Десять баксов

Десять баксов

Михаил с Игорем были в пути с самого раннего утра. Время перевалило на вторую половину дня, и часы на панели автомобиля показывали уже два часа пятнадцать минут. Они на своём «Опеле Рекорде» с прицепом почти без остановок отмотали километров триста с «хвостиком», и хотелось уже отдохнуть, размять ноги, перекусить, да и проверить техническое состояние машины и прицепа. Есть действительно уже хотелось сильно, о чём желудок заявлял громким урчанием и болезненными голодными спазмами. Михаил, при этом улыбаясь и похлопывая себя по животу, говорил:
– Вот, блин, так есть охота, что кишка кишке рапорт пишет, еды требует! Скорей бы уж доехать до нашего заветного дуба, поесть да отдохнуть чуток!
Говорят, что, когда мужчины голодные, они злые. Но Михаил с Игорем стойко переносили все трудности дальней дороги, вернее, бездорожья, подшучивая и подбадривая друг друга.
Игорь вёл машину, не отрывая взгляда от дороги, порой его нервы не выдерживали, и он, объезжая очередную яму, ругался:
– Етит твою за ногу! Что за дорога! Яма на яме, колдобина на колдобине. Потерпи, друг, сильно не разгонишься, но осталось немного.
Действительно, вскоре они подъехали к большому развесистому дубу, что рос на обочине дороги недалеко от въезда в городок Шебекино со стороны Старого Оскола. Они часто останавливались в этой приграничной черте, прежде чем пересекать границу России с Украиной. После распада Советского Союза и образования украинского государства это мероприятие было непростым, а порой даже опасным.
День был жарким, друзья расстелили в тени ветвей огромного дуба небольшое покрывало, разложили свои припасы и с наслаждением приступили к еде. Игорь, очищая от скорлупы очередное варёное яйцо, спросил у Михаила:
– Давно заметил, что ты провизии в дорогу набираешь с запасом и ассортимент разнообразный. Наверное, рано приходится вставать, чтобы собраться?
Михаил, дожёвывая бутерброд с колбасой и запивая чаем, налитым в крышку от термоса, произнёс:
– Нет, это жена заботится – с вечера хлопочет, чтобы я не остался голодным, за это я её люблю и уважаю!
Игорь, вдруг рассердившись и ругнувшись матом, сказал:
– Завидую тебе, а я сам собираю вещи, провиант в дорогу, моя барыня даже не встаёт проводить меня, как прозвенит будильник, перевернётся да другой бок и дальше спит.
Плотно перекусив, друзья собрали оставшуюся провизию обратно в сумки и аккуратно всё уложили в багажник машины. Отходы и мусор сложили в отдельный пакет и тоже положили в машину, чтобы при удобном случае выкинуть в мусорный ящик – выбрасывать в посадку или оставлять на обочине было не в их правилах. Выкурив по сигарете, осмотрели колёса на прицепе и машине, проверили сцепку. Их «Опелю» хотя и было уже далеко за десяток лет, да и пробег немалый, но служил им исправно уже третий год. За всё это время серьёзных поломок не было, за исключением того, что через сапун клапанной крышки выплёвывалось масло, приходилось его часто и много доливать. Всё это указывало на необходимость ремонта двигателя, но пока была хорошая тяга и других капризов он не выкидывал, работал без сбоев, напарники старались бережно эксплуатировать машину – на новую всё равно денег не было. Часто их выручала смекалка. Чтобы моторное масло понапрасну не лилось на дорогу, к штуцеру выхода из сапуна прикрепили шланг и опустили в пластиковую бутылку, закреплённую сбоку на двигателе. После проезда трёхсот-четырёхсот километров, а бывало и больше, выливали масло обратно в двигатель.
Своим «изобретением» довелось как-то поделиться и с капитаном милиции из Сургута.
Однажды друзья отправились в очередной рейс на Украину. Когда отъехали от Воронежа километров сорок, увидели стоявшего на обочине человека в милицейской форме с большим чемоданом и спортивной сумкой немалых размеров. Михаил предложил: «Давай подвезём человека!» Игорь согласно кивнул, и машина затормозила около капитана милиции. Капитану надо было добраться в аэропорт Симферополя, Михаил предложил подвести его до Запорожья, и тот с благодарностью согласился. В дороге из разговора узнали, что зовут его Сергей, родом он из Нижнедевицкого района, приезжал в гости к родителям, а живёт в Сургуте. Дальняя дорога располагает к душевным беседам, и капитан рассказывал о себе, погрузившись в воспоминания. Раньше он служил в армии, воевал в Афганистане, был два раза ранен, имеет боевые награды. Ранения давали о себе знать, и он уволился из армии по состоянию здоровья. На «гражданке» по приглашению друга уехал в Сургут, устроился работать в ГАИ. У боевого офицера карьера быстро пошла в рост, и теперь он – начальник одного из отделений ГАИ города Сургута.
