Глава 1. Синды в мировой истории

Слово Синд происходит от санскритского слова Sindhu (Синдху) – река, поток, море. Это древнее индийское название реки Инд и прилегающей к ней страны. Ассирийцы в начале VII века до н.э. звали этот регион как Синд, персы как Хиндуш, греки – Индос, римляне – Синдус или Индус. В античное время территория современного Синда была известна под названием Совира или Соувира, а также как Синдхудеша (деша – земля или страна). Ибн-эль-Варди всю Индию делил на три части: северную – Синд, среднюю – Хинд, южную – Комар. От слова Синд произошли названия новоиндийских языков хинди и синдхи. Кроме того оно стало нарицательным именем вообще всех рек. Подобно другим рекам Синд (Инд) был олицетворяем в виде особого божества. В Ригведе целый гимн (книга X, гимн 75) посвящен прославлению реки Синдху.

В настоящее время Синдом называют всю дельту и нижний берег реки Инд. Проживающий здесь народ называют синдхами или синдами. В 1947 году часть этой территории Индии отделилась в самостоятельное государство Пакистан, где сейчас проживет около 50 миллионов синдов, а в Индии их осталось только 5 миллионов человек, проживающих в основном на прилегающих к Пакистану территориях Пенджаба и Раджастана.
 
Долина реки Инд и ее притоков – район одной из самых древних описанных к настоящему времени цивилизаций. Ее называют Индской по месту расположения, Хараппской по месту обнаружения и Мохендж-Даро по месту проведения самых масштабных раскопок. Во время своего расцвета (3000 лет до н.э.) индская цивилизация занимала территорию в два раза больше, чем египетская и месопотамская цивилизации вместе взятые. И по возрасту, она древнее их. Вначале она развивалась как сельская цивилизация, и первые поселения относятся к VII-VI тысячелетиям до н.э., хотя считают, что отсчет следует вести с VIII тысячелетия до н.э., а, возможно и раньше. Раскопки в Мохенджо-Даро затруднены климатическими условиями, и самые нижние слои еще не вскрыты. Что особенно удивляет историков, так это полное отсутствие оружия, местные жители никогда ни с кем не воевали.
 
Хараппскую цивилизацию относят к самой древней нерелигиозной цивилизации  мира, возможно из-за отсутствия культовых сооружений. Но ведь храмом для жителей Хараппы была сама природа. Они поклонялись деревьям. И сейчас еще в современной Индии рядом с храмовым комплексом в Манали мы видели огромный деодар (кедр), украшенный религиозными атрибутами, он называется “первый храм”. У жителей Хараппы был развит культ женского божества и почитание змей. Богиня всегда изображалась со змеями. Есть и прообраз самого древнего индийского Бога Шивы (на санскрите – милостивый).

Учёные считают, что индскую городскую цивилизацию создали протодравиды (3500-1000 годы до н.э.). Будучи наследницей более ранних культур, она смогла впитать из них самое лучшее. Неизвестно, сколько культур объединила в себе индская цивилизация. Не все они оставили какие-либо материальные свидетельства о себе. Но многие учения о познании природы человека и путях ее преобразования от низшей (животной) к высшей (духовной) сохранились до наших дней. С незапамятных времен хранителями этих древних знаний были риши, мудрецы Индии.
 
Города в долине Инда строились по определенной, чрезвычайно четкой схеме, учитывающей все экологические особенности района с одной стороны и все требования людей – с другой. Трудолюбие, терпение, изобретательность и глубоко продуманный подход ко всем строительным работам, которые проявляли древние зодчие, способны вызвать восхищение и чувство глубокой неудовлетворенности собой у современных архитекторов. Древние строители хорошо знали свое дело. Вы не найдете в городе – в период развитой цивилизации – ни запутанных кривых улочек, ни унылых глухих переулков, ни кособоких домишек, ни выползающих на улицу строений, ни улиц с постоянно меняющейся шириной. Архитектурная структура города была одинакова во всех районах цивилизации: он делился на нижний город и цитадель. В нижнем городе находились, как правило, жилые дома, а в цитадели располагались административно-хозяйственные здания, дом правителя и т.п. Все улицы были строго ориентированы с востока на запад или с севера на юг. Некоторые археологи склонны считать, что именно стремление ориентировать улицы по сторонам света, а не заранее подготовленный план, придавало им четкую структуру.
 
