Читаем Евангелие с художниками. Храмы и часовни

Очерк 11. ХРАМЫ И ЧАСОВНИ БЛАГОРАЗУМНОГО РАЗБОЙНИКА

Предыдущий очерк:  http://proza.ru/2024/01/12/1640

Коллаж автора

Фото 1 – поклонный крест на месте строительства храма.

Фото 2 - проект храма Благоразумного разбойника Раха в Санкт-Петербурге. (фото из интернета в св. доступе)

Фото 3 – деревянный храм Благоразумного разбойника во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга на Бухарестской улице
(фото из интернета в св. доступе)

Фото 4 – часовня в Анишино Тульской области. (фото из интернета в св. доступе)

Фото 5 – Грузия. Храм Благоразумного разбойника на территории мужского монастыря Кинцвиси. (фото из интернета в св. доступе)
               

                Не думал больше писать о Благоразумном разбойнике. В интернете сообщали, что образ Благоразумного разбойника с XIX столетия утратил свою актуальность. Однако судя по строительству храмов и часовен, это не совсем так.

                Имя Дисмаса-Раха звучит на литургиях,  существует тропарь, молитва, величание* благоразумного разбойника. Сам он считается святым в православной церкви, и к нему обращаются в молитве:
«Святый благоразумный разбойниче Раше, распятый одесную Господа нашего Иисуса Христа и заградивый уста другому разбойнику, претя запретительнейше, Христа Сына Божия исповедуя, обещание получил еси от Спаса в раи пребывати, умоли Того и нас помянуть во Царствии Своем» и дальше по тексту.
                И хотя святой Рах не имеет собственного дня памяти в церковном календаре, его принято поминать в Великую пятницу (пятница переходящей Страстной недели).
                Дискуссии в церкви по его поводу продолжаются. В дебатах возникла некая формула трансформации:
                Сначала – «мерзкий дядька», грабитель и убийца. Затем – террорист, потом  уже помягче: мятежник – партизан и, наконец,  борец за правое дело! А в финале - Благоразумный разбойник Рах - христианский святой мученик. Так кто же он?
                Мне кажется, что  ещё  в 1901 году архиерей Амвросий Ключарёв «поставил точку» по поводу личности Благоразумного разбойника: «Прежде всего мы видимъ здесь величайшаго грешника, — разбойника, т. е. грабителя и душегубца. И этого грешника Господь помиловалъ, чтобы убедить насъ, что н;тъ греха, котораго не простилъ бы Богъ истинно кающемуся, и нетъ глубины зла, изъ которой не извлекъ бы Искупитель нашъ погибающаго человека». Просто и понятно.

                А ныне Настоятель храма Георгия Победоносца в Нахабино священник Павел Островский на вопрос, что, мол, Дисмас-Рах хоть и считается мучеником, но мучился-то он не за святое дело, а за разбой, и можно ли молиться ему, как святому, ответил:
                «Я думаю, что ключевое здесь – «благоразумный». А кем он там был… ну, лично мне… будь он там царём… или был бы он праматерью Евой – главное, что он был благоразумный.
- Апостол Павел прямо говорит, что все – неправедные, все согрешили до единого, и все нуждаются во спасении, и спасение для всех является даром, и никто не может наследовать Царство Божие по заслугам – вообще никак. И разбойник на кресте явил благоразумие».

                Оставим богословские споры. Образ Благоразумного разбойника в Евангелии – образ раскаяния, образ веры в Бога, надежды на Его всепрощающую милость. Поэтому он и занял своё место в религиозном сознании.
                Есть и ещё одно немаловажное обстоятельство почитания Благоразумного разбойника: это заключённые. Конечно, далеко не все из них верующие, но многие считают Благоразумного разбойника своим святым. А количество заключённых меня поразило: в России в местах лишения свободы находится около 650 тысяч человек, по этому показателю наша страна занимает второе место в мире после США и в прямом исчислении, и на сто тысяч граждан.

                Поэтому современные верующие в определённых обстоятельствах обращаются в своих молитвах к благоразумному разбойнику, порой даже не зная его имени, вот поэтому и строятся храмы и часовни.

