Поток. Метафизика
Метафизика предполагает наличие иного – не материального, а духовного мира, мира за пределами эмпирического опыта. Метафизика предполагает внутреннее родство и близость между человеческой душой и Духом, между творением и Творцом.
Метафизика допускает и предполагает возможность в опыте достигнуть и пережить близость Духа Божества.
Метафизика почти всегда говорит языком парадоксальным и антиномическим, для неё одинаково существуют тождество между тварью и Творцом, и пропасть между ними.
Всякое непротиворечивое, не парадоксальное понимание природы Божества далеко от тайн божественной жизни. Ни дуалистический теизм, резко противополагающий Творца и творение, ни монистический пантеизм, отождествляющий Творца и творение, одинаково не выражают тайн божественной жизни, ибо отношение между Творцом и творением противоречиво и парадоксально для человеческого разума.
Естественный, разум не может охватить и понять природу Божества и Его отношение к миру. Божественная жизнь не рациональна с человеческой точки зрения. Но просветленный разум получает силу постигнуть эту парадоксальность и антиномичность. Метафизически настроенный разум осознаёт присутствие высшего, духовного мира, наряду с четырёхмерным пространственно-временным материальным миром.
Таков смысл учения Николая Кузанского об "ученом незнании", о знании невозможности человеком познать божественную бездонность, божественную иррациональность.
Мейстер Экхарт:
«В моей душе есть сила, воспринимающая Бога. Ничто не близко мне так, как Бог. В этом я так же уверен, как и в том, что жив. Бог мне ближе, чем я сам себе. Мое существование зависит от того, что Бог тут, что Он близок!
Он присутствует в камне и в куске дерева, но они этого не знают. Если бы дерево знало о Боге и сознавало близость Его, как сознает это верховный Ангел, то и дерево обладало бы тем же блаженством, что и верховный Ангел! Потому человек и блаженнее куска дерева, что он познает Бога и знает, как близок ему Бог. И чем более сознает он это, тем блаженней, а чем менее сознает, тем менее блажен.
Благо тому, кто понял эту проповедь!».
Ангелус Силезиус, из сборника «Херувимский странник»:
Нет в мире ничего чудесней человека:
В нем Бог и Сатана соседствуют от века.
*
Ты смотришь в небеса? Иль ты забыл о том,
Что Бог не в небесах, а здесь, в тебе самом?!
*
Бог жив, пока я жив, его храня.
Я без Него ничто, но что Он без меня?!
*
Постой! Что значит – Бог? Не дух, не плоть, не цвет,
Не вера, не любовь, не призрак, не предмет,
Не зло и не добро, не в малом Он, не в многом,
Он даже и не то, что именуют Богом,
Не чувство Он, не мысль, не звук, а только ТО,
О чем из всех из нас не ведает никто. (Ну, просто Дао – ВБС))
*
Я, как Господь, велик. Бог мал, что червь земной.
Итак, я не под Ним. И Он – не надо мной.
*
Всевышнему имен находят люди много,
Но ни в одном из них найти не могут Бога.
*
Безмерен Бог: свои создания любя,
Он с большей силой им приносит в дар себя.
*
Ты предан Богу, и тебе Он предан тоже:
Идешь ты вверх, Он — вниз. Какой обмен, о Боже!
*
Бог – это мой огонь, я – блеск Его огня,
Таким же, как Он сам, Бог сотворил меня.
*
Я с вечностью сольюсь, покинув жизнь телесну,
И Бога воскрешу, и в Боге сам воскресну.
Свидетельство о публикации №224012500773