Крупнейшие центральные магистрали имели в длину до 1 км и в ширину до 10 м, так чтобы повозки и телеги могли свободно передвигаться, не создавая тесноты и давки. Гораздо лучше сохранились узкие улочки, они оказались меньше размыты водой. Ширина некоторых из них чуть больше метра, углы, кое-где в узких местах стерты вьючными животными. Часто эти углы специально закругляли, чтобы не сбивалась поклажа на поворотах. В некоторых местах на углы зданий прикрепляли специальные деревянные щитки и решетки, которые должны были уберечь прохожих от случайных ушибов и синяков. Пересекающиеся улицы образовывали блоки, самые широкие имели до 10 метров в ширину. Здания были просты и удобны. По мнению некоторых археологов, они были лишены украшений и выглядели уныло, но дело здесь, скорее всего, в другом, понятия об архитектурной красоте и целесообразности у современных европейцев и древних индийских зодчих были различны. Главное впечатление, которое оставляют дома и улицы Мохенджо-Даро, - строители заботились в первую очередь об удобствах повседневной жизни. В каждом доме – прихожая, гостиная, дворик, лестницы, скамейки. Почти в каждом жилище есть туалет и душ. “Подумать только, - не без иронии восклицал итальянский археолог Г.Мандель, - туалеты здесь были даже в самых скромных домах, тогда как во внушительном Версальском дворце их не было ни одного, даже спустя целых четыре тысячи лет после Мохенджо-Даро”.
 
Крыши домов были плоские, окруженные парапетом и снабженные водосточными глиняными желобами. Такие же крыши до сих пор можно увидеть в Индии, особая конструкция глиняных водосточных желобов помогает их быстрому осушению в сезон дождей. Крыша имела особое значение в жизни обитателей долины Инда, в жаркую погоду вся семья спала на крыше, как до сих пор принято на востоке. Пищу готовили главным образом во дворе. В хорошую погоду двор был центром домашней жизни: здесь готовили, ели, шили, спали, отдыхали, беседовали. Жители городов весь день проводили во дворе на свежем воздухе. Жители долины Инда, везде строили системы каналов, благо воды в округе было в изобилии. Каналы использовались не только для орошения полей, но и в самом городе, каждая улица и переулок были прорезаны каналом, а порой и двумя. Там, где по расчетам предполагались большие количества воды, каналы были шире и глубже. Каналы выкладывали кирпичом, а в илистый раствор, который эти кирпичи скреплял, добавляли известь или гипс для водонепроницаемости. Если один канал надо было соединить с другим, лежащим ниже, то в месте соединения устраивали небольшое, выложенное кирпичом углубление, чтобы вода не уходила в почву. На окраинах города делались большие кирпичные стоки со ступенчатым сводом – они отводили дождевую воду и наполнялись только при сильных муссонных ливнях. В городах была прекрасно развитая система колодцев. Колодцы диаметром от 60 см до двух и более метров были во всех крупных домах. Они находились в специальных помещениях, в некоторых даже были оборудованы специальные сидения. Видимо, тогда, как и теперь на востоке, колодцы служили традиционным местом встреч, где жители обменивались городскими новостями.
 
В нижнем городе Мохенджо-Даро, кроме жилых домов, находились караван-сараи для приезжих торговцев и кварталы ремесленников. Раскопанные ремесленные кварталы занимают приличную площадь около 18 га, возможно, они гораздо больше и тянутся дальше на юг. Что же производили ремесленники Мохенджо-Даро? В ту эпоху уже существовало разделение труда, в городах возникал калейдоскоп ремесел, процветали металлургия, керамика, ювелирное дело. Судя по найденным предметам, ремесленники умели прекрасно работать с камнем, глиной, металлом, раковинами и костью. Знали они также ткачество, судостроение, строительное дело, умели изготавливать плуги, повозки, музыкальные инструменты и многое другое. Археологические находки весьма многочисленны, это и орудия производства, заготовки, обломки предметов и готовые изделия. Так, на территории одного лишь Мохенджо-Даро найдено около 2000 разнообразных металлических предметов из меди, бронзы, свинца, золота, серебра, электрона.
 
