Раскрывая сюжеты храмовых росписей. Часть 21

             
                Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы

Празднование этого праздника приходится на 22 декабря, сразу же за праздником Рождества Пресвятой Богородицы. Впервые упоминается в раннехристианском апокрифическом произведении о жизни Пресвятой Богородицы.

Мать Богородицы, Анна, была младшей дочерью священника из Вифлеема. Она вышла замуж за Иоакима, который жил в Галилее. И долго у семьи не было детей. Это их сильно печалило, потому что в те времена, в Иудее, это расценивалось как знак Божьего осуждения за что-то. И когда Иоаким, с расстройства, ушёл в пустыню для молитвы, у супругов случилось видение: к ним спустился архангел Гавриил, вестник Господний, и возвестил, что Господь услышал их молитвы, и они будут иметь ребёнка. Иоаким сразу же возвратился с радостью домой, где и встретился с Анной, которая вышла его встречать к Золотым воротам города Иерусалима. И через девять месяцев, как и предсказывал архангел, у них родилась дочь, которую назвали Марией.

Эта встреча у ворот Иерусалима и легла в основу сюжета, который мы видим на храмовых росписях. В центре, на фоне города, фигуры обнимающихся в радости супругов. Справа и слева от изображения города архангел благовестит Анне и Иоакиму. Некоторые сюжеты изображают Анну, держащую на руке, преимущественно на левой, дочь Марию в младенческом возрасте.

Западные художники на этот сюжет написали много произведений. Это и Альбрехт Дюрер со своей гравюрой «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот» (1504 г.) из серии «Жизнь Марии». И, конечно же, Джотто ди Бондооне с «Легендой о Святом Иоакиме; Встреча у Золотых ворот» (1305 г.).

Изображение находится: Ярославская область, г. Ростов, Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. Святые врата (18 в.).


                Архангел Иегудиил

Иегудиил – шестой из семи главных архангелов в православии. Сведений об архангеле Иегудииле в Евангелии нет. Упоминается в апокрифических произведениях и воспоминаниях католического монаха. И уже Димитрий Ростовский перенёс в свои «Жития святых» эти сведения об архангеле.

Имя архангела Иегудиила можно перевести как «Восхваляющий Бога». Архангел ревностно защищает славу Божию, почему на настенных росписях изображается с короной, чаще в правой руке. Иногда изображают в левой руке плётку, называемую хлыстом. Одет он в одежду, в которой присутствуют цвета красных оттенков.

Считается, что архангел Иегудиил покровительствует всем тем, кто не ленится и усердно трудится. В этой шеренге находятся монахи и отшельники.

Изображение находится: Тверская область, Любегощи. Церковь Троицы Живоначальной (1794 г.). Псевдоборочная живопись второй половины XIX в.
Тверская область, Макарово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1792-1803 гг.).

Корректура М. Зуйкова
Русавкино, январь 2024 г.


Рецензии
Ангел Иегудиил есть в 3ей книге Ездры в Библии православной, а также коптской традиции.
+
Богородица говорит во многих явлениях, что была непорочно зачата родителями на фоне такого Вышнего Иерусалима и райского сада. Как если бы Адам и Ева зачали ребенка, не потеряв пребывания в Боге Любовь в субботнем раю. Мария - плод и венец воздыхания Ветхозаветной церкви и добрых самарян и всей природы о потеряной субботе рая. Чистая земля восстановленого рая, Новая Ева, от которой берется Новый Адам. Суббота рождающая Воскресение.
+
Об этом и пророчество в книге Товита, когда рыба в огне (прообраз Христова пришествия) удалила от ложа Сарры и Товии демона Асмодея. И Она - Живой Ковчег Слова Воплощающегося так (такие Живые Скрижали и Манна и Цветение Рая в Ковчеге), к которому ничто нечистое не могло прикоснуться. В том числе и первородный грех, и личный грех. Присно Дева.

Дмитрий Хохлов 2   11.05.2024 20:41     Заявить о нарушении