Научи меня быть тобой!.. Ч2
- А ты ничего не забыл, дорогой мой?.. - узнал папа, когда все они уже отправлялись спать.
- Нет... - удивленно и неуверенно ответил ему маленький енот, который уже собирался было нырнуть в свою кроватку и крепко-крепко и сладко-сладко, как всегда, а сегодня - ещё и немножеко по особенному - по лесному - заснуть.
- А ты ничего не ждал ещё утром?..
- Утром? - и маленький енот задумался. Ведь утром он, вроде бы, ещё ничего и не ждал... Он, правда, ждал немножечко, пока папа не побреется в ванной, чтобы ему самому потом зайти туда же и чистить зубы, а потом ещё ждал немножечко, пока у мамы доготовятся на плите её чудные оладики, которые уже так замечательно пахли, что слышно было из каждого уголка квартиры!.. Но всё ещё не были при этом готовы... А больше... А больше... И вдруг енотик вспомнил. Ведь, и правда - он чего-то очень ждал. Сильно ждал. Долго ждал. Аж целую, целую ночь он прождал с самого вечера, до самого утра, и чувствовал как ждёт даже и во сне... А утром - бегом побежал смотреть: не дождался ли?.. Но нет. Тогда - нет. А сейчас он совсем и забыл. - Па-па!.. А наш росточек-то!.. Росток!.. Что там с ним?.. - и маленький енот ринулся, хлюпая тапочками на ногах, к тому цветочному горшку, который недавно они с папой превратили в место роста такого чего-то нового и интересного!.. Что даже и неимоверно то, что он мог как-то так взять, про это, да и забыть!..
- Ну, посмотри... посмотри. - улыбнулся папа, - А так-то ты и забыл!.. Быстро, да?..
- Па-па!.. Он пророс!.. Про-ро-оо-ос!.. - раздался радостный крик мальчика енотика, который уже во всю прыгал у большого цветочного горшка от радости.
- Пророс?.. Ну, хорошо...
- Урррра!.. У-рррааа-ааааа!.. Какой он... Какой он!.. Ты посмотри!..
И папа подошёл и посмотрел на маленький росток - такой юный прозрачный и светло-свеже-зеленый!..
- Ну, как?.. Нравится? - спросил папа енот.
- Ага... Конечно же!.. - захлопал в ладоши, уже в очередной раз, маленький енотик..
- Ну, вот... А как тебе кажется - не меньше ли это чудо, чем целый, целый огромный лес?
- Нет!.. Конечно нет! Не кажется. Не кажется!.. - восторженно ответил ему маленький сынок, - Да... Да. Он не хуже, чем целый лес... И правда!..
***
- Просыпайся!.. В школу! - услышал маленький барсук с самого утра весёлый крик своего папы.
- Да?.. А... - он протер глаза, оглянулся и начал вспоминать - где он, что он и почему он... А потом вспомнил и сказал, - Не а!.. Нет, пап! Ведь сегодня я не учусь!.. У меня каникулы!..
- Да?..
- Да! Ещё вчера начались!..
- Да ты фто?.. - папин голос звучал то удаляясь, то приближаясь, то громко-звонко, то так, как будто бы из какого-то тоннеля, или просто - будто бы он, его папа, скосил набок рот, как после заморозки зубов, и говорит теперь только на одну сторону. И из всего этого было понятно лишь одно - то что папа бреется. - А как вэ... А как же - уфиться быть... Мной?..
- Ну... Ну, так это же можно и не с утра делать?..
- А как фе не ф утва?.. А? А как вэ я ф фколу на ваботу днём, фто ли пойду?.. Или вечером?.. Не-ееет, брат!.. Уж если хочешь учиться - айда сейчас со мной на работу!..
- А ты, что меня с собой берёшь?.. - радостно выкрикнул маленький енот, едва глядя на тапки, которые только и успел найти лапками, абсолютно не глядя, на ощупь, и тут же выбегая в коридор. - В твою школу?!.
- Ава... - прошипел папа опять из какого-то тоннеля, а потом у него в ванной грохоча потекла вода. И слышно было, как папа в ней плещется.
- Уррра!.. Пойдём!.. Пойдём скорее!..