Перед тем как въехать на территорию Украины, напарники, как обычно, остановились передохнуть и перекусить, после чего долили масла в двигатель, что скопилось в пластиковой бутылке. Капитан, внимательно наблюдавший за манипуляциями бывалых водителей, с удивлением и восхищением произнёс:
– У меня в служебной машине тоже такая же проблема – масло приходится постоянно и много доливать, замучился на свою зарплату его покупать, теперь буду использовать ваш метод!
Михаил и Игорь с не меньшим удивлением переглянулись – чтобы начальник отделения ГАИ тратил собственные деньги на служебную машину! После паузы Игорь с лёгким недоверием произнёс:
– Серёга, да ты же в ГАИ работаешь!? На дороге можно не только на масло заработать, но и много на что ещё... Вон у меня сосед, как устроился в ГАИ, трёх лет не прошло, как машину купил, располнел, харя едва не треснет, нос задирает, на «хромой козе» не подъедешь!
Капитан как-то застенчиво улыбнулся, даже показалось, что покраснел, затем посмотрел на Игоря и, как будто извиняясь, ответил:
– Не могу я брать взятки, душа противится, ничего не могу с собой поделать.
При пересечении границы украинские сотрудники ГАИ остановили машину. Проверяя документы, были немало впечатлены, когда увидели, что с ними едет капитан милиции. Один из проверяющих, возвращая документы Михаилу, сказал:
– Да я смотрю, вы важные персоны, что вас милиция сопровождает!
Михаил улыбнулся и в ответ вполголоса сказал:
– Да уж, важнее некуда.
Опыт находчивых Михаила и Игоря не раз пригождался и другим водителям, у которых тоже имелась такая проблема с двигателем. Вот и в этот раз долили из пластиковой литровой бутылки масло в двигатель, проверили его уровень, осмотрели груз в прицепе и, убедившись, что всё в порядке, сели в машину и тронулись в путь.
Михаил с Игорем не от хорошей жизни проводили много времени в изнурительных поездках на Украину и обратно, это было их бизнесом.
В конце XX века в стране вновь наступили трудные времена, связанные с переходом на новые экономические «рельсы», бесконечные дефолты, обман и разочарование угнетали народ. Рабочий, учёный, врач, военный были озабочены только одним – как и где заработать денег, чтобы прокормить семью, выучить детей. И снова основную массу людей мучил извечный вопрос: когда и кому жилось и живётся хорошо на Руси?
Друзья везли на Украину бензин, который там был в дефиците, и со сбытом не возникало проблем. Они загружали в прицеп двенадцать, а когда и пятнадцать канистр объёмом 20 литров, которые продавали или меняли на водку, из расчёта шесть-восемь бутылок за канистру, но необходимое количество бензина на обратную дорогу оставляли. Обратно везли автозапчасти на автомобиль «ЗАЗ», которые закупали у торгашей по сходной цене в городах Запорожье и Мелитополе.
С каждым годом всё труднее становилось пересекать границу. После распада СССР на границе сначала со стороны Украины появились посты. Это были обычные передвижные вагончики, и роль пограничников выполняли люди часто в гражданской форме, к которым не было особого доверия. Однажды ночью Игорь с Михаилом подъехали со стороны Волчанска к такому посту. Рядом с вагончиком, освещаемым одиночным тусклым фонарём, около костра сидели четыре человека. Михаил с Игорем из предосторожности оставили машину на некотором отдалении. Игорь остался в машине за рулём и, не выключая двигатель, внимательно наблюдал за происходящим. Михаил с осторожностью, оценивая ситуацию, подошёл к «пограничникам». Они жарили шашлык, на раскладном столике была разложена закуска и стояла бутылка со спиртным, а один из них играл на гармошке и пел песни. Михаил поздоровался с ними и неуверенно спросил:
– Нам тут можно проехать, пропустите нас, мы груз везём, или как?
