10. Иван Подворный - фронтовик!

Последние четыре года своей жизни, в возрасте 86-90 лет, папа писал воспоминания о войне и о жизни до войны и после. Эти четыре томика его тетрадей - как семейная реликвия, как компас, по которому мы просто обязаны идти по жизни! В этих книгах, его дневниках, его письмах и заметках - собрана вся боль белорусского народа, его слава и его гордость за каждого погибшего и выжившего в этом горниле войны. Кажется, что о войне всё было сказано, но, читая воспоминания ветеранов, всё более приходишь к мысли, что  у каждого солдата, офицера, их матерей, жён, детей    была своя личная война, своя боль и своя беда.
  Возможно, папины воспоминания написаны не совсем художественным языком, ведь он не литератор, а историк, но я не захотела ничего менять, пусть будет так...



Глава 10.

Итак, я - солдат. В каком-то селении Германии, в присутствии небольшого количества воинских подразделений, приняли присягу на верность Родине. До этого события мы, все новенькие, прошли собеседование с представителями спецслужб. По прибытию в 3-ю роту, командир роты поинтересовался владею ли я каким-либо оружием. Ответил, что  винтовкой, автоматом ППШ, пистолетом, станковым пулемётом "максим", гранатами РГ, Ф-1, противотанковой. На вопрос, где я овладел такими навыками, ответил - в партизанской бригаде им. Пономаренко в Белоруссии.  Мне выдали автомат ППШ, запасной диск, сапёрную лопату и две гранаты Ф-1. Сравнительно быстро я адаптировался в новой для меня обстановке. На одном месте мы долго не задерживались. Так от Одера и Нейсы  мы шли по Германии до реки Эльбы. Политрук роты, при первой возможности, вводил нас в курс событий. Пояснял нам нашу задачу: главная цель - с боями зайти на запад от Берлина, чтобы завершить окружение немецкой группы войск, ведущих бои в Берлинской группировке немецких войск, не дать им отойти на запад.
25 апреля 1945г наша 13-я Гвардейская дивизия ворвалась в город Торгау на реке Эльба. На противоположной, западной стороне Эльбы, подошли и расположились американские войска. Мост через Эльбу был взорван. Наши солдаты на берегу реки стали махать руками с автоматами в руках, касками, приветствуя американских солдат на противоположной стороне реки. Они, в свою очередь, тоже приветствовали наших солдат. В это время командир нашего взвода приказал мне (я уже был в звании младшего сержанта командиром отделения автоматчиков) с моим отделением конвоировать группу пленных немцев в место сбора пленных. Их оказалось сто двенадцать человек. Мы, 10 автоматчиков, погнали их в тыл. В пути пробыли около двух часов. Сдали пленных на месте их сбора и на попутной машине вернулись к Эльбе. К этому времени главная часть встречи с американцами уже прошла. Эта встреча была 25 апреля 1945года.
КСТАТИ:  Много лет спустя, я читал в книге одного американского автора об этой встрече на Эльбе наших и американских солдат. Он писал, что наш командующий первым Украинским фронтом маршал Советского Союза Иван Степанович Конев пригласил американских высших офицеров на торжественную встречу. И вот генерал Клемент Эттли, собираясь на эту встречу, по-своему подготовился к ней. Ему сказали, что русские много употребляют спиртных напитков, поэтому, чтобы не опозориться перед русскими, заранее съел много сливочного масла, считая, что это поможет ему лучше перенести чрезмерное употребление спиртного. Каково же было его разочарование, когда И.С.Конев пил только минеральную воду, сославшись на болезнь желудка.  Нам, солдатам, вечером на ужин выдали по сто граммов водки, так называемых фронтовых сто граммов.
Так я был свидетелем исторического события - встреча на реке Эльба в Германии солдат и офицеров Советского Союза и Соединённых штатов Америки, союзников в борьбе против фашистской Германии.
После 25 апреля наша 5-я Гвардейская армия, в составе которой была наша 13-я Гвардейская мотострелковая дивизия, продолжала с боями пробиваться в обход Берлина на запад от Берлина. Цель этого тяжёлого похода, как объяснял нам политрук роты, отрезать путь немецким войскам, снимаемым с Западного фронта на помощь Берлинским соединениям немецких армий.
2 мая 1945г Берлин, столица Германии, был полностью очищен от остатков немецких подразделений.  Первый Украинский фронт направил все свои силы на Дрезденско-Пражское направление. Наша 5-я Гвардейская армия (командующий генерал Алексей Семёнович Жадов) произвела марш-бросок на Дрезден. Остановились перед мощной немецкой оборонительной линией в  60 км от Дрездена 5 мая. Окопались, подтянули оставшиеся части.