А мама енот, проходя из кухни в столовую со сковородкой, полной свежих ароматных оладиков, в лапках, покачала головой и подумала про себя с улыбкой, что если так часто, как за последние пару дней, её сын будет прыгать и хлопать в ладоши от радости на территории их дома - так уж наверное рано или поздно у них проломится пол. Но зато, уж пожалуй, ей не придётся так часто как обычно открывать форточку и проветривать комнаты, ведь сын своими аплодисментами, и так уже производит ужасно мощную и сильную вентиляцию помещения - как самый что ни на есть настоящий вентилятор.
**
- Папа!.. Как это здорово должно быть - быть учителем!.. Вот хорошо тебе! - говорил маленький енот, шагая в школу вприпрыжку рядом со своим папой. - Вот, если б я был учителе-ееем!.. Так это бы и вообще хорошо!.. Это здорово! Те-бя все слу-шают... Тебя все слушаются... А сам… а сам делай что хочешь!..
- Ага... Это значит, что ты бы, наверное, хотел быть и родителем?.. - спросил его папа.
- Ну да... А почему?.. Почему ты так понял? Да, я бы хотел быть тоже папой, как ты...
- А потому, что ты же сможешь там командовать... Как и в школе - так и в своей семье... И все тебя будут слушать... И все уважать...
- Ну, да... да.
- А сам ты тогда сможешь делать, ну всё совсем, что ты захочешь?..
- Да... Наверное. А хорошо бы!..
- И что же ты будешь, скажи мне пожалуйста, тогда своим детям указывать?.. Чего они у тебя будут слушаться-то?
- Я?.. Ну, я наверное им всем скажу... Всем скажу-ууу... - задумался маленький енот, - Что... Я не хочу им говорить ложиться спать рано. Я хочу им говорить - пусть спят когда хотят!..
- Ну, и правильно - лучше ведь спать на уроке а не дома, да?
- Да, да... А ещё... А ещё я не буду им говорить, чтобы они меньше сладкого ели, потому что для зубов вредно!.. Пускай едят всё, что захотят!.. Все конфеты там...
- Ага, молодец...
- А ещё... А ещё я скажу им, что мультики смотреть тоже можно без остановки по телевизору... И что... И что под ноги смотреть не обязательно, когда бежишь - ведь это так неудобно!.. Ведь ты и так занят тем, что бежишь... А должен ещё и заниматься тем, чтобы смотреть...
- Ага... Ну, вот видишь, какой ты хороший, добрый будешь отец!.. А всё почему?
- Почему?..
- А потому, что ты сам знаешь, что тебе плохо, и что тебе сложно дается, и что тебе неудобно... А вот, скажи - ты бы хотел, да, чтобы твои детки, когда они будут - были счастливы?..
- Да. Конечно!.. И я им всё-всё буду разрешать!..
- А ты мне скажи - они будут счастливы, если будут жить на свете без зубов и без нормального зрения, и все уставшие днём и бодрые ночью, и все с попереломанными лапками, от того только, что ведь они с очень большим удобством и удовольствием бежали, не глядя себе под ноги?..
- Ну...
- Ну вот и ну. А ты теперь понимаешь, что я, например, стою перед выбором - как и каждый другой родитель... Сделать так, чтобы ребёнок был счастлив сиюминутно и наелся конфет сколько хочет, и насмотрелся бы телевизора, сколько сможет, до самой потери зрения, и даже напрыгался и набегался вволю бы в самой середине ночи... Или, всё же, мне сделать так, чтобы он был счастливым, здоровым ещё много лет?.. Скажи мне... Как тебе вот решить такую задачку?..
- Не знаю... Ну, ты... Ты же меня любишь?.. Но...
- Но отношусь к тебе строго иногда, да?..
- Ну, да...
- Слишком строго даже?..
- Ну...
- Я понимаю. Но, вот пойми меня теперь и ты. Я выбираю из двух зол меньшее. И... даже не так - ведь ты же понимаешь, что иногда лучше для нас оказываются те вещи, которых ты совсем не хотел... А не те, совсем, которых ты и хотел вроде бы... Ведь ты же сегодня спал и хотел, наверное ведь, во сне своём, спать и только спать... так?.. Ага. А вот, и не знал, что я тебя тут хочу к себе в школу взять, правда?.. Угу... А вон потом как обрадовался! Аж даже прыгал во всю и апллодировал, правда?.. Вот то-то и оно!..
