Карголес глава 1-я

«Карголес»

Жизнь судового механика

Предисловие

Я очень благодарен своим друзьям, что они поделились со мной воспоминаниями о своей молодости. С их помощью и написан этот рассказ. Пусть они простят меня, что я в такой форме прописал их на т/х «Карголес» и отправил в этот рейс.


Глава первая

«Карголес» стоял у причала в порту Провидения после выгрузки в Певеке.
В Певеке выгрузка производилась береговыми бригадами. Путь обратно до Берингова пролива занял около трёх суток, потому что даже в проливе Лонга льда практически не было. Ледокол только шёл впереди, показывая путь, куда следует идти судну.
Ну а после пролива Лонга он грациозно на полном ходу развернулся, выпустив шлейф дыма от перегруженных дизелей и пошёл обратно в Певек, чтобы обеспечить безопасную проводку оставшихся судов.
А «Карголес», вводя машину в режим полного хода, двинулась дальше, в сторону мыса Дежнёва и, повернув на юг, зашёл в бухту Провидения.
В Провидения планировалась погрузка металлолома. Таким рейсом пароходство награждало экипаж за успешно законченную полярку, потому что металлолом планируемый загрузить на «Карголес», предназначался для доставки в Японию.
С утра началась погрузка.
Крановщики из огромной кучи металлолома, наваленного на причалы большими кучами, брали его грейферами и с грохотом опускали в трюма. Иногда вырвавшаяся из «когтей» грейфера железяка срывалась и с грохотом падала в трюм. От такого грохота судно, как будто в страхе, содрогалось.
На судне пару дней назад возникла небольшая проблема.
В кормовой надстройке находилась стиральная машина. Обычная, бытовая стиральная машина, предназначенная для прачечных. Только в ней была одна особенность. Привод от электромотора к барабану производился текстропным ремнём. Ремень этот износился и лопнул, а запасных на судне не было. И достать его, особенно на Чукотке, не было никакой возможности.
Что делать? Вопрос встал ребром. Стираться экипажу надо чуть ли не каждый день, и тем более раз в неделю буфетчица стирала постельное бельё для всего экипажа.
Надо как-то выкручиваться из создавшегося положения.
По этому поводу Орлова вызвал к себе старший механик с предложением, как починить эту злосчастную стиральную машину.
Он приказал Орлову:
— Дуйте на эту кучу, — он указал своим толстеньким пальчиком на причал, — и найдите там пару подходящих шестерён. Подгоните их по месту и будет у вас эта долбаная машина работать.
Орлов, полученным приказом остался недоволен. Ведь ему поручают делать работу четвёртого механика.
Видя его недовольную физиономию, стармех попытался объяснить своё решение:
— Ты лучше Гриши это сделаешь. Ты же инженер. Всякие там формулы знаешь. Промеришь, рассчитаешь, подберёшь по размеру, — и он пытливо заглянул в глаза Орлова. — У тебя же это лучше получится. — И вопрос, и просьба сквозили в его «приказе».
После таких просьб Орлов никогда не мог отказать Семёну Петровичу в его предложениях.
После разводки Орлов взял токаря, сварщика и они пошли на кучу металлолома, возвышавшуюся на причале.
Орлов предварительно измерил шкивы барабана стиральной машины и электромотора, закреплённого на фундаменте и расстояние между их центрами. Эти размеры он написал на бумажках и отдал их токарю и сварщику.
Вопрос стоял в том, что как в куче металлолома найти пару шестерён именно таких размеров, чтобы соединить шкив электромотора и шкив барабана стиральной машины без шестерни-паразитки. И ещё плюс к тому, чтобы они подошли и не пришлось бы переделывать фундамент под новую конструкцию. Ведь ремни всё равно когда-нибудь поставят на борт и стиральная машина с ними будет работать.
Этим они и занялись, взобравшись на кучу металлолома, как на какую-то гору.
