ьлсым приложение к главе 1, упр мыслью

В скомканной бумажке, пролежавшей у меня без дела несколько лет, был следующий текст.

Упражнения для управления мыслью.
Работа мозга по сложности своей сравнима с космосом.  Мыслительный процесс — очень-очень малая часть этой деятельности и в нём очень важна работа каждого отдела и взаимосвязи.
Правое и левое полушария тесно взаимосвязаны.
Когда дети учатся читать или писать, перевод звуков в символы (буквы) происходит в левом полушарии, сложение слогов из букв, слов из слогов — это исключительно логический процесс, но чтобы понять смысл слова «дом», надо обязательно обратиться в правое полушарие, где хранятся образы: «мой дом», «избушка», «здание». Иногда читаешь страницу и чётко осознаёшь, что ты её прочитал механически и ничего не запомнил, думал о другом — читал левым полушарием, а всё внимание было в мыслях правого полушария, и эти процессы не были взаимосвязаны.
Например, работа переводчика с иностранного языка требует восприятия информации в левом полушарии, образное её понимание в правом полушарии, перевод этих образов на другой язык и воспроизведение из левого полушария.
Бывают синхронные переводчики, их работа настолько отточена, что происходит переформирование текста синхронно в левом полушарии и сразу воспроизводство, но в памяти у них информации не остаётся, потому что в правое полушарие она не поступала.
Таким образом, чтобы сделать информацию работающей, каждое слово должно быть обаятельным, осязательным, обонятельным, проиллюстрированным.
Восхитительной связью правого и левого полушария являются священные книги, где божественные законы написаны в стихах, а притчи объединяют метафорические символы и смыслы.

Религиозное  мышление особенное: чрезмерная чувствительность, очарование воображением настолько ярко, что можно увидеть мысленный предмет наяву и почувствовать или синтезировать ощущения соответствующие переживанию; обаяние образа настолько явно, что можно услышать (воспроизвести , вспомнить звуки внутри головы и даже спроецировать их вовне или трансформировать реальные звуки в поддержку своей фантазии, как мы видим сновидение, спровоцированное внешними звуками, но иллюстрирующее наше переживание); также вспомнить оживить вкус и запах, своё отношение соответствующее определённому запаху (тошнотворному, например), включить головокружение и соответствующий этому комплекс ощущений, подключить к этому зрительную ассоциацию, взятую из сказок, реальности или собственной фантазии.
«Вижу, как бестелесный ангел проходит мимо в прозрачном одеянии монаха, вижу, как ангел из темноты заглядывает ко мне в душу и чувствую его тёплое дыхание, очищающее меня; вижу, что некоторые люди одержимы бесами, они с чёрной аурой, у них глаза, как у инопланетян — чёрные, я чувствую от них холод. Когда я смотрю на мои любимые иконы, то испытываю очищение, облегчение, радость, спокойствие и умиротворение. Произнесение и одновременное вслушивание в песенную радость молитв, посещение святых мест, общение с духовником, окружение себя иконами, соблюдение постов, совершение благодетели — вот сила уверенности в себе верующего человека».

Умение управлять мыслью — это что-то подобное религиозному мышлению, но осознанное, намеренное.
Предположим, что существуют «внутреннее Я» и «Советники». Они рождают мысли, проявляющиеся иногда ярче зрительно, иногда «слышательно», иногда как ощущения; бывает, что словесно понятно и логично, а бывает символически, сказочно — не очень понятно; иногда громко, иногда тихо, а иногда издалека, с какого-то далёкого уровня.
Так, например:
«Текущие впечатления» представляются ежесекундным «комментатором» или вечерними мыслями прошедшего дня;
«Тревожность» выдаёт опасения, предупреждения, приверженность правилам: «наверное ты делаешь неправильно», «если остановлю мысли, то снова не смогу думать»;
«Воля» требует свободы и борьбы с ограничителями, заставляет обижаться на тех, кто чинит преграды;
«Мудрость» оценивает качество внешнего поведения, даёт советы: «Сегодня всё сделал правильно, молодец!», «сколько раз наступал на эти грабли, и опять ...», «тебе совершенно необходимо ...»;
«Внутреннее Я» принимает решения, строит планы, оценивает внутреннее положение дел: «Я должен сделать ...», «у меня получилось», «в голове тишина, мыслей нет», «сохраняю мысленную тишину, выключаю тревожную мысль», «но мысль, что мыслей нет, всё же есть, это мысль оценка от «внутреннего Я», выключаю и эту мысль, полная тишина!».
Иногда, заглянув в голову, слышишь диалоги «Советников» и сам («внутренним Я») включаешься в разговор.
Надо научиться сначала наблюдать за мыслями, а уж потом с ними работать. На первых порах в упражнениях позволим существовать мыслям из «Внутреннего Я» (например, «чувствую хорошее расслабление лица, «Советники» молчат, у меня всё получается»), а потом, только когда научимся выключать мысли «Советников», выключим и мысли «внутреннего Я», добившись полной тишины.

