Е. Назаров. Терминологические аспекты...

Автор: НАЗАРОВ  Евгений Григорьевич, доцент кафедры социального права, государственной и муниципальной службы УрГЮА, к.ю.н.:

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ» В МНОГОУРОВНЕВЫХ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ОТНОШЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ.

Конституция Российской Федерации 1993 года предложила обществу новую мировоз-зренческую идею социальной политики, которая могла бы придать большинству людей, субъектам рынка смысложизненную ориентацию по их социальной миссии в националь-ной системе социальной защиты. Статья 7 Конституции провозглашает РФ социальным государством. Согласно Конституции РФ социальное государство – это государство, по-литика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь че-ловека. В части 2 статьи 7 перечислены основные обязанности РФ как социального госу-дарства.

Социальное государство призвано создавать людям прожиточный минимум и содей-ствовать увеличению числа мелких и средних собственников, охранять наемный труд, заботиться об образовании, культуре, семье и здравоохранении, постоянно улучшать со-циальное обеспечение и др. Принципы социальной государственности получают реали-зацию в конкретных статьях Конституции, закрепляющих ряд субъективных социально-экономических прав и свобод: на труд (ст. 37), на семейную жизнь (ст. 38), социальное обеспечение (ст. 39), на жилище (ст. 40), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), на образование (ст. 43). В реализации перечисленных прав граждан в той или иной мере участвует государство.

Ситуация такова, социальная политика в России в настоящий момент не в полной мере обладает набором согласующихся социальных идей и правовых предписаний, регулиру-ющих соответствующие типы рыночных отношений общества, государства и субъектов рынка, взаимодействие, которых наглядно реализуется в модели кругооборота ресурсов, продуктов, доходов [1, с. 91-99] и их распределении. В модели кругооборота ресурсов государство как публично-правовой институт общества, должно предложить ему нацио-нальную идею, систему то, что объединяет участников рыночных отношений в эффек-тивном использовании ресурсов разных уровней на социальные расходы.

Все это заслуживает специального изучения вопросов разработки экономической по-литики социального государства, являющейся конкретным выражением его практической функции. В целом эта функция состоит в экономическом обосновании социальной поли-тики государств, выявлении принципов и методов рационального управления нацио-нальной системой социальной защиты населения. Чтобы научно обосновать, описать ка-кое-либо явление или создать его модель, необходимо определиться с ее масштабом и ба-зовыми элементами. Мы будем считать базовыми элементами социальной защиты насе-ления – социальные институты общества и социальное обеспечение граждан в социаль-ной сфере. Это «черные ящики», требующие расшифровки и систематизации. Различные подходы к социальной политике социального государства оперируют «черными ящика-ми» разного уровня.

Вместе с тем: – «Отечественная бюрократия, стремясь оправдать малоэффективную модель российской социальной политики, а также показать осуществляемые с пугающей периодичностью «непопулярные» меры в выгодном свете, пытается подвергнуть ревизии теорию социального государства. Ее главное устремление заключается в том, чтобы до-казать нереализуемость данной теории в российской практике, для чего используется богатый набор доводов о ее неэффективности. Например, утверждается, что появление в 1993 г. в Конституции РФ 7-й статьи ни к чему не обязывает, ибо нет никаких «обще-признанных» отличий между социальными и иными государствами. Поскольку, дескать, любое из них проводит определенную социальную политику, этого достаточно для того, чтобы признать государство социальным» [2]. Вполне можно допустить, что это утвер-ждение имеет верный смысл. Тогда и социальная политика должна получить научное обоснование равнозначное этим утверждениям, требованиям, ориентированным на пред-видение перспектив совершенствования институциональной системы социальной защи-ты населения Российской Федерации. Прежде всего, это необходимо связывать со сменой идеалов публичной власти, соответствующих конституционному провозглашению о со-циальном государстве. Это будет служить тем социальным и правовым фундаментом, на котором демократическое правовое государство может функционировать и как социаль-ное.

