По ступенькам детства. новеллы. юрий юсупов-4. 26
========================
ШКОЛЬНОЕ ВРЕМЯ.
===============
Наступило школьное время,время учёбы. Мы все стали писать палочки на листочках,складывать слоги,учиться читать по цветной,разрезной АЗБУКЕ. Вера Степа-
новна Шкуратова повесила на доску,таблицу,водила по ней,указкой,и мы все читали хором: Ма-ма,Ра-ма,па-па,ба-ба,кош-ка,соба-ка!
Шли дни.
Мы уже могли достаточно бегло,читать БУКВАРЬ и писать. Наша семья Зофман-Садыковых, по-прежнему ,жила в городе Марганце.Соседкой по дому,нам являлась учи-
тельница физкультуры,моей старшей сестры -Хадичи и уже,теперь и моя ,тоже- Анна
Власьевна Деревянко. Наш 1- " а " класс ходил на физкультуру. Мы занимались физ-
культурой на улице,во дворе нашей школы № 2. Мы все бегали,прыгали,играли в " кошки-мышки", а также взявшись за руки,водили хороводы,хлопали в ладоши и пели:
- Паучок,паучок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Танцуй,сколько хочешь,
Выбирай,кого захочешь...
На уроке физкультуры,мы также играли в игру: ВОЖАТЫЙ-ВОЖАТЫЙ ПОДАЙ ПИОНЕРА. В эту игру также играли и дети нашего двора.Дети разделяются на две шеренги и обе эти шеренги встают напротив друг друга,лицами друг к другу и один мальчик,или девочка,из первой шеренги,громко заявляет:
- Вожатый-вожатый,подай пионера!
а из другой шеренги,мальчик или девочка,спрашивают:
- Кого?
- Витю.
И маленький Витя Зайцев,младший братик Вальки Зайцевой,на нашем дворе,перебегает
быстро из второй шеренги,в первую шеренгу. А потом начинается то же самое,только
спрашивают из второй шеренги,обращаясь к первой шеренге:
- Вожатый-вожатый,подай пионера!
из первой шеренги,уже спрашивают:
- Кого?
- Хадичу!
И моя старшая сестра Хадича бежит в первую шеренгу,из второй шеренги детей и те
принимают мою старшую сестру Хадичу.
Потом опять такой-же вопрос из первой шеренги:
- Вожатый-вожатый,подай пионера!
- Кого?
- Мансурку!
и вот,уже я бегу из второй шеренги ребят,в первую шеренгу. Вот так мы и играли в эту ,очень весёлую игру,тогда. В одном,из таких уроков,я вспотел и закатил воротник своего осеннего пальто,вверх и кепку с козырьком,надвинул на лоб,так,как очень-очень боялся простудиться и заболеть и вдруг,услышал голос нашей соседки и учительницы физкультуры- Анны Власьевны Деревянко:
- Мансурка Садыков! Не смеши ребят! Сними кепку с головы и откати воротник пальто! Ну? Сейчас-же!
Я повиновался приказу нашей соседки и учительницы физкультуры -
-Анны Власьевны Деревянко.Откатил воротник пальто,снял кепку с головы.
Подул ветер,но я не придал ему,никакого значения,бегал,прыгал,играл со-всеми,а потом,даже самостоятельно записался в школьную библиотеку.
Уже дома,вечером,я почувствовал,что у меня поднялась высокая тем
пература,я заболел гриппом,у меня заболело горло,трудно было глотать,потом я стал кашлять,начался насморк и проболел целую неделю.
Естественно,что не ходя целую неделю,в школу,я в результате этого ,отстал от школьной программы.Уже одноклассники и одноклассницы мои - решали несложные задачи по арифметике,учили стихи. После болезни,сестра Хадича привела меня в школу.
- Часто вы,уж ,за ним ходите,балуете его! - говорила Хадиче,не раз,моя учительница - Вера Степановна Шкуратова. Я стал получать по арифметике -2 и это
мною воспринималось очень болезненно и тяжело. За каждую 2 по арифметике,я очень
переживал и мучился очень.
Наше советское правительство,во-главе которого,тогда стоял Генеральный секретарь СССР- Никита Сергеевич Хрущёв,постановило,чтобы всем младшим классам,в школах,давали стакан молока и круглую булочку с сладкой и поджаристой насыпкой,во-всех школах.
Как-раз,в то самое время,в школьный,родительский комитет- выбрали моего папу- Рагиба Румовича Садыкова.