На что один из них весело посмотрел на Михаила, затем бросил взгляд на стоящую недалеко машину и, чему-то усмехнувшись, ответил:
– Не робейте, подъезжайте, угостите нас парой бутылок водки, а то у нас почти закончилась, да и езжайте, хотя, если желаете, можете и с нами посидеть, выпьем, песни попоём.
Благодушно настроенные хлопцы даже не поинтересовались, что за груз пересекает границу. Многим тогда было непонятно, зачем нужна граница двум братским народам, связанным многолетней историей.
Так было раньше, но потом проехать через таможенные посты из России с бензином и выехать с Украины с запчастями стало сложно. Многие стали искать пути в объезд постов. Нашли такую дорогу и Михаил с Игорем, и уже не один год использовали проверенный маршрут в обход пограничных и таможенных постов. Эта дорога пролегала через совхозные сады, располагающиеся от Шебекино и до Волчанска. Многие пользовались этой дорогой. Вот и сегодня, проехав Шебекино, Михаил с Игорем на южной окраине города съехали на грунтовую дорогу и через некоторое расстояние углубились в яблоневые сады. По саду грунтовая дорога была накатана от множества проезжающих здесь машин, но сегодня им не встретилось ни одной. Они уже проехали большую часть пути и вскоре должны были выехать из сада около Волчанской обувной фабрики, которая находится уже на территории Украины. Внезапно среди деревьев показалась машина, из неё вышел человек в милицейской форме и жезлом дал знак остановиться. Друзья заволновались, но старший лейтенант даже документы не стал проверять, а дружески спросил:
– Пацаны, что везёте в прицепе?
Игорь откинул тент, показал на канистры и ответил:
– Бензин.
Старший лейтенант посмотрел на канистры, улыбнулся и сказал:
– Это хорошо, только что-то слабовато затарились, да ладно, езжайте.
После чего он пошёл к своей машине, а Михаил, закрывая дверь, промолвил:
– Наверное, номера нашей машины перепутал и принял нас за днепропетровских.
Раньше номерной знак машины состоял из буквы слева, четырёх цифр и двух букв, обозначающих область. Буквы ЛП (Липецкая область) при плохой видимости или, если знак запылился, легко можно было спутать с буквами ДП (Днепропетровская область, которая находится на Украине).
Вскоре они миновали сады, въехали в Волчанск около обувной фабрики и благополучно проследовали дальше. День был жаркий, стояла духота. Подъехав к Печенежскому водохранилищу, Михаил и Игорь остановились. Дальняя дорога, волнение утомили, и они решили сделать недолгий привал. После купания и непродолжительного отдыха напарники продолжили свой путь. Проехав дамбу, уже на выезде из Старого Салтова их остановил передвижной патруль ГАИ, или по-украински ДАИ. Лейтенант, взмахнув жезлом, приказал остановиться. Пока Михаил доставал документы для проверки, Игорь кивнул головой на лейтенанта и сказал:
– Что-то уж больно знакомый лейтенант!
Затем, улыбнувшись, добавил:
– Смотри Мишка, это же наш старый знакомый, только при последней нашей встрече, дней десять назад, он был младшим лейтенантом!?
Михаил вышел из машины и подал документы лейтенанту. Тот взял документы, неторопливо обошёл машину и удивлённо уставился на передние номера автомобиля. Что-то бормоча себе под нос, посмотрел на номер, затем в техпаспорт, и так несколько раз. Он, не отрывая взгляда от документов, что-то хотел спросить у Михаила, но тут к машине подбежал сержант и обратился к друзьям с просьбой:
– Пацаны, поменяйте мелкие рубли на крупные, вам всё равно тратить.
На что Игорь ответил:
– Да без проблем!
Лейтенант, наконец оторвав взгляд от документов и глядя на сержанта, сказал:
– Да откуда у них рубли, они же с Днепропетровска!
Сержант, доставая из кармана деньги, с улыбкой ответил:
– Да с какого Днепропетровска, с Липецка они.
Лейтенант посмотрел на сержанта, бросил пристальный взгляд на Михаила, затем на Игоря, будто что-то припоминая, затем небрежно бросил на капот документы и раздражённо заматерился:
– Да пошли вы на…
Не оборачиваясь, пошёл к патрульной машине и стал пристально всматриваться в проезжающий мимо транспорт, выискивая «жертву». Через минуту остановил «КАМАЗ», из которого выскочил водитель и на полусогнутых подбежал и подал документы.
