воспитание... школа...

Воспитать. Заимствовано из старославянского. Образовано от «питати» - воспитывать, кормить.
Воспитать.
Вырастить (дав образование, привив какие-либо навыки, правила поведения).
Воспитать. Путём систематического воздействия, влияния сформировать чей-либо характер.
И третье значение, которое словарь русского языка относит к растениям и животным, но мне так думается, что касается и человека.
Воспитать, вырастить по известной системе.
Воспитание как систематическое воздействие рождает и противодействие.
Что хочет ребёнок и взрослый?
Жить в своё удовольствие.
Некоторым счастливчикам такое и удаётся, но на самом деле счастливчики ли они?
Большинство людей что вынуждено делать?
Жить и исполнять свои обязанности или вовсю стараться не исполнять эти самые обязанности.
Поэтому систематическое воздействие рождает и противодействие. Очень даже не зря Макаренко указывал на то, что существует не только сопротивление материала, но сопротивление личности.
А у нас ещё с конца восьмидесятых пошла тенденция относиться к ребёнку, как к какому-то небесному созданию – ангелочек и больше ничего.
Ребёнок – человек. Человек, открывающий мир. Что в мире делать и как в
мире жить?
Одно дело – как мне хочется. Другое дело – как общество на все мои хотелки посмотрит.
Итак, писали мы планы воспитательной работы и вели воспитательную работу в классах, и отчитывались. В дальнейшем меня классным руководством не нагружали, и это было большое облегчение в работе. Можно было направить свои силы и время на подготовку к урокам.
А Людмила всегда – классный руководитель. И доставало же её это самое классное руководство! Платили гроши, а работы было море, и большей частью формальной, для галочки. Всё время составлять какие-то списки, участвовать во всяких мероприятиях, дежурить по школе и т. д. На бумаге всё выглядело очень правильным и логичным, но на деле был чистой воды формализм:
всё хорошо, прекрасная маркиза.
План мероприятий, проведение мероприятий, отчёт о выполнении, а там хоть трава не расти.

Воспитание как систематическое воздействие – куда же без этого: классные часы, классные мероприятия, совместные дела, беседы и объяснения, почему так ДОЛЖНО себя вести – всё это необходимо и важно.
Но никто ещё классика не опровергнул:
бытие определяет сознание.
Среда воспитывает.
Все обстоятельства жизни воспитывают и продолжают влиять, формировать человека во всей его жизни.
Были атеистами,  вдруг стали верующими.
Были книгочеями, вдруг стали стяжателями.
Ещё примеры?
Расхожая фраза: становление личности, подразумевая под этим, что личность в какой-то момент «установилась» и – всё: процесс закончился.
Но ведь жизнь продолжается! И, оставаясь самим собой, человек меняется и движется. Куда? Кто как. Кто старается в гору, кто под гору, кто топчется на месте и упрощает себя до самой непосредственной простоты и ясности.
Воспитание – вскармливание. Мы потребляем пищу материальную, как необходимую для нашего физического состояния, мы потребляем пищу духовную. И хочется тоже чего-нибудь «вкусненького».
И понимание такого «вкусненького» у всех разное, разные потребности.
От выпить и закусить до теории струн и далее.
Дилемма: направить ребёнка по строго вычерченному пути или дать возможность выбирать свой путь самостоятельно?
А из чего выбирать? Какие возможные смыслы жизни «нарисовать»?

