5. Свободному свобода и Высоцкому...

 5. Свободному свобода и Высоцкому…


«А то, что я не похож на других, в этом и есть, 
              быть может, часть проблемы, требующей
                внимания и участия руководства.
   Ваша помощь даст мне возможность приносить
     значительно больше пользы нашему обществу.
                В. Высоцкий.
( Из письма министру культуры СССР Демичеву).

     Как навязывается современной идеологией проблемы Высоцкого? Просто… Метод, клевета, наговор, дискредитация личности в ходу...
Мол,  он не любил советскую власть… Тезис современной идеологии о барде, распространяемый агрессивно современными справочниками:

«Почему Высоцкий не любил советскую власть? Причин для этого было несколько. Номенклатурная печать старалась игнорировать народного артиста из-за того, что он позволял себе высказываться на острые темы. Высоцкий критиковал советскую цензуру, «железный занавес» и многие другие стороны жизни в СССР».

Проблемы Высоцкого… Сцену ему давали, но он считал, что мало (на тщеславие имел право). Артист без сцены не артист.  С годами выясняется, сцену получал количеством  раз, кого меньше, кого больше народных артистов. Разнился уровень, категория зрителей, бардовское (жанр уличного, забугорная официальная классификация) сам жанр (полу блатной), не терпели многие. Особенно идейная значительная часть интеллигенции, патриотически  настроенная против иноземного (бард), влияния в отечественную песню.

В крови славянское (против пресловутого «рюрикизма», западного-навязывания), внедрения в искусство  (бард-кельтского) духа.  Делала своё дело «холодная» война, противостояний политических систем и в песнях, стихах к ним, размежевание культур. Религиозное не рекомендовалось,   (опиум для народа), а взрослое население страны, родители, деды бабушки, соблюдали православные посты, догмы религии. Понятие «бард  искусство», истоками католическими, православию вредное… 
    
     Владимир Высоцкий в Америке.
«В Америке Высоцкий побывал несколько раз. Первый — в июле 1976 года. И сразу — запись на нью-йоркском телевидении, в телепрограмме «60 минут», где его представили «советским Бобом Диланом» и попытались приклеить ярлык «борца с режимом, который поёт песни протеста». Но Высоцкий сразу обозначил свою позицию: «Я не диссидент, я — художник. Я пою о том, как живут люди, о том, что они хотят сегодня жить лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня».

Ведущий Дан Раттер спрашивает Высоцкого: «Мне кажется, кое-кто в СССР беспокоится, вернетесь ли вы обратно. Я не ошибаюсь?»
Владимир Высоцкий: «Ну что Вы! Я уезжаю уже четвёртый или пятый раз и всегда возвращаюсь. Это смешно! Если бы я был человеком, которого боятся выпускать из страны, так это было бы совершенно другое интервью. Я спокойно сижу перед вами, спокойно отвечаю на ваши вопросы. Я люблю свою страну и не хочу причинять ей вред. И не причиню никогда».

     Непритязательные аналогии, воспоминания в сокращении…

«В 1967 году, в начале лета, я курсант- пограничник, помогал в музее Пограничных войск разбирать старые материалы.
…  Примерно  в  17:00  меня  отправили в училище на автомобиле…   Поехали, остановились,  водитель сказал, что нужно забрать офицера. В  машину,  на  заднее сиденье сели  двое,  в  багажник  загрузили  какие-то  вещи.  Офицер  спросил,  кто  я, водитель ответил, что ему  приказали  отвезти  меня  в  училище. Офицер, что очень хорошо, буду помогать. Второй человек гражданский, я немного обернулся, сзади сидел  В. Высоцкий.  Буквально за месяц до этого, я был в театре на Таганке,
смотрел спектакль « Павшие и живые», где он играл. Его песни уже «неслись» в то время из окон Москвы.

 Светлая тенниска,  серьёзный,  аккуратный.  Машина была «Волга ГАЗ-21».  Сразу  Высоцкий,  у  офицера стал  просить порулить машиной. Тот отнекивался, говорили на «ты».  Офицер, что как он поедет, если не умеет,
прав нет.  В. Высоцкий стал доказывать голосом громким, что он учился на права еще года два  назад,  правда, на
« Москвиче».  Офицер,  что скорости  переключаются на руле,  Высоцкий,  что он и на «Волге» уже ездил.  Пока
они спорили, я с интересом слушал.
…  Машина въехала на Проспекте  Мира во дворы… Вышли…

Водитель вернулся и поведал мне, надо ждать.  Офицер,  подполковник  КГБ,  позвонит в училище,  что  я задержусь. Мы будем помогать,  то  ли грузить, то  ли переносить какие- то вещи,  то  ли еще что-то.
Он с  Высоцким едут с какой-то важной, официальной  встречи, где тот выступал с концертом. (в клубе Дзержинского).
… Дверь открыла женщина  в  возрасте, в  строгом  костюме. 
Водитель  шепчет  мне,  артистка  Смирнова.
… Нас провели  в  маленькую  комнату.            

