Глава 525. Рахманинов. Первый концерт

Сергей Васильевич Рахманинов
Концерт для фортепиано с оркестром №1 фа-диез минор
Берлинский филармонический оркестр
Антонио Паппано (дирижер)
Лейф Ове Андснес (фортепиано)

Aelina: Какое счастье!
Открыла наконец-то для себя и первый фортепианный концерт Рахманинова.

musikus: Это замечательно. Рад за Вас, Элиночка. Меня каждый раз потрясает эта музыка. Ведь семнадцатилетний юноша написал! Андснес, как всегда, честолюбиво «включен» и хорош, хотя ничего особенного не делает. А вот оркестр мне понравился. Чуткий.

Intermezzo: Насколько я знаю, почти все играют позднюю редакцию, которая сделана, кажется, уже в эмиграции.

musikus: Да. Но это ничего не меняет. Я слышал раннюю редакцию. Слушать непривычно, когда музыка, порой, вдруг «заезжает не туда, куда память привыкла въезжать». Но основа и вся поэтика — те же, тот же рахманиновский дух.

Aelina: Спасибо, Юрий Константинович. Послушаю и других русских композиторов.

musikus: Обязательно послушайте. Русская музыка — эндогенна.
…Прозвучала медленная — такая простая! — фраза из Первого концерта Рахманинова и — перевернула душу…
Есть громадная разница между русской музыкой ряда Чайковского, Рахманинова, Скрябина (а потом и — Мясковского, Шостаковича, Губайдулиной) и, скажем, французской музыкой любой эпохи. Даже самые тонкие вещи, ярко окрашенные личностью создателя, у галлов всегда — живописное, слишком живописное отражение в н е ш н е г о, их эмоции и смыслы — экзогенны.
Русская музыка, в корневых ее свойствах — совсем иная. Она эндогенна, она — и с п о в е д а л ь н а, и семнадцатилетний Сережа Рахманинов предстает — по крайней мере человеку со славянской ментальностью — личностью более глубокой, чем Дебюсси или Мессиан. В этом смысле нам парадоксально ближе «сумрачный германский гений», ибо Бах, Бетховен (особенно поздний), все романтики, Брукнер, Малер склонны созерцать глубины своей души, а не цвет заката. Впрочем, культовая музыка даже у немцев излишне театральна, и в смысле искренности чувства определенно уступает более «скупой» музыке православной службы. Наше скромно выраженное слово исходит из души и обращено прямо к Всевышнему.


Рецензии