Дихотомия сознания как психический меч-кладенец

Восток, как известно, — дело тонкое. Восток — это великая философия, философия жизни и философия сознания. Если в идеалистической философии Запада сознание рассматривает как некий скрытый, но могущественный Абсолют, Творец всего и вся, то в философии сознания на Востоке, в Древней Индии, утверждается, что сознание служит не всеблагим Творцом, а некой колдовской призмой или кривым зеркалом, искажающим истинную реальность.

Как луч света преломляется на границе двух сред, создавая превратное представление о реальности (рефракция на иллюстрации), так и работа сознания, которое преломляется на границе субъекта и объекта познания, создаёт превратное и искажённое представление об истинной реальности.

Если в результате рефракции (преломления) света «единая и неделимая» чайная ложка, погружённая в стакан воды, кажется разломанной надвое по линии поверхности воды, то в результате дихотомии (греч. — разделение, рассечение на две части) сознания Высшая единая, неделимая и недифференцированная реальность — неоплатоническое Единое или буддийская Таковость — кажется разломанной на множество отдельных, никак не связанных между собой вещей и предметов.

Подобно сказочному мечу-кладенцу, дихотомическое сознание искусственным и превратным образом рассекает Высшую реальность — в принципе неделимое Единое — на две части: субъект и объект познания. Вне колдовской работы сознания такого искажающего Высшую реальность разделения не существует.

Такое раздвоение Единого посредством сознания служит корнем всех бед человеческого мышления. Результатом такой «шизофрении» (от др.-греч. «расщеплять», «раскалывать» + «ум, мышление, мысль») служит превратное представление о реальности в процессе познания. Зри в корень:

«Любая попытка создать адекватную реальности метафизическую систему или релевантную онтологию обречена на провал: думая, что мы описываем бытие, мы описываем лишь наши представления о бытии, созданные нашей различающей мыслью, положившей прежде всего субъект-объектную дихотомию как условие эмпирического познания. Вначале мы навешиваем на реальность ярлыки, а потом принимаемся изучать их, принимая их за саму реальность, или, другими словами, принимаем за луну палец, указывающий на луну (образ китайской даосской литературы, активно использовавшийся, однако, и китайскими буддистами). <…>

Следовательно, все философские категории являются лишь продуктами нашей ментальной деятельности, совершенно непригодными для описания реальности, как она есть» [1].

Психический меч-кладенец сознания рубит единую и неделимую реальность на «я» и «не-я», на субъект и объект, на индивидуальный дух, атман, и Мировой Дух, Брахман, порождая тем самым мир иллюзий («МАЙЯ») и неведения («АВИДЬЯ»). 

«Наше стремление разделить мир на отдельные самостоятельные вещи и ощутить изолированность своего “эго” буддисты могли бы рассматривать как иллюзию, порождённую нашим оценивающим анализирующим сознанием, и обозначить при помощи термина “АВИДЬЯ” (невежество), употребляемого по отношению к беспокойному состоянию сознания, которое следует преодолеть:

“Когда сознание беспокойно, продолжается множественность вещей; но когда сознание обретает покой, множественность исчезает”» [2].

На место привычных оптических иллюзий пришли непривычные психические иллюзии:

«Следовательно, МАЙЯ не означает, что мир есть иллюзия, как часто неправильно утверждают. Иллюзорны лишь наши представления о том, что формы и структуры, вещи и события вокруг нас реальны, в то время как всё это — лишь сеть понятий, при помощи которых мы мыслим, измеряя и категоризируя. МАЙЯ — иллюзорное отождествление этих понятий с реальностью, или карты с местностью. <...>

До тех пор, пока мы видим в мире многообразие предметов и явлений, находясь под чарами МАЙИ и думая, что мы существуем отдельно от окружающей нас среды и можем действовать свободно и независимо, мы сковываем себя КАРМОЙ. Для того  чтобы освободиться от уз КАРМЫ, нужно осознать целостность и гармонию, царящие в природе, включая и нас самих, и действовать в соответствии с этим. <...>

Освободиться от чар МАЙИ, разорвать узы КАРМЫ означает осознать, что все чувственно воспринимаемые явления — проявления одной и той же реальности. Это означает прочувствовать всем своим существом, что всё, включая нас самих, есть БРАХМАН. Это ощущение называется “МОКША”, или “освобождение”, и составляет основное содержание индуизма» [3].

