История казаков

                Происхождение казаков

 История происхождения казаков, как и происхождение самого слова «казак», до настоящего времени является предметом многочисленных исследований и бурных дискуссий. К общему мнению историки так и не пришли.  Корни российского казачества, время и условия зарождения казаков уходят в глубокую древность, поэтому в исторической литературе  можно увидеть разные точки зрения.  Одни говорят “народ”, другие, что “сословие”, третьи - “состояние духа”, а четвертые пытаются найти золотую середину и утверждают, что казаки - это “субэтнос русского народа”.
     Официальная русская история считает, что население казачьих областей было образовано выходцами из русских княжеств (главным образом крестьянами и холопами), не мирившихся с тяжелым бытом русской действительности и искавших более выгодные условия на окраинах русских владений, в пределах «Дикого поля». Убегая из русских земель в Степь, они, как считают приверженцы этой точки зрения, к середине XVI века составили особую общность людей - «казачество». Само существование казачества (по этой теории) регулярно поддерживал приток новых пришельцев из Центральной и Западной России. Они считают казаков бесспорно русскими по происхождению, объясняя особенности их военной организации и быта характером необычных условий жизни (пограничье, постоянные войны и набеги).
     По данным тестов казаки действительно имеют славянское происхождение. Геногеографы в 2016 году исследовали популяции потомков донских и запорожских казаков. Выяснилось, что генофонд казачества (по Y-хромосоме, то есть по «мужской линии») похож на генофонд русских, украинцев и белорусов.  Часть историков считают результаты этих исследований подтверждением того, что  казаки имеют славянское происхождение, но ведь миграция народов происходила и в древние времена.   
     Анализируя источники  несложно заметить, что до середины XIX века этничность казаков не ставилась под сомнение, это была аксиома, не требующая доказательств. С XIX века по указке императоров, сначала Николая I, а потом и Александра II началась масштабная акция по ассимиляции казаков.  Главная причина перевода казаков в сословие - желание подчинить их воле центральной власти. Эта идея была не нова. Ещё Петр I двигался в сторону ограничения прав и вольностей казаков. Именно при нем были отменены выборы войсковых атаманов, и стали назначаться наказные, далеко не всегда из казаков по крови. Однако силой невозможно было удержать в «узде» вольнолюбивый народ, и поэтому «государственная машина» начала деятельную работу по обработке казачьей старшины (руководящей верхушки казачества).
     Проходили года, менялись правители, но принцип «кнута и пряника» в отношении казаков продолжал работать. Простых казаков всё больше урезали в правах, и жизнь их делалась беднее из года в год. А старшине тем временем раздавали княжеские и графские титулы, одаривали землями, что не соответствовало древним традициям народоправства казаков, когда все равны друг перед другом. У графов-казаков   даже появились свои холопы.
     В 1801 году атаман М.И. Платов сам обратился с просьбой к Александру I, чтобы Войско Донское «управляемо было тамошними чиновниками на основании всеобщих государственных узаконений». Назначенный после Платова войсковым наказным атаманом А.К. Денисов, вся жизнь которого прошла в походах, распустивши «ясных соколов, донских казаков», объезжал станицы казачьи, посещал семьи простых казаков, и много повидал он казачьего горя.  Kазаки страдали от того, что не было определенного закона об их службе, о наделе их землями. Одни станицы страдали от малоземелья, в других земли было слишком много, не хватало работников. Всюду царил произвол. Среди казаков жили крестьяне, вывезенные из России помещиками-казаками. Помещики-казаки тоже - одни имели так много крестьян, что их некуда было селить, у других некому было обрабатывать землю. И сами крестьяне не знали - останутся они просто крестьянами, или их будут обращать в казаков. Нужен был законодательный документ - «Положение о службе войска Донского», о создании которого хлопотал став атаманом Денисов. 