Золотой постулат моего отца, который имел образования один класс церковно-приходской школы, а остальное добирал в течение всей жизни,
а был человеком мудрым и среди людей  очень уважаемым:
НАДО НАД СОБОЙ РАБОТАТЬ!
Отец не объяснял мне, что он подразумевает, а учил самым обычным делам и обретению практических навыков:
как лошадь запрягать и распрягать, косить, колоть дрова, пилить, строгать, развести костёр в лесу, когда всё вымокло, вкапывать столбы, крыть крышу железом и красить крышу, вывозить снег, копать, собирать в лесу грибы и ягоды, точить топоры и править косы, беречь природное и человеческое, уважать тружеников…
И мамин золотой завет-обращение:
Я не пропаду. У меня есть голова и руки.
Родители мои – труженики, что и меня определило.
Так что беседы и нравоучения важны, но ещё более – личный пример и так называемые «мелочи», которые и совсем не мелочи.
В семье – заведённый порядок, лад.
Девчонки наши как-то высказали мне свою «обиду»:
- Так заведено было, что и не вывернешься!
Есть в такой ладовой организации и свои минусы, но зато, пока девчонки с нами были, мы всегда были вместе: и в праздники и в будни.
У каждого своя работа, свои заботы, но все – заняты, прохлаждающихся нет.
Особенно летний точильненский сезон. Встать пораньше и с утра до вечера трудиться. А после трудов как же благословенны отдохновения!
А как же в школе вот эти самые «мелочи»?
Да всё важно, всё воспитывает: как учитель одет, как учитель в класс вошёл, поздоровался, как к ученикам обращается, на доске пишет…
Да, всё – важно!
И принцип такой же, как в семье: вместе делаем.
Класс в порядок перед каникулами привести, отмыть. подбелить, подкрасить.
На субботнике все с мешками для мусора, мётлами и граблями без чинов и званий.
Из интернатского общежития Людмила усвоила правило: никакой работы не чураться, а кто отстаёт – помогать.
Людмила вместе с ребятами и парты моет, и полы. и мусор собирает, и макулатуру несёт, и стенгазету рисует, и поёт, и пляшет, и праздничный чай один на всех.
И как здесь не вспомнить Елизавету Борисовну, директора копейского интерната, в котором со второго по восьмой класс обучалась Людмила.
Там все – учителя, воспитатели, ученики всегда были вместе: пололи грядки, окучивали картошку, убирали урожай, наводили порядок в кабинетах, ели пищу из одного бачка. И к директору можно было обратиться не чинясь.
И когда был большой осенний праздник, то праздник был для всех от сторожа до директора. Никто не был обойдён вниманием, награждали и ночных нянечек и завучей, сторожей и учителей, скотников и воспитателей, награждали вместе со всеми и учеников.
А потом был общий для всех стол и сидели все не по чинам, а очень даже свободно и стол был, как и труд, один на всех.

Показательные мелочи.
Школьная столовка. Повара в свой закуток приглашают директора, завхоза и школьного фельдшера, чтобы опробовать и заодно напитаться приготовленной пищей. Они – люди особые и могут насыщаться пищей только отдельно от всех

Сентябрь. Вся школа – на Кленовую, на природу.
Подъём долгий и нудный. Ученики и учителя – пешком. Директор и особы, к нему приближённые, лихо на авто заезжают на гору и сверху так снисходительно на муравьиную мелочь поглядывают.
А «муравьиная мелочь» ползёт в гору пешком и любуется и впитывает в себя осенние виды. Всё бы и ничего особенного, мелочь. Но ведь всё время и постоянно, и каждодневно: все равны, но некоторые ровнее.
Это же постоянно в сознание закладывается: надо ловчить, приспосабливаться, быть поближе к власть предержащим, тогда удобства всякие, тогда и жизнь в своё удовольствие.

Юбилей школы. Пришли ветхие ветераны. Усадили их за столики, чаем с конфетами и пирожными угощают. А отдельный столик – для избранных: директор, завучи и какое-то что-то из гороно. Кто-то из учителей мельком взглянул:
-Ни фига себе, как у них там накрыто!
Какой прозорливец Г. Г. Мясоедов! Земство также, как и более ста лет назад, – обедает!

Да, мир бы перевернулся, если бы по Пушкину:
вместо чин чина почитай, ум ума почитай.

Учителю, как актёру, нужна харизма, природное обаяние. Тут ничего на поделаешь, не наработаешь. Или есть, или нет. У Людмилы такое природное дарование есть. Были и неудачи, но большей частью контакт с учениками Людмила всегда находила.
Учитель истории рассказывает:
- Урок. У меня «окно». Иду по коридору. В кабинетах шумно, в одном вообще гам. Иду мимо кабинета русского языка – тишина абсолютная. Нет что ли никого? Тихонько заглядываю. Да нет, все на месте. Идёт урок.
Людмила что-то ученику объясняет за столом. Ещё один у доски предложение разбирает.
Ребята в группах работают, стулья сдвинули, что-то пишут.
И все спокойно и тихо что-то говорят, обсуждают.

Правило: вместе, но без панибратства. Дистанцию, учительскую дистанцию,  надо всегда соблюдать. Не внешне – внутренне. Быть на равных и быть на голову выше.

Так каким учителю надо быть?

У Людмилы классное руководство в пятом классе. Первое сентября. Людмила первый раз идёт знакомится с ребятами. После смены совещание при директоре. Школьная администрация втихаря, как она особенно и любит, провела среди учащихся опрос на тему, чем им запомнился первый учебный день.
Один из пятиклассников пишет, что на истории учительница интересно рассказывала, урок математики быстро прошёл, а больше всего понравился урок русского языка, потому что учительница –
очень хороший человек…

Имея голову и руки, работать над собой и может быть, что и совсем необязательно, кто-то последует твоему примеру.

хороший человек…надо над собой работать…
чтобы иметь право воспитывать других, надо воспитывать самого себя...


Рецензии