Один Черепа

 


 "На изображении выше- так называемый коми-зырянский календарь.Артефакт был най-ден случайно на берегу Вычегды в 1975 г.Сыктывкарский этнограф Николай Конаков по зооморфным изображениям,насечкам и круглым знакам на нем(которые он считал соляр-ными)определил находку как древний коми-зырянский охотничий календарь.Основная масса ученых с подобной интерпретацией согласилась,и сегодня это бронзовое кольцо с изображениями животных принято называть коми промысловым календарем охотника. Девять различных промысловых животных соответствуют девяти месяцам народа древних коми.Дни отсчитывались на календаре против движения часовой стрелки,а отчет велся по кругу на внешней стороне.Календарь помогал сохранять баланс между животными и людьми.Период определенного животного был тот,в котором животные больше всего ра-змножались.По-этому,охотнику нельзя было охотиться на этих животных в их период.
    с 22.03 период медведя (ком. Ош кад)
    с 28.04 период оленя (ком. К;р кад)
    с 03.06 период горностая (ком. Сь;дб;ж кад)
    с 05.07 период росомахи (ком. Сан кад)
    с 10.08 период лося (ком. Й;ра кад)
    с 05.10 период выдры (ком. Вурд кад)
    с 20.12 период лисицы (ком. Руч кад)
    с 25.01 период белки (ком. Ур кад)
    с 22.02 период куницы (ком. Тулан кад)."(ст."Древний календарь народов севера",Илья Дуке,2023)



  "Михаил Леонидович Томилин г.Клин.Сергей Тимофеевич Алексеев в своей книге «Сорок уроков русского» пишет: «Все славянские наречия Дара Речи имеют солнечную основу,поэтому весь язык в целом можно назвать солнечным,освещенным,или точнее, вещим,что еще раз доказывает его божественное происхождение.Если я стану перечис-лять слова,в ткань коих вплетен знак солнца,то этот урок будет бесконечным.Там, где есть Р,РА,либо РАЗ(РАЖ,РАГ),там оно непременно присутствует,светит и греет огнем.Раз и есть бог солнца,бог солнечного огня и света,и означает первый.Поэто-му счет у нас ведется с него– раз,два,три…Или кто не перетаскивал тяжести под клич,под обращение к нему– «Раз-два– взяли!».Мол,помогай тянуть,волочь.И он помо-гает– ритмично складывать воедино наши усилия.Есть у бога еще одно имя– Один,и тоже означает первый,цифру «1»,единицу.Под этим именем он сохранился в лексиконе шведского,скандинавского эпоса,который нам вовсе не чужд,а напротив,очень близок. И есть еще имя,более узнаваемое– Первый или Перший.Именно отсюда произошло его современное,более позднее имя– Перун.Но в Даре Божьем он оставил свой след под первородным именем– Раз,и подарил гнездо слов неимоверных,разительных размеров, осветил,насытил огнем,энергией действия весь язык.Круг слов охватывает буквально все аспекты человеческой жизни,от рождения(ра-ждения)до смерти,когда она вас(или супостат, болезнь)сразит,уязвит.Того не понимая,мы сотни раз в день обращаемся к нему,называя по имени,призываем его,желая друг другу доброго утра,здоровья-здра-вия,радости.»Раз под именем Один сохранился в лексиконе шведского,скандинавского эпоса почему?Ответ найдем у кандидата исторических наук Л.П.Грот,она обращается к памятнику германского раннесредневекового эпоса,известного под названием Тидрек-сага,который уникален тем,что в нем наряду с вождем гуннов Аттилой и правителем готов Тидреком– прообразом короля готов Теодориха,фигурировали русский витязь Илья и русский король Владимир.Тидрексага сохранила ценнейшие сведения об отноше-ниях русского короля Владимира,отождествляемого в вышеупомянутой статье с князем Владимиром Всеславичем,вошедшим в былины с прозванием Красное Солнышко(Время пра-вления князя Владимира Всеславича соответствовало времени владычества гуннского правителя Аттилы,т.е.первой половине V в.,и его прозвание Красное Солнышко было не проявлением ласкового отношения к нему народа,а маркировало его конфессион-альную характеристику– поклонение Солнцу как проявлению божества,составлявшего основу системы дохристианских верований.)и других представителей его княжеского рода с правителями славянских вильцев или вельтов- велетов,владения которых вклю-чали и земли на южнобалтийском побережье.История этих отношений показывает,что