                В Санкт-Петербурге (муниципальный округ Гагаринское), на пересечении Витебского и Дунайского проспектов решили построить первый на территории России большой храм во имя Благоразумного разбойника Раха (https://hramrahu.ru/). Он посвящён памяти погибшим «штрафникам» в Великой Отечественной войне. Строительство поддержали местные, городские исполнительные и законодательные власти Санкт-Петербурга. На месте строительства установили поклонный крест (фото 1 на коллаже).
                Возведение храма в 2017 году было получено благословением митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия. https://hramrahu.ru/o-hrame/)
                Максимальная высота храма — 25 м. Максимальная общая площадь храма — 600 кв.м. Его архитектура удивляет, особенно нетипичное для византийской и русской  традиции конусное основание купола. В его стенах будет размещаться и Духовно-Просветительский Центр штрафных воинских частей со своей экспозицией. Фото  2 на коллаже.
                А весной 2021г. во Фрунзенском районе на углу Бухарестской улицы и Козловского переулка в Санкт-Петербурге предпринимателем Иваном Гегечкори построен ещё один небольшой деревянный храм Благоразумного разбойника, который освятили в апреле 2022г. (по материалам сайта СПб Митрополии: http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?id=190410
Фото 3 на коллаже.

                В Венёвском районе Тульской области есть деревня Анишино с 552-мя жителями. Там неизвестный (!) «сиделый» ветеран криминального фронта» мужик, которого все знают в лицо, но никто не называет его имени и фамилии, на свои деньги построил часовню  Благоразумного разбойника (фото 2 на коллаже) (https://ru.wikipedia.org/wiki/). Она имеет весьма загадочное происхождение. Как выделялась земля под застройку, с кем согласовывали и т.д. – неизвестно.
                Здание часовни построили в 2006 году. Ни одна конфессия её не освящала. Многое объясняет надпись на камне у входа: «Если вдруг среди вас найдётся настоящий разбойник, помолись и о нас». (фото 4 на коллаже). Располагается часовня у самой трассы. Внутри звучит негромкая музыка. Вся территория и храм ухожены, содержатся в чистоте. Часовня посвящена не только во славу Господа, но и в честь благоразумного разбойника Дисмаса, который был распят по правую руку от Христа и покаялся перед смертью. Говорят, сидельцу-строителю во время болезни было видение, что должен он построить 3 часовни из дерева. Вот, получается, что построил. Одну в Новом Афоне, вторую в Новомосковске и третью в Анишино, но поиск в интернете двух первых часовен ничего не дал.
                День памяти святого Дисмаса отмечается 25 марта, и считается он покровителем заключённых. Благоразумному разбойнику посвящены многие тюремные капеллы.
                В Донецкой области в январе 2004г. на территории Селидовской колонии строгого режима тоже построили храм Благоразумного разбойника. Храм возводился Украинской православной церковью при участии служителей Свято-Никольского монастыря.
                И Грузия не осталась в стороне.  В её центральной части в крае Верхняя Карталиния расположен храм Благоразумного разбойника. Построили его уже  в XXI веке недалеко от мужского монастыря Кинцвиси. Это крестово-купольный храм в очень живописном месте (фото 5 на коллаже).  К церкви среди гор ведёт грунтовая дорога.

                И, наконец, добрался я до родины Благоразумного разбойника… В одиннадцати километрах от Святого Града Иерусалим лежит к северу от шоссе деревня Абу-Гош, а к югу от неё у шоссейной дороги на 28 километре к западу от Иерусалима находится город Эммаус** или по старой византийской традиции Латрун, который по преданию считается родиной Благоразумного разбойника. Само предание я не нашёл.
                В XIX в. это место было разбойничьим гнездом одного из бедуинских шейхов, достаточно сильного, чтобы нагонять страх на путешественников, но не для того, чтобы быть опасным турецким властям. Возможно, это послужило созданию легенды. В 1927 году на этом месте был основан монастырь траппистов. Трапписты – это католический монашеский орден, возникший в XVII в. по инициативе монахов из монастыря Ла-Трапп во Франции. Он построен на месте крепости, построенной крестоносцами в ХII в, а в XV в. произошло новое переосмысление: арабский Латрун был осмыслен как латинское Каструм Бони Латронис (крепость Благоразумного разбойника!).
                Почему, кто и на каком основании решил, что это место рождения Дисмаса, мне осталось непонятным, но на территории монастыря есть и часовня Благоразумного разбойника.
 