После нескольких часов поиска они из всей этой громадной кучи высотой в десять с лишним метров вытащили пару подходящих шестерён. Они подходили и по зубьям, и по диаметру.
Орлов на причале пересчитал зубья на шестернях и произвёл необходимые измерения. Когда он убедился, что это именно те шестерни, которые подойдут для задуманной идеи, то они с токарем и сварщиком принесли их на судно.
Орлов нарисовал чертежи втулок, которые токарь должен выточить под размеры валов и токарь их быстро выточил.
После обеда выточенные втулки впрессовали в шестерни и насадили на выходные шкивы барабана и электромотора.
Но тут возникла ещё одна проблема. Шестерни-то были стальные. А для того, чтобы они работали исправно и не заклинили, на них в процессе работы надо наносить смазку. А так как барабан для стирки должен вращаться со скоростью, переданной ему установленными шестернями от электромотора, то вся нанесённая смазка разнесётся вокруг со страшной силой и забрызгает всё помещение прачечной.
Сварщик предложил сделать кожух с двумя специальными лючками, куда перед стиркой четвёртый механик будет наносить смазку.
Сварщик ещё дня два возился над своим изобретением. Они с токарем изготовили кожух, установили его на фундамент и закрепили. А уже потом, чтобы похвастаться плодами своего труда, позвали Орлова.
Орлов не решился взять на себя такую ответственность, чтобы запустить стиральную машину после её модернизации. Для решающего пуска он позвал старшего механика и электромеханика, чтобы запустить в работу идею «деда».
Они все впятером стояли вокруг «модернизированной» машины.
Дед осмотрел созданную конструкцию, чуть ли не обнюхав её, потряс за кожух, заглянул в лючки и вопросительно посмотрел на окружающий его народ.
— Чего ждём? Или ненадёжна ваша конструкция? — подозрительно посмотрел он на он на Орлова.
Тот почесал затылок.
— Ну, как вам сказать, Сем ён Петрович… — и помедлил с ответом. — Конструкция-то надёжная. Не развалится при первом же запуске, — а потом посмотрел на деда и честно сознался: — Только вот мы здорово утяжелили приводной механизм. Как он будет работать — я не знаю. Выдержит ли защита электромотора, я тоже не знаю.
— И я не знаю, — подтвердил мысли Орлова стармех. — Но надо пробовать. — Он вновь испытующе оглядел окружающих. — Давай, — кивнул он электромеханику. — Врубай!
Электромеханик подошёл к рубильнику стиральной машины и нерешительно положил на него руку.
Такой затянувшейся паузы дед не выдержал:
— Да включай ты его! — недовольно прикрикнул он на электромеханика.
Электромеханик включил рубильник и тут все чуть ли не присели от ужасающего грохота, раздавшегося из-под кожуха, даже последние слова Семёна Петровича утонули в этом грохоте.
Электромеханик непроизвольно дёрнул ручку рубильника вниз и машина с недовольным рокотом остановилась.
Все недоумённо смотрели друг на друга с немым вопросом: «А что это было?»
Дед вновь подошёл к машине, открыл у неё барабан и повертел его вручную. Барабан вращался легко. Дед почесал лысину и посмотрел на Орлова:
— А смазку вы на шестерни наносили?
Орлов тоже вопросительно посмотрел на токаря и сварщика — главных конструкторов этого суперагрегата.
Те одновременно пожали плечами.
— Нет, не наносили… — растерянно мямлили конструкторы. — А кто нам об этом говорил?
А говорить должен был им об этом Орлов, четвёртый же механик был отстранён, как не оправдавший доверия деда.
В румпельной стояла целая банка консистентной смазки. Токарь со сварщиком принесли её, через лючки густо смазали шестерни и в полуготовности вопросительно уставились на деда.
Тот ещё раз самолично провернул руками барабан машины и скомандовал электромеханику:
— Запускай берлагу.
Электромеханик, уже нерешительно, вновь взялся за рубильник машинки.
— Да запускай же ты её! — не выдержал дед.
Электромеханик повернул рубильник и машина заработала. Грохота стало намного меньше.
Дед довольно ходил вокруг машины и, стараясь перекричать вой шестерён, идущий из самодельного «редуктора», довольно потирал руки.
— А! Что я вам говорил! Будет она работать! Только надо мозгами немного шевелить! — можно было разобрать его возгласы, перекрываемые грохотом работающей машинки. — Зови четвёртого, — прокричал он Орлову.
Орлов пошёл за Гришей и вскоре они вдвоём спустились в прачечную. Там стояла относительная тишина, машинку временно отключили.
— Так, Григорий! Вот тебе агрегат и чтобы без твоего присутствия никто им не пользовался, — дал Грише первые инструкции дед.
Гриша изобразил полное непонимание вопроса.
Тогда Семён Петрович затолкал в барабан машинки несколько телогреек, рабочих курток и штанов, насыпал внутрь порошка и вновь скомандовал электромеханику:
— Включай.
Серёга уже послушно дёрнул рукоятку рубильника.
От раздавшегося воя, визга и грохота, идущего из «редуктора», Гриша чуть ли не выскочил из прачечной. Он неожиданно присел и с испугом смотрел на работающего монстра.
— Пусть стирает, — прокричал ему дед и, махнув рукой, показал, чтобы все шли за ним.
На палубе Семён Петрович уже в спокойной обстановке решил:
— Сейчас я напишу инструкцию, как пользоваться стиральной машиной, второй механик её распечатает, а четвёртый повесит её рядом с машинкой. И не дай бог вам нарушить хоть один пункт из неё! Сгною в льялах!
Это была самая страшная угроза, которая могла исходить от озадаченного Семёна Петровича. Все это сразу поняли и разошлись по рабочим местам. Но всё равно, когда монстр начинал работать в кормовой надстройке, об этом знал весь экипаж. Так она тряслась, но грохот от неё нёсся не меньше, чем от главного двигателя.
На корме, когда машинка работала, всё дребезжало и везде всё грохотало. Без наушников около этого монстра находиться стало невозможно, корпус-то у самодельного редуктора оказался негерметичный.
Инструкцию по эксплуатации стиральной машины повесили на переборку, и дед провёл внеочередное практическое занятие по эксплуатации стиральной машины, а потом все участвующие в эксплуатации данного агрегата расписались в журнале техники безопасности и предъявляли его стармеху перед началом включения.
Инструкцией предписывалось, что если производится стирка, то четвёртый механик вместе с буфетчицей первым делом обязаны произвести смазку шестерён перед запуском машины в работу, вызвать электромеханика и только после всех этих манипуляций включать агрегат. А буфетчице во время стирки предписывалось обязательно надевать наушники.
После часа работы буфетчица обязана приходить к четвёртому механику, чтобы тот вновь производил смазку шестерён.
Несчастный четвёртый механик шёл со смазкой. Старую смазку он убирал и наносил новую. Вот таким образом, если буфетчица стирала полдня, то четвёртый механик четыре-пять раз наведывался в прачечную.
Четвёртый механик Гриша чуть ли не материл Орлова за такую работу, которую тот взвалил на его плечи и был очень недоволен этим.
Мужик Григорий был серьёзный, с окладистой бородой. Они с Орловым были одного возраста. Но стремления расти выше должности четвёртого механика у Гриши отсутствовал. Странно это всё было для Орлова.
В Грише напрочь отсутствовал карьеризм. В хорошем смысле этого слова. Он был обычный механик, который знает своё дело и ничего за это не хочет взамен. Разные ведь люди бывают.


Конец первой главы

Полностью рассказ «Карголес» опубликован в книге «Паулина»: https://ridero.ru/books/paulina_1/


Рецензии