оживленные контакты связывали Южную Балтию и Русь с древнейших времен и носили самый разнообразный характер,включая и междинастийный обмен задолго до призвания Рюрика….»(Л.П.Грот РУСЬ И ЮЖНОБАЛТИЙСКИЕ СЛАВЯНЕ В ЭПОХУ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА КРАСНОЕ СОЛНЫШКО(V в.)В те далекие времена в Скандинавии правили славяне и русы,Л.П Грот подчеркивает,что: «Особенно важно подчеркнуть тот факт,что,согласно Тидрексаге, правители велетов/вильтинов и правители русов правили на Скандинавском полуост-рове еще в V в. т.е.до появления там германоязычных народов(свеев,гетов,данов). Следовательно,Скандинавский полуостров осваивался древними русами и велетами/ви-льтинами,создавшими ту субстратную среду,в лоне которой расселялись позднее носи-тели северогерманских языков,мигрировавшие с европейского континента на Скандин-авский полуостров.Происходило это,согласно имеющимся на сегодня историческим ист-очникам,в период V–VII вв»(Л.П.Грот РУСЬ И ЮЖНОБАЛТИЙСКИЕ СЛАВЯНЕ В ЭПОХУ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА КРАСНОЕ СОЛНЫШКО(V в.).В те далекие времена в Скандинавии правили славяне и русы,Л.П Грот подчеркивает,что: «Особенно важно подчеркнуть тот факт, что,согласно Тидрексаге,правители велетов/вильтинов и правители русов правили на Скандинавском полуострове еще в V в.,т.е.до появления там германоязычных народов (свеев,гетов,данов).Следовательно,Скандинавский полуостров осваивался древними русами и велетами/вильтинами,создавшими ту субстратную среду,в лоне которой рас-селялись позднее носители северогерманских языков,мигрировавшие с европейского континента на Скандинавский полуостров.Происходило это,согласно имеющимся на сегодня историческим источникам,в период V–VII вв»(Л.П.Грот РУСЬ И ЮЖНОБАЛТИЙСКИЕ СЛАВЯНЕ В ЭПОХУ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА КРАСНОЕ СОЛНЫШКО(V в.).Славянской Древности» во - первых потому,что Сочинитель изображает в нем картину тех времен,когда еще славя-не поклонялись своим кумирам,им ли на острове Ругене- что близ Померании,— вели-колепный храм Световида,и когда они действительно отправляли в честь сего бога и Триглавы празднество по окончании жатвы с великими жертвоприношениями.Заключая по именам Леля,Дидо,Лада кои были имена богов славянских и поминались в песнях петых жнецами,полагать должно,что праздник отжина происходит от того древнего праздне-ства,которое отправляемо было в Ругене.Во- вторых сочинение названо Картиною Сла-вянской Древности и потому,что оно основано на самых старинных обрядах языческого поклонения за долго до Христианской веры существовавших,и на исторических истинах тех веков,когда еще жили на севере Славяне- Руссы,соединившиеся с варягами,Рури-ком приведенными,и покланявшиеся так же Одину,как и древним богам своим.Неизве-стный,но почтенный за ревность его ко славе России,писатель Исторического предст-авления из жизни Рурика,уверяет- что славяне- руссы к варяги чтили Одина и во многом придерживались Скандинавского баснословия; а достойный вероятия Г.Болтин искуснейший издатель Российской Истории в примечании своём на это представление, из жизни Рурика,подтверждает все обряды поклонения Одину»(П.Ю.Львов «Картина славянской древности»)."(ст."Один - языческий бог славяно-руссов.Когда в Скандинавии появились свеи,геты и даны?",История в историях,2023)

  "Есть мнение,что в регионах с благодатным климатом,имея возможность прокормить себя примитивными собирательством и охотой,человек останавливается в развитии.И только суровые вызовы среды способны повести его по пути прогресса…И это мнение хочется даже не лечить медикаментозно,а удалять хирургически,– в такой мере оно глупо и надоедливо.Но ничего не поделаешь.В основе мнения лежат мощные архетипы, имеющие опору не в истории или биологии,а– хуже– в педагогике.Интуитивно оно очень убедительно.Да,абсурдность данного мнения очевидна.Если в тропиках– с их благодатным климатом– выжить легко,то население там должно расти,быстро достигнув уровня,при котором прокормиться собирательством и охотой невозможно.Возникнет конкуренция за ресурсы,и начнётся бурный прогресс,ибо сам себе человек бросит такие вызовы,что Арктика нервно курить в сторонке…Именно так,кстати,и было.Там где условия оказывались благоприятны,начинался рост населения,совершенствование методов хозяйствования,усложнялась организация общества…И легко заметить,что цив-илизации возникли не там,где климат суров.Эскимосы так и остались в каменном ве-ке.Но на все такие доводы сразу прилетает мощный контрдовод,– а что же негры в Африке не развиваются?Развитие в экваториальной и субэкватеориальной климатичес-ких зонах потому и не наблюдалось,что климат там неблагоприятен для человека.И условия, соответственно,суровы,– как в тайге,где тоже плотность населения остава-лась крошечной и цивилизаций не возникало.«Круглый год жарко»– не значит,«благо-приятные условия»."(Есть мнение,2023)