Примечания

*Тропарь - (греч.) в православной церкви - одно из кратких молитвенных песнопений, в котором раскрывается сущность праздника.  Тропарь по Благоразумному разбойнику:
«Помяни мя, Господи, егда приидеши во
Царствии Твоем, со креста возгласил еси.
Ныне же будеши со Мною в раи, от Господа услышал еси.
Поминай и нас, Благоразумный Разбойниче Рахе,
на твои молитвы уповающих, грехами изъязвленных и в след тебе вопиющих ко Христу Богу нашему, Помяни нас, Господи, во Царствии Твоем» и дальше по тексту.

*Величание это краткое песнопение, прославляющее Иисуса Христа, Богородицу или какого-либо святого. Величание Благоразумного разюойника начинается со слов:
«Ублажаем тя, святый Благоразумный разбойниче Раше, и чтим святое покаяние твое, ты бо молиши за нас Христа Бога нашнашего» и дальше по тексту.


**...Исторически «Эммаус» – считают античным Никополисом. Археологические и историко-филологические данные сходятся в том, что, скорее всего, именно он является подлинным. Само греческое название «Эммаус» происходит от еврейского Хаммат (горячий источник). Действительно, в городе существовали римские термы на теплых источниках, разрушенные позже землетрясением.
                В Евангелии от Луки (Лк 24: 13-35)  город Эммаус упоминается в связи с появлением Иисуса после своей смерти и воскресения перед двумя своими учениками, когда они шли по дороге в город, а ранние библеисты Ориген в III в,  Евсевий и Иероним в IV в. видели евангельский Эммаус в Никополисе. Вся эта путаница основана на указании Лукой расстояния, которое варьируется по разному в разных рукописях.  Город упоминается не только в Новом Завете, но и в Ветхом Завете ещё в 161г. до Р.Х. Но никто из названных отцов церкви не упоминал Эммаус местом рождения Благоразумного разбойника.

Продолжение: http://proza.ru/2024/02/01/676
Автор благодарен В Теняеву за советы и правку текста.


Рецензии
И кто-то говорит, что он человек неверующий?:)

Да вы, Вадим, приносите столько пользы своими очерками! По себе сужу: они не просто интересны - после них думается, вспоминается, рассуждается...
Далеко не каждый способен терпеливо, добросовестно и неравнодушно докапываться до таких подробностей, как делаете это вы.

Я знаю, что значит погружение в тему - когда далеко не самым важным является, напишется текст или нет. Мы делаем это ради себя самого. Значит, что-то (или Кто-то?) ведет нас в эти темы, заставляя продираться сквозь дебри материала - будь то молитва Благоразумного Разбойника, фотографии Храмов, легенды инуитов, описания жизни народа Наскапи (этим я увлечена сейчас) и многое-многое другое.

Спасибо вам, Вадим!

(И извините за многословие:)

Евгения Серенко   08.02.2024 00:37     Заявить о нарушении
Евгения, извините, прочитал поздно вечером и решил наутро написать Вам и упустил за работой. Извините еще раз, я всегда очень ценю Ваше вимание и мысли, которые Вы высказываете... Вы пишите точно, что со мной просходит. Именно погружение. Я даже ночью "разговариваю" то с Вараввой, то с Ним! Помните в 12 стульях у Ишьфа и Петрова как персонаж хотел увидеть во сне выход государя императора из кремлевского собора, а я вижу свое... Жена надо мной подсмеивается. Сейчас пишу последний очерк и будет еще постскриптум.
Что касается веры... то чем более я погружаюсь, тем более убеждаюсь в своих убеждениях.
Я всегда жду Вашего отзыва и скажу, что в основном пишу, имея в виду, что и как вы напишите в ответ. Изви рите еще раз. Впредь буду сразу писать ответ, всегда Ваш

Вадим Гарин   10.02.2024 15:48   Заявить о нарушении
Всё в порядке, Вадим.
Замечательная у вас работа получается!

Евгения Серенко   10.02.2024 22:23   Заявить о нарушении
Завтра закончу предпоследний очерк. Практически закончил. Теперь считка и редактирование.

Вадим Гарин   10.02.2024 22:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.