У истоков балетной памяти
Когда жизнь уже клонится к своему закату, невольно вспоминается то ценное и не состоявшееся профессионально, к чему я стремилась с детства. Это классический балет. Он в итоге ушел в параллельную жизнь души, которая всплывает до сегодняшнего дня, проявляясь периодически в реальности. Когда я вижу танцующую балерину, то невольно идентифицируюсь с ней.
Внутренняя тяга к балету началась рано. Чтобы не запутаться в моей балетной памяти, начну по порядку, с самого раннего детства. Дома я разглядывала открытки с картинами балерин в длинных воздушных пачках, и это разглядывание притягивало меня к ним. Было мне еще только четыре года .
Потом появились игрушечные маленькие пластмассовые фигурки стройных девочек-балерин, и, благодаря родственнице тете Соне, мы наряжали их в самодельные бумажные пачки. Было дома немного яркой красной целлофановой бумаги, наверное, от фантиков конфет. Из нее мы сотворяли пачку для одной из балерин. «Это будет Уланова» - говорила тетя Соня. Остальных балерин мы наряжали в светлые, белые пачки. Кто такая Уланова, я впервые тоже узнала от тети Сони. Потом мы сотворяли пачку для Майи Плисецкой, тоже особо выделяющуюся по форме и цвету среди других, более простых пачек.
Вскоре я попала в группу художественной гимнастики при Доме ученых. У меня были хорошие физические данные ( гибкость, худоба, правильные линии) и я быстро освоила пластику движений, в которой попросту и жила. Оказалась вскоре примой, мне было легко, в движениях под музыку протекала актуализация того моего детского Я. Помню, что я растворялась в гимнастике и сложных позах, чувствовала себя в своей стихии как рыба в воде. Участвовала в показательных выступлениях на большой сцене Дома ученых. Никакого страха, никакой зажатости, окаменелости, которые появились уже начиная с 7 лет в общеобразовательной школе. Все же два греха за мной водилось. Один мой, другой мамин. Я без конца путала левую и правую ногу. Давалась команда поднять левую ногу, а я поднимала правую, и наоборот. Видимо, к пяти годам это понятие для меня еще не сформировалось. Но за легкость движения и образцовое исполнение упражнений мне это прощали. Была при Доме Ученых замечательная преподавательница художественной гимнастики - Людмила Николаевна Алексеева, а при ней - блистательный аккомпаниатор, Андрей Владимирович Родионов, сын академика Родионова, известного химика. Андрей Владимирович видел меня в движениях, наблюдал за мной в танцах, и во время игры на рояле вслух поощрял меня : « Хорошо, Лена, молодец …». Как-то, когда уже годы прошли и я была школьницей, Андрей Владимирович позвонил мне домой и спросил, не хочу ли я вернуться на художественную гимнастику. Я смутилась, сказав что теперь занимаюсь музыкой и… и .. что-то еще сказала. А еще позднее он спрашивал обо мне мою однокурсницу по университету, сказал, что я была талантливой, и просил привести меня обратно на художественную гимнастику, просто так, в тот же наш зал. Я была и польщена, и удивлена. Ведь прошло больше 10 лет, а он все вспоминал обо мне. И еще пару слов о втором, уже мамином грехе. Мама говорила, что воскресенье у нее уходит на мою художественную гимнастику, на посещение моих занятий. Она не была этим довольна. И мы опаздывали на занятия, которые проходили в арендуемом помещении средней школы, и которая до сих пор стоит за Центральным московским рынком, вблизи цирка, на горе. Мое с мамой опоздание выглядело следующим образом. На троллейбусе «Б» по кольцу мы доезжали до Лихова переулка и опоздавшие бежали к школе. В вестибюле сидела худая и скромная уборщица, которая сообщала нам : «Все пришли». Имелось ввиду, что мы были последними, опоздавшими. У меня было прозвище «Фантальчик», его дала Людмила Николаевна, и оно закрепилось за мной. Когда с виноватыми лицами, в опоздании, мы заходили в актовый зал, Людмила Николаевна не без иронии приветствовала меня : « Вот и Фантальчик пришел». К моим опозданиям уже привыкли, меня не ругали, понимая, что дело здесь не во мне, а в моей маме. Я прозанималась художественной гимнастикой ровно пять лет, с пяти до десяти. Позднее как-то, во время моей болезни, мама передала мне, что Людмила Николаевна обронила фразу, касающуюся меня : «Самое светлое..». Я знала, что меня любили и хвалили на художественной гимнастике, да и я сама больше всего любила эти мгновения пластичных движений, в которых жила, любила и всех, кто был тогда рядом.
