Мемуары Арамиса Часть 242

Глава 242

Ещё одной ошибкой Фуке было распоряжение флоту, находящемуся в его распоряжении, отбыть за большой добычей. Не секрет, что его флот занимался приватирской деятельностью и торговыми перевозками из колоний. Для скорейшего получения денег флоту надлежало работать эффективней. Фуке отправил за самыми дорогостоящими товарами весь торговый флот, а самые дорогостоящие товары были теми, которые привозили наиболее дальними путями. Приватирские корабли покинули пределы прилегающих морей и направились далеко в океан в надежде на богатую добычу. Тем самым Фуке фактически лишил себя флота, включая и тех кораблей, которые были вооружены наилучшим образом, и даже в первую очередь именно этих кораблей. Таким образом, он лишил себя возможности не только вооружённого противостояния в море, но и побега морским путём. Фактически он добровольно отказался на время от одного из эффективнейших способов защититься от преследования со стороны Короля.
Другой крупной ошибкой Фуке была продажа должности генерального прокурора. Эту партию Кольбер разыграл как по нотам. Занимаемый суперинтендантом пост procureur g;n;ral давал ему если и не полный иммунитет от судебного расследования, то, во всяком случае, фактически чрезвычайно надёжную защиту, настолько надёжную, насколько это возможно в абсолютной монархии. Расследование в отношении обладателя этого высокого юридического поста мог проводить только суд Парижского парламента. Но там были сплошь люди Фуке. Таким образом, если бы дело о злоупотреблениях было запущено, то указанный пост обеспечил бы Фуке все преимущества крайне формализованной юридической процедуры и, разумеется, положительный исход вследствие глубочайшей к нему симпатии со стороны судей, среди которых у него было множество друзей и родственников. Следует также учесть, что в этом году парламент всё ещё оставался враждебен по отношению к королевской администрации и в особенности по отношению к Кольберу. В подобной ситуации парламентарии не преминули бы ухватиться за удобный повод, чтобы затеять многочисленные расследования по всем обстоятельствам дела, превратив дело Фуке в дело финансовой администрации Мазарини, Фуке и Кольбера. Это разбирательство могло бы завести туда, куда ни Король, ни Кольбер не в коем случае не пожелали бы углубляться.
Кольбер это прекрасно понимал, поэтому он затеял сложную комбинацию, чтобы лишить Фуке этой защиты, заманив его в ловушку. Для этого Король внешне проявлял чрезвычайную благорасположенность к своему суперинтенданту финансов, и даже весьма прозрачно намекнул, что Фуке предстоит вскоре блестящее возвышение, однако, для этого прежде следует дополнительно проявить себя на нынешней должности. В частности, для непредвиденных расходов Королю требуется миллион ливров, и если бы нашёлся способ решить эту проблему, это было бы в интересах самого Фуке.
— Ваше Величество, выход можно найти! — ответил обрадованный суперинтендант. — Чтобы добыть требуемый миллион, я готов продать что угодно из своей собственности. Лишь прикажите, и я продам Во-ле-Виконт!
— Стоимость Во-ле-Виконт существенно выше требуемой суммы, — возразил Король. — К тому же если эта сумма будет вам возвращена, вы не сможете приобрести свой замок обратно, поскольку новый хозяин может не согласиться продать вам его за ту цену, за которую его приобретёт у вас. 
Фуке чрезвычайно обрадовался тому, что речь, по-видимому, идёт не о безвозвратной денежной потере, а всего лишь о займе Королю.
— Я продам то, на что Ваше Величество даст своё согласие! — воскликнул Фуке в порыве великодушия. — Например, я мог бы продать должность генерального прокурора.
Сказав это, Фуке тут же раскаялся, но подумал, что, быть может, Король запретит ему и эту сделку. Но реакция Людовика была не такой, какую ожидал Фуке.
— Вот отличная мысль! — ответил он. — К тому же я всё равно намеревался реформировать судебную систему, так что эта должность скоро утратит своё нынешнее значение.
«Король намекает, что если я не продам сейчас должность генерального прокурора, то впоследствии я уже не смогу взять за неё хорошую цену! — подумал Фуке. — Сообщая мне, что эта должность утратит свою ценность, Король делает мне любезность. Следует воспользоваться этой возможностью!»
— Я уступлю эту должность и получу требуемую сумму, которую немедленно вручу вам, — сказал Фуке.
«Даже если эта должность не утратит своей ценности, я не смею показать, что не доверяю совету Короля, — подумал Фуке. — Если Король соблаговолил дать своему подданному совет, его следует воспринимать как приказ. Даже если сейчас он скажет, что оставляет решение на моё усмотрение, не прислушаться к совету Его Величества означало бы нанести ему оскорбление недоверием к его словам!»
— Это отличная мысль, — повторил Король. — Занимаемый вами пост может оказаться помехой к вашему дальнейшему возвышению. Я не говорил вам, что у меня накопились претензии к Сегье?
«Он отправит в отставку Сегье и даст мне должность канцлера! — подумал Фуке. — В этом случае, действительно, прокурорская должность будет только помехой! Разве может канцлер быть ещё и генеральным прокурором? А может быть, мне предназначено кое-что повыше, например, должность первого министра вакантна со дня смерти Мазарини, а кто лучше меня справится с ней? Лучшей кандидатуры не сыскать во всей Франции!»
— Решено, — ответил Фуке. — Ашиль де Арле уже спрашивал меня, не соглашусь ли я продать ему её.
«Арле дружественен Фуке, — подумал Король. — Не страшно. Пусть сначала Фуке расстанется со своим постом, а впоследствии сместить Арле, предложив ему продать пост генерального прокурора более надёжному человеку, будет не сложно».
— Я полностью доверяю вашему решению и полагаюсь на него, — ответил Король. — Передайте эту должность человеку, в котором вы сами уверены, и первое время вы сможете помогать ему в этом новом для него деле, впоследствии вы, вероятнее всего, будете руководить этим человеком на более весомых основаниях.
Эти слова ещё более убедили Фуке, что он верно поступит, продав эту должность, поскольку ему предназначается нечто намного лучшее. Ловушка сработала.
Пост генерального прокурора Фуке продал за миллион четыреста тысяч ливров. Из этой суммы четыреста тысяч ливров ушли Базилю Фуке, брату суперинтенданта, а миллион наличными был передан в Венсен в подарок Королю и в его личное распоряжение.
Продав эту должность, Фуке перестал быть членом парламента и больше не подлежал его суду. Зато он теперь был подсуден обычному гражданскому суду, который до этой продажи не мог бы разбирать его дело.

(Продолжение следует)


Рецензии