Жители городов долины Инда очень любили украшения с натуральными камнями. Искусные мастера-камнерезы по-видимому полностью удовлетворяли спрос горожан, они изготовляли бусы из сердолика, жадеита, агата, халцедона, бирюзы и других полудрагоценных камней. Сверла из кремния или роговика с небольшим количеством абразивного материала на рабочем стволе были небольшими до 4 см. С их помощью просверливали отверстия в бусине с обоих концов так аккуратно, что эти отверстия встречались точно посередине. Бусины тщательно полировали не только снаружи, но и внутри, так что, ни одна царапина не нарушала прозрачной игры камня. Бусины делали не только из разного материала, но и самой разнообразной формы: цилиндрической, круглой, биконической, вафлеобразной и других и разной величины. О чрезвычайно высоком мастерстве хараппских ювелиров выразительно свидетельствуют микробусины цилиндрической формы длиной всего лишь 3 мм и диаметром 1 мм, отверстие в центре бусины не больше 0.5 мм. Из них делали браслеты, бусы, пояса, нанизывая их на нити и соединяя по несколько нитей вместе. Эти бусы пользовались у жителей Хараппы большой популярностью, они в большом количестве обнаружены во многих местах. В одном грамме содержится 310 таких бусин – так они малы и легки. В двух сосудах, найденных археологами, их поместилось примерно 34000.
 
Что еще, кроме остатков материальной культуры, заставляет задуматься об особом, уникальном пути развития протоиндийского общества? Это то, что далекие потомки древних жителей Хараппы – современные дравиды сохраняли с глубокой древности до средних веков удивительные “сегментарные” государства, в которых крестьянские общины жили, не имея правящей верхушки и знати, и при этом поддерживали сложную и устойчивую систему местных органов управления и развитые религиозные институты на протяжении многих веков.
       
Синды – древнейшее население севера Индии и долины Инда, они в полной мере считают себя преемниками и наследниками древних цивилизаций Хараппы и Мохенджо-Даро. Синды часто упоминаются в индийском эпосе. В Махабхарате синдская принцесса Сатьявати на протяжении двух поколений являлась царицей-матерью легендарного царства Хастинапур, история которого и легла в основу Махабхараты. В Рамаяне Синд – часть империи царя Дашаратхи. И хотя с момента обнаружения археологами в 1875 году первых находок в долине реки Инд прошло уже более 100 лет, в истории еще не изжито представление о том, что ведическую культуру в Индию принесли арии. Даже в конце XX века в индийских школьных учебниках по истории хронологическая таблица начиналась с 1550 года до н.э. – времени начала прихода ариев в Индию, затем следовал год рождения Будды, начало царствования Ашоки, рождение Иисуса Христа и т.д. И ни слова не было про древние цивилизации долины Инда.
 
Долина реки Инд имеет второе название Двуречье, так как параллельно Инду несколько тысячелетий назад протекала река Сарасвати, высохшее русло которой сейчас можно рассмотреть только со спутника. В Ригведах Сарасвати описывается как полноводная река, а в Махабхарате (в 3000 году до н.э.) как высыхающая. В Ригведах современная река Ямуна упоминается 3 раза, а несуществующая ныне река Сарасвати 60 раз. В Пуранах можно проследить информацию о наводнениях, засухах, полном пересыхании рек. Сарасвати несколько раз меняла свое русло и полностью высохла к 1900 году до н.э. В Ригведах образ реки-богини Сарасвати проходит через весь текст. Ведь Сарасвати не только река, но и богиня мудрости, мать Вед. Все это является свидетельством древности Ригведы. Изучение истории санскрита, языковая традиция которого является одной из самых древних на земле, позволило бы во многом разобраться.
 