  "История человечества знает огромное количество примеров,когда люди разных кул-ьтур и в самые различные эпохи изменяли свою внешность в целях достижения опреде-ленных канонов красоты.Собственно,современная массовая культура– наглядный тому пример.Татуировки и пирсинг(не будем брать в расчет прическу и цвет волос)явля-ются сегодня самыми распространенными способами изменения внешнего вида нашего тела.Но по сравнению с древними практиками,и татуировка и пирсинги кажутся прак-тически безобидными способами физического «украшательства».Например,в культуре майя среди знати практиковался обычай подпиливания зубов с целью придания им кон-ической формы и достижения сходства с ягуаром,который почитался практически во всех культурах Мезоамерики.Также среди знати майя косоглазие считалось одним из канонов женской красоты.Для получения такого эффекта к волосам младенцев привязы-вался каучуковый шарик,который болтался между глаз.Поскольку дети в таком возра-сте еще только учатся владеть своим зрением,болтающийся шарик заставлял их конц-ентрировать взгляд на носу.Косоглазие,как,возможно считали представители этого народа,помогало видеть будущее и защищало от дурного глаза.Обычай растягивания нижней губы или мочек ушей при помощи специальных вставок известен у многих наро-дов Америки,Африки и тихоокеанского бассейна.Но речь здесь пойдет о другой стран-ной традиции,а именно,о деформации головы.Медикам известны два типа деформации головы– непреднамеренная и преднамеренная (искусственная).В первом случае дефор-мация черепа происходит либо в результате родовой травмы (вытянутая головка),либо  в случае,когда плотно запелёнатый ребёнок долго лежит на спине в колыбельке.Всле-дствие этого развивается затылочный тип деформации,то есть голова сплющивается под действием собственной тяжести.Но если мы говорим о древней традиции,то архео-логические материалы в подавляющем большинстве случаев являют нам примеры именно искусственной деформации черепа.Сразу после рождения кости черепа младенца еще мягкие,черепные швы не успели срастись,поэтому механическое воздействие приводит к изменению формы черепа без увеличения его внутреннего объема.Одно из первых описаний деформированного черепа в научной литературе было сделано Карлом Эрнстом фон Бэром в 1860 г.в работе «Макрокефалы на землях Крыма и Австрии».В ней он опи-сал деформированный череп,найденный им около города Кремса(нижняя Австрия)в 1820 г.Первоначально фон Бэр приписал этот череп аварам– кочевому народу,пришедшему на смену гуннам в Центр.Европу в VI в.н.э.Однако позднее подобные деформированные  черепа в Европе были обнаружены вне границ расселения аваров,что привело учёных к отказу от данного предположения.О традиции деформации черепа знали в Европе со времен Древней Греции.Таких людей с удлиненной головой греки как раз и называли макрокефалами(«большеголовыми»).О них писали в своих трудах Аристотель,Страбон, Плиний и другие известные авторы.Одно из самых ранних упоминаний содержится в книге знаменитого древнегреческого врача Гиппократа(ок.460- между 377-356) «De aere,aquis et locis».В ней Гиппократ,в частности,писал следующее:«Макрокефалы считают благороднейшими тех,которые имеют длиннейшие головы.Обычай их следующий: как только родится дитя и пока голова его ещё нежна и гибка,они ее формируют и заставляют расти в длину,окружая повязкой и употребляя соответственные средства с тем,чтобы круглое сферическое её очертание изменить и увеличить в длину».Далее автор добавляет:«В начале эти большеголовые,почитавшиеся за знать,за привилеги-рованных лиц,воспитывались искусственно,но с течением времени механические дейст-вия оказались излишними,потому что природа начала сама вырабатывать такие вель-можные головы путём унаследования».Т.е.уже Гиппократ специально подчеркивал важ-нейшую деталь– обычай деформации головы не являлся характерной чертой какого-либо народа или группы племен,а служил отличительным признаком знатности семейства или рода.Также в этих отрывках отмечена и еще одна принципиальная вещь: целью обряда деформации черепа являлась именно удлинение головы человека.И действительно,вся имеющаяся в распоряжение археологов и историков информация по данному вопросу свидетельствует,что подавляющая часть древних(и современных)деформированных чере-пов являются вытянутыми.Известен ряд других видов деформации,например,уплощение лба и расширение передней части черепа.Но,как только что было замечено,процент таких черепов очень незначителен.Один из самых древних деформированных черепов был обнаружен на территории Ирана,исследователи определили его возраст примерно в 12 000 лет.Но массовое распространение этого обычая относится к концу I-го тыс. до н.э.– 1-й половине I тыс.н.э.Более того,эта традиция в некоторых частях плане-ты просуществовала вплоть до настоящего времени.В сер.20 в.она была зафиксирована у некоторых африканских народностей Конго и Судана(например,в племени мангбету), на архипелаге Новые Гебриды(народность ни-вануату)в Меланезии.В середине 19 в. путешественники отмечали существование этого обычая у некоторых индейских племен на Северо-Западе США,например,чинуков.