Гл. 20. Красные розы на голубом снегу
День стоит морозный. И я поругиваю себя за выбор именно сегодняшнего дня для поездки. В монастыре можно основательно замёрзнуть и простудиться. Уповаю лишь на свою тёплую одежду. Вот такой, явно не лучший выбор каждый из нас подчас и делает, не давая даже отчёта о его причинах. А в итоге он оказывается наиболее правильным, потому что от Бога.
Добрынинский монастырь находится за городом в семи верстах. Автобус доезжает быстро. И те двести метров, которые отделяют остановку от монастырских ворот, я преодолеваю резвой походкой; кладу поясной поклон иконе над вратами, захожу в Вознесенский собор помолиться и поставить свечи у известных святынь.
Собор летний, без отопления, поэтому мне не согреться, и всё же в нем теплее, чем на открытом воздухе.
Богослужение прошло, людей почти нет. Замечаю Людмилу Богдановну, лечившую Нину в лор-отделении, и не решаюсь к ней подойти, ибо не совсем уверен, будет ли ей приятен разговор в такой обстановке? Интеллигентам (в истолковании Алексея, «работникам умственного труда») иногда не нравится, когда их обнаруживают в храмах. И я земно кланяюсь перед ракой преподобного Иоасафа Добрынинского, прикладываюсь к мощам и направляюсь на монастырское кладбище преклонить колени перед могилами архимандрита Феофила и Маринушки, похороненных там по воле владыки Дометиана.
Морозный ветерок опять заставляет съёжиться и идти проворно.
Вокруг могилы Маринушки теснится человек десять паломников. И кто-то из братии монастыря увлеченно рассказывает им о духовных подвигах блаженной. Подходя ближе, слышу знакомый голос.
Да это же Родион!
По дороге я представлял его работающим смирения ради на скотном дворе или, по крайней мере, на кухне, но не в роли гида. И чтобы не смущать друга, прячусь за спинами паломников. Лишь тихо спрашиваю у ближайшей довольно привлекательной женщины, одетой в красное пальто (она то и дело перебирает ногами):
— Откуда вы, ребята?
— Из Сибири, — следует ответ.
Тем временем Родион приглашает пройти к соседней могиле.
— А вот здесь упокоился почитаемый в нашей епархии архимандрит Феофил, — говорит новоиспеченный послушник. — Многие его помнят и любят. Сами видите розы, возложенные на могилу.
Красные розы действительно лежали у основания деревянного креста, но они скукожились от мороза, потемнели, стали совершенно безжизненными, стеклянными. Убийственная несовместимость прочитывается между ещё недавно свежими, благоухающими цветами и смертоносным для них холодом, между красным цветом, означающим жизнь, и голубым студёным снегом, ставшим смертью…
Мои мысли прерываются неожиданной сценой. Женщина, которая несколько минут тому назад ответила, что её группа приехала из Сибири, вдруг корчится, точно от боли в боку. Потом начинает кривляться, как неумелая танцовщица фокстрота, дрожа всем телом, и рычит, стараясь найти опору в воздухе, но не находит её. В падении женщина хватает розу с могилы архимандрита Феофила, рассыпая весь букет беспорядочными карминными пятнами на снегу. Упавшая женщина стихает и прижимает розу к своей груди. Сморщенный цветок (красный на красном) становится снова живым, бархатистым, превратившим кристаллики льда и снега в сияющие капли воды. Точно слезами радости от нечаянного воскресения, роса катится по упругим лепесткам вопреки морозу трескучему; роза не просто оживает, а безмолвно — одним ароматом — взывает к жизни и остальные цветы. По всему кладбищу начинает распространяться благоухание свежих роз…
Кто-то из группы завопил:
— Что с тобой, Майя?
Людмила Богдановна, взявшаяся неизвестно откуда, метнулась к этой несчастной Майе.
Приподнимает её со снега. Бьёт по щекам до тех пор, пока та не приходит в себя.
Никому нет дела до воскресшей розы и её мистического благовония. Более того, цветок отброшен в сторону и на него в любой момент могут наступить люди. И чтобы этого не произошло, поднимаю овеществленное в лепестках чудо, расстёгиваю дубленку, прячу цветок на своей груди. Он и сам, как бы с готовностью, цепляется шипами за шарф; я осторожно укрываю его мехом шубы.