К концу этой пятилетки Людмила Николаевна умерла от рака, что от меня долго скрывали. Но страсть к двигательному самовыражению у меня не пропала, хотя моя детская жизнь изменилась. Воспоминанию о художественной гимнастике посвящено мое стихотворение « В Доме ученых», в котором я с теплом вспоминаю моего дедушку, Леонида Ильича Фанталова, профессора и члена Дома ученых, Людмилу Николаевну и Андрея Владимировича. Оно заканчивается строфой:
«Сейчас я вспоминаю все как сон,
И даже львов, сидящих на ограде,
Но, может быть, заслуженным был он, —
Жизнь перекрыла путь к такой награде».
Теперь об истоках моего балетного чувства. В нашей 8-ой немецкой спецшколе , где я проучилась до 4-го класса, были занятия по ритмике. Вела их хореограф Ольга Семеновна Манякина и аккопаниатор Елена Германовна . Я любила ритмику, любила танцы. Ольга Семеновна поставила даже первую часть балета «Щелкунчик» к Новому Году. Все мы были в белых пачках, самодельно сшитых родителями. Девочки исполняли танец снежинок, мальчики- марш деревянных солдатиков. Было это торжественно, сказочно, красиво. Балетную музыку Чайковского я познала именно в эти дни новогодних школьных спектаклей. Шло время. Ольга Семеновна выделила меня с моими балетными данными (шаг, растяжка, прыжок, подъем), позвала маму и сказала, что мне обязательно надо поступать в хореографическое училище, что она сама меня может отвести туда, что с моими балетными данными я буду принята. Но вот с этого момента и началось то, чего я никак не ожидала. Теперь я уже считаю, что все в жизни предопределено свыше, но тогда я так не думала. Во-первых , мама не очень стремилась отдавать меня в балет, во-вторых, случилось еще более непредсказуемое и непредвиденное событие, оставившее рубец в моей душе. Моей маме был звонок от другой мамы, которая сообщила, что у меня искривление позвоночника, что, якобы, это врач определил на школьном медицинском осмотре. Ольга Семеновна в это не верила , глядя на меня и зная меня. А искривление было не у меня, а у дочки этой позвонившей мамы, которая была отличницей в начальных классах и очень ухоженной девочкой. Зачем и для чего это было сделано, я до сих пор не знаю. Темным-темно это и осталось. Моя мама была тревожной, воспитывала меня одна, с отцом моим они развелись, и по знакомству она устроила меня в интернат, где лечили детей со сколиозом. С ними занимались специальной лечебной лежачей гимнастикой. Как все это могло случиться, не знаю, но, так или иначе, диагноз этот был снят с меня главным врачом интерната еще осенью. « У нее нет сколиоза»- помню его слова, обращенные к маме. На всякий случай, на год меня в лечебном интернате все же оставили. Я была вырвана из привычной домашней среды, рыдала, когда приходила домой на воскресенье, рыдала и ночью в интернате, подушка была промокшая, с зелеными пятнами от проступившей на наволочку краски сатина. О балете я по-прежнему вспоминала и продолжала думать о нем. И даже воспитательница наша, преподаватель физкультуры с высшим образованием, Лидия Федоровна, удивлялась: « Стройняшечка, как ты попала в интернат?» Мы тепло общаемся с ней до сих пор и вспоминаем то время. Я бываю у нее в гостях, дарю подарки, книги стихов. Она меня научила плавать в бассейне, и это, пожалуй, была самая большая удача моего пребывания в интернате. Но для профессиональной балетной карьеры время было упущено. И все же, своими малыми детскими силами я сумела вернуться к балету, влечение к нему не ушло из моей души. А случилось это так.