***
В школе папа енот готовился к уроку. Он раскладывал по столу книги и учебники, карандаши и указку, проверял - на месте ли мел и очки, чтобы к началу урока уж ничего не забыть. А маленький енотик ходил вокруг и от нечего делать иногда махал туда-сюда руками и иногда подпрыгивал.
- Па-па!.. - протягянул он, наконец, утомленно, - Ну да-вай играть в слова?..
- Подожди, сынок... Мне сейчас не до этого... - сказал папа енот обеспокоено и даже не взглянув ни на секундочку на своего маленького сына. А после - и вообще, взволновано замер над своим учительским столом, опершись о него лапками.
- Да, пап!.. Ну чего не до этого-то?.. - узнал его маленький сыночек, активно и весело размахивая руками и маршируя на месте, - Ещё... пять минут до урока. А ты уже всё разложил... Давай играть, а?..
- Да как же тут играть?.. Как же тут играть, а? - чуть не плача сказал папа енот, - Ведь... Ведь во первых - не пять минут... Не пять а три с половиной!.. А это очень, очень мало... - чуть ли не в состоянии истерики пробормотал папа, - А во вторых... Во вторых мне кажется, что я сейчас вот-вот всё забуду... Всё, всё!..
- Что всё?.. - удивился его сынишка, - Ты, разве тоже учишь уроки в своей школе? Чего же тебе надо не забыть?..
- Да, да... Ты понимаешь - ведь учить, это ещё куда более ответственное дело, чем учиться!.. И куда более сложное! Ведь если ты учишься - то ты это делаешь... или не делаешь почти, как некоторые аболтусы... но делаешь или не делаешь именно для себя. И сам себе и отвечаешь - как ты учился, что ты запомнил, чего выучил... Ведь это нужно тебе самому. И, ты знаешь - ведь не так страшно пройти самому по извилистой горной тропке, когда ты её видишь и сам целиком отвечаешь за все свои лапки, которыми и шагаешь по ней... чем вести по ней же, по этой же тропинке, кого-нибудь другого за ручку… а тот будет идти при том с полностью закрытыми глазами и целиком полагаться на тебя... А если ты вдруг неправильно подскажешь ему куда наступить в следующий момент?.. Так ведь он же в любой момент может сорваться вниз!.. Ведь так и вы - вы, дети, ещё учитесь в школе всему, что есть в мире и мы - те кто вас учит - несем огромную ответственность за то - что же вы от нас сейчас узнаете и какие умения вы от нас получите. Ведь они так сильно могут повлиять на всю-всю вашу будущую жизнь! Так вот представь теперь, что я бы что-то взял, да и случайно объяснил хоть на одном уроке неправильно?..
- Ну... Ну и что же?.. Ведь это - всего на одном уроке!..
- А ты представь, что этот вот один урок - он вдруг возьмёт, да и западет в память какому-нибудь маленькому енотику... Да так, что даже и ещё через много-много лет он будет о нём помнить?.. Ведь есть такие вещи, знаешь, в жизни - что раз услышишь, и будешь потом всю жизнь помнить. Как есть и те, что иногда учишь, учишь... Пытаешься запомнить, да пытаешься... А всё никак. Не запоминается. Вот ведь оно как получается, видишь ли... Что хорошие вещи - такие как добрые привычки, знания и умения, хорошие и правильные слова и верная информация - они как скромные и порядочные такие енотики, которые... будут стоять, знаешь, в дверях скромненько, и войдут в комнату когда их только попросишь, и будут вести себя тихо и славно, и не кричать, и не шуметь. А вот плохие мысли, вредные привычки, ложная информация - они все как вредные буйные енотики, которые кричат во всё горло, машут руками и расталкивают всех на своём пути. Они сами влетят в комнату и займут все места, на которые им и не предлагали ещё садиться, и будут шуметь во всю и постоянно напоминать о себе... Да и попробуй их ещё потом выгони!.. Они будут спорить, не даваться и упираться ногами, если ты их всё-таки потащишь из помещения вон. Вот так вот... Мой дорогой, понимаешь, так и со всей жизнью - ты должен всё время в свою комнатку - комнатку своего сердца - впускать только добрых хороших и смирных енотиков... Просить их зайти... Отыскивать их по коридорам - скромных и незаметных таких среди толп орущих непосед. И приглашать их занять места в твоём мире - те самые, с которых ты должен постоянно срывать у себя всяких надоедливых шалунов. Понял?..