Упражнение № 1. Бессмысленные мысли.
Расслабление лица сопровождается мысленным произнесением бессмысленных
мыслей-звуков — «А», когда включаешь ощущения расслабления лба;
                • «О» при воспроизведении тепла и тяжести в области щёк;
                • «У» , сопровождающее безмыслие сонливости глаз;
                • «М» или «Ы», вспоминая припухлость губ, расслабление жевательной мускулатуры;
                • «АОУМ» или «АОУЫ», концентрируясь на общем расслаблении лица, мысленно поглаживаем его, предоставляя каждому мысленному звуку доминировать в конкретной части лица.

Упражнение № 2. Моменты безмыслия.
Повторить упражнение № 1, иногда делая паузы в произнесении мыслей-звуков, но, продолжая усиливать ощущения расслабления, в тишине паузы фиксировать моменты безмыслия. Таким образом осознать мысленную тишину.

Упражнение № 3. Первая попытка выключения мысли.
Перед сном направить своё внимание на мысли, блуждающие в голове. Перестать жить этими мыслями, а взглянуть на них со стороны (из «внутреннего Я»). Понять, что это за мысли: картинки, информация, рассуждения, наблюдение, звуки, ощущения. Удерживать внимание на конкретной мысли в течение одной минуты. Направить приказ от «внутреннего Я» этой мысли : «Выключаю» («Молчать», «Тише», «Спокойнее» и т д). Мысли как дети, собравшись вместе, бывают шумными и непослушными. Поэтому настойчиво повторять этот приказ, добившись мысленной тишины, пусть на непродолжительное время. Повторить упражнение несколько раз.

Упражнение № 4. Отведение глаз.
С закрытыми глазами наблюдаем картинку навязчивой мысли. Отводим глазные яблоки максимально вправо. Если картинка появляется, значит отведение недостаточно или ослабло. Усиливаем отведение. Когда картинка мысли пропадает, мысленно произносим: «Выключаю». Снова смотрим на картинку мысли прямо. Отводим максимально влево.  Теряем картинку, произносим: «Выключаю».  Так же отводим взор вверх и вниз. Таким образом утомляем зрительный компонент мысли, формируем условный рефлекс на слово «Выключаю» при нейтрализации ненужной мысли.

Упражнение № 4 а. Отведение внимания.
Вам будет интересно узнать, а потом и проверить на себе, что, когда мы размышляем, то чувственное внимание сосредоточено в области лба, а когда вслушиваемся в мысли-звуки, чувственное внимание сосредоточено в височных областях.
Приготовьте мысль для эксперимента, включите её, обратите внимание, куда при этом направлено внимание-ощущение в голове. Мысленно скажите: "Выключаю" и переведите внимание-ощущение на затылок. Мысль исчезла или потеряла силу. Повторите это несколько раз, привяжите условный рефлекс к "выключаю".

Упражнение № 5. Прикоснуться к страху.
С закрытыми глазами воспроизвести картинку страха. Реально (с закрытыми глазами) протянуть руки к зрительному объекту страха, попытаться к нему прикоснуться. Когда он «отодвигается», реально приблизиться к нему и попытаться прикоснуться. Если удастся, то пообщаться, подружиться или наблюдать его позорное бегство.