Сначала наша различающая мысль иллюзорным образом делит Единое надвое: на «я» и «не-я». Это и есть дихотомия. В этом смысле иллюзорен не только внешний мир (объект), но я наше собственное «эго» (субъект).

(Помните буддийскую притчу? — «Вас реально не существует!»)

Затем дихотомическое сознание превращает единую и неделимую истинную реальность в  обманчивый и иллюзорный мир множественности.

Истинная трансцендентная (от лат. transcendens «переступающий, превосходящий, выходящий за пределы») реальность, которая существует за  пределами нашего опыта, существует вне пространства и времени, в Мире Единого. Мир, разделённый в пространстве и времени, существует только лишь в сознании.

Благодаря работе колдовского сознания единая трансцендентная реальность, незримая оком, превращается в наших «запудренных» мозгах в некое подобие Вселенского мыльного пузыря, раздувающегося и переливающегося всем цветами радуги.

«Кто смотрит на мир, как смотрят на пузырь, как смотрят на мираж, того не видит царь смерти», — так говорил не Заратуштра, а Будда.

Работа сознания весьма искусно, но при этом искусственно вырезает, вычленяет наше индивидуальное, единственное и неповторимое «я», «эго» из мира, существующего в естественном состоянии нераздельного и неразрывного единства, из единой неделимой и недифференцированной реальности (индуистский Брахман, буддийская Таковость).

Для этого изолированного от Мира Единства иллюзорного, но при этом весьма эгоистического «я», для которого своя рубашка ближе к телу, окружающий мир существует, лишь пока сам он живёт и мыслит.

В голове этого иллюзорного «я» сознание иллюзорно разделяет единую и неделимую Высшую реальность — Единое — на множественные и кажущиеся отдельными самостоятельные вещи и предметы.

Таким хитрым образом меч-кладенец колдовского сознания прокладывает путь в психическое королевство кривых зеркал. Оно не отражает истинную реальность, а, наоборот, иллюзорно искажает её.

Порождаемый этими психическими кривыми зеркалами сознания множественный материальный мир призрачных желаний (любовь-морковь, от которой один шаг к ненависти, жажда хлеба и зрелищ, карьера, богатство, слава, власть, etc.) затягивает душу живую в омут сансары на веки вечные.

Жажда жизни, жажда индивидуального существования со всеми его иллюзорными ценностями требует свою плату. Десятки тысяч жизней надо прожить, чтобы осознать, что «жизнь не исчерпывается едой, борьбой и властью в Стае». Об этом говорила чайка по имени Джонатан Ливингстон.

В бесконечной колеснице рождения, смерти, нового рождения в новом облике, новой неизбежной смерти и нового причинно-зависимого цикла рождения-смерти пребывают все живые кармические существа. Крутятся как белка в колесе.

И каждый цикл от рождения и до смерти в этой бесконечной цепи жизни-смерти исполнен страдания. Муки рождения, муки взросления, муки существования в несовершенном мире и несовершенном обществе несовершенных людей, муки старения, муки болезни и смерти — такова суть сансары.

В ней краткий миг радости и счастья неизбежно сменяется горем утраты родных и близких, любимых, молодости, здоровья, жизни, не говоря уж о потерянных всуе материальных благах, о бесконечности лжи, обмана и насилия со стороны иных людей, о бесчинствах власть предержащих, о войнах, эпидемиях и пандемиях, о стихийных бедствиях и прочих «прелестях жизни», избавления от которых не даст ни одно «идеальное общество», ни одна страна Утопия, никакое «светлое будущее».

На традиционный русский вопрос «Кто виноват?» древняя индийская мудрость отвечает так: Виновата работа сознания!

Именно колдовская работа сознания заточает в темницу неведения и загонят живые души в колесо сансары.
 
Именно сонное царство сознания, полное соблазнов и кошмаров, обрекает на пребывание в обманчивом материальном мирке иллюзий.