То есть традиция удлинения головы в древ-ности существовала во всех частях земного шара,за исключением Австралии.Искусственно деформированные черепа в значительных количествах были обнаружены и на территории России.Их основная масса была обнаружена в зоне Вели-кой степи,протянувшейся через всю Евразию от Карпат до Желтого моря.Также значи-тельное число деформированных черепов было найдено на Северном Кавказе.Сегодня такие удлиненные черепа можно увидеть в историческом музее «Крепость» в г.Кисло-водске или в музее г.Нальчика.Впервые деформированные черепа появились в еще Кер-ченском музее древностей,открытом в 1826 г.на склоне горы Митридат около развалин древнего города Пантикапея.В конце 19 в.после раскопок некрополей под Гугушем и Гурзуфом русский археолог А.Н.Харузин подсчитал,что 36% найденных черепов имели деформацию.Причем,как отмечал исследователь,деформация черепа не была прерогатив-ой мужской или женской части племени.В этот же период деформированные черепа были найдены в Грузии близь Мцхеты.Также во 2-й полов.19 в.деформированные черепа были найдены в различных древних могильниках Осетии,около Эльбруса в курганах близь устья Дона,в Воронежской и Самарской губерниях.Эти черепа были отнесены исследо-вателями к культуре кочевого племени аланов(предков осетин)скифо-сарматского про-исхождения,который появился в предгорьях Кавказа в I-III вв.н.э.Аланы добивались удлиненной формы головы бинтуя голову в самом раннем детстве.Данная традиция на этой территории существовала еще у ранних сарматов.Советские археологи,изучавшие сарматскую культуру(В.П.Шилов,И.В.Синицин)подсчитали,что если в сарматских захо-ронениях I в.до н.э.— I в.н.э.искусственно деформированы были 35,7% найденных черепов,то в захоронениях II-IV вв.н.э.деформированы уже 88% черепов.Т.е. такие данные наглядно свидетельствуют об усилении данной традиции за достаточно корот-кий промежуток времени.И некоторые исследователи связывают это с усилением в этом регионе влияния гуннов.Хотя сегодня крайне трудно сделать обоснованное предполо-жение о том,откуда у этих кочевых народов появился данный обычай.Многие учёные считают,что деформированные черепа в Европе появляются именно в эпоху великого переселения народов,когда сюда из степей последовательно накатывали волны племен-ных союзов аланов,гуннов,аваров.Из стран,где было найдено множество деформирован-ных черепов этого времени следует упомянуть Венгрию,Австрию, Балканский п-ов,окре-стности Константинополя.В меньшей степени такие находки распространены в Италии, Швейцарии,Германии,во Франции и в единичных случаях в Англии и Малой Азии.И хотя, как мы видим,ареал  очень велик,но всё-таки историки обоснованно считают,что цен-тр этой традиции находился,очевидно,в евразийских степях.Интересен также и тот факт,обычай деформации головы в Западной Европе пережил нашествия кочевых народов и продолжал существовать в отдельных местностях вплоть до средневековья.Однако здесь следует заметить,что деформацию головы в первой половине нашей эры практи-ковали не только скотоводы– кочевники.Как уже отмечалось выше,об этом обычае упо-минается у разных древних авторов.Так,в китайских источниках отмечается,что обы-чай деформировать голову при помощи дощечек существовал в средние века в Восто-чном Туркестане.Хотя он появился на этих территориях значительно раньше. Так все деформированные черепа из районов Центральной Азии и Сибири датируются в основном III–IV вв.н.э.Так в Сред.Азии и Казахстане этот обычай появился на 500-600 лет раньше,чем в Сибири и Центральной Азии.Наиболее ранние по времени черепа с дефор-мацией обнаружены на памятниках V-IV вв.до н.э.на поселении Яздепе вблизи древ-него Мерва в Туркменистане.При этом следует еще раз подчеркнуть,что деформация одинаково часто встречается как среди кочевников,так и оседлых земледельцев.И в период со II в.до н.э.по V в.н.э.,на территории Средней Азии резко возросло число людей,которые придерживались этого обычая.Но здесь необходимо подчеркнуть,что к периоду раннего средневековья традиция деформации головы в этом регионе,хотя и значительно сократилась,но продолжала существовать.Более того,антрополого-этно-графическими исследованиями было установлено,что у туркмен Средней Азии,таджиков Афганистана и некоторых малых этнических групп (например,джемшидов и хазара, живущих в окрестностях г.Герат)этот древний обычай сохранился вплоть до конца ХХ в.В конце 1940 гг.советский историк Е.В.Жиров,обобщив имевшийся уже тогда обшир-ный археологический материал по древним памятникам Средней Азии,опубликовал свод-ку о распространении обычая деформации головы в древности и выделил несколько её типов: круговую,теменную и лобно-затылочную.Круговую(или кольцевую)деформацию осуществляли путем накладывания младенцу специальных давящих повязок вокруг голо-вы.