Упражнение № 6. Занавес.
В театре есть замечательный объект — Занавес. Мы можем использовать его для тренировки выключения мысли. Закройте глаза, сосредоточьтесь на текущей картинке мысли, проявите её ярче, удерживайте некоторое время, поместите её на сцену, удерживайте некоторое время, опустите занавес. Если одного занавеса недостаточно, опустите несколько. Поднимите занавес, воспроизведите картинку снова, опустите занавес. Повторите так несколько раз. Вызовите действующих лиц на поклон.
Вариантами этого упражнения могут быть: «Заход солнца и погружение во тьму», «Очень яркий ослепляющий свет», «Закрывание глаз, закрывание глаз внутреннего взора».

Упражнение №7. Позитивные мысли.
Для нашей дальнейшей работы понадобятся ресурсные состояния. Для этого создадим мысленный каталог мыслей-звуков, мыслей- картинок, мыслей-ощущений спокойствия, уверенности, преодоления, терпения, достижения, которые были действительно у вас или у других или придуманные вами. Например, «водопад», «облака», «поле», «море», «отдых на природе», «поезд или самолёт, увозящие от сложных, но уже сделанных дел», «думал, что очень сложно и не получится, но стал делать и получилось», «боялся экзамена, но сдал», «долго и тяжело трудился и добился результата», «буду в подобной ситуации поступать так ...».

Упражнение № 8. «Улетай боль за тридевять земель, за тридевять морей на остров Буян под камень Алатырь».
Так древний заговор борется с болью.
Сосредоточьтесь на боли или другом неприятном ощущении и усильте его, разговаривая с ним: «Ты мучаешь меня, мучай сильнее, ещё сильнее, ещё». Поддайтесь боли, не сопротивляйтесь ей. Добившись максимального ощущения, сосредоточьтесь на дыхании, на вдохе и выдохе. Во время выдоха перемещайте внимание на боль и «выдыхайте» её наружу, приговаривая: «Улетай боль ...».

Упражнение № 9. Увеличить-уменьшить-переместить.
НЛП предлагает нам, работая с картинкой-мыслью или ощущением, увеличивать максимально и удерживать, потом уменьшать и выключать. Так повторять несколько раз, истощая энергетику мысли. Попробуйте, у вас получится.

Упражнение № 10. Пустой стул Ф. Перлза.
Определите мысль, с которой хотите поработать, например, страх.
Это мысль-картинка + мысль-ощущение (боль, холодок, онемение, скованность, замирание …) + мысль-звук + … =   !СТРАХ!
Берём мысль-картинку и выполняем с ней упражнение № 9 пять раз, затем берём мысль-ощущение и выполняем с ней упражнение № 8 пятнадцать раз, но отсылаем не на остров, а на соседний стул. Добиваемся результата: картинка исчезла или изменилась, переживание исчезло или ослабло, значит мы выгнали из себя весь страх или часть его. Мысленно смотрим на стул, на который мы выгнали своё страдание. Присмотритесь на то, как оно (ваше страдание, а не страх) выглядит. Сами не выдумывайте этот образ, всматривайтесь. Сначала это может быть облако, туман. Всматривайтесь, через некоторое время проявится образ вашего страдания. Попробуйте поговорить с ним. Задайте вопрос, например: «Для чего ты мучаешь меня?, что ты от меня хочешь?» Вслушайтесь, сами не придумывайте ответы. Иногда можно получить очень интересную информацию. Если оно не захочет с вами разговаривать, выбросьте его на помойку или отправьте на остров Буян.

Упражнение № 11. Ладони.
В мысли можно выделить «внешний» компонент: комментирование происходящего вокруг, оценку ситуации, планирование деятельности,
и «внутренний» компонент: эмоции, отношение к окружающему, внутренние диалоги, оценку себя. Выберите мысль, с которой хотите поэкспериментировать.
Сложите ладони вместе, сосредоточьтесь на ощущениях в ладонях и пальцах, отдайтесь полностью этим ощущениям в течении минуты. Добавьте наблюдение за дыханием: ощущение вдоха и выдоха. Объедините эти наблюдения в одно общее, отдайтесь этим ощущениям полностью в течении одной минуты, достигнув успокоения и умиротворения. Включите мысль, предназначенную для проработки во всём её многообразии. Последовательно перемещайте внимание на ощущение «ладонидыхание» (одно общее ощущение, как одно слово) и затем на мысль, одновременно с мыслью повторяя «Выключаю». Так повторите перемещение внимания многократно до достижения эффекта.
Ладонидыхание — разлитое торможение в коре головного мозга,
прорабатываемая мысль — возбуждение,
их последовательное воспроизведение — наложение торможения на возбуждение и нейтрализация,
произносимое слово (можно другое, более подходящее) — пусковой элемент будущего условного рефлекса, когда слово будет действовать уже самостоятельно без ладонидыхания.