Очень остро обозначился вопрос о проблемах единства научных взглядов на термино-логию и место понятий социальная политика, социальная защита населения, социальная сфера и социальное обеспечение граждан, основанных на разных подходах ученых в со-временной теории социальной политики. Насколько возможно преодоление связанных с ними смысловых разрывов и стереотипов – вопрос открытый. Но очень важно видеть и понимать, как и почему сложившаяся традиция интерпретации этих явлений влияет на современную социальную политику государства.

Различные авторы употребляют данные термины по своему разумению, в силу чего очертания их содержания оказались размытыми в понимании смысла социальной поли-тики. В результате, наличие целого ряда нечетких и противоречивых положений, кото-рые неоднозначно толкуют соотношение – социальная защита населения, социальная сфера и социальное обеспечение к объекту социальной политики, приводит к произволь-ному применению этих положений в социальном управлении и тем самым к нарушению логики социальных взаимосвязей между различными субъектами. Анализ литературы и правовых актов показывает, что в законодательстве рассматривается множество социаль-ных политик; социальная политика в сфере занятости населения, социальная политика в области заработной платы, социальная политика на рынке труда, жилищная политика, социальная политика в сфере образования, социальная политика в сфере здравоохране-ния, социальная политика в сфере страхования, социальная политика в социальной сфере, социальная политика по защите материнства и детства, молодежная социальная политика, социальная политика в экономике ит.д. и т.п.

Таким образом, невозможно уяснить определенную логическую и юридическую (мыс-лительную) модель социальной политики, ее объект – модель (т.е. логико-теоретическую конструкцию системы и ее схему) как для надлежащего доктринального понимания и толкования, так и для фактической организации и действия в реальной действительности рыночной экономики.

Теоретическую рассогласованность мы встречаем в ряде определений. Приведем, наиболее встречающиеся, не делая ссылку на принадлежность к традиционным школам исследователей этой сферы знаний. Социальная политика [3, c. 13] выступает как целена-правленное воздействие государства, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций на существующую систему общественных отношений с це-лью улучшения условий труда и быта населения. Социальная политика, как и политика вообще, включает в свою структуру политическое сознание, политические отношения, политическую организацию [4].

Во многих источниках объект социальной политики связан с понятием «социальная сфера» и используется по-разному в различных контекстах. Например, утверждает С.В. Шишкин: «в экономической науке оно обозначает определенную группу отраслей, которую составляют: здравоохранение, физическая культура и спорт, образование, культура, социальное обслуживание и социальное обеспечение, жилищное хозяйство, со-циальное страхование, пенсионное обеспечение. Важно подчеркнуть, что социальная сфера не тождественна сфере, являющейся объектом социальной политики государства. Социальная политика направлена на организации и процессы, определяющие благосостоя-ние граждан. В сферу социальной политики, помимо деятельности отраслей социальной сферы, входят распределение доходов между членами общества, семейные отношения, пенитенциарная система, природоохранная деятельность и т.д.» (С.В. Шишкин – «Эко-номика социальной сферы»).

В тоже время мы встречаем другое утверждение об отношении социальной сферы к социальной политике: «Социальная политика государства может быть представлена как форма сознательного воздействия на социальную сферу жизнедеятельности людей с целью ее изменения. Это наиболее обобщенное представление о социальной политике гос-ударства позволяет рассмотреть ее как часть государственного управления, объектом которого является социальная сфера жизни людей. В силу специфики социальной сферы как объекта управления социальная политика также является специфическим воздей-ствием. Уяснив данную особенность социальной сферы, мы сможем также понять осо-бенность деятельности государства, которая обозначается таким понятием как «соци-альная политика»» (А.И. Стребков Сборник к 60-летию профессора К.А. Сергеева. Серия «Мыслители», выпуск 12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.396-403).