КСТАТИ:  Этот марш-бросок  на Дрезденское направление длился с 3 по 6 мая. Интересное зрелище. Движутся колонны техники - танки, транспортёры, артиллерия разных калибров, реактивные установки "Катюши". По обочине дорог идут пешие колонны солдат, кавалерийские части,  повозки, в упряжи которых лошади, ослы, вьючные верблюды. От наблюдения такого зрелища дух захватывает. Идёт огромная сила. Когда в поле зрения попадают колонны кавалерии - ослы и верблюды впечатляют особенно. Движется орда освободителей. Нет, это не орда, а огромная сила возмездия.
Итак, мы на новом направлении. Впереди (за 40-50 км) - Дрезден. На рассвете следующего дня ударила артиллерия. Это зрелище, которое невозможно передать словами.  Артналёт продолжался 40 мин. Потом - атака танков и пехоты. Прорвали первую линию вражеской обороны, вторую, третью и вышли на оперативный простор. Мы садимся на броню танков и вперёд. Проходим деревни, мелкие городские поселения. Танки останавливаются, мы окапываемся. Местами немцы пытаются оказать сопротивление - сходу уничтожаем и идём дальше. А сзади, на расстоянии  15-20 км, идут наши войска.   
7 мая начали штурм Дрездена. Ворвались в город. Во многих местах Дрездена развалины, в отдельных кварталах города завалы разрушенных городских улиц. До этого по городу Дрезден нанесла удар американская бомбардировочная авиация. Американцы наносят бомбовые удары не по отдельным целям, а по площадям. На бомбёжку крупного города налетает сразу несколько сот самолётов-бомбардировщиков. Вся эта масса бомбардировщиков идёт волнами - первая волна, вторая, иногда и более трёх волн. Каждая волна высыпает свой бомбовый запас. Разрушения в городе, после разгрузки таких волн, огромные.  Дрезден пришлось прочёсывать 7 и 8 мая. Бои шли упорные. Особенно в многоэтажных зданиях и в подвалах.
Пример: Для борьбы в городе, где надо брать каждый дом, штурмовать многоэтажный дом ротой или взводом не выгодно - большие потери в живой силе. Поэтому мы  применяли тактику двух солдат - ведущий и ведомый. Допустим, на штурм и взятие определённого подъезда, мы идём по два человека - я иду ведущим, а за мной, на расстоянии двух-трёх  метров, идёт ведомый. Я вбегаю на первый пролёт лестницы, мой ведомый идёт ниже. Я оказываюсь на лестничной площадке, голова напарника ещё находится на уровне пола, он может легко прикрыть меня огнём, если с коридора и входной двери на этаже появится противник. Так мы  обследуем весь этаж. В это время  вторая пара уже врывается на второй этаж, третья - на следующий. И так пары ведут борьбу во всём доме. Если взвод солдат штурмует один подъезд или два, то рота солдат одновременно охватывает весь дом. Конечно, в бою в подъезде дома, на этажах, подвалах, нужна быстрота, напористость, умение мгновенно оценивать обстановку.
Таким способом  день 7 мая, ночь и потом день 8 мая мы освобождали  Дрезден. К вечеру 8 мая мы собрались на выходе из города на дороге. В это время ехал кто-то из наших генералов, остановился и обратился к нам: - "Товарищи бойцы! Немцы подписали акт о капитуляции и сдаче немецких войск."  Наша огромная толпа замерла - это было мгновение... И вдруг раздалось оглушительное УРА!!! Солдаты без команды моментально выхватили генерала из машины и давай его качать на Ура! Солдаты обнимались и поздравляли друг друга с победой.
И в этой ликующей толпе раздался командный голос:  - " По  машинам! В боевой порядок строиться!"  Мы быстро разобрались по полкам, по ротам. Стали подъезжать танки, мы, десантники, быстро заняли свои места. Нам объяснили порядок движения, какие могут возникнуть трудности в пути. Моё отделение устроилось на танке Т-34 № 109. Прозвучала команда движения. И колонна танков двинулась вперёд. Маршрут - через Рудные горы на Прагу. Мы, солдаты, с трудом представляли, что это за Рудные горы. Но горы есть горы, хотя они и Рудные. И трудности этого перехода нам вскорости пришлось перенести на себе. Это не только крутые повороты, подъёмы и спуски, это ещё и проходы по краю пропасти, когда с одной стороны громада высоких скал, а с другой - бездна пропасти. Это ещё и пулемётные гнёзда - ячейки высоко в горах почти над дорогой, из которых внезапно открывался пулемётный огонь по солдатам, сидящим на бортах танков. Эти гнёзда среди скал находились недалеко от дороги и когда подбивался танк, останавливалось движение колонны. Приходилось десантной пехоте карабкаться по скалам для уничтожения пулемётного гнезда, а в это время танкисты сбрасывали с дороги в пропасть подбитую машину и снова в путь. И так неоднократно на протяжении всего пути следования. Путь оказался длинным и нелёгким. К рассвету стало  легче - засады перестали встречаться, путь стал менее опасен, скорость передвижения увеличилась. Постепенно горы стали отступать, стали появляться мирные селения.  С восходом солнца мы были в Праге.  Не знаю, как в городе разводились маршруты для частей и подразделений, только наша часть остановилась в районе Вацлавской площади. Наконец таки Прага! Утро 9 мая.  Ведь это конец войны!!!

   Продолжение следует


Рецензии