Михаил некоторое время наблюдал за подобострастным водителем, знать, рыльце в пушку, затем взял права и техпаспорт с капота автомобиля, положил в бумажник и сел в машину. Игорь, поменяв сержанту деньги, тоже сел в авто, и они продолжили свой путь.
Волнение отпустило, и Михаил, бросив быстрый взгляд на лейтенанта, проверяющего путевой лист у водителя, со смехом произнёс:
– Слушай, Игорёк, а не на те ли десять баксов, что содрал с нас на выезде из Харькова дней десять назад, этот «лейтенант» прикупил себе звезду на погон?
Друзья рассмеялись, вспоминая ту поездку, которая, как и все другие, не была лёгкой, и тогда было им совсем не до смеха. Тот рейс у Михаила с Игорем, как никогда, выдался сложным. Ночью, как только отъехали от днепропетровского поста километров пятнадцать, впереди на дороге они заметили грузовик «ЗИЛ». Машину бросало из стороны в сторону с риском выскочить на встречную полосу. Игорь, глядя на такое поведение водителя, ругнулся крепким словцом:
– Ты смотри, что сволочь делает, скорее всего, пьяный за рулём!
На всякий случай притормозил и отстал от грузовика, и как раз вовремя. Грузовик внезапно остановился, а затем резко свернул налево на полосу встречного движения и протаранил встречный автомобиль.
Легковушка от сильного удара слетела с дороги в поле, перевернулась и вновь встала на колёса. Водитель грузовика проехал чуть дальше метров пятьдесят по полю и остановился, в полумраке и в отблеске света фар было видно, как он выскочил из кабины и убежал, не думая оказать помощь пострадавшим. Друзья тоже остановились и, быстро выскочив из машины, бросились на помощь. В салоне «Москвича» сидели мужчина и женщина. Сами они выбраться не могли, машина сильно деформировалась и двери заклинило. Дверь водителя с трудом, но открыли, пострадавший был в сознании, лицо и голова были рассечены и кровоточили, его вытащили и посадили на землю. Он просил оказать помощь жене, которая была без чувств. Пассажирскую дверь пришлось открывать с помощью монтировки. К счастью, женщина сильно не пострадала, просто была в шоковом состоянии и вскоре стала приходить в себя. Игорь подошёл к её мужу, сидевшему прислонившись к автомобилю, из аптечки достал бинт и оказал ему первую медицинскую помощь.
Всё это время мимо проезжали машины, но ни одна не останавливалась. После того как мужчина и женщина немного пришли в себя, поблагодарили за помощь и неравнодушие и поинтересовались:
– Откуда вы, добрые люди?
На что Игорь ответил:
– Из России мы.
– А мы из Энергодара, ехали с женой в Харьков, на присягу к сыну, – сказал мужчина. А затем вздохнул, ругнулся матом и добавил: – Кацапы пришли на помощь, а из хохлов ни один даже не остановился!
Михаил с Игорем, видя, что для пострадавших они сделали всё, что было в их силах, попрощались и, прежде чем отправиться в путь, остановили одну из проезжающих машин и попросили сообщить об аварии на ближайшем посту ДАИ и вызвать скорую.
День в Запорожье у них начался, как всегда, с обмена рублей на купоны, которые самостийная Украина ввела взамен рублей. Друзья поставили около здания МВД области на стоянку свой автомобиль с прицепом, а сами пошли на небольшой рынок, который располагался неподалёку, к менялам. Обмен денег у частных лиц был запрещён, поэтому они прятались в гаражах, контейнерах, и процесс обмена всегда проходил в напряжении, мало ли что могло случиться, но на этот раз всё прошло удачно. За два с половиной миллиона русских рублей менялы насыпали купонов почти полный рюкзак средних размеров. Взвалив тяжёлый рюкзак на плечо, Михаил с Игорем, всё ещё испытывая напряжение – как-никак несли приличную сумму денег, – подошли к машине. Как только сели в автомобиль, Михаил поставил рюкзак под ноги, а Игорь быстро запустил двигатель, но тут со всех сторон автомобиль окружили вооружённые люди. Мысли одна другой страшнее мгновенно пронеслись у напарников – много реальных и страшных историй слышали они от других водителей. Всё могло произойти в пути, но тут, у самого здания МВД?! Михаил в этот момент подумал: «Ну, всё, пипец! Бандиты совсем обнаглели, под носом у ментов грабят!»