- Ну...
Но тут застрекотал звонок, и в класс ввалились гурьбой громкие и непоседливые зверята. С криком, размахивая в воздухе своими портфелями они заняли парты. А следом вошли потихонечку и смирные ученики. Они аккуратненько кивнули папе еноту - своему школьному учителю - и так же аккуратненько сели за парты.
А маленький мальчик енот, который сегодня должен был впервые посмотреть - как же его папа ведёт урок - уселся тоже за одну из дальних парт и начал слушать. Он был рад, конечно, что вот - наконец-то он сидит на таком уроке, где у него уж точно не спросят урок и где ему не надо будет ничего отвечать, а ещё тому - что вот, сейчас он будет, наконец-то, учиться быть папой учителем... Но только ему показалось, что папа его, и правда, уж очень нервничает и волнуется и переживает - как за своих учеников, так и за те слова, что сейчас скажет. И маленькому еноту вдруг показалось, что он, и правда - очень счастливый, раз может всего лишь навсегг отвечать уроки в школе, а не объяснять их другим. И учить их только для себя и отвечать во всём этом сам за себя, а не за кого-нибудь ещё. Ведь это так сложно - вести кого-нибудь за лапку по горной тропинке!..
***
- Па-ааап?.. - спросил маленький енотик у своего папы енота, высоко задирая головку чтобы взглянуть ему в лицо… Что было очень тяжело, ведь шли они из школы рядышком и папино лицо получалось впереди, а маленький енотик - сбоку, и так смотреть в папино лицо было почти невозможно.
- Чего?..
- А... А вот ты сейчас всем на уроке что-то говорил про эти... Ну, как его?..
- Про дроби? - улыбнулся папа.
- Ага... Про это... Что они... это... Девятичные?.. Да?
- Ага. Ну почти. Десятичные, дорогой мой. А что?
- Ну... Я вот... я понял, что они, вроде бы пишутся... ну, не так, как обычные, да?..
- Да. Совершенно верно. Ты молодец, дорогой.
- А... А я только не понял - что это вообще такое за... за...
- Дроби. Как так не понял?.. Я, что, непонятно совсем объяснял?.. - перепугался папа.
- А мы этого ещё не учим... ведь. - виновато опустил головку енотик и украдкой взглянул на папу с некоторой опаской - не сердится ли тот?
- Ах, ну да!.. Я и забыл что ты в предыдущем классе!.. Забыл. Ну, так я тебе объясню, конечно же, дорогой мой, но только когда мы вернёмся домой. Ведь это гораздо удобнее делать дома и за столом - объяснять такие вещи... А особенно - ещё и за столом с горячим чаем... А то ведь твой папа после уроков тоже устаёт, и ничуть не хуже, чем вы, ученики!.. И после классных занятий - уж, если честно, не прочь перекусить!..
- Угу!.. - и маленький енотик понимающе кивнул.
Они прошагали ещё пару метров молча, и оба думали о всяких вкусных булочках и пирожках, которые так вкусно как их мама енот, не пек наверное никто.
- А вот видишь как, дорогой мой... - заговорил наконец папа, - Вот ты, получается, не учил ещё в школе - чего же это такое "дроби". Да?..
- Угу... - маленький енотик кивнул.
- А вот теперь ты и не можешь понять - что же такое десятичные дроби... А ведь, представь - их ещё есть очень много разновидностей!.. Ну, не сильно... но всё-таки... Всё же немало этих дробей. Есть рациональные и иррациональные... Есть бесконечные и конечные... Ну, всё такое... И видишь как получается?.. Что ты, мой дорогой, не можешь понять того, что идёт по программе далее, пока ещё не прошёл того, что должно быть раньше. Ведь так?.. Та-аак... А теперь вот представь, что дерево будет должно как-нибудь удержать множество, множество листиков, а вот оно, до сих пор, ещё не вырастило ни даже маленького стебелёчка, на котором бы можно было их держать... а уж тем более - не имеет большого и сильного ствола. И как ты думаешь - сможет оно удержать свои листики?..
- Ну...