В Махабхарате присутствует персонаж по имени Санджая, он колесничий и доверенный советник слепого царя Кауравов Дхритараштры. Если посмотреть на запись имени Санджая на санскрите, то можно видеть, что первый слог может читаться как “са”, так и как “си”. Значит, его имя могло звучать и как Синджая, что очень близко к слову синд. В современной Индии и Тибете это имя сегодня широко распространено, но произносится немного по-другому, как Санджей, что тоже указывает на модификацию произношения имени со временем. Санджая является одним из основных рассказчиков в Махабхарате, так как он дает слепому царю полное описание того, что происходит на поле битвы в текущий момент, находясь за многие километры от места сражения. Такой способностью наградил Санджая его духовный учитель за следование дхарме. И это не фантастика. Во время сражения на Куликовом поле Сергий Радонежский, находящийся за сотни километров от поля битвы в храме во время общей молитвы вел полный отчет о том, что происходит на месте сражения и тут же с братией читал заупокойные молитвы о погибших. В Индии такие сверхспособности называют сиддхи. Их насчитывается более девяноста, все они описаны в Йога-сутре Патанджали. На юге Индии Бога часто называют именем Сиддхисварупа, что переводится как “Божественная форма исполнения желаний”. А не произошло ли слово сиддхи от синдхи (синды)? Тогда божественное имя Сиддхисварупа будет звучать Синдхисварупа, и переводиться как “Божественная форма синдов”.
 
Про жителей Хараппы говорили, что их глаза устремлены не на этот мир. Тогда возможно, что название индийских святых и отшельников садху тоже происходит от слова синдху, если учесть что слоги “са” и “си” взаимозаменяемы. Или, еще такое слово как Сандживани – легендарное растение, которое может вернуть умершего к жизни, описанное в Рамаяне, его можно также читать как Синдживани. Во время ковида индийское лекарство с названием Сандживани Вати – мощное лекарство от вирусов и бактерий прославилось по всему миру. Так весь мир узнал о Сандживани Видье – тайной индийской науке воскрешения мертвых.   

Широко распространенное в Древней Индии и Непале имя Сиддхартха (имя, данное Будде при рождении), также можно записать как Синд-артха и перевести, как синд, следующий артхе (высшему закону справедливости). В названии первой буддийской общины – сангха (сандха), угадывается тот же корень синдха. Не менее интересна в буддизме практика львиноликой дакини Сингхамукхи, известной в Древнем Тибете как Сендома (Синдома). Эта практика предназначена для отвращения черного колдовства, проклятия и порчи. Её отличительная особенность в мгновенном выжигании и отвращении вреда от всякого магического воздействия. Также, эта практика помогает при судебных тяжбах, противостоянии и моральном давлении со стороны. Дакиня мудрости Сендома способна даровать долгую жизнь, богатство и успех в делах. Таким образом, мы видим, что со словом синд в современной Индии и Тибете связано много загадочного и магического.

С самых древних времен обитатели долины Инда выращивали культурные растения в садах, продолжая собирать и дикорастущие растения. Как источник пищи сад был весьма ценен. Он давал продукты, которые можно было не готовить на огне, а есть сырыми, и к тому же запасать на зимний прохладный, дождливый период в соленом, сушеном или моченом виде. О садоводстве в хараппской цивилизации известно немного, но, по всей видимости, оно играло важную роль. Самым популярным фруктовым деревом здесь была финиковая пальма. Она неприхотлива, хорошо растет на засоленных почвах, дает большие урожаи ценных питательных плодов, которые могут долго храниться. Сок ее ягод заменяет сахар и мед. Из листьев можно сплести циновки, из древесины выточить посуду, из косточек, перетертых в муку, получается ценный корм для скота.

Долина Инда и прилегающие к ней районы предоставляли земледельцам не только плодородную почву и благоприятный климат, но и обильную воду – речную, дождевую, а также воду из каналов и колодцев. Наличие воды и ее распределение в течение года, размещение почв и колебание температур определяли зоны размещения и территориальные сочетания культур. Так, в районах Мохенджо-Даро и Хараппы культивировали преимущественно пшеницу и ячмень, в Калибангане – только ячмень, в Лотхале, Рангпуре, Суркотаде – рис и просо. Разводили также хлопчатник, возделывали кунжут и горчицу, из которых производили масло. 