Но тут один из подошедших проговорил:
– Я – майор милиции Сидоренко. Заглушите двигатель и предъявите документы.
При этом достал из нагрудного кармана удостоверение и показал Игорю.
Друзья с облегчением выдохнули, а Игорь достал документы и, протягивая их майору, спросил:
– Что случилось, командир?
Майор проверил документы и, не отвечая на вопрос Игоря, приказал показать содержимое автомобиля.
Михаил, не выходя из машины, повернулся назад и понял причину беспокойства блюстителей порядка – на заднем сиденье из-под покрывала торчал краешек футляра. Он сдёрнул с него покрывало, и все увидели футляр бинокля и ничего более. На лице майора и сопровождающих появилось выражение разочарования. Он отдал документы и с кислым видом, отдав распоряжение вооружённым людям, пошёл прочь.
Оказывается, один из работников МВД, проходя мимо машины, заметил торчащий из-под покрывала корпус чехла, похожий на чехол снайперской винтовки. Бдительные сотрудники быстро собрали опергруппу и сделали засаду, предвкушая поимку киллеров с поличным.
Отойдя от шока, Михаил и Игорь поехали на базу «Посылторга», где быстро загрузились, и решили перекусить в одном из кафе, прежде чем отправиться в дорогу. Но испытания и тревоги не закончились, друзья знали, что их путь полон опасности и встреч с жадными и равнодушными блюстителями порядка, готовыми обобрать до нитки российских водителей, зарабатывающих тяжёлым трудом небольшие деньги для своих семей. Напарники были готовы к трудностям и знали уже некоторые повадки и хитрости местных даишников. Пока Михаил и Игорь обедали, поглядывая в окно кафе на свой автомобиль, припаркованный так, чтобы он был в поле зрения, они увидели, как около их машины остановились даишники. Они оглядели машину и прицеп со всех сторон, заглянули через стёкла в салон, походили ещё немного вокруг, затем сели в свою машину и стали ждать хозяев. Друзья понимали, что если сейчас подойти к машине, то их «разведут», как минимум, на несколько купюр. Михаил с Игорем не спеша отобедали, вышли из кафе, у бабушки, пристроившейся на углу, купили семечек, неторопливо и не привлекая внимания прошли и сели на скамейку, продолжая равнодушно лузгать семечки. Кто кого пересидит! Минут через двадцать машина ДАИ, нервно взревев, уехала. Не выдержали нервы или их вызвали по рации, рассудили друзья и, подождав ещё некоторое время, сели в машину и двинулись в обратный путь, домой.
Выезжая из города, задумавшись, проскочили мимо поворота на грунтовую объездную дорогу, чтобы миновать пост ДАИ, который был в метрах восьмистах и уже хорошо просматривался. Остановились с намерением сдать немного задним ходом и свернуть на объездной путь, так как развернуться с прицепом не позволяла ширина дороги. Сдать назад, даже с гружёным прицепом опытным водителям было не сложно, но на их прицепе стояли инерционные тормоза, поэтому пришлось долго заниматься с ослаблением натяжения тросов тормоза. Пока они возились с тормозами на прицепе и потихоньку пятились назад, всё это время за ними издалека наблюдал инспектор и даже махал жезлом, предлагая водителям подъехать к посту.
«Наивный украинский хлопчик!» – с усмешкой подумал Михаил, с волнением поглядывая в его сторону и надеясь успеть добраться до заветного поворота, чтобы избежать очередных поборов.
Им повезло и на этот раз! Инспектор мог успеть и сам дойти до них, но то ли ему было лень идти или пост оставить не имел права, только после ослабления тросов тормоза друзьям всё же удалось сдать назад и свернуть на дорогу, ведущую в объезд поста.
До Днепропетровска добрались благополучно, но впереди был очередной пост ДАИ, где их остановили. Несмотря на то, что на груз были документы, выданные базой «Посылторг», капитан ДАИ, чувствуя безграничную власть на дороге, творил «беспредел». Указывая на какое-то несоответствие в документах, забрал техпаспорт на машину и водительские права. Откровенно издеваясь над уставшими и бесправными водителями из России, за возврат документов запросил крупную сумму денег.
Обычно на постах ДАИ всегда обирали проезжающих, но часто удавалось сторговаться до сходной цены, но не в этом случае. Днепропетровский пост имел дурную славу – здесь орудовали (слово «работали» к ним не подходит!) менты, одержимые жаждой наживы. Пришлось напарникам отдать все деньги, что оставляли на обратную дорогу, в том числе и на взятки на постах.