- А вот и ну... А вот, если бы оно не пустило в земле корни и не закрепилось бы там - смогло бы оно держать большой ствол над землёй?.. Нет... И вот теперь понимаешь, что важен каждый этап жизни дерева, каждая его часть?.. Конечно все части красивые и нужные, и все они должны быть у дерева. Но ни одна из них не может появиться просто так - листья сразу взять и вырасти огромной кроной над землёй, пока они не станут расти по чуть-чуть, по одному... Поэтому и тебе не стоит никогда расстраиваться и опускать лапки, если ты, вот сейчас, не можешь, почему-нибудь, что-то сделать, ну совершенно лучшим образом! Сегодня ты можешь сделать это так. И это уже хорошо, раз ты хотя бы хочешь это что-то сделать. А завтра ты уже, наверное, сможешь лучше - ведь ты растешь как дерево… и с каждым днём (если конечно ты правильно растешь), ты становишься чуточку лучше. Поэтому не стесняйся сегодняшнего своего дня. Он такой - какой ты можешь прожить. А завтра - будет, возможно, лучше. Ведь это как с лестницей - ты же не можешь в нормальных условиях сразу оказаться на верхней ступеньке?.. Нет, не можешь. Ты должен сначала пройти по всем тем, что пониже. И ведь ты же не станешь расстраиваться и опускать руки из-за того, что тебе нужно сначала пройтись по всем нижним ступенькам?.. Нет, нет - ты воспринимаешь это как должное!.. Так и с твоей жизнью, дорогой мой - ты вот расстраиваешься, что ты ещё не такой сильный, и взрослый, и умный, каким мог бы быть. Но в этом и суть жизни - что самого лучшего результата практически… и нет, милый мой. Если ты станешь настолько же сильным и умным, как я например - чего ты и хотел в начале нашего с тобой приключения - так ты совершенно ясно поймёшь, что хочешь стать ещё сильнее и умнее. И это правильно!.. Ведь я - далеко не самый умный енот в мире и далеко не самый сильный. А даже если бы ты и стал самым сильным и самым, пресамым умным - так всё равно... ты бы ощущал, что можно бы тебе стать и ещё умнее и сильнее... и добрее и лучше... и много ещё чего можно тебе в себе улучшать. Поэтому, дорогой мой, научись уже теперь радоваться тому, что ты бежишь в своё удовольствие по лесенке... А не тому, что ты уже добрался до вершины. Напротив - если тебе вдруг покажется, что ты уже дорос до того что стал самым сильным и самым умным - вот это уже, как раз таки, и плохо... Это, скорее всего, значит - что ты покатился, в какой-то момент, под гору кубарем, и оказался вдруг, резко, внизу - в самом низу твоей лестницы…
***
- Ну что?.. - хлопнул в ладоши папа енот, когда они с маленьким сыночком уже допили вкусный чай и дожевали мамины вкуснейшие булочки с кусочками орешков в тесте, - Ты хочешь теперь попробовать быть мной... тем которым я был в эти последние несколько дней? Поучиться быть мною таким?
- Да-аа!.. А как это?.. - обрадовался, а потом вдруг сразу засомневался маленький енот. - Ты разве не учил меня быть собой… и так в эти несколько дней?..
- Вот!.. То-то и оно! Я учил тебя быть мной в эти несколько дней - я пытался тебе передать что-нибудь что я умею, что знаю, что мыслю в своей голове. Конечно же, далеко не всё я тебе смог передать - конечно же у меня внутри есть ещё о-оочень много всего, что невозможно передать кому-либо всего за несколько дней. А вот теперь представь - что ты я. Что ты, так же, должен научить кого-то, кто хочет быть похожим на тебя - чему-то, что ты считаешь в себе самым важным, самым ценным, самым прекрасным!.. И должен выбрать - что же это будет?.. Чему же я должен учить? Ведь это же очень полезно порой - взглянуть внутрь себя и разобрать то, из чего же это ты сам состоишь?.. И что же из этого стоит того, чтобы передать другому, а что же - не стоит того, чтобы и у себя-то держать. И вот... Теперь представь, что ты хочешь мне передать что-то самое главное из того, что ты сам имеешь внутри себя. Подумай - что же это?..
- Ну... Не знаю... - задумался маленький енотик.
- Ну, например - что же ты любишь?.. - улыбнулся папа енот. - Подумай. Ведь любовь - это прекрасное чувство, от которого всегда очень хорошо на душе, и им хорошо бы поделиться.
- Ну... Ну я, например, люблю мамины булочки...
- Таааак?..