В долине реки Инд хлопок выращивали уже в III тысячелетии до н.э. Для хлопка нужно тепло и особенно вода, которая поставлялась на поля по искусственно вырытым каналам.  С незапамятных времен синды славились как опытные мореплаватели. У них были контакты с Древним Египтом, островами Крит и Кипр, Аравийским полуостровом. Они осуществляли торговлю и морские перевозки в Мессопотамию, Аккадию и Шумер. Именно синды поставляли египтянам хлопковые ткани, которые назывались синд (обычная ткань) и синдон (ткань типа муслина). Синдон – сверхтонкая и сверхпрочная ткань прославилась на весь мир. Возможно, что слово синдон в употребление ввели греки. В древней Греции мужская и женская нижняя одежда называлась хитон. Когда до греков дошли ткани из Синда, одежду из них, возможно, стали называть синдоном. Сейчас слово синдон в Греции полностью забыто, оно отсутствует в греческо-русском словаре. Только в македонском словаре мы нашли слово “синдон” (греческий ;;;;;;) – индийская ткань.

Создается впечатление, что именно такую ткань купил Иосиф, чтобы обернуть тело Иисуса Христа после распятия. В русском переводе Евангелий слова синдон нет, там говорится только о плащанице. И, тем не менее, в христианскую церковную терминологию слово “синдон” вошло. В словаре церковно-обрядовой терминологии синдоном называют длинную рубаху белого цвета, которую архиерей и иерей надевают поверх полного облачения для совершения ритуала освящения храма. Полный и подробный Библейский словарь к русской канонической Библии пишет: “синдон (значение слова неизвестно) – нижняя рубашка, белье из тонкого полотна”. Такое же определение синдона дает Библейская энциклопедия архиепископа Никифора.

Возможно, к началу новой эры уже не было индийского синдона и синдоном стали называть любую тонкую белую ткань. Именно такую тонкую белую одежду, но изо льна, носил египетский монах Серапион (V век), за что его стали называть святым Серапионом Синдонитом. Его одежда, которую он носил на голое тело, как бы напоминала плащаницу, в которую был завернут Иисус Христос после распятия. 
Интересно, что когда Махатма Ганди объявил войну европейской одежде и английским тканям, он своим личным примером стал возрождать древнее прядильное ремесло, которым когда-то владели синды. Ганди всегда можно было увидеть сидящим за прялкой, даже когда он разговаривал с посетителями, решал важные политические вопросы. В первоначальном варианте современного индийского флага в центре на белой полосе была изображена прялка, потом ее заменили буддийским религиозным символом – колесом. Таким образом, орудие труда древних синдов – прялка, какое-то время присутствовала на государственном флаге Индии. Символика цветов индийского флага чисто религиозная. Оранжевая полоса – это индуизм, зеленая – мусульманство, белая – все другие религии Индии. И по центру белой полосы красовалась прялка синдов.   

Очаги Хараппской культуры встречаются во многих местах Пенджаба, Синда, Белуджистана, Раджпутаны; ученые обнаружили здесь многочисленные археологические памятники, украшения, домашнюю утварь, орудия труда, принадлежности религиозного ритуала, ювелирные украшения, произведения искусства. Установлено, что жители Хараппы поддерживали тесные связи со многими странами Восточного Средиземноморья – с Эламом, Шумером, Египтом. Интересно отметить, что весьма схожие с Хараппской культурой очаги земледельческих культур, относящиеся к четвертому-второму тысячелетиям до н.э., были открыты учеными на территории Средней Азии, Закавказья, Северного Причерноморья. Ученые, таким образом, пришли к заключению, что в отдаленные времена существовала общность между народами, населявшими огромную территорию, простиравшуюся от Северного Китая на Востоке до Балканского полуострова на западе, от степей Южной России на севере до Центральной Индии на юге. Были ли все эти области каким-то образом связаны между собой или сходные черты в развитии культур этих народов объясняются лишь сходством социально-экономических условий их развития? На этот вопрос пока нет ответа. Но если предположить, что синды, опытные мореходы расселились сначала по берегам крупных рек, а потом с освоением морского пути обосновались в удобных бухтах Средиземного и Черного морей и на островах, то единство традиций и общность культур можно легко объяснить. На этом мы более детально остановимся в следующих главах.