Когда меня забрали из интерната, мне с подругой довелось побывать в Большом театре на балете «Конек-горбунок». Я снова прикоснулась к той стихии движений и пластического выражения, которая продолжала жить во мне. Помню балерину Аллу Щербинину в главной роли Царь-девицы, в яркой желтой пачке, помню и молодого тогда танцовщика Бориса Акимова в роли Ивана, в ярко малиновой нарядной рубахе, помню сцену весны, красоту молодой, распускающейся зелени в декорациях и русскую свадьбу Царь-девицы и Ивана. Знаменитая сказка Ершова «Конек-Горбунок» под музыку Родиона Щедрина оживала в моей памяти. О том, что мне не удастся уже по возрасту поступить в балетное училище, я не думала и думать не хотела. Я снова представила себя в балете, ощущала желание учиться ему и стать балериной. Время ортопедического интерната закончилось, я училась уже в другой школе, в простой, вблизи дома. По-прежнему напоминала маме о своем прежнем желании стать балериной. Вероятно, мама поняла свою ошибку прошлого и пошла к Ольге Семеновне, рассказав ей все и вся. Ольга Семеновна велела мне прийти к ней, посмотрела снова мои балетные данные, которые не исчезли, и написала записку Наталье Владимировне Спасовской ( она ее называла просто Наташей), в прошлом солистке Большого театра, а теперь руководительнице студии в Народном театре балета при Дворце культуры завода «Серп и молот». В записке она просила посмотреть меня на предмет моих балетных данных для дальнейшей учебы в студии. И так мы встретились с Натальей Владимировной и ее коллегами из Большого театра, в тот момент уже преподавателями балетной студии. Сначала меня просто посмотрели у станка еще при маме, отметив мои «феноменальные данные»- шаг прежде всего (вытянутую ногу легко подводили к виску, отметили способность свободно поднимать ее на определенную высоту в сторону, вперед и назад при выворотном положении опорной и работающей ноги), потом прыжок, подьем стопы, гибкость. Потом я свободно прошла общую комиссию поступления в студию и была принята в нее. Преподаватели не верили, что я нигде ранее не занималась балетом. «Откуда такой шаг?». А шаг был природный еще со времен художественной гимнастики и ритмики. И к этому все привыкли.
Я начала три дня в неделю посещать студию. Школьные уроки часто делала поздно, даже ночью, но при этом успевала зачитываться Достоевским, который мне нравился с самого начала и которого я по-особому чувствовала, попадая в тревожащий меня мир сокрытой русской души. В студии я проучилась четыре года, стояла у средней палки станка, танцевала уже на пуантах. Участвовала в балете «Муха –Цокотуха» на музыку Салиман-Владимирова в роли комара . Замечу, что балетная стезя не всегда мне давалась легко. Это была уже не художественная гимнастика, где царил сплошной полет, легкость движений, их спонтанность, открытость души, свобода. В балете требовалась строгая выправка с оттачиванием мелких движений и более крупных движений по указке преподавателя. Не всегда мне удавалась нужная комбинация. Вращения тоже иногда давались нелегко, координация движений иногда нарушалась. И все же… я проходила годовые экзамены и переходила из класса в класс нашей балетной студии. Хочется вспомнить своих преподавателей, которые меня учили в разных классах. Это строгая Евгения Михайловна Ситникова, которую я побаивалась, поскольку она покрикивала на меня, колола меня в мышцу своим длинным ногтем, отчего я еще больше срывалась, но все же многому от нее научилась. Азы балетного искусства я постигла именно у Евгении Михайловны. В прошлом она была балериной театра Станиславского и Немировича Данченко. Затем я два года подряд училась у Маргариты Сергеевны Близнаковой (Задориной), которую любила больше всего. До сих пор помню ее красивое, точеное лицо, ее изящные одежды, ее балетную фигуру и выразительный показ балетных па, движений, комбинаций. Меня она привечала, говоря : « У тебя ноги как масло, с ними можно делать все». Страдали у меня координация и устойчивость, но Маргарита Сергеевна старалась это выправить, и ей это удавалось. На четвертый год нас перевели в класс Наталии Васильевны Чидсон, в прошлом солистки балета Большого театра. Движения становились более сложными. Мелкие комбинации мне давались сложнее, чем прыжки и большой батман, но все же я удерживалась в первых рядах у станка и на середине балетного класса.