- И... И... И чай... - начал вспоминать с последнего маленький мальчик енот.
- Ага. А что ещё?..
- А ещё люблю когда мы с тобою вместе куда-то ходим... Вот как сегодня - в твою школу... Ну или с мамой тоже. Когда ты мне что-нибудь рассказываешь... Люблю... Люблю ездить с тобой вместе туда, где ты рос... Люблю лес!.. И растить росточки из яблок. Люблю очень-очень когда они прорастают наконец побыстрее... Но и когда они не растут, а ты только ждёшь ещё - когда же?.. Это тоже очень и очень приятно!.. - начал думать дальше маленький енот.
И он вспомнил ещё много-много всего замечательного и приятного, про что, как ему кажется, можно было бы сказать что он любит это - и бабочек, и мотыльков, порхающих в свете солнышка между листвы, и лесную землянику, и букет лесных трав на столе, и бусики из рябины, и поделки из желудя, и даже свою любимую игрушку - лошадку со спутавшейся гривой... И папа енот наконец сказал:
- Вот видишь как много всего!.. И всё это - прекрасные вещи. Всё это - твой внутренний мир. И всем этим неплохо бы поделиться с другими. Но вот скажи - ты любишь ходить вместе со мной и с мамой куда-нибудь на прогулку и в путешествие... Так что же это значит?.. Ведь это же значит, что если ты захочешь поделиться этим своим чувством с кем-нибудь другим - то ты не сможешь, конечно же, научить его радоваться тому, что тот, незнакомый мне енот или бурундук или кто-нибудь ещё, пойдёт куда-нибудь гулять именно со мной или с твоей мамой. Ведь так?.. Я для него - совершенно ведь посторонний енот!.. Как и мама тоже. И твой друг будет даже, возможно, чувствовать себя неудобно в моей компании и неуютно. И будет хотеть поскорее отправиться к своей маме и к своему папе - ведь с ними он будет себя ощущать, наверное, так же, как ты ощущаешь себя со мной или с мамой. Так значит - что же?.. Ты не сможешь ему, другому какому-нибудь сердцу, передать всё, именно всё, что ты любишь в прогулках со мною и с мамой - ты сможешь ему передать только некоторое твоё чувство относительно всего, что произойдет, если он отправится погулять со своими родителями. Ты можешь лишь передать ему то, что ты понял - ты понял, что это прекрасно, когда близкие люди все вместе, рядышком, и когда у них у всех есть время - счастливое и спокойное - которое они могут провести друг с другом. Вот это хорошо. И ты можешь постараться помочь и другому это ощутить. Но что же?.. Как результат - ведь тот другой енот или кто-нибудь ещё, если он всё-таки почувствует то же самое - то он будет уже хоть чуточку тобой!.. Но уж точно не тобой в полном смысле - он будет радоваться своей собственной семье и прогулкам совсем в другие места - не в те вовсе, где мы бывали с тобою и с мамой. И не в то время…
Ведь так?..
- Угу... - кивнул маленький енотик.
- А вот, например, тот лесной букет, что мы с тобой принесли недавно домой из леса?.. Ведь он же был прекрасный!.. Но разве ты сможешь воссоздать такой же точно букет - из таких же точно травок и листочков как тогда - так чтобы он был, ну просто один в один похожий, и ни капельки не другой?.. И сможешь его показать другому еноту и сделать вокруг него такой же вечер и такое же чувство в воздухе - лесное прелесное как тогда?.. Конечно же нет... Ты можешь, если захочешь с другим поделиться - попробовать передать ему лишь только своё отношение к этому вечеру, и букету, и лесному свету через деревья, и мотылькам в воздухе - лишь только его. А тот, другой енот должен будет попробовать применить его совершенно к чему-то другому - своему, что будет, возможно, в его жизни, но может быть, чего никогда и не было в твоей... Ты понимаешь?.. И так же - с твоей лошадкой. Ведь ты же, если даже ты станешь большой и у тебя будет свой маленький сыночек енотик - ты же не сможешь заставить его любить свою, эту, любимую лошадку со спутанной гривой, ну вот больше всех-всех остальных?.. Нет... Скорее всего он будет любить другую какую-нибудь игрушку, с которой у него многое будет связано. И это будет прекрасное чувство!..