В результате получали сильно вытянутую форму черепа.Археологами захоронения людей с таким типом деформации на территории бассейнов рек Сырдарьи и Амударьи найдены на нескольких десятках памятников II в.до н.э.-V в.н.э.Теменной и лобно-затылочный виды деформации осуществлялись при помощи деревянных дощечек,которые накладывали на лоб и(во втором случае)затылок и туго стягивали их веревками.Сле-дует отметить,что все три типа деформации зафиксированы и в других частях света. Как уже упоминалось,в древности данная традиция была широко распространена по миру.Но не следует говорить о ее повсеместном распространении.Наоборот,обычай черепной деформации археологически фиксируется в отдельных очагах древних куль-тур.При этом такие очаги не связаны между собой ни в пространстве,ни во времени. Так,например,деформацию головы практиковали в Южной Корее в так называемый самгу-кский период с I в.до н.э.по VII в.н.э.А в соседних странах в этот период времени данный обычай не зафиксирован.Несколько очагов описываемой традиции известны и на территории Нового Света.О самом позднем из них уже упоминалось– обычай деформации зафиксирован путешественниками у некоторых племен бассейна р.Колумбия(чинуки). Также еще в начале XIX в.отдельные случаи деформации головы наблюдались у индей-цев племени чокто(чоктавы),проживавших на территории современных юго-востоке шта-тов Миссисипи,Алабама и Луизиана.В данном случае можно также говорить о древности этой традиции в данной местности.Почти за полтысячелетия до этого времени на этой же территории существовала так называемая миссисипская культура.На одном из памя-тников этой культуры– Надена(штат Арканзас)были найдены скелеты с удлиненными головами.Из 123 черепов,которые обнаружил археолог-любитель(и первооткрыватель этого памятника)Джеймс К.Хэмпсон,лишь 6 оказались нормальной формы.Остальные же имели лобно-затылочную деформацию.И опять же имеет место локальный характер расп-ространения этого обычая,поскольку он не был зафиксирован на соседних территориях или в самой долине р.Миссисипи в более ранние времена.Также традиция удлинения головы имела место у разных народов Древней Мексики.Самое раннее ее появление за-фиксировано в древнейшей цивилизации этого региона– у ольмеков еще в I тыс.до н. э.До сегодняшнего дня дошло значительное количество ольмекских произведений иску-сства,прежде всего,статуэток из нефрита,изображающих людей с деформированными черепами.Позже этот обычай был перенят различными народностями цивилизации майя. Мы можем увидеть людей с вытянутыми головами на каменных стелах,фресках(Храм Над-писей в Бонампаке),скульптурах.Археологами были найдены и собственно сами дефор-мированные черепа.В Мексиканском заливе рядом с полуостровом Юкатан расположен маленький остров Хайна.Он известен тем,что здесь было обнаружены остатки неболь-шого поселения майя и огромного некрополя,содержавшего,по мнению исследователей, около 20 000 захоронений.Это был,несомненно,погребальный остров,существовавший как огромный кладбищенский комплекс в период с VII по XII вв.н.э.В одном из моги-льников острова из 24 сохранившихся черепов взрослых 13 оказались мужскими.И в 8 случаях присутствует черепная деформация.Остальные 11 черепов были женскими,из них только 4 имели деформацию черепа.В целом же соотношение деформированных и недеформированных черепов составило 12:12(т.е.50%).В большинстве случаев деформа-ция носила традиционный для майя лобно-затылочный характер.В исследованных моги-лах на о.Хайна(их было раскопано более 1000)было также обнаружено огромное коли-чество прекрасно сделанных керамических статуэток,изображавших,как правило,пред-ставителей знатных кругов общества майя.Кстати,этот стиль керамики получил назва-ние «стиль Хайна»,хотя на материковых памятниках майя подобных статуэток было найдено значит.больше.И среди них достаточно много фигурок людей с удлиненными головами.Это изображения правителей,жрецов,воинов,богато одетых женщин.Не вызы-вает сомнений,что традиция деформации у древних майя являлась прерогативой правя-щего класса в период расцвета этой цивилизации в I тыс.н.э.Этот тезис также под-тверждается многочисленными изображениями на полихромной керамики майя периода расцвета этой цивилизации в VI–VIII вв.н.э.Сохранились тысячи таких сосудов,кото-рые сегодня считаются подлинным шедевром древнемексиканского искусства.На них присутствует множество жанровых сцен из жизни правящих слоев майя и на большинст-ве из них представители правящей элиты изображены с удлиненными головами.Кроме того,есть изображения богов,в частности Кукулькана(«Пернатого змея»),которые также имеют вытянутые головы.Испанский монах Диего де Ланда(автор известного тру-да «Сообщение о делах в Юкатане»,1566 г.)