… Окно во двор. На  столе рюмки,  бокалы, сигареты, папиросы,  бутылки  «водка»,  бутылка «ром»,  лимонад,  хлеб, консервы.
Гитара  на  стуле. Было накурено.  Из  другого помещения голоса, смех.
Офицер принес в тарелке картошку в «мундире»,  еще теплую.  Мы остались с водителем ужинать. Хлеб, картошка,  консервы и сладкий лимонад, вкуснотища! Что ещё надо солдату!

Вошел Высоцкий, посмотрел в окно, взял гитару,  внимательно на струны, поставил  гитару.  Мы во весь «рот» наблюдали.  Я вымолвил,  никак  не  называя:  « А я Вас в театре  видел,  в  спектакле  «Павшие и живые».
Он: «Ну и как?». Я ответил,  что мне очень понравился. Удовлетворенно хмыкнул…

Взрослый парень, еще не мужик (мне было 20, ему 29), невысокий, подтянутый, светлые брюки, прическа в меру.  Чем - то  недовольный,  порывистый с сигаретой. Все это мы наблюдали.
Я про себя начал вспоминать кино, где видел  Лидию  Николаевну  Смирнову,  известную актрису.  Голос, внешний  вид  и  в  это время  она вошла…          

Я внимательно наблюдал, когда она улыбалась  и говорила  своим неповторимым голосом, возраст как-то не был заметен. Взяла «лимонад»,  фужер, ушла.
Доносился громкий смех…   «Дикий» хохот Л.Н.Смирновой, В.Высоцкого и других, это что-то!...
Время  шло.  Вошел  Высоцкий, смеясь.  Взял гитару, поставил  ногу на стул,  начал  наигрывать,  настраивая.  Л.Смирнова крикнула: «Володя, сыграйте,  спойте, что ли,  что-нибудь!» Высоцкий поставил гитару, на ходу говоря: «У меня сегодня было большое выступление, извините, наигрался».
            
Офицер  нам  приказал  идти  в машину…
Минут через 30 вышли,  подполковник с рюкзаком, В. Высоцкий, оба уже «весёлые».   
Снова загрузились. Офицер  что-то тихо сказал водителю,  и мы поехали.
В. Высоцкий  сразу стал  спрашивать,  когда же ему дадут все-таки  порулить?  Подполковник, что    когда поедут на рыбалку,  тогда,  сколько хочет  нарулится.
Примечание. Рыбалка, слово многогранное;
- на охоту;
      - на природу;
           - по бабам; 
                - действительно на рыбалку».

     … Вывод напрашивается аксиомой «железного», аналогией очевидного : всему своё время. Чтобы условия были, тогда никаких проблем. Всему своё место! Обстановка, окружение, обстоятельства.
Риторическое… Когда дадут  ПОРУЛИТЬ?
Когда созреют условия,
Тогда сколько хочешь,  СВОБОДНО  нарулишься.

     Жизненный вопрос В. Высоцкого…

«Мне вчера дали свободу.
Что я с ней делать буду?»

Философский ответ ему, когда годы моды на Зигмунда Фрейда…

„Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит“.

     Квадрат сцены… Зал, театр. Жизненный «чёрный квадрат» артиста Высоцкого и глубина концертного зала. Его проблема, организаторы не дают выступать, как народному артисту, много по времени

«… я поэт… Без публики… я не могу жить. Без их любви я задыхаюсь… Но без свободы я умираю».
                Естественно, этого ты не говоришь, эти фразы… из наших разговоров». М. Влади.

     Ограничения выступлений Высоцкого было проблемой…
БАРД он, от кельтского древнего замеса, иностранного. Что одно и то же, что  ПОЭТ, не принято было…
Клич и был народным подтекстом: свободу Высоцкому!

     Нужен был фронтовикам. Инвалидам войны, чтобы скрасить своё бедственное существование, потерянного здоровья. Личному составу армии, тяготы и лишения воинской службы. Морякам торгового флота. За границей, участникам на стороне противоборствующих сторон, помощь в разрешении конфликтов. Русскоговорящему народу, разбросанному судьбой по всему миру. Настоящей и (вдруг) будущей окопной жизни – гитара, тексты, ритмы под Высоцкого.

«Его песни – это… люди в конфликтной ситуации. Выбор у людей.
Жизненные… драмы, как у Шекспира…».             
                В. Астрахан. Нью-Йорк.


Продолжение следует.


Рецензии