Упражнение 12. Наложение зрительных и эмоциональных элементов безразличия на прорабатываемую мысль.
В мысли можно выделить зрительный, символический, информационный, эмоциональный и ассоциативные компоненты. Сила властвования мысли складывается из всех этих элементов вместе и из интенсивности каждого из них. Накладывая на любой из этих компонентов безразличие, можно воздействовать и на всю энергетику мысли, превратив мысль только в информацию или стерев её полностью.
Предположим, что у вас есть мысль с более интенсивной, навязчивой (как вам кажется) для неё силой. И вы решаете её урезонить. Для этого необходимо:
    1. Прежде определиться, а нужно ли это делать. Может быть мозг наталкивает вас на какое-то важное открытие. Прежде, чем выбросить её на помойку попробуйте понять, для чего вам нужна эта мысль?
    2. Решив всё же от неё избавиться, чётко поймите все её составляющие, то, с чем вы будете работать. Подвиньте мысль в сторону, пусть подождёт.
    3. Определяем нейтрализующие элементы. Например:
3.1. что-то казалось страшным, проблемным, непреодолимым и разрешилось;
3.2. была такая усталость, что не было сил переживать или вспоминать;
3.3. не слышал: в компании задумался, отключился; тебе задают вопрос, а ты не слышал;
3.4. не заметил, автоматически выполнял какую-то работу, а думал о другом, работа сделалась, а ты и не заметил;
3.5. под наркозом: помню как отключился, помню как проснулся, наверное между этим было больно, не запечатлел;
3.6. ничего не понял: видел, слышал, пытался понять, но ничего не понял и вспомнить нечего;
3.7. забыл: вчера тесно общался с человеком, а сегодня не можешь вспомнить, кто он такой;
3.8. не заметил: смотрел в упор, помощники смотрели в упор и не заметили, полчаса искали, а оно было перед носом;
3.9. «как ты можешь к этому так спокойно относиться?», —  у тебя спросили и ты понял, что действительно был чрезмерно спокоен;
3.10. туман: густой туман, в котором исчезает, растворяется всё.
    4. На мысль последовательно накладываем элементы нейтрализации, повторяя: «выключаю».

Упражнение 13. Объедините упражнения 11 и 12.
Повторите несколько раз. У вас выработается условный рефлекс на слово, которое будет запускать "стирание" мысли.


Что значит «выключить мысль»?
    1. Не допускать мысль к сознанию, удерживая постоянно внимание на:
1.1. звуках внешнего мира,
1.2. сосредоточении в созерцании внешнего мира,
1.3. простых конкретных ощущениях движения тела, камешка в обуви, боли в колене,
1.4. смены запахов,
1.5. ощущении дыхания в груди, ощущении движения воздуха в носу,
1.6. эхо-ощущения во внутреннем мире: эхо-звуки, эхо-зрительные впечатления, эхо-телесные ощущения, эхо-запахи.
    2. заполнить наблюдаемый мысленный экран другой или несколькими другими мыслями,
    3. произвести какие-то действия по нейтрализации вредной мысли,
    4. заместить мысль реальным или внутренним произнесением магических звуков, молитвы, звукоподражанием, заполнив этим всё внимание,
    5. всецело отдаться важному делу,
    6. не думать, сформировав «пустоту в голове».

После того, как вы научитесь "выключать" ненужные мысли, попробуйте на их место вставлять ресурсные состояния (из упражнения № 7) и тогда вы добьётесь успеха.

Для создания образов достижения полезен самоанализ в виде составленных таблиц.
Упражнение № 14. Таблица неудачных взаимодействий и последующих размышлений об эффективной деятельности.
Упражнение № 15. Таблица рассечённой проблемы (по элементам её составляющим), соотнесённой с имеющимися ресурсами среды и личности.


Рецензии