Далее попытаемся выяснить причины гибели Хараппской цивилизации. Наиболее распространенная в западной науке гипотеза объясняет гибель Хараппской цивилизации вторжением в Индию в середине второго тысячелетия до н.э. хорошо вооруженных воинственных скотоводческих племен ариев, которые разрушили ряд городов, частично истребив, частично превратив в рабов мирных крестьян, ремесленников и торговцев. “Вероятнее всего, - пишет академик В.В.Струве в предисловии к книге Э. Маккея “Древнейшая культура долины Инда”, - это было обычное столкновение между кочевниками и оседлым населением. История знает много подобных трагедий, когда стоящие на более низких ступенях развития, но лучше организованные в военном отношении племена варваров сметали с лица земли развитые экономические и культурные центры”. Можно предположить, что подобно тому как племена дорийцев разрушили древнегреческие города Микены и Тиринф, воспетые в греческих мифах и гомеровском эпосе, так в результате нашествия с северо-запада воинственных ариев погибла Хараппская культура.
          
Однако к моменту прихода ариев на Синд древняя Хараппская цивилизация уже пришла в упадок, поэтому не смогла противостоять завоевателям. Население Синда, покидая города, переселялось в деревни. Основной причиной этого считают изменение климата. На основании изучения развалин Мохенджо-Даро археологи утверждают, что древний город неоднократно заливали воды Инда, и его жители часто вынуждены были оставлять навсегда свои жилища из-за неожиданного изменения русла этой капризной, коварной реки и поныне приносящей много бедствий людям. Ученые считают, что в ту отдаленную эпоху климат в западных районах Индии был более влажным, чем сейчас. Не согнало ли жителей древнего города с насиженных мест неумолимое наступление пустыни? В гимнах Ригведы есть упоминание о реке Арджикия, некогда протекавшей западнее Инда. Сейчас ее нет, как нет и реки Сарасвати, о которой упоминалось выше. Не явились ли причиной этих географических изменений землетрясения, в результате которых могли исчезнуть или изменить свои русла реки и погибнуть целые города? На эти вопросы пока нет ответов. Поэтому далее мы будем рассматривать только версию завоевания ариями этих легендарных земель Синда. 

Первоначально арии селились в долине реки Инд в районе современного штата Пенджаб, а уже затем постепенно передвигались в долину реки Ганги. Территория между Гангой и Ямуной стала сердцем Арьяварты (обители ариев). Смешение народов Центральной Азии, говорящих на арийских языках, с коренными жителями Индийского субконтинента произошло между 1500-1000 годами до н.э. Именно в этот период на смену ведической традиции приходит брахмаизм (1200-800 годы до н.э.) с его ритуалами и жестоким разделением на варны. Появился новый класс людей – брахманы. Положение их в обществе было совершенно исключительным. Они пользовались огромным почетом и уважением. Коренное население Синда (это прежде всего дравиды), которые ассимилировались с ариями были отнесены к шудрам (санскрит “слуги”), а те, которые сохранили независимость от светлокожих завоевателей, получили название панчалов (санскрит “пятые”) или неприкасаемые, изгои общества.

Установление ариями своего господства и кастовой системы (варн) в Индии сопровождалось крайней жестокостью. Как пишет современный синдский исследователь М. Нарада: «У ариев было обычным наказанием отрезать язык человека низшей варны, осмелившегося поднять свой голос в любом споре с лицом высшей варны». В таких условиях коренное население Синда вынуждено было массово мигрировать. Миграционные волны были и раньше, но связаны они были с природными катаклизмами: наводнением, засухой, наступлением пустыни и т.д. Многие жители Синда уходили на юг Индии, но был еще и морской путь, ведь синды с незапамятных времен славились как самые опытные мореходы, способные отправляться в самые дальние плавания. В настоящее время дравиды заселяют юг Индии, а на прежних местах обитания в Синде их практически совсем не осталось.
 