Исследователи вопросов социальной политики С.Н. Смирнов и Т.Ю. Сидорина опре-делили, что: «Понятийный аппарат социальной политики необходимо рассматривать как многоуровневую систему содержательно взаимосвязанных терминов. При этом само понятие социальной политики является метаоболочкой для терминов, описывающих ее предмет. Используемые в социальной политике термины разделяются на четыре боль-ших группы – общие, частные (предметные), характеризующие домохозяйства и, нако-нец, вспомогательные. К общим терминам относятся такие понятия, как социальная стратегия, объекты и субъекты социальной политики, и некоторые другие. Частные (предметные) термины в свою очередь разделяются на две подгруппы – функциональные и отраслевые».
Также в качестве базового понятия социальной политики предлагается определение: «Социальная политика представляет собой совокупность принимаемых органами госу-дарственного управления, работодателями, работниками, профсоюзными и другими об-щественно-политическими структурами (субъектами социальной политики) решений, учитывающих общественное мнение и направленных на формирование социальной стра-тегии государства в целях развития общества, создания общественно приемлемых усло-вий для реализации возможностей и потребностей членов общества (объектов социаль-ной политики), повышение уровня и качества их жизни, а также мероприятий по прак-тическому осуществлению этих решений» [5, c. 33,37].

В приведенном «универсальном» определении нет детерминации к сути объекта соци-альной политики (приводятся такие сочетания – …совокупность принимаемых реше-ний…, общественное мнение…, создание условий для реализации…, повышение уровня и качества их жизни…), что является объектом? В тоже время члены общества (человек) признаются в качестве ее объекта, тогда как человек – равноправный гражданин как це-лостное социальное явление не объективируем, он является полноправным субъектом со-циально-правовых отношений, объектом воздействия социальной политики являются его жизненно важные проблемы, среда обитания, социальные отношения, социальные орга-низации, социальная инфраструктура – это вопросы его социальной защиты.
По нашему мнению все конструкции приведенных «универсальных» определений ру-шатся, поскольку человек признается в качестве объекта! «Для понимания человека необ-ходимо вчувствоваться, вмыслиться в него, в суть его поведения (потребностей)». Это и привело к понятию экзистенциальной коммуникации. Например, по Ясперсу: «Человек как целое не объективируем. Поскольку он объективируем, он есть предмет... но в каче-стве такового он никогда не есть он сам. Теперь уже нельзя спутать объективно - пред-метное в человеке... в эмпирическом смысле с ним самим как экзистенцией, открываю-щейся в коммуникации. Экзистенция не может быть найдена среди предметного мира, ибо экзистенция есть свобода. Отсюда вытекает следующее: или человек как предмет исследования – или человек как свобода» [6].
Расценивая современное положение человека, как форму массового существования, судьба которого оказалась в серьезной опасности во всевозрастающем процессе дегума-низации общественных и личностных отношений в условиях современного капитализма нельзя допустить отчужденных форм бытия человеческой личности, поглощения ее все-общими и анонимными структурами общественной жизни. Человек стал предметом, ве-щью простым колесиком в огромной машине современного буржуазного государства, утратил свою субстанцию, свою самостоятельность, оказался во власти чуждых и непод-линных форм существования. С этой целью государство предпринимает в своей социаль-ной политике меры, которые могут стать средствами социальной защиты индивидуума как субъекта этих отношений (с акцентом на получение социального обеспечения катего-рий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации).

С другой точки зрения, объект социальной политики – это сами социальные процессы в обществе во всем их содержательном многообразии и различных формах проявления. Социальная политика государства – это воздействие органов управления страны на соци-альную сферу общества, их деятельность в целях удовлетворения социальных потребно-стей людей. Так как ее нужно рассматривать еще и в системе социальных институтов об-щества, осуществляющих социальную защиту населения.
Совокупность трактовок и суждений об объекте социальной политики, составляющих основу для социальной доктрины по всей вероятности должны сложиться в собиратель-ное понятие для обозначения всей совокупности трактовок и суждений. Что же является объектом социальной политики?
Это связано как раз с тем, что осуществление социальной политики опирается на со-вершенно четкое, хотя и интуитивное представление общества о «естественных правах» своих граждан, на мощнейшую руссоистскую традицию, присутствующую в контексте европейской культуры [7]. Реализацию этих прав осуществляют социальные институты общества.