Ты можешь помочь ему, научиться любить её - но не свою... И опять же - ты можешь лишь передать ему своё это ощущение. Да и опять же - в другой жизни могут быть совершенно другие события, и друзья, и родители, и вещи... И может так случиться, что в чьей-то другой жизни не будет ни одного того дня, или события, или предмета, что были в твоей. Представь!.. Совсем другая жизнь!.. Совсем-совсем!!! И ничего в ней похожего на твою. Но только ты этой жизни хотел бы сообщить, передать что-то прекрасное, что ты умеешь - чувствовать, любить, ощущать... Ну например, у другого енота ведь может не быть и совсем игрушек - он может быть, например, и совсем уже пожилой енот, который, конечно же, уже давно не играет в игрушки и вовсе. Но ты хочешь ему сообщить что-то прекрасное, что ты чувствуешь, когда видишь свою дорогую лошадку со спутанной гривой... И это прекрасные чувства!.. И их нужно сообщать!.. Ведь я, например, как учитель - нужен в этом мире для того, чтобы важные знания, которые многие до меня уже смогли накопить и передать мне - передать теперь и другим!.. Ведь эти знания важны! Каждому! Не важно - станет ли маленький барсук или енот или белка, в будущем, химиком или физиком или математиком... Или вообще, например, поэтом - мы всем им должны рассказать и показать как то что мы знаем о математике, так и то что мы знаем о физике, и что ещё знаем из химии и поэзии... Ведь это всё важно. И как бы жизнь не сложилась юного ученика - твоя задача как учителя - передать ему всё самое лучшее, что ты знаешь и можешь. И не важно - станет ли это основным в его жизни или нет... Но... Но так, понимаешь ли, как мне кажется - все мы, все-все ответственны друг за друга в этом мире, как и учитель ответственен за учеников. Ведь каждый из нас знает что-то своё, прекрасное... И каждый из нас должен, хотя бы, хотеть поделиться этим с другими - научить тех, кто ещё этого не знает. Не заставить делать так же, не принудить повторять - но только показать и рассказать, чтобы он знал. Тоже знал, как и ты. Ведь, как ты, например, поведешь своего маленького сыночка на симфонический концерт (конечно же, однажды), для того чтобы он услышал что же это такое - прекрасное - музыка. И однажды дашь ему прочитать стихи для того чтобы он узнал, что есть в жизни такое чудесное - как поэзия... И покажешь картины. И свозишь к реке. И поведешь в горы... Всё это - для того чтобы он узнал, что есть в жизни прекрасного, и чудного, и потрясающего, и что вообще в этом мире можно видеть и любить и чем можно жить. А потом уж - ему решать: жить ему в горах, или у реки, или в степи... Заниматься ему искусством или науками, скажем... или вообще - например строительством. Чем он решит. Но он должен знать всё прекрасное, что ты только можешь ему рассказать. Ведь если же ты знаешь что-то и не говоришь другому - так как же это называется?.. Жадность, милый мой... Это всё равно как знать, что где-то вот, есть горы и горы эти состоят целиком из вкусных ароматных булочек, которых на всех-всех-всех в мире хватит, и которых, даже, с каждым днём становится всё больше... и не захотеть совсем, узнав это - сообщить всем о том, что они есть. Сидеть и жевать одну за другой самому. В таком-то жевании и никакого удовольствия уже не будет... Хорошая душа откусит чуть-чуть и уже рвётся другим сообщить - других позвать!.. Даже если бы этих булочек было совсем и мало... Но их ведь так бесконечно много - хороших, добрых, славных, прекрасных - чувств, мыслей, ощущений!.. Ты понимаешь меня?..
- Ну... Да, вроде бы. - кивнул маленький енот.
- Ты понимаешь - что это то же, но только сложнее, чем в обычных моих школьных уроках?.. Ведь формулы и понятия, которые приняты в точных науках - они для всех одни. Сантиметр одинаков для всех и дециметр. Дроби - они тоже одинаковы для всех. Их можно определить точно - такие понятия. И точно передать... Точно им научить. Вот, что такое сложение и вычитание - я могу объяснить своим ученикам… Что такое умножение и деление - тоже... И все они смогут решить точно такие примеры, как те что я сам буду решать для себя. Достаточно записать: "два плюс два" - и вот уже - я решаю пример с помощью сложения, и все дети решают его точно так же - и тем же способом, который я им объяснил. А вот в жизни, в душевном мире... есть столько ситуаций - совершенно разных, совсем не похожих одна на другую - столько разных случаев и происшествий, столько разных примеров и задач, что и посчитать трудно!.. И я могу только стараться учить своих друзей в жизни какому-то, например, из способов их решения... А вот какие же примеры они этим способом попытаются решить - мне неведомо...