Шло время, я закончила среднюю школу и поступила в МГУ на факультет психологии. Время теперь уходило на учебу, лекции, семинары и читальный зал. Длинные конспекты учебной психологической литературы, сложная проработка материала. Пришлось оставить студию. Я зажала волю в кулак и, скрепя сердце, исчезла из Народного театра балета, который тянул меня по-прежнему к себе. Было какое-то чувство вины и внутреннего сожаления, что я не выдержала последних испытаний, хотя понимала, что профессиональная балетная карьера нам, девочкам Народного театра, уже не светит. Многие постепенно покидали студию, чтобы найти себе основную профессию. Все же как-то я не выдержала своего внутреннего состояния покидания балета и через полгода пришла как зрительница в наш балетный класс. Боялась, переживала, но пришла. Девочки уже делали сложные па. Особенно мне запомнились их быстрые вращения по диагонали, пируэты. Наталья Васильевна, увидев меня, раскрыла глаза: « Ты куда делась? Где ты была? Куда исчезла?». Я объяснила, что учусь теперь в московском университете и не успеваю посещать нашу студию. Она понимающе кивнула головой, добавив: «А, ну да, тебе сложно совмещать». Это была наша последняя встреча с ней и с моими балетными подругами. Потом они мне как-то звонили домой, просили еще раз прийти, но так все и оборвалось в нашей общей балетной жизни.
И все же, все же балет продолжал жить во мне. Какие-то упражнения я делала дома, какие-то изучала по телевизору. Посещала балетные спектакли в Большом Театре, в Кремлевском Дворце съездов, в музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко, и даже в Питере удалось сходить на «Бахчисарайский фонтан» в Мариинском театре в период, когда я жила в гостинице по время рабочей стажировки по психологии. Наш знаменитый русский балет гнездился в моей пораненной душе, и я невольно ощущала свою внутреннюю причастность к нему. Эта причастность давала о себе знать и дальше.
Однажды на прогулке со знакомым художником мы посетили Спасо-Андроников монастырь. Он был самым древним в Москве, в нем писал иконы знаменитый Андрей Рублев, который, по преданию, был похоронен в этом монастыре. Века пролетели, а мы будто бы возвращаемся в те далекие времена Святой Руси. Говорят , что в жизни не бывает ничего случайного. Наверное, это так. Ведь монастырь стоял буквально в сотне метров от моей студии, от Народного театра балета. Еще ученицами мы приходили в музей Андрея Рублева в монастыре, невольно уходя в иной, глубочайший духовный мир созданных им образов, застывали перед его иконами. И вот мы теперь идем вместе с художником по направлению к моей студии, выйдя из монастыря. Сколько лет прошло, когда я последний раз посетила студию, уже не помню. Наверное, около двадцати лет . Университет я давно окончила и работала клиническим психологом в институте. Студия теперь была огорожена забором. Какая-то вахта появилась, а раньше только старушка сидела на входе у двери - это была условная охрана. Но меня по-прежнему тянет назад в прошлое, в мой народный театр балета, где я училась, где танцевала. Зачем я иду? Не знаю, но иду. Бесполезно объяснять свое поведение, когда оно уже срабатывает на уровне прежнего инстинкта. Внутри студии — все так же как и было. Я поднимаюсь в класс в конце коридора. Это мой балетный класс, мой !!! . Там идут занятия. Я приоткрываю дверь. Из класса выходит молодой человек-преподаватель. Мы поздоровались . Его звали Игорь. А жена, его, Марина, была в театре еще при мне, я оставила ей временно свои пуанты, так и не потребовав их назад. Теперь Марина и Игорь руководят частной хореографической студией. Теперь частной, не народной. Прошло время Союза, начались крутые 90-ые. Я рассказала Игорю, что здесь долго училась. А теперь хочу свою дочку отвести учиться балету. Это была моя спонтанная фантазия. Никакой дочки у меня не было, но цель прихода надо было как-то объяснить. « Сколько лет Вашей дочке?» - спросил Игорь. Я совсем растерялась, но мой спутник-художник мне помог: «Пять лет» - вставил он. «Еще рано к нам, попозже . Она у Вас еще маленькая. А у кого Вы учились?» — « Я была при Спасовской. Она руководила Театром. Я училась в этом классе у Маргариты Сергеевны» — « Спасовская давно умерла, а Маргарита Сергеевна здесь уже не работает». Мы вежливо распрощались, но на душе стало как-то грустно и ностальгично. Позднее что-то находило на меня, и я снова шла в Спасо-Андроников монастырь, стояла на службе в храме Спаса Нерукотворного. За территорией монастыря, совсем рядом со студией, построили новую часовню в память Димитрия Донского. По преданию, за территорией монастыря были похоронены воины, принимавшие участие в Куликовской битве. Мне хотелось войти в