Жизнеописание Любочки

1. История одного преступления

Любочка была милая девочка-щебетунья с голубыми глазками-пуговками и светлыми завивающимися волосиками, заплетёнными в две косички. Она была такая хорошенькая, что была похожа на куколку или ангелочка. Мы с ней были в одной старшей группе в детсаде, который располагался недалеко от нашего дома, и поэтому мы, теперь будучи почти взрослыми, возвращались домой одни. К нам иногда присоединялись ещё две девочки из нашей группы – Луиза и Римма, которые тоже жили рядом с нами.
В тот день мне исполнилось семь лет, и я пригласила этих подружек прийти вечером ко мне на праздник. Римма стала рассказывать, какой она приготовила мне подарок – это было что-то непонятное, всё в восточных кружевах слов и дымке фантазий маленькой татарочки, но было очень интересно её слушать. Луиза ничего не обещала подарить, а только... предложила побить Любу.
- За что? – Удивилась я.
- Она пукала.
- Да, я тоже заметила! –  Вдруг азартно поддержала Луизу Римма.
- Когда? – Опешила я, будучи уверенной, что ангелы не пукают.
- Вот когда мы сидели все за столом, и она… – пустились рассказывать подробности Луиза с Риммой.
- Давайте её за это побьём? – настаивала разгневанная Луиза.
- Давайте! – поддержала Римма.
- Нет, не надо! – Сказала я, потому что, во-первых, не видела для этого причины. Во-вторых, я не любила драться, хотя могла, поскольку воспитывалась с братом. И, в-третьих, у меня было благодушное именинное настроение, и мне совсем не хотелось его портить. И ещё я начала  догадывалась, что девочки просто ревнуют именинницу, то есть меня, к этой Любочке.
Возвращались из садика вчетвером. Предполагалось сначала разойтись всем по домам, а потом собраться у меня.
Был тихий зимний вечер, мы шли по освещённой пустынной улице нашего маленького северного городка. Кругом были пышные сугробы, и девчонки не выдержали, завалили Любочку в снег и стали её бутузить. Мне было досадно, что они, всё же, осуществили свой коварный замысел, но то, что я увидела, не показалось мне таким уж страшным. Иногда и мы с братом и другими мальчишками так же возились в снегу. Но, может, это было нечто другое? Любочку наказывали за её «провинность». Эти двое были наверху, а она – под ними. Любочка отмахивалась от них, но не кричала, не плакала и, вроде, даже не обижалась на них. Я толком не успела оценить обстановку, как драчуньи сами, довольно быстро, охладели к своей затее, и мы разошлись по домам.
Вечером вновь собрались у меня. От Луизы с Риммой никаких подарков не было, а Любочка принесла красивую чайную пару, завёрнутую  в целлофан. Чашка была наполнена шоколадными конфетами. Мне её подарок очень понравился.
Весь вечер мы вчетвером мирно играли в разные игры.

А утром к нам в группу пришла Любочкина мама. Что-то нашептала воспитательнице, и та вызвала нас троих – меня, Римму и Луизу – к доске. Вся группа сидела на своих стульчиках, как в театре, и со строгим  любопытством на нас смотрела. Воспитательница огласила наше преступление – мы вчера избили Любу.
- Света не била, – тоненьким голоском крикнула со своего стульчика Люба.
И воспитательница посадила меня на место.
Дальше воспитательница приступила к дознанию. Девчонки в подробностях описывали своё преступление, в котором оказалась замешана и я. Девочки не собирались меня щадить. Им было обидно, что они тут стоят, позорятся, а я как будто и ни при чём. Они отчаянно оправдывались, и по их сбивчивым рассказам можно было предположить, что это чуть ли не я их науськала на Любу. А потом спокойно смотрела, как они её били.
Меня опять поставили рядом с этими девчонками у доски позора.
Я не оправдывалась, ничего не объясняла. Мне было невероятно стыдно. Я думала, ну почему я категорически не заступилась за Любу? Почему не кинулась вслед за ними в сугроб и не отбила домашнюю милую девочку от этих варварок? Да, я этого не сделала, о чём сожалею до сих пор.