С распространением буддизма именно синды, эти отверженные из низших варн индуизма, стали первыми массовыми последователями новой религии. Царь Ашока (264-227 г. до н.э.) распространил буддизм в Индии и за ее пределами от современного Афганистана до Южной Азии. Для превращения буддизма в мировую религию этот правитель сделал больше, чем кто бы то ни было. Ашока стремился нести людям просвещение, справедливость и учение Дхармы, вот что он говорил: «Все люди – мои дети. Всё, чего я желаю для своих детей, а я желаю им богатства и счастья в этом мире и в следующем, того я желаю и для всех людей». Однако в современной Индии только 1% буддистов, уже в VIII веке буддизм в Индии был потеснен индуизмом. Брахманизм обновленный учением Вед, на первое место поставил “дхарму” (выполнение высшего долга), о чём так ратовал Ашока. Это не только умиротворило воинствующий пыл ариев, но и помогло сохранить до наших дней древнюю ведическую культуру, основы которой были заложены еще цивилизацией реки Сарасвати.
 
Геродота называют отцом истории. Но он был также путешественником, географом, этнографом, экологом, политиком, а еще прекрасным рассказчиком и комментатором. В книге 7 своей “Истории” он дает уникальное описание того как Ксеркс, сын Дария на протяжении четырех лет с 486 по 483 годы до н.э. готовился к походу на Египет и Грецию. Следует добавить, что в это время Синд находился под властью персов. По Геродоту – это семнадцатый округ персидской империи, куда входило побережье персидского залива от пролива Ормузд до области Карачи и современного Белуджистана. Там обитали остатки синдов - дравидского населения, оттесненного с плодородных земель персами. Ежегодно эта провинция платила 400 талантов золотого песка.

Синды, как и другие подвластные персам народы, должны были поставлять воинов. Общая численность воинов, собранных Ксерксом, как указано у Геродота, составляла 1,7 млн человек. Это были пешие, конные и морские воины с более чем 20 народностей из подвластных персам территорий от Греции и Египта до Индии, включая ее северо-западную часть вдоль течения реки Инд. Слово синды Геродот нигде не упоминает в этом тексте. Персии принадлежала только западная часть Индии вдоль берегов реки Инд и ее притоков. Воинов с этой территории Геродот называет индийскими. К ним были присоединены восточные эфиопы в таких же одеждах из хлопковой ткани и с таким же вооружением. Ни у каких других воинов хлопковые одежды Геродот не упоминает. Поставляли индийцы и конных воинов, как верховых (всадников) так и на колесницах, запряженных конями и дикими ослами. Были и арии, вооруженные мидийскими луками, но в основном вооружение у них было бактрийское, и поставляли в армию они только пеших воинов. Из каких земель были эти арии, Геродот не указывает.
 
Было выставлено 1207 кораблей и на всех них, кроме местных воинов находились сами персы, а также мидийские и скифские воины. Про мидян Геродот пишет, что в древности их все называли ариями, а после прибытия к ним колхидиянки из Афин они изменили свое имя и стали мидянами. И скифы, выделившиеся в VII веке до н.э. возможно тоже были ариями. Лучше всех на плаву были финикийские, а из финикийских – сидонские корабли. В показательном бою перед Ксерксом победу одержали именно финикийцы из Сидона. Это заставляет задуматься – нет ли какой-то связи между синдами и сидонцами. Ведь в древности лучшими мореплавателями были синды и не являлись ли жители Сидона переселенцами из Синда?  Очень уж отличаются сидоняне от финикийцев. Можно предположить, что Сидон был заселен раньше, чем в соседние прибрежные территории пришли финикийцы. Когда говорят, что арифметику и астрономию греки получили от финикийцев, то следует уточнить, что эти знания были взяты от жителей Сидона. Именно жители Сидона занимались научными исследованиями. По словам Страбона, «предание изображает сидонян мастерами во многих изящных искусствах, как об этом ясно говорит и Гомер» («Илиада», ХХIII, 741 – 745; «Одиссея», IV, 613 – 618). Известно, что сидоняне «занимались научными исследованиями в области астрономии и арифметики, начав со счетного искусства и ночных плаваний. Ведь каждая из этих отраслей знания необходима купцу и кораблевладельцу. Если верить Посидонию, то и древнее учение об атомах происходит от сидонянина Моха, жившего еще до Троянской войны» (Страбон).
 