- Пап!.. А я же могу научить кого-то такому... такому, что я уже точно умею и... и могу этому точно научить, а?.. Ну вот, например... Как быть мной... как быть мной, что делает поделку из желудя!.. Я ведь могу научить делать поделку хорошо-оо!.. Ну... не ту, которая человечек - а цветок из желудя... Ты же знаешь что я их хорошо делаю!.. Давай я тогда буду тебя учить быть мной, которым ты точно будешь!.. - запрыгал и захлопал в ладоши маленький енот.
- Давай. - улыбнулся ему папа енот, - Я непрочь научиться делать цветы из желудей. Это прекрасное умение!.. Но только, вот понимаешь ли - в этом я, всё равно, не буду полностью тобой... Это не получится. Ведь я буду делать цветок из желудя и представлять тот цветок, что мне вспомнится в это время - ну, например ландыш. А ты - например колокольчик. И как же мы тут с тобой будем одинаковы, дорогой мой?.. Нет, нет... Так не бывает. Ты можешь быть мной, а я - быть тобой или кем-нибудь ещё, но только частично - только некоторой своею чертой какой-нибудь, качеством, или деталью. И знаешь, что я думаю?.. Мне так кажется, что, если уж я ответственен за своих учеников как учитель... Ну, как и ты ответственен, тоже, за тех - кому ты передашь что-нибудь от себя... Так я должен передавать им всё самое лучшее, что я только могу... Но, так как могу я очень немногое в этом мире, и умею совсем не все... Да и чувства - хорошие, добрые... наверняка не все, что только в мире возможны - существуют во мне... Так, пожалуй главное, чему я могу научить - чем я могу поделиться и в чём я могу помочь - так это то, чтобы научить каждого, кого только смогу - хотеть учиться самому. Везде. Всегда. Всегда искать и ловить новые знания и умения... Хорошие чувства и мысли и ощущения - всё-всё хорошее, что только есть в жизни, стараться перенять и отразить в самом себе. И в этом мы будем, уж и по максимуму, мой дорогой, похожи - я на другого и другой на меня. Ведь я буду учиться и он... Я буду перенимать, и он тоже... Я буду стараться узнать что-то новое и он. Мы будем разные - совершенно разные, но всё же похожие. Мы будем с тобою или с кем-то другим, кто тоже захочет стать похожим на меня - как двое енотов одной профессии... Два, например, токаря-енота - мы будем вытачивать и создавать совершенно разные игрушки и детальки, мебель и запчасти - но мы будем, оба, едины в том направлении, которое выбрали - точить дерево. И мы будем, оба, едины с тем, кто выберет путь - совершенствоваться и учиться каждый день, познавать и учить, перенимать и делиться... Мы будем едины одним общим путём - одним общим желанием и направлением. Одной верой, если оба решим слушать Бога и учиться максимально всему у Него. Мы будем совершенно разными. Но будем совершенно едины одним внутренним желанием - быть лучше. Мы будем идти по разным лестницам, но будем, оба, подниматься наверх - для того чтобы, наконец, однажды встретиться где-то там, наверху... И знаешь, что я тебе скажу?.. Любой состоит внутри из тысяч других - тысяч деталек, которые, может быть, принадлежат и ещё кому-нибудь в мире - твоя мне, моя тебе, и их неисчислимое колличество... И никогда не стоит упускать возможности взять какую-нибудь новую, хорошую, которую ты увидишь у кого-нибудь ещё, и дополнить ею свой внутренний мир - взять да и посадить в своём лесу новое прекрасное растение, чтобы он стал еще гуще, прекраснее и красивее... И если бы мы все, дорогой мой, смогли наконец выбросить из мира всё, что есть у нас есть внутри плохого и ненастоящего, а посадить всё прекрасное и чудесное, что мы только можем - то вот тогда была бы у нас прекрасная жизнь, в которой, я уверен - Бог нам бы помог вырастить и ещё новые, не существовавшие раньше растения!..
Свидетельство о публикации №224012601314