Подъезжая уже ночью к Харькову, решили не ехать по окружной дороге, где имелось множество передвижных постов, на каждом из которых приходилось бы платить, а денег уже не осталось, поэтому друзья решили проехать через город. Расчёт оказался верным, но на выезде, на пересечении с окружной дорогой, их машину вновь остановили. Младший лейтенант представился и потребовал права и техпаспорт на машину. Он долго их изучал, морщил лоб и покачивал головой, несколько раз посмотрел на номера, а затем спросил с подозрением:
– Значит вы, уважаемые, из Липецка?
На что Игорь кивнул, не понимая, куда клонит инспектор, и произнёс:
– Да, мы из Липецка.
Инспектор, довольный своей бдительностью, прокурорским тоном произнёс:
– Документы на машину липецкие, а номера днепропетровские, угнали, значит?
У Игоря от удивления даже челюсть отвисла, а Михаил, заикаясь от услышанного, произнёс:
– Иди... ди… и… и посмотри на номера получше!
Затем, несколько придя в себя, Михаил подошёл к машине спереди и жестом, приглашая инспектора, указал на номера:
– Смотри, читаю по буквам ЛП – значит, липецкие!
На что непонятливый гаишник ответил:
– Какие ЛП?! Это же – ДП, значит, днепропетровские! Что ты мне мозги пудришь, машина угнанная!
Михаил с Игорем переглянулись, вначале они подумали, что инспектор шутит, но теперь видели, что дело имеют с дебилом. Дело принимало нешуточный и даже плохо прогнозируемый оборот! Если человек не может отличить букву Л от буквы Д, которые только на беглый первый взгляд были похожи, то приходилось сомневаться в умственных способностях такого инспектора.
Хотя надо сказать, что это сходство не раз друзей выручало. Постовой на Украине, взглянув на номерной знак приближающегося автомобиля, пропускал его и только повторно посмотрев на номер уже сзади, понимал, что допустил оплошность. Друзья весело шутили над незадачливым постовым, упустившим «левый» приработок, наблюдая в зеркало заднего вида искажённое от злости лицо инспектора. Иногда даже удавалось проскакивать злополучный Днепропетровский пост, где их принимали за местных.
Теперь же Михаил, сдерживая закипающую злость от тупости постового, которому они вынуждены были подчиняться, достал из салона фонарик, пригласил подойти младшего лейтенанта поближе уже к номерам сзади машины. Освещая номер, ему хотелось сказать грубо, но сдерживаясь, произнёс чётко, с расстановкой, как учитель непонимающему первоклашке:
– Смотри ещё раз внимательно, это буквы ЛП, первая – «Л», а не «Д», так как нижней поперечины нет!
Младший лейтенант смотрел на номер с удивлением, задумчивый взгляд его немигающих глаз как будто говорил, что он не знает такой буквы в алфавите и видит её в первый раз. Михаил заметил это выражение лица и взгляд даже при тусклом свете одиночного фонаря на столбе.
«Да, клинический случай!» – с чёрным юмором отметил про себя Михаил.
Затем инспектор выпрямился, что-то пробормотал про себя и сказал:
– Хорошо, убедили, номера липецкие, всё нормально, но заплатить надо!
Игорь, стоящий рядом и наблюдавший эту комедию, сказал:
– Слушай, командир, денег нет, на Днепропетровском посту всё выгребли, возьми четыре бутылки водки, и мы поедем.
Но младший лейтенант, что-то прикидывая в уме, упрямо заявил:
– Этого мало, надо ещё добавить.
Игорь, еле сдерживая раздражение, произнёс:
– Возьми тогда шесть бутылок водки, как от души отрываю, дома с устатку и выпить нечего будет.
Но гаишник, равнодушный к чужим проблемам, замотал головой:
– Всё равно мало, давайте ещё деньги.
Михаил изрядно устал, сдерживая свои эмоции в разговоре с тупым инспектором, но его наглость и неуступчивость превышала меру его терпения! Ситуацию взял под свой контроль Игорь. Он утвердительно кивнул инспектору и, сказав «сейчас», подошёл к машине, быстро достал бумажник, из которого извлёк купюру в десять долларов, или баксов, как обычно говорили в России. Игорь протянул деньги инспектору и, стараясь не упускать инициативу, настойчиво произнёс: «Последние, больше нет!»