Но, однако ж, мне это послужило хорошим уроком. И когда, уже в школе в начальных классах, мои одноклассницы хотели сделать тёмную одной нашей вредной врушке-пакостнице, я за неё заступилась и горячо стала уговаривать девочек это не делать. Мне удалось найти для этого нужные слова. Даже сама удивилась. Помню эту летящую чёрную тучку возбуждённых девчонок, желающих наказать Нинку. Но эта тучка пролетела мимо и рассеялась.
Потом уже, в самом начале 5-го класса, я попала в больницу с неприличным диагнозом – дизентерия. Лежала в палате на первом этаже. И ко мне приходили под окно подружки. Как-то пришла одна Нинка и стала грустно жаловаться, что её опять хотят побить девчонки.
Помню эту серую осень, капает с неба… Нинка, такая унылая, с раскаявшимися глазами… И опять пришедшим меня навестить подружкам я внушала, как это нехорошо, что они сами же потом будут сожалеть о сделанном, потому что на душе будет противно. Пусть лучше всё скажут ей, просто так, тем более, что она уже всё поняла, ну и т.д.
Опять всё обошлось.

А потом уже мы выросли.

Но вернёмся к моей героине – Любочке.

2. Ив Монтан панталоны

В заголовок я вынесла рекламу на маркетинге. Кто подумал, что «Ив Монтан» – это бренд панталон, пусть так и думает. Кто удивился такому сочетанию «Ив Монтан» и «панталоны», тот, скорее всего, потом догадливо улыбнётся. Как и я улыбнулась и, в очередной раз, простила Францию.
А кого зацепила эта интрига, тот может закинуть слова из моего заголовка в интернет, и тогда, надеюсь, всё поймет.

Любочка была единственной дочерью своих родителей. Папа у неё был какой-то начальник. По крайней мере, так мне казалось. Мама – изящная белокурая женщина со столичным шармом. Они приехали сюда на Крайний Север из Ленинграда.
Я как-то видела их всех вместе у дома, когда зашла за Любой, чтобы позвать её гулять. У меня в памяти сохранилась картинка этого милого семейства. Вот маленькая девочка щебечет что-то своим родителям. Мать с распростёртыми руками хлопочет вокруг своего дитя, и отец, урча что-то по-доброму, взирает на своих любимых женщин – жену и дочь.
Не зря, наверное, они назвали свою дочурку – «Любовь».

После детсада мы с Любой попали в разные школы, поэтому почти не виделись, только иногда где-нибудь пересекались.

Помню, в Доме Культуры проводилось городское мероприятие по случаю подведения итогов прошедшего года и встречей нового. Торжественная часть уже закончилась, а развлекательная ещё не началась. В перерыве играла современная музыка.
Народ толпами перемещался в разных направлениях. И вот я вижу на крошечном свободном пространстве, чуть ли не в проходе, наяривают твист две девчушки, и одна из них – Любочка. Тоненькая, всё такая же милая, теперь повзрослевшая – Любочка. В модном приталенном из тёмного шёлка платье до колен, белокурые волосы собраны в причёску. Голые руки, открытая шейка – прелесть! Мамин вкус чувствуется. Но и забота материнская тоже была замечена – девушка, активно двигаясь, "сверкала" белыми панталонами Ив Монтан. Чтобы остановить их танец и сказать Любочке об этом пробеле в её облике, я не могла, поскольку уже не была настолько с ней дружна.
Но и, впрочем, что тут такого особенного? Девочка торопится быть взрослой, при этом остаётся ещё маленькой. Всё понятно. Мне кажется, именно по этой причине никто на этих малолеток и не обращал особого внимания.
Вот и  я отошла в сторону.

