Музей Тальцы зимой

Перед текстом фото автора. Это музей истории деревянной архитектуры в Иркутской губернии, раскинувшийся на берегу Ангары, под открытым небом. Снимок сделан во время небольшой метелицы, с автобусной остановки, которая находится по ту сторону Байкальского тракта.  Здание справа – касса и магазин сувениров. Билет стоит триста рублей, пенсионерам сто пятьдесят. Стоимостью детского билета не интересовался, но он дешевле взрослого. В левой части снимка Православный храм и улица, имитирующая Московский тракт (она правее церкви).

Отшумели новогодние праздники. Народ изнемог от съеденого и выпитого, и пошёл на работу, чтобы восстановить утраченное здоровье. Ну и, поделиться впечатлениями от встречи 2024 года, с теми, кто был в силах это выслушать. Я пенсионер, здоровья уже нет, и гробить его наперегонки с честной компанией мне не под силу. Но, иногда, я выгуливаю своё оставшееся здоровье на природе.  Прошлым летом я выгуливал его в Тальцах – музее деревянного зодчества под открытым небом, да ещё на берегу Ангары. Хорошо там летом, но как-то шумновато, Да, в местах общественного перекуса - столпотворение. Странное дело, но в бесплатных туалетах, сделанных по евростандартам, столпотворения не было. Кругом лес. Я не на что не намекаю, просто делюсь впечатлениями. В том смысле, что до зимы мне впечатлений хватало, а зима для местных жителей – это не препятствие для прогулки здоровья по Тальцам. И я, таки, поехал, помятуя о том, что администрация музея на чистом воздухе, побожилась на своём сайте за то, что в октябре 2023 года сдаст под ключ деревянную синагогу, которую воспроизводили по документам БТИ синагоги зиминских субботников. Я не субботник, но я зиминский. Официально я поехал в гости к дочери, но совместил приятное с полезным, и покатил на маршрутке в сторону знаменитой на всю Россию Листвянки. Оказалось, что зимой праздно шатающегося народу в Тальцах «впрочёску», что привело к обилию свободных мест в пунктах общественного питания. А строители-сибиряки просто стали румянее, чем летом, но работы продвигаются довольно бодро. Правда, синагогу довелось увидеть недостроенной, по причине смены подрядчика. Видимо, предыдущий подрядчик злоупотреблял салом, а у иудеев это «табу». А как ты без сала будешь строить в период сибирских морозов? Вот дело и застопорилось! И, тем не менее, новые строители не то чтобы «спят на ходу», они при мне энергично собирали перед синагогой обрезки досок и брёвен на дрова. Значит, где-то у них есть «коптёрка» для отдыха, обогрева остывающего на морозе организма чаем и печкой, и горячих споров о сдаче объекта культа в сжатый срок. И, тем не менее – эти ребята потолки накрыли, крышу возвели и покрыли железом, постелили полы, привезли из Иркутска деревянные рамы, сделанные на заказ в соответствии с дореволюционной эпохой России. Но, кое в чём, они даже превзошли плутоватых иудеев! Эти жулики вознесли над крышами две печные трубы, как на зиминской фотографии 1904 года, где вся община субботников позирует на фоне сияющей, как пасхальное яйцо, новенькой синагоги. Но оказалось, что трубы над крышей есть, а печей нет. Вот теперь и бегают греться в каптёрку, где на одну печь дров надо меньше. И их понять можно – оконные проёмы затянуты полиэтиленовой плёнкой, двери занавешены чёрте чем… Где тут натопишься – никаких дров не хватит. С одной стороны – с печами будущий храм будет веять стариной, с другой – они займут половину здания. Куда потом поместить экспозицию о вере иудейской в Сибири? Но, не смотря ни на что, молельный дом зиминских субботников оживает – ещё нет ни окон, ни дверей, но, подобно белому кружевному воротничку, под крышей, здание опоясывает декоративная облицовка из широкой шилёвки. А за время моего прибывания в Тальцах, я убедился, что живая там не только строящаяся синагога, но и сама природа, в которой ощущается дыхание Байкала, до которого отсюда «рукой подать». Когда я вошёл в просторы природного и архитектурного заповедника, всё вокруг млело от белой тишины в объятиях тёплого зимнего дня. Только в Сибири, люди могут зимний день назвать тёплым. Потому что – сибиряк, это не тот, кто не мёрзнет, а тот, кто тепло одевается. А одевается он тепло потому, что, если он вышел из дому в полный штиль, при почти плюсовой температуре по Цельсию, то это не значит, что через час не грянет метель и ртуть в градуснике не станет пытаться спрятаться в нижней части стеклянной трубочки. Вскоре после моего приезда, по Тальцам стал гулять не только я, но и шальной ветер, непредсказуемо меняющий своё направление при каждом могучем порыве. На фотографиях это выглядит красиво – оказывается ветер можно видеть, и даже сфотографировать, если он несёт снег, или пыль. Но, в такую погоду, лучше сидеть в тепле. Например,  в музейном «Трактире». Потягиваешь себе горячий чаёк, заедаешь его растягаями с брусникой, и свысока наблюдаешь за метущимися за окном, по бутафорскому Московскому тракту, снежными иглами. Метель, тут прекращается так же внезапно. как и началась. Опять всё становится тихо и бело, и хочется гулять, хотя ещё низко висят чёрные тучи, полные снега и желания вывалить этот снег на головы рисковых сибиряков, которым не сидится дома. И, тем не менее, любая прогулка ведёт домой. Ну, или, почти любая. Предвидя это, я купил на автостанции в Иркутске обратный билет на маршрутку, и от Тальцов поехал домой сидя в удобном кресле. Теперь уже поеду в Тальцы весной. Пусть зацветут подснежники, зазеленеет трава, запоют птицы. Пусть достроят зиминскую синагогу… Я упрямый. Я увижу её в полной красе. Я сниму её на фото, как воскресшую историю моего маленького городка на ТранСибе. Я хочу передать эти фотографии, отражающие разные этапы строительства деревянного иудейского храма, администрации Тальцов. Тогда их можно будет поместить в экспозицию после завершения строительства синагоги.
Как и прежде, буду вылаживать по одной фотографии всю фотосессию, как серию статей о зимних Тальцах.


Рецензии