описал,как майя "улучшают" форму черепа детей.На 4-й или 5-й день после появления на свет новорожденного растягивали на специальной кушетке,а к затылку и лбу прикладывали две дощечки.Затем их крепко стягивали и закрепляли на несколько дней,оставляя ребенка страдать.Иногда из-за сильной боли дети умирали,но эта традиция,тем не менее,продолжала существовать у майя на протяжении столетий.Другой испанский хронист Гонсало Фернандес де Овьедо в своей книге «Всеобщая и естественная история Индий»(1535)приводит беседу монаха и представителя народа майя.На вопрос миссионера,зачем индейцы уродуют свои голо-вы,его информатор ответил так:«Боги сказали нашим предкам,что если у всех будут такие головы,народ будет красивее,благороднее и сильнее перед лицом неприятнос-тей».Так же весьма распространенный характер имела практика деформации головы и в Южной Америке,главным образом на территории Перу и Боливии.Деформированные черепа находили на памятниках различных культур– чавин,лаурикоча,паракас,наска,уари,тиа-уанако.Но их наибольшее количество было найдено на полуострове Паракас централь-ного побережья Перу.В 1925 г.патриарх перуанской археологии Хулио Тельо обнаружил в песках полуострова два могильника неизвестной культуры.Спустя 2 года был найден третий могильник.Оказалось,что все они вместе составляют огромный город мертвых, который получил название Некрополь Паракаса.В ходе длительных раскопок здесь были обнаружены 429 мумий,распола-гавшихся в основном в грунтовых могилах,а также в пещерных захороне-ниях.На основании этих находок исследователи выделили самостоят-ельную археологическую культуру,назвав ее культурой Паракас и датировав ее расц-вет примерно 300 г.до н.э.–200 г.н.э.Особые почвенные условия полуострова привели к тому,что в древних захоронениях тела погребенных подверглись естественной муми-фикации и,кроме того,прекрасно сохранились органические материалы.Поэтому архе-ологи получили в свое распоряжение многочисленные образцы древних изделий из шер-сти,дерева,кости,керамики древность которых превышает две тысячи лет.Культура Паракас стала известна,прежде всего,своими потрясающими изделиями из шерсти.Мно-гоцветные шерстяные одеяла,пончо,тюрбаны,сотканные древними мастерами,сегодня по праву считаются лучшими во всем искусстве древней Америки.И более половины из найденных в Паракасе костяков имели деформацию черепа.Причем в этой культуре пра-ктиковали как круговой,так и лобно-затылочный виды деформации.Возможно,это объяс-няется разным возрастом захоронений,но хотя эта культура существовала более пяти-сот лет,сегодняшние методы датирования не позволяют однозначно ответить на данный вопрос.Важно другое.На некрополе Паракас нет бедных погребений.Все захоронения принадлежат представителям социальной верхушки– вождям и жрецам.Это действительно был город знатных мертвых,подобный уже упомянутому могильнику на острове Хайна. Быть может,похороненных здесь людей объединяла не племенная общность,а своего ро-да кастовая,нечто подобное жреческому ордену? Этим может быть объяснено и чрезвы-чайное единообразие погребального обряда на данном памятнике.Подводя предварите-льные итоги можно сделать несколько выводов относительно загадки этой странной традиции.В первую очередь необходимо отметить широкую географию ее распростране-ния как в прошлом,так и в настоящем.При этом локализация традиции носила очаговый характер.Одни народы практиковали деформацию головы на протяжении столетий или даже тысячелетий,а люди,жившие с ними по соседству,также на протяжении долгого времени,не уродовали свои головы.То есть идеологическая подоп лека этого обычая не распространялась в ходе культурного взаимодействия от одних к другим.Также не понятна мотивация данной процедуры.Единственное объяснение,уже обозначенное ранее – завет богов.Кстати,здесь уместно упомянуть еще один факт.В Китае на протяжении сотен лет существует культ древнего даосского божества Шоу Син(Шоу Кси)– бога долголетия.И сегодня в этой стране чрезвычайно популярны статуэтки Шоу.При этом на всей протяжении своей истории этот божественный персонаж всегда изображался с чрезвычайно вытянутой головой.И что также интересно,уже в период династии Мин (1368–1644),а возможно и гораздо раньше,Шоу Кси ассоциировался китайскими астро-логами со звездой Канопус.А Канопус(Альфа Киля)— звезда южного полушария,ярчай-шая в созвездии Киля и вторая по яркости(после Сириуса)звезда на земном небос-клоне.Далее следует отметить,что несмотря на различные способы деформации черепа, главной целью этой процедуры служило удлинение головы.Некоторые медики считают, что подобное воздействие на голову помимо причиняемых неудобств,способствовало возникновению регулярных головных болей и серьезно увеличивало риск негативных последствий для психического и физического здоровья человека в целом.