Потом мы окончили школу, и разлетелись поступать в институты, я в – Москву, Любочка – в Ленинград.

3. Африканские страсти

Любочка в институт не поступила.

Родители оставили её в Ленинграде, чтобы она могла, как следует, подготовиться к поступлению в институт на следующий год.
Поселили Любочку у тёти и наняли ей самых лучших репетиторов.

Любочка добросовестно занималась с преподавателями, но у неё ещё оставалось достаточно времени и для светской жизни – посещения театров, музеев, встреч со школьными подругами, которые теперь учились в разных вузах. Она знала все магазины и места, где можно было купить хорошую одежду и косметику.

Под Новый год на вечеринке у одной из подруг Любочка встретила, как подарок судьбы, свою любовь.
Это был жгучий брюнет – негр. Он молниеносно в неё влюбился, обрушив на северную девушку поток африканских страстей. Любочка была восхищена напором темперамента и не смогла ему противостоять. Её возлюбленный сразу предложил пожениться. Потом они должны были уехать к нему в Африку.
Любочка дала согласие, и они подали заявление в загс. Через два месяца их должны были расписать.

Тётя, будучи активным свидетелем этих событий, естественно, сообщила  обо всём родителям Любочки.

У папы случился инфаркт. Мама, хоть и не расставалась с успокоительными, но ей удалось мобилизовать все свои внутренние ресурсы. Она не могла позволить себе расслабиться, поскольку должна была, во что бы то ни стало, остановить Любочку, отговорить её от скоропалительного сомнительного замужества.

Были проведены все возможные мероприятия по этому поводу. Убеждали молодых подождать, всё обдумать. Девочке надо учиться, родители останутся одни, разве это хорошо?
Мама с тётей уговаривали сотрудников загса не расписывать молодых. Там им ответили, что Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1947 года, которым были запрещены браки между гражданами СССР и иностранцами, уже отменён более пятнадцати лет тому назад (с 1953г.). Родители, конечно, знали об этом и жалели о его отмене, но, всё же,  надеялись на какие-то исключения. 

Нет, ничего не получалось.
Африканец твёрдо решил жениться на их Любочке и забрать её с собой. Причём немедленно, поскольку обучение его закончилось и ему надо возвращаться домой.
Понятно, что дипломированному африканцу возвращаться домой с юной голубоглазой женой-блондинкой было особенно престижно.

А родители всё больше пугались расставания с дочерью. Им страшно было представить, в какие условия могла попасть их Любочка в Африке. В газетах мелькали слова о бесконечных войнах между племенами, гаремах, бесправии женщин, высокой смертности, даже о случаях людоедства … Оооо!

И отчаявшаяся мать написала письмо Брежневу. В нём она умоляла не давать разрешения на этот скоропалительный брак, ведь Любочка у них единственная дочь, отец тяжело болен (справки прилагались). Будущий муж собирается увезти её в далёкую Африку, но что там её ждёт – неизвестно. Родители останутся одни, и никто не поможет им в старости.

И о, радость! Правительство пошло навстречу несчастным родителям. В загсы поступило распоряжение о приостановлении на год разрешения на брак, с учетом выше изложенных обстоятельств.

Молодым ничего не оставалось, как смириться с этим.

Улетая к себе на родину, любимый пообещал заплаканной Любочке:
- Через год я обязательно вернусь и заберу тебя к себе.

От греха подальше, родители Любочки забрали её из Ленинграда к себе под надзор. Пусть готовится поступать в институт на глазах у родителей. Ничего, в Оленегорске тоже есть хорошие преподаватели.