Сидон не единственное место предполагаемого  переселения синдов с берегов Инда. Так Геродот упоминает еще город Синд на реке Аксии, которая образует границу между Мигдонией (Македонией) и Боттиеидой (Фракия) и  город Синг в заливе около Афонского полуострова (кн.7, 122-123). Эти города находились на пути следования флота Ксеркса в Грецию вблизи Афонского полуострова. Так как в первый раз флот персов понес тяжелые потери, огибая Афон, то почти три года подряд велись работы с целью прорыть канал на афонском перешейке. Копали варвары канал таким образом: разделив отдельные участки между разными народностями, они протянули затем прямую линию по канату. Когда прокопанный ров стал глубоким, то одни рабочие, стоявшие ниже, продолжали копать, другие же передавали выкопанную землю стоявшим выше на ступенях, последние принимали и передавали далее следующим, пока земля не попадала к стоящим наверху. Эти же выносили и выбрасывали землю. Всем остальным народностям, кроме сидонян, осыпающиеся крутые стенки канала доставляли двойную работу. Это происходило потому, что верхнюю и нижнюю часть прокопа они делали одинакового размера. Сидоняне же, напротив, и здесь показали себя очень изобретательными, как и во всех других работах. Получив доставшийся по жребию участок работы, они стали копать верхний край канала вдвое шире, чем нижний. По мере продвижения работы ров все сужался, а когда достигли дна, то ширина рва оказалась такой же, как у остальных.
 
Сидон – этот утопающий в садах и цветах город был известен далеко за пределами Финикии. Жители его занимались научными исследованиями. У них греки взяли письменность, и может быть, и знания по арифметике и астрономии, а также тайные  писания, по которым Ферекид постигал духовную науку. Все эти знания могли прийти к жителям Сидона от синдов. В Индии, в обсерватории Джайпура есть стенд, где приведены очень сложные селестинские таблицы для расчета положения звезд и небесных тел, которыми пользовались в древности. В интернете на запрос “селестиане” выдается лишь информация о компьютерных играх. Но в музее Дели есть барельеф, где изображены летящие селестиане, и в переводе с санскрита, “селестиане” – небесные жители. Что показывает, что астрономия издавна развивалась в Индии и синды приложили к этому немало усилий.

Считается, что Сидон был заселен уже в III тысячелетии до н.э. Как пишет Геродот, в прибрежные земли пришли племена из Северо-Западной части Аравии, от так называемого Эритрейского (Красного) моря. Но может быть, в то же время или раньше эти земли заселили синды? Синдов также мог привлечь этот район своим климатом, где можно заниматься земледелием и садоводством без дополнительного орошения. Причиной ранней миграции синдов (до прихода ариев) могло стать изменение климата. Синдов привлекали к себе устья рек, которые являлись удобными гаванями и близлежащие горы. Достаточно взглянуть на карту, чтобы убедиться в этом. Геродот упоминает города Синду на реке Аксии (кн.7, 123) и Синг (кн.7, 122) вблизи Афонского полуострова, которые находились на пути следования в Грецию флота Ксеркса. В Греции также есть небольшой город Синдос, пригород Салоник, расположенный в 12 км от него на правом берегу реки Геликос вблизи устья реки Аксьос.
 
С приходом ариев в долину Инда (на рубеже II-I тысячелетия до н.э.) началась массовая миграция синдов, первые поселения теплолюбивых синдов появились и в суровом климате Северного Причерноморья с морозными зимами. Геродот упоминает страну синдов два раза, когда описывает Понт (Черное море) и набеги скифов (кн.4.28,86).  Вот что пишет Геродот: «Море здесь и весь Боспор Киммерийский замерзают, так что скифы, живущие по эту сторону рва, выступают в поход по льду и на своих повозках переезжают на ту сторону до земли синдов».  Далее он сообщает: «А от страны синдов, где ширина Понта наибольшая, до Фемискиры на реке Фермодонте 3 дня и 2 ночи плавания…Так я измерил этот Понт, Боспор и Геллеспонт, и их величина такова, как я указал выше». Значит, во времена Геродота, было не просто племя синдов, а целая страна, где жили синды. О синдах Северного Причерноморья пойдет речь в следующей главе.


Рецензии