часовню, но она каждый раз была закрыта. Однажды на территории монастыря я зашла в служебное помещение, чтобы узнать, когда откроют часовню. Это была трапезная для служащих. Их в тот момент было всего двое. Они поминали недавно умершую сотрудницу. Меня неожиданно пригласили к столу и налили мне чаю, предложили пряники. Я сказала, что подожду за дверью, но меня уже усадили к чаепитию. С алтарником Сергеем мы договорились, когда мне прийти, чтобы попасть в часовню. Сергей назвал мне время и день, и мы снова встретились. Он открыл часовню, а я отдала ему свечу из Иерусалима, тоненькую, белую. Я молилась стоя на коленях, а Сергей, тем временем, поставил иерусалимскую свечу в алтарь. Я благодарила за все и за вся. Вне всякой логики в моей голове перемешались исторические события Куликовской битвы, память о которых имманентно живет внутри нас, с русским балетом, с близостью к балетной студии, к которой я имела непосредственное отношение и которая по-прежнему стояла рядом. Как же все таинственно и иррационально связано в загадочной русской душе, в том числе, и в моей! Мне явно становилось легче от близости прикосновения к нашей древней истории, от молитвы в открытой для меня часовне и даже от простой территориальной близости двух, казалось бы, далеких по духу строений — часовни Дмитрия Донского и балетной студии.
Как протянулась дальше моя внутренняя причастность к балету, мысли о котором меня не оставляли? Моей любимой балериной с детства была Екатерина Максимова. Катя. Я приближала к себе все, что связано с ней. И спектакли, и книги, и встречи. Это книга Альберта Кана « Дни с Улановой » , где много фотографий юной Кати, с которой Уланова репетирует «Жизель» к ее дебюту, это «Мгновения» Касьяна Голейзовского , это знаменитая книга и самой Екатерины Максимовой «Мадам Нет». «Поющие ноги Максимовой» - такое выражение закрепилось о танцующей Кате. Сейчас Максимовой уже нет, а ее творчество продолжает жить. Как это ни странно, но дальнейшие мои балетные встречи происходили уже на кладбищах. Остановлюсь на них подробнее., хотя все они были случайными.
На Введенском кладбище в Лефортове, где похоронены мои родственники, хоронили Раису Стручкову, известную балерину Большого театра. Она некоторое время занималась с Максимовой и Васильевым, репетировала с ними. И Максимова была ей очень благодарна за восстановление на сцене после травмы позвоночника. Я подошла к Максимовой, увидев ее среди группы людей у могилы Елизаветы Павловны Гердт, у которой она училась в начальных классах хореографического училища. Максимова была все той же стройной, подтянутой, скромной, с длинными волосами, закрепленными шпилькой в хвост, со своей привычной челкой, с маленькой сумочкой через плечо. Я сделала вдох и спросила у нее: «Скажите пожалуйста, где хоронят Стручкову?» И она спокойно ответила мне, указывая протянутой рукой на место захоронения: «Вон там, где толпа». И я была рада тому, что вживую встретилась с Максимовой, что говорила с ней. Пусть на похоронах, но говорила. Пройдет еще какое-то время, когда я появлюсь в день рождения Максимовой, 1 февраля, уже на Новодевичьем кладбище. Там тоже были похоронены мои родственники, а могила Максимовой была у самого входа на старую территорию кладбища, у арки, где в одном ряду были похоронены наши знаменитые артисты. Среди них Максимова, Никулин, Уланова. Я не думала увидеть знакомых, несла букет оранжево-розовых гвоздик для Максимовой и вдруг вижу Васильева и с ним еще двух его знакомых, мужа и жену, тоже балетных. Остановившись, я осмелела и спрашиваю Васильева: « Владимир Викторович, а когда поставят памятник Максимовой? Она – моя любимая балерина». И он спокойно, просто и почти по- дружески ответил: « А памятник уже есть. Он готов. Только когда я лягу сюда, его поставят». Я все поняла. Скульптурный памятник уже был сделан для наших двух великих артистов балета - Максимовой и Васильева, в своих судьбах связанных творчеством и личной жизнью. Сейчас уже не помню, что я сказала Васильеву в ответ на его реплику о будущем памятнике. Опять случайность встречи. Опять ее неожиданность. Рядом со мной в могиле лежала легендарная балерина Катя Максимова, моя любимая, а около нее стоял ее муж, живой и тоже легендарный танцовщик, Владимир Васильев. Гвоздики я передала женщине, которая вместе со своим мужем помогала убирать могилу. Все так внезапно случилось, что я даже не могла это осознать, не могла думать, не могла говорить…
Кладбищенская и одновременно балетная тема этим не закончилась. Я продолжала тянуться ко всему, что связано с балетом в его настоящем и прошедшем времени. И хотя периодически это доставляло мне боль, я продолжала это делать. И вот как шло это продолжение.