Однако мно-гие народы продолжали столетиями следовать этому обычаю,несмотря на имевшие место быть летальные исходы.В последние десятилетия многие исследователи,пытаясь выя-вить причину традиции головной деформации,склоняются к нейрофизиологической вер-сии.В том смысле,что изменение формы черепа должно оказывать влияние на различные области коры головного мозга и это,соответственно,должно вызывать изменения опре-деленных психических и физических свойств человека.Но серьезные научные исследо-вания в этой области не проводились.Это понятно,поскольку подобные исследования подразумевают многолетние и тщательные наблюдения над значительным количеством людей разного пола и возраста,имеющих черепную деформацию.Таким образом,важней-шие вопросы о назначении и происхождении этой странной традиции продолжают оста-ваться на уровне предположений.Другая,еще более непонятная загадка древней исто-рии связана еще с одним способом воздействия на голову человека.Речь идет о тре-панации черепа.Трепанация это хирургическая операция с образованием отверстия в костной ткани черепа.Начиная с глубокой древности трепанация использовалась в медицинских целях для лечения различных заболеваний головного мозга.Эта операция была подробно описана в трудах знаменитого древнегреческого врача Гиппократа.Но археологические изыскания демонстрируют гораздо большую древность этого хирурги-ческого воздействия,уходящую во времена неолита.Один из самых древних трепаниро-ванных черепов был найден близ Лозанны(Швейцария).Исследователи датировали его серединой IV тыс.до н.э.Однако не это вызывает удивление.Люди,интересующи-еся дре-вней историей,хорошо знают о том,что во многих древних цивилизациях теоретические и практические познания в медицине достигали очень высокого уровня.Сегодня суще-ствует большое количество данных,свидетельствующих о том,что в большинстве древ-них культур Старого Света,будь то Египет или Месопотамия,Индия или Китай,уже тыс-ячелетия назад врачи лечили большое количество болезней и выполняли сложнейшие хирургические операции.Благодаря недавним исследованиям на юге Египта были найде-ны мумии периода Древнего царства.В черепа трех мумии были вставлены золотые пла-стины.Это было сделано еще при жизни этих людей,после того как они перенесли тре-панацию черепа.Т.е.уже в середине III-го тысячелетия до н.э.древнеегипетские вра-чи владели методиками,позволявшими им осуществлять такие сложные операции как трепанация черепа.Впрочем,высокий уровень развития древнеегипетской медицины был известен давно,сохранились даже папирусы на медицинскую тематику.Другое дело,ког-да речь заходит не о столь высокоразвитых культурах,а о тех,что только еще стояли на пороге цивилизации.Одно из самых загадочных свидетельств– уже упоминавшийся некрополь полуострова Паракас.Здесь было найдено огромное количество мумий,чере-па которых имели отчетливые следы операций по трепанации черепа.Количество таких черепов на разных могильниках полуострова Паракас составляло от 40 до 60% от об-щего числа! Такой процент превышает все разумные пределы.Первоначально исследо-ватели считали,что это следы операций по лечению серьезных травм головы,получен-ных воинами в сражениях.Одним из самых распространенных видов боевого оружия в те времена была палица или дубинка.Но представители культуры паракас,судя по их пог-ребальному инвентарю,не были воинственными.Иное дело– другая древняя индейская культура– мочика,существовавшая на севере Перу примерно в то же время,что и кул-ьтура паракас.Индейцы мочика отличались крайней воинственностью и постоянно вели боевые действия со своими соседями.В этой культуре также известны черепа со сле-дами трепанации,но их крайне мало,а процентное соотношение к общему числу костных останков не идет ни в какое сравнение с тем,что имеется в Паракасе.Кроме того, здесь найдены черепа,имеющие по несколько (иногда до пяти)следов операций на чер-епе.По костным останкам палеонтологи легко устанавливают,выжил ли человек после подобной операции или нет.Дело в том,что при удачной операции отверстие в черепе постепенно зарастает и зарастает по периметру губчатой костной тканью.Если череп не имеет следов заживления,это означает,что пациент умер во время операции или вскоре после нее.Так вот на некоторых могильниках количество черепов со следами успешных операций превышает 80%!В древности было известно несколько техник трепа-нации черепа: постепенное соскабливание кости,вырезание прямоугольного(квадрат-ного)отверстия,вырезание по кругу или высверливание по кругу маленьких дырочек (перфорация),а затем вынимание получившейся «крышечки».В Паракасе использовалось как соскабливание кости,так и ее вырезание.