Проанализировав содержание, логическую структуру вышеприведенных определений приходим к выводу - собирательное понятие для обозначения всей совокупности сужде-ний о современном понимании и трактовке социальной политики как целостного соци-ального феномена заключается в существовании глобального социального института – социальная организация с традиционными институтами общества, на которые возложена функция реализации социальной политики по двум уровням:
– Расширенная социальная политика (национальная система социальной защиты) озна-чает – всеобъемлющий характер целенаправленной деятельности государства по форми-рованию и обеспечению функционирования традиционных социальных институтов об-щества с целью социальной защиты населения. Это уровень национальной стратегии раз-вития общества, продукт общественного консенсуса в данном общественно - политиче-ском устройстве. Система взаимоотношений и взаимодействий между субъектами эконо-мики, в центре которых главная и конечная цель - человек, его социальная защита и со-циальное развитие, благосостояние, жизнеобеспечение и безопасность населения в целом.

Это система, которая характеризует Национальную систему социальной защиты населения, цель в управлении социальными процессами;
– Отраслевая социальная политика - означает сведение ее к функции традиционных институтов социальной сферы, где через систему социального обеспечения осуществля-ется универсальная перераспределенная деятельность государства материальных средств на жизненно важные потребности граждан, нуждающихся во временной поддержке или иждивении. Это совокупность (система) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. Это уровень предоставления социальных услуг – Федеральная система социального обеспечения.
Исходя из этого основной критерии выявления определения объекта социальной поли-тики - это глобальный социальный институт, включающий традиционные институты общества на который возложена функция социальной защиты населения и реализации социальной политики.

Второй критерий – система перераспределения доходов в обществе на социальную сферу через систему социального обеспечения. Она показывает необходимый (средний) уровень расходов государства и налогообложения агентов рыночного хозяйства, которым можно характеризовать степень вмешательства государства в рыночную экономику.

Структурно-функциональный анализ этих явлений показывает: потребность порожда-ет социальный институт. Функция рождает структуру: каковы задачи – такова система. Плюс идеология, которая пронизывает все общества (в различных формах: религия, ис-кусство, реклама, и т.п.)... [8].

Терминологическая неопределенность обусловливает многочисленные дефекты право-вых нормативных актов, их низкую эффективность и на практике приводит к нарушени-ям социальных прав граждан. Факт, что социально-обеспечительное законодательство бессистемно, противоречиво и сложно в применении.

В немалой степени все это связано с отсутствием официально признанной народом национальной концепции социального государства его социальной политики носящий целостный характер переустройства современной России.

Литература:
1. Гребнев Л.С., Нуреев Р.М. Экономика. Курс основ: Учебник. – М.: Вита-Пресс, 2000. – С.91-99.
2. Аналитический доклад. Предисловие. Подготовлен экспертной группой Координа-ционного совета по социальной стратегии при Председателе Совета Федерации. Москва 2006. Материалы сайта Института социологии РАН ссылка на isras@isras.ru.
3. Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения: учебник / под ред. В. Ш. Шай-хатдинова. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 469 с. — Серия: Основы наук. С.13.
4. Холостова Е. И. Социальная политика : учеб. пособие. М., 2001.
5. С.Н.Смирнов, Т.Ю.Сидорина. Социальная политика. Учебник ВШЭ. Издательский дом ГУ ВШЭ. Москва 2004. С. 33,37.
6. Источники: 100 великих психологов. – М.: Вече, 2004 – 432 с. Степанов С.С. – Пси-хология в лицах. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 384 с., Холл К, Гарднер Л. Теории личности / пер. с англ. И. Гришпун. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999. – 593с.
7. Левков С.А. Концептуальные основания региональной социальной политики — ав-тореферат диссертации. Специальность ВАК РФ: 22.00.04. Хабаровск 2006г.
8. Спиридонов Л.И. Размышления о состоянии современной юридической науки. (От-рывки из занятий с аспирантами по теории права) (составитель – А.Г. Москвина; коммен-тарии – И.Л. Честнов) История государства и права №24 – 2009.

Опубликовано в научном издании "Я – гражданин России. 20 лет Конституции РФ.
«Антропологические чтения – 2013»".
В авторской корректуре.

Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 20 - летию принятия Конституции РФ. 21-20 декабря 2013 года, г. Екатеринбург.

Издательская группа «Знание».
Главный редактор: С. Ю. Радченко


Рецензии