Наша завуч,- старая дева ,с выпученными глазами (у неё была болезнь щитовидной
железы- БАЗЕДОВИЗМ),за что все школьники и школьницы её называли-Совой и моя учительница- Вера Степановна Шкуратова - строго-настрого приказали мне выпить
стакан молока и съесть булочку с насыпкой.
Я в первый день- выполнил их веленье: выпил стакан порошкового молока и съел булку с вкусной и сладкой насыпкой,а потом,на переменке,я хвалился
своему однокласснику- Сашке Клименко:
- Я,после молока и булки с насыпкой,- сильным стал!
В дальнейшем,я молоко пить не стал: оно было некипячёное.Дома я пил только кипячёное молоко. Папа- Рагиб Румович Садыков и мама- Блюма Моисеевна Зофман-Садыкова исправно платили деньги мне на молоко и булку,я не пил,а свою порцию -
- отдавал своей соседке и соученице- Вальке Басовой,дочери нашей соседки- Басовши и сестра -Тольки Басова,того самого убийцы,который избил сильно,пиная своими сапогами в позвоночник и поясницу ,бедного,несчастного -Володю Калугу,сына нашей соседки-учительницы,тёти Зины Курганши,а потом у Володи Калуги после этих ударов,стал гнить позвоночник и его парализовало и он умер. Об этом,я писал выше.
Валька Басова съедала свою порцию молока с булкой с насыпкой,вместе с моей порцией моллока и булки с насыпкой,и равнодушно,даже не поблагодарив меня- просто уходила.Её брат -убийца Володи Калуги,-бандит и хулиган нашего двора,часто меня поучал: - Убей ближнего,ибо ближний убьёт тебя! Но я молча уходил от него,не желая постигать его тюремной науки,считая эти все его разговоры - дикими,страшными и неприемлемыми. От таких разговоров,я уходил молча,к своим курам и петуху.
На переменках,я часто ходил вместе,с Сашкой Гавой и Колькой
Лихомановым,в школьную библиотеку. Колька Лихоманов - был маленький,тихий парнишка из религиозной семьи. Он чудесно учился,был круглым 5 и входил в группу
" пюбимчиков " учительницы- Веры Степановны Шкуратовой.
Часто ко-мне,в гости,приходили : Сашка Клименко,Сашка Исаев,Са
шка Гава, и Жорка Басанский.По арифметике,я получал у учительницы- Веры Степановны Шкуратовой ,сплошные 2,но решил не унывать,а просто не обращать вни-
мание на это. На переменках,я игрался в весёлую " кутерьму".
Однажды,в праздник Нового 1960 года,за отличный костюм- ЗАЙЧИК,я получил свой самый первый приз в своей маленькой жизни: мне дали альбом
для рисования,акварельные краски и кисточку,для рисования.
Это было для меня огромным событием. Я очень радовался,что получил свою первую
награду. Дома,я никак не решался рисовать своим призом. Я внимательно разглядывал и гладил гладкую,лощённую,альбомную бумагу,рассматривал квадратные
плиточки разноцветной акварели. Моё сердце радостно билось: я нужен,меня не забыли,мне дали награду! Почему-то хотелось плакать.
Но после праздника Нового 1960 года,опять поплыли 2 по арифметике.Как-то раз учительница- Вера Степановна Шкуратова заболела и её,в на-
шем классе,заменила другая учительница,по фамилии- Молтабар,которая являлась ма-
терью моей соученицы- Людки Белоус. И я...впервые в своей жизни...получил у новой учительницы...4 по арифметике!
Ах! Вот оно,что! Вера Степановна Шкуратова,значит нарочно и специально ставит мне 2 по арифметике,пытается меня " завалить ".За что? Этого я не мог понять,но
обида на Веру Степановну Шкуратову очень сильно обидела меня и я.заглазно назвал её- Дрыгалкой,в отместку за её 2 по арифметике.Значит я незаслуженно получал по
арифметике,у Дрыгалки ( Веры Степановны Шкуратовой ) -2?
Как вернулась Дрыгалка,то опять поплыли 2 и 1 -по арифметике.
Что ж,пусть! Пусть ставит мне 1 и 2 по арифметике,если ей так хочется!
Так ,как это был 1-й класс,то Дрыгалка меня на второй год,не оставила,а перевела во-2-й класс. Ура! Ура! Ура! Я уже второклассник!
( Продолжение следует).
Свидетельство о публикации №224012601032