Мой родственник, Юрий Сергеевич Фанталов ( в прошлом сольный танцовщик, ушедший однако из балета в дипломатическую службу), был мужем известной балерины Миры Рединой, заслуженной артистки, танцующей в музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко. Мира была знаменита еще и тем, что исполняла главную роль в послевоенном художественном фильме «Солистка балета». Мы вместе с ней смотрели запись этого фильма и обсуждали его. Фильм снимался в Ленинграде, и Мира живо рассказывала о том, как это было. Она всегда оживлялась, когда вспоминала это время. А я была ее заинтересованной слушательницей. Когда она закончила танцевать, то стала преподавать хореографию для фигуристов. Мира охотно рассказывала мне о театре, о балете, о знакомых артистах, признавала, что и я была «балетной». и сожалела, что мама моя в свое время притормозила мой балетный путь. « Я очень переживаю, что так вышло» - поведала я Мире в нашем общении. «Я знаю, что ты переживаешь» - отвечала она мне. Мирой с одним «р» ее назвал отец, Евгений Иванович Редин. Он был сыном своего времени, когда были модны такие имена как Рэм ( революция-электрификация-мир), Фридрих (в честь Фридриха Энгельса) , Электрина и другие имена аналогичного содержания. Она просила меня, чтобы на Введенское (Лефортовское , немецкое) кладбище к нашим родственникам мы ходили вместе. Так и сложилось. Там мы посещали также могилы Раисы Стручковой и Александра Лапаури, с которыми Мира училась в одном балетном классе, с которыми дружила, а также могилу Елизаветы Павловны Гердт, ее знаменитого педагога, могилу балетмейстера Владимира Павловича Бурмейстера, под руководством которого ставились спектакли, в которых Мира исполняла главные роли. Мира тепло отзывалась о Бурмейстере и очень высоко оценивала его творчество. И вообще о знакомых артистах она рассказывала всегда позитивно, интересно, живо. Именно благодаря Мире я узнала многое о жизни в балете, к которому я всегда тянулась и продолжаю тянуться по сей день, как это ни странно. Какую-то разорванность в связи с отсутствием желательной для меня профессии я ощущаю до сих пор. И это отсутствие балета в моей сегодняшней жизни вылилось в стихи, посвященные ему. Это «Ностальгия», «Фуэте», «В позе лука» , «О балете», « Седьмой вальс», «День рождения балерины», « А жизнь держалась за природу», «Лебедь на льду» и другие стихи. Балетная музыка по-прежнему вдохновляет меня, как будто я вновь стою у станка. Это вальсы Шопена и Грибоедова, это музыкальные фрагменты из «Шербурских зонтиков» Мишеля Леграна, и многое другое.
Закончу этот балетный рассказ своим стихотворением «Ностальгия» :
Мне хотелось жить в просторах искусства
И в балетные заглядывать выси,
Мне хотелось выражать свои чувства,
А досталось — выражать свои мысли.
До сих пор смотрю я грустно на сцену,
И станок балетный наш вспоминаю,
И девчонок, прилетевших на смену,
Я по-прежнему люблю, обнимаю.
Жизнь в движениях мне ближе, дороже,
Чем словесность утомивших учений,
Знаю, надо жить скромнее и строже,
Данность свыше принимая с терпением.
Но движение как слово играет,
Излучая сокровенные чувства,
Я по-прежнему в прыжке замираю
В своих мыслях на просторах искусства.
Мнится мне, что и в последующей жизни,
Где не будет ни обид, ни страданий,
Я вернусь в балетный класс после тризны,
И взлетит душа, вспорхнув в замирании.
25 января 2024
Свидетельство о публикации №224012600354
Тамара Селеменева 26.02.2024 19:06 Заявить о нарушении
С сердечным теплом, Елена
Елена Фанталова 26.02.2024 19:38 Заявить о нарушении