Великому Пушкину 215!

Есть у лета июнь, соловьи и кукушки.
Есть у времени даты, есть счастливые дни.
Есть на свете Россия, у России есть Пушкин, -
И божественный гений её душу хранит.
В.В. Костишар

В библиотеке им. Ломоносова 26 мая 2014 стартовал «Пушкинский марафон».
В три часа дня прошёл литературно-музыкальный медальон «Венок Пушкину», который провела музеограф Дома-музея А.С. Пушкина Марина Подлесная. Она  оформила стенды, на которых были представлены  исторические справки, документы, рисунки, касающиеся жизни и творчества великого поэта.
На встрече прозвучали романсы, написанные на пушкинские строки. Ф.И. Цуркан исполнил «Я помню чудное мгновенье» и «В крови горит огонь желанья», положенные М. Глинкой на музыку, а также «Я вас любил» Б. Шереметьева. Аккомпанировал И. М. Сазонов, который исполнил два романса на стихи А.С. Пушкина: «Ночной зефир» композитора Даргомыжского и «Узник», музыка народная. Юная Анастасия Прасковия на гитаре исполнила две песни, написанные на стихи О. Рудягиной и А. Коркиной,  на свою музыку.
М. Подлесная рассказывала предысторию написания стихотворений, впоследствии ставших известными во всём мире романсами. Пушкинский «Узник» получил широкое распространение в революционной среде и стал народной песней, неоднократно записанной фольклористами в живом бытовании.
М. Подлесная рассказывала о Пушкине, и у присутствующих создавалось впечатление, что она вспоминает о своём друге, поэтому атмосфера встречи была тёплой, домашней и уютной.
Н. Родина декламировала стихи из сборника В.В. Костишар «Букет для Пушкина»:

Я соберу для Пушкина букет
С лугов заветных – там цветов не косят.
На стол поставлю, где поярче свет,
И где окно раскрыто прямо в осень.

Берёзы будут под окном звенеть,
И полыхать нарядные осины…
И станет он на мой букет глядеть,
Глядеть и думать, - думать о России.

Которую увидит всю в окне –
С осенним небом, с этой птичьей стаей.
И не грустя, напишет он о ней
Счастливый стих – и веселее станет…

И долго будет свежим мой букет –
Я выбирала вечные растенья.
Я собрала их для тебя, поэт, –
Прими цветы простые в День рожденья…

, а также зачитывала отрывки из книги Б.А. Васильева «Духовный путь Пушкина», в которой автор подчёркивает, что душа человека раскрывается во времени. 
Под музыкальное сопровождение И. Сазонова Н. Родина для всех исполнила вальс собственного сочинения «Только руки не отнимай».
В завершении встречи все гости  на память хором прочитали стихотворение А.С.Пушкина «Памятник»:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.

Н. Родина, ответственный секретарь АРП РМ


Рецензии
"В завершении встречи все гости на память хором прочитали стихотворение А. С. Пушкина «Памятник»

Надеюсь, не забыли сообщить слушателям, что стихотворение это не является оригинальным, а попросту украдено поэтом у Горация. Вороватое величие.

Валентин Великий   27.01.2024 21:23     Заявить о нарушении
Если уж поднимать волну обличительства, то приведу исторические факты, не вступая с вами в спор.
История создания стихотворения имеет несколько гипотез. Первая - подражание известным стихотворениям-памятникам мировой литературы: «Памятники» Г. Державина, М. Ломоносова, В. Капниста и др. поэтов 17 в. Вторая - многие исследователи считают, что источником идеи для стихотворения Пушкина стала ода Горация «Exegi monumentum».
По факту - история создания «Памятника» по сей день остаётся загадкой для исследователей пушкинского творчества.
Сможет ли кто-то когда-нибудь её разгадать, покажет время. Успехов вам. Дерзайте.

Натали Родина   28.01.2024 12:01   Заявить о нарушении
"остаётся загадкой для исследователей"

Странно, что исследователям не приходит в голову сравнить тексты Горация и Пушкина — один в один.

Гораций.
Около 1 века нашей эры:

«Exegi monumentum aere perennius»

Я воздвиг [себе] памятник долговечнее бронзы (т.е. я обессмертил свое имя)

Пушкин.
19 век:

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный»

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Гораций:

«Non omnis moriar, multaque pars mei vitabit Libitinam»

Я умру не весь, моя большая часть спасется от Либитины (т.е. мое «главное я» избежит похорон).

Пушкин:

«Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит»

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Гораций:

«Sublimi feriam sidera vertice.»

Коснусь поднятой головой звезд

Пушкин:

«Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа»
Гораций:

«Fabula quanta fui.»

Я стал сущей молвой.

Пушкин:

«Слух обо мне пройдет по всей Руси великой»
Гораций:

«Miserarum est neque amori dare ludum.»

Горе тем, кто не может дать воли любви/чувству.

Пушкин:

«Что чувства добрые я лирой пробуждал»

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Гораций:

«Pictoribus atque poetis quidlibet audendi semper fuit aequa potestas»

Художникам и поэтам всегда одинаково разрешалось дерзать в чем угодно.

Пушкин:

«Что в мой жестокий век восславил я Свободу»
Гораций:

«Virtus est vitium fugere et sapientia prima stultitia caruisse»

Добродетель — бежать от порока, мудрость — избегать глупости.

Пушкин:

«И не оспоривай глупца»
Гораций:

«Mediocribus esse poetis non homines, non di, non concessere columnae»

Быть посредственным поэту не позволят ни люди, ни боги, ни книжные лавки.

Пушкин:

«Веленью божию, о муза, будь послушна»
Гораций:

«O imitatores, servom pecus!»
О подражатели, рабское стадо!

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Написано на тему оды Горация «К Мельпомене» откуда взят и эпиграф. Эту же оду Горация перевел Ломоносов; ей подражал Державин в своем стихотворении «Памятник».

Валентин Великий   28.01.2024 12:25   Заявить о нарушении