на ноги подъёмом - разгибом.
- А – а – а – а ! О – о – о – о ! Да – а – а - а ! – дружно орали восторженные зрители. Шоу безудержно продолжало набирать обороты.
 
Постепенно зал разогрелся и стал энергично аплодировать приехавшим звёздам шоу бизнеса. В результате концерт прошёл на ура ! А Сулейманов Ариф стал, безусловно, украшением прошедшего события.  Через три месяца службы в Венгрии я уже до того освоился, что уже достаточно хорошо понимал, многие термины на мадьярском языке, и сленговые выражения, мог спокойно сделать заказ в кафе под названием «Корчма», а также шустро поторговаться на рынке с местными мадьярами.

В ту пору в писательской и интеллигентской среде бурно обсуждался роман Анатолия Рыбакова - Дети Арбата. Агрессивные споры о противоречивых событиях, в СССР накануне войны не прошли мимо и военнослужащих Вооруженных Сил как в стране так и за рубежом. Эта книга являлась в книжных магазинах дефицитным товаром.

Однажды замполит нашей 3-й эскадрильи подполковник - Маковей Михаил Фёдорович принёс эту книгу на политзанятие с офицерским составом, которое проходило регулярно 2-3 раза в неделю. офицер Маковей даже цитировал, смакуя многие отрывки из этого знаменитого романа. Эта книга не только и не столько о разношёрстной молодёжи, выбирающей свой жизненный путь и расставляющей приоритеты и балансирующей между совестью и линией партии. Роман ещё и о политической верхушке. Фигура Сталина - одна из ключевых в романе.

Перед читателем предстаёт внутренний монолог вождя и вечное шатание между болезненной уязвлённостью, гордыней и самовыпестованным величием. Планы Сталина, мотивация его поступков и воспоминания детства. Немало написано об образовании - Кобы и его взглядах на литературу, а также об его культурных предпочтениях. Кроме того интересны рассуждения о товарищах по партии и о том, какие факторы и действия укрепляют власть личностную и политическую, а также какие подрывают её. Приводятся истоки управленческой идеологии вождя и его взгляд на тиранию, и русский народ.

В это время в конце 80-х годов прошлого столетия в СССР прокатилась – «Горбачёвская перестройка», активно разоблачающая культ личности Сталина. Лично для меня любая книга является, прежде всего, кладезью народной мудрости лучшей части генофонда не только России, но и уникальных писателей стран со всего мира. Как не удивительно, но книги иногда предоставляли мне чёткие и ясные ответы, на казалось бы, неразрешимые и сложные вопросы жизни.

Самое главное чему учит нас книга – это извлекать полезные уроки из ошибок других людей. Но, к сожалению, «Гомо Сапиенс» так устроен, что предпочитает учиться, прежде всего, на своих собственных болезненных ошибках, пока не набьёт себе кучу «шишек». Многие офицеры на честно заработанные деньги предпочитали покупать ковры и шубы с мебелью, а также автомобили.
         
В конце 80-х годов Советские власти разрешили покупать и вывозить из-за границы авто как отечественного так и импортного производства. Я же предпочитал на сэкономленные финансы в Венгрии покупать хорошие книги, которые в СССР считались просто недоступными. К ним относились исторические  произведения популярного классика - Александра Дюма, а также политические детективы - Юлиана Семёнова. Да я был знатным книгочеем.

Охотился за всеми литературными новинками. Сегодняшнее молодое поколение эпохи интернета возможно не помнит эти книги, но тогда глобальной сети не было, а книги были страшным дефицитом. Вернувшись из Венгрии, после двух лет положенных по закону службы я безумно гордился своей прекрасной и великолепной библиотекой. Она состояла из редких изданий русской и зарубежной классики, а также исторической литературы и фантастики с детективами.

Все эти бесценные книги я приобретал порой на последние венгерские форинты в Будапеште. Книжные фолианты не просто стоят «мёртвым» грузом и пылятся у меня на полках. Я их все прочитал и они стали для меня лучшими педагогами и учителями по жизни. Я вспоминаю один примечательный случай, произошедший в 1989 году в Тёкеле накануне вывода Советских войск из Венгрии.