Собеседник мгновенно схватил бумажку, Михаил даже в тусклом свете заметил, как у него загорелись глаза, и младший лейтенант, засовывая купюру в карман, произнёс:
– Хорошо, но к этому ещё шесть бутылок водки надо добавить!
Михаил с Игорем отдали этому рвачу шесть бутылок водки, забрали документы и наконец тронулись в путь. А впереди ещё не один пост ДАИ, где такие же наглые и жадные постовые. Друзья уже не один год колесили по этим дорогам и пока не встречали доброго, сочувственного отношения к усталым водителям со стороны украинских инспекторов.
Некоторое время Михаил и Игорь ехали молча, хотя оба думали об одном и том же. О неустроенности жизни в России, о невозможности нормально трудиться, быть рядом с семьёй. Затем Михаил сказал:
– Не знаю, как бы мы вышли из этой ситуации, если бы не твои десять баксов. Кстати, откуда они у тебя взялись?
Игорь посмотрел на своего друга, улыбнулся и произнёс:
– Один меняла всучил при обмене, а потом, когда понадобилось обменять доллары на рубли, эти десять баксов ни в одном обменнике не взяли. Объясняя это тем, что у купюры дата выпуска очень старая, можно поменять только в банке, и то канители будет много. Выкинуть было жалко, вот и возил с собой, пригодились!
Они уже отъехали от Харькова с десяток или больше километров, как в небольшом населённом пункте их машину тормознули очередные сотрудники ДАИ. Михаил послушно свернул на обочину и мысленно выругался: «Да сколько вас здесь нахлебников, на каждом километре пасётесь!»
К машине подбежали трое ментов, вооружённых автоматами, с возгласом:
– Предтаможенный контроль!
Как обычно, забрали документы и обшмонали всю машину, забрали небольшой топорик, что лежал под ковриком переднего пассажира, а из бардачка – ножик, которым резали колбасу, сало или открывали консервы.
Михаил, видя предвзятое отношение и энергичные действия гаишников, негромко сказал Игорю:
– Запорожский пост худо-бедно проехали, на днепропетровском посту ободрали как липку, в Харькове кое-как выкрутились, а здесь, вероятно, «пипец», приехали!
Вскоре к ним подошёл старший сержант и сказал:
– Ну что, ребятишки, договариваться будем или как?
На что Игорь ответил:
– Мы с удовольствием, да вот денег у нас нет! На днепропетровском посту всё выгребли.
Старший сержант, ругнувшись трёхэтажным матом, сказал:
– Совсем обнаглели на днепропетровском посту, обдирают транзитников до нитки, нам ничего не оставляют!
Затем посмотрел на Игоря, потом на Михаила и, понимая, что водители не врут, но просто так отпускать тоже не в их правилах, спросил:
– Что делать будем?
После некоторой паузы Михаил ответил:
– Можем дать литров десять бензина.
На что гаишник ответил:
– Хорошо, а самим-то как, хватит до дома дотянуть?
– Должно хватить, – ответил Игорь.
Михаил достал из прицепа двадцатилитровую канистру с лейкой и примерно половину вылил в бак машины гаишников. Старший сержант, отдавая документы Михаилу, сказал:
– Там, впереди, ещё несколько постов, сейчас ночью просто так не проедете, лучше встаньте здесь, чуть дальше на перекрёстке, поспите до утра. Мы вас покараулим, а утром там уже никого не будет, заодно хоть отдохнёте и выспитесь.
Уж чего-чего, но такого оборота событий и нормального отношения к ним украинских гаишников Михаил с Игорем точно не ожидали. Привыкшие к равнодушному, а порой и бесчеловечному отношению постовых на украинской стороне, друзья были тронуты до глубины души. Они тепло простились с ними, свернули с трассы вправо и расположились на отдых за углом какого-то склада. Когда утром проснулись, патрульной машины уже не было. Выкурив по сигарете, чтобы разогнать сон, друзья тронулись в путь.
Действительно, дальше они ехали без вынужденных остановок на проверку документов. Время было уже ближе к полудню, друзья почувствовали лёгкий голод, ведь они последний раз ели ещё в Запорожье в кафе, и больше не было возможности перекусить. Продукты, взятые из дома, давно закончились, да их много не возьмёшь в дорогу – на сильной жаре быстро испортятся. Обычно они обедали в придорожных кафе или покупали продукты в магазинах, но в данный момент денег на это не было. Ближе к Волчанску, проезжая одну из деревень, остановились на обочине, наскребли по карманам последнюю мелочь и купили у бабули литр молока. Выехав за деревню, остановились на специальной небольшой площадке для большегрузов перед въездом в город. Рядом граница, перед последним сложным отрезком пути напарники решили немного отдохнуть, а заодно разведать обстановку – нет ли какой засады в садах.