— Что со мной? — произносит Майя, открывая глаза.
— Грехов много нераскаянных у тебя, сестра, — говорит Родион. И тут же замечает меня:
— Сергей!
А я думаю: «Не из Любимовки ли будет родом эта несчастная Майя?».
Родион стоит и не может решить: то ли радоваться моему приезду, то ли следует соблюдать официальную чопорность гида. В результате он и не радуется, и теряет чопорность — мы с возгласами по православному обычаю троекратно обнимаемся и целуемся прилюдно.
По дороге с кладбища заворачиваю снова в храм и ставлю розу к другим цветам в белой вазе у иконы Божией Матери «Знамение».
Через полчаса, наконец, паломники уезжают на небольшом автобусе. Мы с
Родионом основательно промёрзли. Выручает благословение отца-наместника согреться чаем; в результате чего мы сидим за низким столиком в углу кухни и ведём беседу.
— Пострижение скоро? — спрашиваю друга.
— Наместник говорит: «Как только научишься в совершенстве какому-нибудь полезному делу, так тебя и пострижём. Монастырю нахлебники не нужны». Он, конечно, шутит. Но к монастырской жизни, воистину, следует привыкнуть. После «древнейшей» профессии и партийного стажа это нелегко.
— Решительный ты человек, Родион!
— Да какая тут решительность…
— Айгуль собираешься замаливать?
— Это было бы, как в плохих книгах. Сам знаешь, грехов и других хватает, хотя за Айгуль отвечать не отказываюсь. Впереди у всех нас экзамен, поэтому следует основательно подготовиться.
— Прости меня, брате… Сам знаешь за что…
— Бог простит. И меня прости. Не переживай, жизнь пошла к лучшему…
Больше не хочется ни о чём говорить. Молча смотрю на своего друга, а он смотрит на меня. Всё понятно без слов. И мы блаженствуем не только от горячего чая, но и от того, что сейчас общаемся без слов, только взглядами.
Я благодарен Родиону, что он есть в моей жизни, и что он стал мне одним из самых близких людей на свете.
И делается немного грустно: в момент наивысшего взлёта нашей дружбы Родион должен, наверное, от неё навсегда отречься.
— Если тебя отпустят в город, то навести нас с Ниной, — говорю я ему, вставая из-за стола.
— Само собой, — говорит Родион. И словно прочитав мои мысли, он заключает:
— Кажется, ты не совсем верно понимаешь «отречение от мира». Сегодня — двадцать первый век. Поэтому нет средневековой строгости в этом деле. Господь требует отказа от своих греховных страстей, а не от любви к ближним. Кланяйся Нине.
Свидетельство о публикации №224012700962
Очень хорошая глава.
Чудо с розами, ожившими и благоухающими.
Случай с Майей, которой вдруг стало плохо. Но почему в этот момент воскресли розы? Душа Майи проснулась? Увидела себя, словно в зеркале,ужаснулась и потянулась к свету?
И встреча с Родионом, ставшим послушником. Хорошо, что ему не нужно отказываться от любви к ближним, от дружбы. Сергей боялся его потерять.
Спасибо Вам большое и всего самого доброго!
Вера Крец 30.08.2025 13:25 Заявить о нарушении
Вы задаете невозможный вопрос: "почему в этот момент воскресли розы"? Во-первых, речь шла только об одной розе :-). Во-вторых, откуда же мне знать причину чуда? Вот если бы лично я его устраивал, тогда другое дело.
Майю пробило былое увлечение магией. Такие случаи знаю: при встрече со святыней реакция магов бывает подобно описанной. Но бывает и хуже: изнутри мага истошно начинает вопить бес. Сам был свидетелем. Потому и написал, но в смягченном виде.
Кстати, в сценарии "Звучала музыка и та, и эта" Майя появляется снова, сменив фамилию.
Благодарю Вас.
Через день - начало осени. Желаю ее самой замечательной. Раньше была песня со словами "Осень, осень - пора любви моей". Древние греки знали 8 видов любви. Так пусть лучшие из них (из этих видов любви) придут в Вашу жизнь!
С уважением,
Виктор Кутковой 30.08.2025 20:02 Заявить о нарушении
Вера Крец 30.08.2025 20:16 Заявить о нарушении
Виктор Кутковой 30.08.2025 23:09 Заявить о нарушении