Любочка стала ждать своего любимого. Без конца смотрела на его фото и вздыхала.
Как-то, показав эту фотографию нашей общей подруге, спросила у неё:
- Правда, он красивый?
Та, рассматривая фото, увидела обычного негра, каким он ей показался, и не знала, что ответить грустной Любочке. Однако нашла приятные слова:
- Глаза у него красивые.
При этом подумала, что у собак они тоже красивые.
Дело в том, что подруга очень любила собак, хотя родители ей и не позволяли их заводить. Все дворовые собаки стаей бегали за ней, поскольку она их подкармливала.

Любочка опять вернулась к своему привычному окружению – нашим снегам, северному сиянию. Подруг и друзей у неё всегда хватало. Она немного повеселела.
Отец поправил здоровье, и они все начали успокаиваться от этого кошмара.

4. Замужество

Любочку приблизительно в это время я увидела на нашем Бродвее. Так мы тогда называли улицу Мира (бывшую улицу Сталина) – центральную улицу, по которой вечером любили пройтись. Причём ходили только по одному её отрезку, где больше всего скапливалось молодёжи.
Любочка энергично шла со своими подружками, и они о чём-то болтали. Мне было приятно увидеть её, тем более такой весёлой. Отметила, что на Любочке был шерстяной зелёный капор – писк моды того времени. Почему зелёный? Пальто у неё зелёное было. Любочка немножко в этом виде была похожа на кузнечика. Однако «капорок», «кузнечик» – опять эта детскость сквозила во всё милом облике Любочки.
Кстати, я тоже имела опыт ношения такой шапочки – связала себе из ярко розового мохера. Но как только один остряк назвал меня «Красной шапочкой», тут же перевязала капор на традиционный берет. Мне, действительно, неловко было чувствовать себя в образе Красной Шапочки.

Вот такая наша девочка-девушка Любочка повстречала на улице Мира симпатичного парня Женю, слесаря по профессии. Правда, он должен был вскоре окончить обучение в заочном техническом вузе.
Молодые  полюбили друг друга. Родители с радостью благословили их отношения. Любочка с Женей расписались и отпраздновали свадьбу.
Поселились они отдельно от родителей. Женя защитил диплом и стал инженером.
Любочка родила замечательного сынишку.
С этого момента  я надолго потеряла связь с Любочкой и её окружением.

Эпилог

Я ничего не знала о Любочке, но мне почему-то казалось, что долго она со своим Женей в счастливом браке не проживёт.
Так и оказалось. Они развелись.
 
Любочка, не закончив никакого института, работала, кажется, каким-то администратором и продолжала искать подходящую пару для серьёзных отношений, но не находила.

Бывший муж Любочки, отец её единственного сына, снова женился. Со временем новая семья уехала жить в Чехословакию, Чехию.

Время бежало, время летело…

Сын вырос и на волне интереса к загранице унёсся в Чехию, к отцу. Там и остался.

А Любочка продолжала жить со своими старенькими родителями.
Родители, тоскуя по внуку и наблюдая тщетные попытки дочери найти достойного мужа, пребывали в постоянных волнениях о них и вскоре один за другим отправились в мир иной.

Любочка осталась совсем одна.

В 2010г. в бархатный сезон Любочка отдыхала с друзьями в Адлере.
И её сбила машина.
Лежала там в больнице. Её практически не лечили, диагноз поставили «сильный ушиб». Привезли в Оленегорск, положили в больницу, оказалось – перелом рёбер и таза, повреждения внутренних органов. Обострился диабет, начался сепсис. Прогноз с самого начала был неутешительный...
Она умерла.

Сына на похоронах не было.

Вот и вся история девочки-девушки-женщины по имени «Любовь».
Так и пролетела по жизни Любочка, как стрекоза. С крылышками от Северного сияния.
Царствие ей Небесное.

Все последние события мне поведала давняя подружка по Оленегорску, с которой мы пересеклись в Одноклассниках.

Почему-то хочется послушать песню Демиса Руссова «Сувенир».


P.S. Северное сияние над озером Имандра 18 сентября 2023г.
Фото Валентина Жиганова.


Рецензии