Вся жизнь под открытым небом

 
                Эссе о Малиновском А.С.
  Полоски электрического света размазаны по мокрому асфальту. Полдня моросил долгожданный осенний дождь. В степном Крыму весной и летом тучи не хотели останавливаться и, как отдыхающие, стремились на южный берег. Там они омывали резные листья платанов, многолюдную набережную, громко болтали с морем. Мы, сельские жители, с надеждой смотрели на небо, читали прогноз погоды да поили свои грядки из шланга и лейки.

  Я иду не спеша по самой тихой улице, чтобы осмыслить прочитанную книгу А.С.Малиновского "Под открытым небом". На первый взгляд, автор рассказывает о простых сельских людях простым, незатейливым языком. Без вычурных оборотов и высокопарных слов. Но душа моя откликается на эту простоту: щемит, волнуется, сопереживает, плачет. Значит, автор сумел задеть потаённые струны читателя, и они зазвенели. Вспомнились строки Н.Рыленкова: "Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться. ...Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно".

  "Под открытым небом" - это эпический цикл из пяти повестей. Главный герой Шурка, Александр Ковальский. "Жажда знать и видеть как можно больше подталкивала его постоянно". В детстве Шурка задал бабушке вопрос: "Кто я?" И всю жизнь искал на него ответ. Семья у мальчика обычная, да не совсем так. Два отца (биологического ни разу не видел, а присутствие его ощущал), бабушка - любительница повествовать всякие жалостливые истории, мама - оптимистка веселила своими рассказами. Дед любил петь. Негромко, неторопливо, для себя, а не для слушателей. Пел в степи, в лесу, в дороге, дома, что-то мастеря или когда вязал бредень. Однажды Шурка был на концерте приезжих артистов. Выступали они на самодельной сцене на природе. Зазвучала "Липа вековая". Красивый, нарядно одетый солист пел резко, с напором, будто с кем-то спорил. "Вокруг луговая трава, озеро Подстепное - слева, справа - Осиновое и Лещевое. Дальше, где синева ложится большим широким пологом с белыми кудряшками на зелёную необозримую ленту леса, прячется Самарка. От неё всегда исходит особый свет". Шурке не понравилось исполнение песни, сердцем почувствовал неестественность. Отец, Василий Фёдорович, инвалид с негнущимися позвоночником и ногой старался не быть обузой семье, за всякую работу брался, многое умел: поточить ножницы, отремонтировать сепаратор, подшить валенки, плести кошёлки, плетни, а ещё умел руководить рабочим процессом спокойно и уверенно. Односельчане его уважали. Шурка тоже без дела не сидел. Рыбалка, охота, сенокос, огород - это так, мелочи. Копал с матерью колодец, который назвали Шуркиным, делал кирпичи из самана для нового дома, помогал матери убирать в Доме культуры. Дядья у Александра играли на многих музыкальных инструментах, увлекались фотографией, рисовали масляными красками огромные копии известных картин. В избе деда часто вслух читали книжки. Да и сам Шурка много серьёзных книг прочитал в детстве. Гибель Дерсу-Узалы вызвала слёзы, душа мальчика разрывалась от несправедливости. Вот такая, не совсем типичная, была семья у Александра Ковальского. Родные и односельчане сформировали характер юноши. Честность, целеустремлённость, трудолюбие, профессионализм, самокритичность, любовь к Родине, уважение к людям труда - эти и другие черты характера присущи Ковальскому, как и самому Александру Малиновскому.

  Почему меня так зацепила  книга? Потому что автор, старше меня на десять лет, описывает те чувства, которые и я испытывала, те события, свидетелем которых и я была. Наши родители пережили войну. Мама до пятидесятого года (до переселения в Крым) жила в Чувашии, там тоже лепили птичек из теста, запекали, а потом бросали на копну со словами: "ЖаворОнки, прилетите, красну вёсну принесите. Нам зима уж надоела, она весь хлебушек поела". Дети  зазывали весну. У них в деревне тоже жил белый, как лунь, старик, только он не гадал на бобах, а так "видел", предсказывал. Нашим родителям некогда было нас воспитывать, им надо было работать. Весной мама брала меня и брата на подвязку виноградной лозы. В воскресенье, единственный выходной от школы, хотелось поспать, но шли помогать взрослым. Кусты винограда стояли растрёпанные, аж страшно заходить в междурядья. "Глаза боятся - руки делают", - подбадривала нас мама. Летом низали острыми длинными иглами листья табака. Тюки с табаком сбрасывали у ворот дома , дети и пенсионеры до темна нанизывали на шнуры широкие листья. Осенью школьники старших классов организованно помогали колхозу убирать виноград, помидоры, перец, яблоки. Воспитывали нас трудом, не думая, что это воспитание. Так жили все или почти все. Правление колхоза поощряло детей поездками в Волгоград, Ленинград, на Кавказ. Когда маму после операции перевели на "лёгкий" труд  уборщицей в тракторную бригаду, я ходила с ней.