В Тёкельском гарнизоне служил офицер в звании майора по фамилии Гусаров Вадим и в должности – коменданта гарнизона. Майор - Гусаров находился на хорошем счету у командования. Прослужив несколько лет в Венгрии, он среди своих коллег особо выделялся дисциплинированностью и требовательностью к подчинённым. Бойцы отчаянно боялись лишний раз попадаться ему на глаза. Как не парадоксально это прозвучит, но от обычного майора, в военном городке зависело если не всё, то уж точно, очень и очень многое.

Аккуратно и незаметно Гусаров сосредоточил в своих руках кое - какие негласные, но от того, не менее значимые рычаги управления. Постепенно он приобрёл как определённое влияние, так и вполне конкретную власть. За глаза его величали не иначе как «Чёрным кардиналом», а кое - кто из командиров, так и вовсе побаивался майора Вадима Гусарова. Имея в авиационном полку в АБАТО своих доверенных лиц  комендант ещё и успевал «крутить» какие - то свои, более серьёзные тёмные делишки криминального характера.

Впоследствии вскрылось, что коменданту военного гарнизона авиационного батальона поставляли целые топливозаправщики на базе автомобиля МАЗ с авиационным керосином по несколько тысяч литров. Это топливо под бдительным оком майора Гусарова сбывалось на стороне местным мадьярам за их валюту – форинты. Вырученными баснословными финансами комендант щедро делился с командирами высоких рангов, приобретая у них покровительство и «крышу». 

Аргументировалось данное предположение следующим посылом. Невзирая на регулярные плановые и внеплановые проверки, периодически проводимые всевозможными комиссиями, так и не удалось выявить ни единого, даже самого маломальского недочёта в его службе. Вадим Гусаров неизменно оставался чист и не запятнан. У майора - Гусарова имелись серьёзные покровители: то ли из штаба южной группы войск, то ли ещё откуда повыше.

Как только кто - либо из командиров нашего военного гарнизона пытался прессовать коменданта так сразу такому правдолюбу в вежливо - угрожающей форме ненавязчиво намекали оставить майора в покое. Именно тогда, пожалуй, впервые многие офицеры Тёкельского военного гарнизона незримо прочувствовали масштаб коррупции в высших эшелонах власти и армии.

Ну, а майор Вадим Гусаров был лишь мелким винтиком в грандиозном механизме воровства и взяточничества. При определённом стечении обстоятельств, та круговая порука могла запросто стать чрезвычайно опасной, а для кое - кого и вовсе роковой. Затаив на кого - либо «зуб», майор – Вадим Гусаров находил возможность расквитаться, подставив обидчика под полную раздачу. Так поплатились некоторые офицеры, уехавшие из гарнизона на замену из Венгрии в союз раньше положенного срока. По этой причине и подключили органы контрразведки ЮГВ для «приземления» этого офицера и выведения его на «чистую воду».
 
И за полгода до своей замены им заинтересовалась военная контрразведка. И вот по - какой причине. По военным меркам и нормам каждому офицеру в зависимости от его звания и должности разрешалось отправить в Союз один трёхтонный либо один пятитонный контейнер со своим скарбом. Майор Гусаров отправил несколько пятитонных контейнеров и планировал отправить ещё. В таких случаях говорят: «Жадность фраера, сгубила !».

На чём спросите вы можно подняться в финансовом отношении в Советской армии ? Всё очень просто на торговле авиационным топливом за венгерскую валюту – форинты. Спецы долго его пасли, но Гусаров оказался «тёртым калачом» и долго «водил» их за нос. Причём все выезды топливозаправщиков за пределы гарнизона майор Гусаров лично сопровождал на служебном автомобиле ВАИ со спецсигналами и спецномерами. За несколько дней до своего отъезда Гусаров решил осуществить «дембельский» выезд и спецы, грамотно сев ему на «хвост» смогли сопроводить его до места сделки и взять с поличным.

Скандал произошёл грандиозный, так как Гусаров в начале следствия сразу объявил военному прокурору, что если его не освободят, то он сдаст неких высокопоставленных военачальников участвовавших вместе с ним в коррумпированной схеме по замесу «капусты». К сожалению, я не знаю, чем закончилась эта печальная история, так как наш полк по замене убыл на Родину. Я вместе со своим боевым товарищем - Игорем Цапом попал служить в Украину в Тернопольскую область, г. Чортков в в/ч 42039 в авиационный полк РЭБ.




Продолжение следует …

 


Рецензии