По сути дела, каждый человек на Земле пребывает в своём психическом королевстве кривых зеркал сознания. Все эти психические варварские королевства объединяются не в ноосферу, сферу разума, как принято считать на Западе, а в глобальную империю сознания, как принято считать на Востоке.

Разделив единую и неделимую Высшую реальность на «я» и «не-я», располосовав нераздельное, недифференцируемое Единое на множественные и кажущиеся отдельными самостоятельные вещи и предметы, сознание начинает править человеком по известному имперскому принципу:  «Разделяй и властвуй!» (лат. divide et impera).

                Империя сознания, Знанию не препятствуй!
                Твой лозунг: «Разделяй и властвуй!».
                Весь мир Единства разделяешь ты на части,
                Плодя тем самым беды и напасти.

                Меч-кладенец сознания мир Единства рассекает
                И человека колдовскою силою Майею пленяет.
                Попавший в плен пожизненно в темнице пребывает,
                Свет Знания туда вовек не проникает.

                Могучая империя кривых зеркал сознания
                Не позволяет пленникам постигнуть силу Знания.
                На страже власти разделения стоит дихотомия,
                Не выпускает на Свободу, в мир, где царствует София.


Продолжение следует: http://proza.ru/2024/04/26/56


Примечания:


1. Е.А. Торчинов «Пути философии Востока и Запада: познание запредельного»
2. Фритьоф Капра «Дао физики». Глава 1. СОВРЕМЕННАЯ ФИЗИКА – "ПУТЬ С СЕРДЦЕМ"?
3. Фритьоф Капра «Дао физики». Глава 5. ИНДУИЗМ


               27 января 2024 года


Рецензии
Здравствуйте, Сергей.
Большое спасибо за эту статью. Вам удалось найти интересные аналогии для передачи сложных вопросов, связанных с сознанием.
Интересно, что в цепи взаимозависимого существования(НИДАНАХ – учении переданном Буддой) сознание стоит между возникновением формирователей(остаточных впечатлений – самскар, определяющих Карму) и возникновением Именем и Формы, пока ещё в тонких формах, так как это предшествует самому ощущению Рождения. Рождение( в расширенном смысле, включающем состояние в утробе матери), как раз и можно считать той самой средой, в которой преломляется сознание( меч- кладунец, или кила, или действие, или Карма!!!). Как- же может обломок сознания изучать себя «полного»? А ведь то, что здесь допустимо считать полным, так-же им не является, а является лишь волной прохождения путь к сансаре.

Пойду почитаю продолжение…
С уважением.

Марина Тигра   26.04.2024 11:52     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Марина!

Соглашусь с Вами. В утробе матери и происходит раздвоение психического Единого, Целого на "я" и "не-я". В этом и заключается корень всех бед. Как сказал Козьма Прутков, "Зри в корень"!

А вот с его постулатом "нельзя объять необъятное" я не согласен.

Козьма Прутков сей афоризм сказал зазря,
Ведь необъятное — лишь переливы мыло-пузыря.
А вот объять мир голограммы Духа можно,
Но только сделать это надо крайне осторожно.

Объемля Целое в его мельчайшей части,
Ты позабудешь про невзгоды и напасти.
И необъятным Целым части Духа будешь,
И, Пробудившись, Знанье-Виденье добудешь!

И вступишь в мир Любви, Единства, Братства,
И обретёшь необозримые духовные богатства.
Познаешь: Мы в своих объятьях мир спасём!
И молвишь: Всё во мне, и я во всём!

Будда способен объять необъятное!

С искренним уважением,

Сергей Горский Москва   26.04.2024 12:12   Заявить о нарушении
Большое спасибо, Сергей. Я тоже верю в полное пробуждение. Если это смогли многочисленные Будды, то и мы сможем, если не будем цепляться за звенья Нидан.

Мой поклон вашей мудрости.

Марина Тигра   26.04.2024 14:26   Заявить о нарушении
Спасибо, Марина! Знание — сила! Запредельная Мудрость — сила вдвойне!

Сергей Горский Москва   26.04.2024 17:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.