Магический кристалл

Магический кристалл или хрустальный шар – предмет, используемый для гадания. Выглядит как шар из кристалла, берилла, бесцветного кварца или стекла. Упоминания о гаданиях на прозрачных камнях относятся ко II тысячелетию до н. э. Тогда предсказания по кристаллическим граням делали друиды, жрецы древних кельтов. В Европе магические кристаллы получают распространение в 500-х гг. Приобретение известности шарами как предметами для гадания происходит немногим ранее 1500-х гг.
Гадание на магическом кристалле возможно при рассмотрении поверхности, фактуры, внутренности кристалла или стекла, игры света и тени, формы граней. В большинстве случаев кристалл или стекло используют для предсказания будущего. Реже магический кристалл используется для обращения к прошлому или ответа на вопросы гадающего. Также магический кристалл помогает вступить в диалог с потусторонним миром. Знаки магического кристалла передаются через зрительный контакт или через прикосновение. Остаётся догадываться о том, могли ли предсказатели узнать какую-то информацию посредством магического кристалла. К 1100–1500-м гг. относятся воспоминания об аферах, создаваемых цыганами и не только цыганами, утверждавшими, что они способны увидеть прошлое, настоящее и будущее через кристаллы.
В XIX в. магические кристаллы стали узнаваемой деталью выступлений иллюзионистов. Благодаря магии кристалла выступающий узнавал ответы на вопросы зрителей. Возможно, иллюзионист не утверждал о наличии у себя способностей предсказателя. Диалог посредством магического кристалла воспринимался как часть яркого впечатления от постановки. Выступления с магическим кристаллом имели название «Crystal Gazing acts» (анг.) – «Созерцание кристалла действует».
Существуют английские термины, обозначающие гадание на магическом кристалле: «cristallomanzia» – «гадание на кристалле», и «Scrying» – термин с тем же значением.
Картина американского художника Эндрю Лумиса изображает гадание на магическом шаре. Часть работ автора предназначена для иллюстрирования и рекламы. Возможно, это изображение, выполненное для рекламных целей и привлечения внимания публики. Сюжет может означать, что гадалка предсказывает клиентам знакомство с алкогольным напитком производителя, предлагающего рекламу своего продукта.


Рецензии