  Мне близко желание Александра Ковальского дать ребёнку патриархально-индустриальное воспитание. В селе, где все на виду, под открытым небом, хорошо видно, кто чего стоит. В деревенском детстве среди полей и лесов, на берегу реки или озера больше получишь опыта для понимания жизни. Потом можно и город осваивать с его заводами, фабриками. Александра не покидало чувство сироты в большом городе. " Я жил как бы с необрезанной пуповиной, соединявшей меня с породившей меня средой". Большая разница была между сельским бытом и городским, Александр словно "с одного материка шагнул на другой".

  В детстве Шурки были моменты, которых он стыдился: загорелась школа, а он обрадовался, не надо идти на занятия, взял без разрешения две алюминиевые бельевые прищепки, так и не смог их унести - совесть замучила. Совесть - мерило всех поступков в жизни Ковальского. Он тяжёло перенёс гибель своего друга Николая Румянцева, смерть Верочки Рогожинской, любимой женщины Анны Бочаровой.
В произведении А.С.Малиновского небо - такой же персонаж, как и другие герои. Высокое, звёздное, завораживающее, широко распахнутое оно притягивало взгляды. "Неужели там, над нами, действительно кто-то есть? " - думал Шурка. Шли годы, менялись события и люди. "Под открытым небом Средней Волги раскручивался маховик химизации земель".

  Нефтехимия - дело жизни и писателя, и его героя. Цивилизация, индустриализация нужны народу и государству, но это губительно для земли.
Слово "экология" не является только биологическим термином. Понятие экологии связано с безопасным существованием и материального, и духовного мира. Эгоизм, ненависть, тщеславие, жажда наживы загрязняют душу. Экология души - это охрана от загрязнения. А.Вознесенский в поэме "Ров" описывает судебный процесс над людьми, которые раскапывали место расстрела симферопольцев в годы войны, чтобы поживиться золотыми коронками. Нелюди были разного возраста, разных профессий, из столицы и местные. Поэт утверждает: "Окружающая среда страшна, экология духа - страшней". Проповедник, писатель И.Кронштадский отмечал, что в воспитании человека опасно развивать только ум, гораздо важнее развивать чувства, сердце.
В романе "Под открытым небом" декан Калашников и доктор исторических наук Засекин иногда приглашали с собой на прогулки студента Ковальского. Они вели довольно смелые, по тем временам, беседы о душе. "Мы должны покаяться и вернуться к Богу. Придёт время, понятие души будет иметь место в материализме", - увлечённо говорил историк.

  А.С.Малиновский помогал в строительстве храма в Новокуйбышевске деньгами, транспортом, выделял рабочих. На его заводе были вылиты кресты для куполов, изготовлены подсвечники. В двухтысячном году Александр Станиславович  награждён медалью преподобного Сергия Радонежского первой степени, годом позже - памятной медалью Свято-Серафимовского храма. Священник С.А.Усков так написал о Малиновском: "Его душа стремится к возвышенному. Его произведения призывают к свершению добрых, богоугодных дел".

  Я смотрела видео, где А.С.Малиновский говорил о том, зачем ему прошлое, почему часто ездил в родное село. Искал ответы на вопросы, которые не решишь на заводе и в огромном городе. У него лучистые, ясные глаза, тёплый взгляд, неторопливая образная речь. Такому человеку веришь. "Его память неуспокоенная".

  Вот и конец улицы. Дальше выгон, где когда-то пасли коров, сейчас редко кто держит корову или козу. Шумит трасса "Таврида", мелькая огоньками машин, за ней виднеется седая гора Агармыш. Огромное звёздное небо прикрывает своим куполом и меня, и село, и всю Землю.

   Работа опубликована в сборнике "Экология души", г.Самара, 2024г.


Рецензии
Добрый день, Танечка! Рада увидеть такую гостью на своей страничке. Вот пришла с ответным визитом. Отзыв на книгу А. С. Малиновского ты превратился не просто в оценку её достоинств, но и в воспоминания, в характеристику своего времени. А всё это происходит потому, что Малиновскому тему диктовала сама жизнь. А как это действует на читателя. Автор оставляет посыл нам, и мы находим идентичное в своей жизни, сравниваем...
Замечательная связь, знакомство и общение не просто на расстоянии, а и через годы в настоящем времени.
Успеха, славная моя Танечка!

Нина Плаксина   03.03.2024 11:13     Заявить о нарушении
Спасибо, Нина Викторовна, что находите время зайти ко мне, за добрые слова. Вы уже издали сборник, посвящённый Крымской весне?

Татьяна Шахлевич   04.03.2024 16:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.