В среднем диаметр таких отверстий на черепе составлял 4-5 см,но в исключительных случаях диаметр мог достигать 7,5-8 см,т.е.трепанируемая площадь составляла почти 90 см;! И человек после этого оста-вался жив.В одном из погребений был найден целый набор хирургических инструментов ,в который входили: обсидиановые ножи различных размеров,ложка,сделанная из зуба кашалота,иголки с нитками,бинты и хлопковые шарики-тампоны.При помощи таких вот простых инструментов древние медики успешно вскрывали черепа своих соплеменников. В Паракасе найдены несколько черепов,где отверстия были закрыты тонкими золотыми пластинами.И эти пластины успели зарасти по краям новой костной тканью.В других случаях отверстие закрывались бронзовыми пластинами или заплатками из высушенной кожуры тыквы.Практика трепанации черепов известна не только в Паракасе.В Перу черепа со следами операций были найдены в соседнем районе– Наска,в окрестностях Куско,древней столицы инков,на севере– в культуре мочика и других местах.Известны трепанированные черепа на памятниках бассейна озера Титикака,относящиеся к куль-турам тиауанако и уари.Но нигде,кроме Паракаса нет такой высокой концентрации данного типа костных человеческих останков.Более того,после исчезновения культуры паракас,причина которого не установлена,во всем регионе резко снижается количе-ство находок черепов со следами трепанации.С чем это связано? С исчезновением большинства врачевателей,владевших данной техникой или с чем-то иным? Почему име-нно на этом полуострове была столь распространена трепанация черепа.Некоторые исследователи полагают,что здесь был своего рода лечебный центр,мастера которого в совершенстве владели этим видом операций.И в этот центр съезжались представи-тели других народов.Но если б это было так,то выздоровевшие пациенты должны были разъезжаться по домам.Если же они умирали,их могли похоронить и на месте.Но пог-ребальный обряд в могильниках Паракаса достаточно однообразен.Здесь нет захоро-нений чужаков.Получается,что все прооперированные пациенты принадлежали одной местной культуре.Следует также отметить,что в Древней Америке,как в Перу,так и в Мексике,трепанации(в том числе неоднократной)подвергались люди как с деформиро-ванными,так и с обычными головами.Кстати,в Древней Мексике существовал еще один «очаг» массовой трепанации.Речь идет о цивилизации сапотеки вОахаке,существовав-шей со II по IX вв.н.э.Но сапотеки не достигли такого размаха по количеству опе-раций на черепе,как жители Паракаса.Также интересен еще один момент. Захоронения с трепанированными черепами отличались от обычных: как правило,их находили под пол-ами маленьких жилищ,а сами жертвы древних хирургических экспериментов относились к представителям низкого социального статуса.И это является принципиальным отли-чием от культуры паракас,в которой трепанации подвергались представители социаль-ной элиты.Известный отечественный публицист Всеволод Овчинников в своей книге «Вознесение в Шамбалу» приводит интересный факт:«В Тибете давно заметили,что дар ясновидения люди чаще всего обретают после мозговой травмы.И задались целью отк-рывать «третий глаз» искусственно. Отобранному по особым принципам монаху делают операцию,нередко сопряжённую со смертельным исходом.В середине лба высверливают отверстие,на несколько дней закрывают его деревянным клином с целебными мазями и дают зарасти».Что интересно,черепа с трепанацией в центре лба известны и в Южной Америке,в частности,в бассейне озера Титикака.Выдающийся отечественный психофизи-олог Л.П.Гримак считал,что трепанация левой височной кости черепа,очень распрост-раненная среди древних культур Америки,осуществлялась для подавления левого полу-шария головного мозга и,как следствие,активации правого полушария.Таким образом древние пытались усилить паранормальные способности человека.Гипотеза спорная, так как в большинстве древних культур(и не только американских) существовали менее кардинальные способы трансформации сознания и психики– от использования растите-льных психоделиков до различных практик медитации.Существует и более экзотическая гипотеза,согласно которой трепанации осуществлялись для достижения постоянного состоянии измененного сознания.Т.е.это являлось своеобразной техникой подготовки древних жрецов.Однако все эти гипотезы не объясняют факта концентрации в одном месте такого количества остатков людей со следами операций на голове.И хотя подо-бное хирургическое вмешательство в качестве лечения не следует отрицать,но много-численные и массовые трепанации явно не были вызваны медицинскими целями. Поэтому данная загадка древней истории еще ждет своего решения."(ст."ЗАГАДКИ ДРЕВНИХ ЧЕРЕПОВ",Телеканал ЛАЛА,2023)


Рецензии