Расспросили местных, те заверили, что засады нет, всё спокойно. Михаил с Игорем не торопясь, растягивая удовольствие, пили густое вкусное молоко, затем, с не меньшим удовольствием, затянулись сигареткой, наслаждаясь непродолжительным отдыхом. В это время к ним стали подъезжать одна за другой машины с прицепами. Вопрос у всех водителей был один и тот же – как проехать к обувной фабрике и пересечь границу в объезд пограничного поста. Многие из них первый раз ехали этим путём и обрадовались, когда узнали, что Игорь и Михаил едут в Россию по тому маршруту, и просили взять их с собой. Тут неожиданно около них остановилась фура, водитель подбежал к ним и спросил:
– Мужики, как проехать до обувной фабрики?
Игорь с Михаилом, улыбаясь, переглянулись – ладно ещё легковушки хоть и с прицепом, но чтобы фура по садам протискивалась!? Этого они ещё не видели!
Михаил рассказал водителю, как проехать к фабрике, и фура, зарычав, тронулась с места.
Вскоре друзья закончили перекур, сели в машину и вновь в путь. Проехав метров восемьсот, Игорь, сменивший Михаила за рулём, глядя в зеркало заднего вида, пошутил:
– Смотри, за нами образовалась колона из пяти машин с прицепами! Надо было бы с них за проводку плату взять, всё нам было бы на что поесть.
Вот уже больше половины пути проехали по яблоневому саду, как Игорь почувствовал, что машину стало тянуть влево.
– Всё, приехали, колесо левое переднее прокололи! Что же в эту поездку нам так не везёт?
Игорь свернул с дороги, взяв как можно правее, чтобы не загораживать дорогу остальным, и остановился. Выйдя из машины, увидели, что действительно спущено левое переднее колесо. Ехавшие сзади машины тоже остановились, подошедшие к ним водители предложили свою помощь, но друзья, поблагодарив, отказались. Объяснили водителям-новичкам дальнейший путь, а сами приступили к ремонту. Запаску они заменили минут за тридцать, выдвинулись дальше и через пятнадцать минут въехали благополучно в Шебекино.
Усталость от дальней дороги и волнений на постах ДАИ сказывалась и, не доезжая до Старого Оскола, друзья снова сделали остановку. Как обычно, проверили техническое состояние автомобиля и прицепа, в очередной раз долили в двигатель из бутылки масло, скопившееся от выброса из сапуна. С машиной всё в порядке, но друзья уже чувствовали нестерпимый голод, который не заглушали сигареты. Внезапная догадка одновременно осенила друзей – да у нас же в багажнике две банки тушёнки!
Две банки тушёнки действительно лежали в багажнике, и теперь они казались лучшим лакомством! Хотя раньше, два месяца назад, когда они купили три банки тушёнки в одну из своих поездок, открыв одну из них, есть не стали. Хотели даже выкинуть и остальные две, но, поразмыслив, решили: срок хранения у тушёнки большой, в машине с ней ничего не случится, оставим на всякий случай.
Положили в багажник, да и забыли про неё, а вот сегодня пригодилась. Но тут же возникла ещё одна трудность – открыть банку было нечем! Нож, который они использовали для вскрытия, забрали на посту ДАИ. К тому же разогреть тушёнку было не на чем. Но парни из России находчивые, в любой ситуации найдут выход из положения! Игорь достал канистру, из осторожности отошёл подальше от автомобиля и, облив банку бензином, поджёг. После того как огонь погас, надел на руку перчатку и стал тереть горячую банку об асфальт. Когда ребро верхней окантовки почти стёрлось, поддел край отвёрткой и вскрыл банку. Затем проделал такую же операцию с другой банкой. В этот раз Михаил с Игорем с удовольствием уплетали разогретую тушёнку, казалось, что ничего нет на свете вкуснее!
После сытного и вкусного обеда в приподнятом настроении друзья залили в бак из канистр оставшийся бензин, рассчитывая, что его должно хватить до дома, выкурили по сигарете и пустились в путь по родной российской земле.


Рецензии