     Однако по заказу государства стали появляться «научные» работы, создающие идеологический фундамент, исключающий этническое происхождение казаков. Отставной генерал В.Б. Броневский,   родом из Смоленской губернии, не имевший никакого отношения к казакам и не живший среди них, по заказу правящего на тот момент императора Николая I, в 30-х годах XIX века написал  «новую историю казаков». Согласно этой теории казаки образовались из беглого московского люда, бежавшего в южные степи, вследствие социальных, политических и экономических причин. По мнению его приверженцев, казаки образовались в 1549 году.
     Некоторые современные историки объясняют появление казаков как результат бегства холопов на Дон во времена Иоанна IV Грозного. Они почему-то считают датой образования Донских казаков 13 января (31 декабря по  старому стилю) 1570 года, когда Иоанн Грозный послал грамоту на Дон с просьбой сопроводить его посла Новосильцева, который ехал в Оттоманскую Порту, по своим (казачьим) землям. За выполнение данной просьбы царь обещал награду.  Однако из текста грамоты видно, что Иоанн Грозный  был знаком с казаками Дона.
     И только в 1835 году Правительство Российской Империи утвердило «Положение об управлении Войском Донским». Результатом принятия данного “Положения” явилось то, что Казачий народ стал «особым военным сословием». Новый закон об управлении войском Донским сразу поставил войско в положение не обособленной части Российской империи, а отдельной области с управлением, сходным с управлениями русских губерний. Из вольного самостоятельного общества, ведшего войны с соседями по своей воле, Донское войско обратилось в часть Русской империи.
     Донские казаки, воюя с турками, поляками, шведами и французами бок о бок, стремя к стремени с русскими полками, незаметно, но прочно вошли в состав русской армии. Соседи казаков - крымские татары и ногаи - были покорены. Азовское море, бывшее когда-то турецким, стало всеми берегами своими принадлежать России. Весь Крым был русский. При участии донских казаков шло покорение Кавказа. Донская область была окружена русскими губерниями - Воронежской, Харьковской, Екатеринославской, Таврической, Тамбовской, Саратовской, - она должна была управляться одними и теми же законами, как и эти губернии, стать в смысле подчинения законам такою же, как и они. «Положение об управлении войском Донским» и привело его к тому же виду, какой имели губернии. Разница была лишь в названиях, да в некоторых особенностях управления и отбывания воинской повинности. 
     Сторонники второй теории (в первую очередь, представители так называемой «казачьей науки», вольно-казачьих организаций) видят в казаках особый этнос, зародившийся уже в античную эпоху (в начале новой эры). По их мнению, казаки это потомки  хазар, готов (на это обращал внимание ещё Н. В. Гоголь), сарматов, гетов, бастарнов, скифов, массагетов и т.д., они возникли благодаря смешению туранских, скифских, меотских, аланских и других племён, говоривших на славянских наречиях. Такой взгляд на этническую историю казаков даёт возможность объяснить своеобразие их этнической самоидентификации, культурно-бытовых особенностей. 
     В освящении вопроса происхождения казаков сыграли огромную роль историки из казаков, такие как: Е.П. Савельев, Г.В. Губарев, В.Д. Сухоруков, А.И. Бояринов, И.Ф. Быкадоров, И.Н. Коноводов, А.А. Гордеев, Д.И. Яворницкий, Ф.А.Щербина, М.А. Караулов.
     Историк Николай Михайлович Карамзин, которого  именовали русским Геродотом писал: «Откуда произошло казачество, точно не известно, но, оно, во всяком случае, древнее Батыева нашествия в 1223 году».   
     Некоторые историки считают, что  казаки имеют тюркские корни. Казак – слово тюркского происхождения и означает отважный, вольный человек. Слово «казак»  упоминается  с XIV века в значении «стража» в письменном памятнике - многоязычном переводном словаре куманского (старокыпчакского) языка  начала XIV века (1303 год), единственный список которого хранится в библиотеке собора Святого Марка в Венеции, «Codex Cumanicus».
     Основываясь на своих научных изысканиях ученый, историк, этнограф Л.Н. Гумилёв  утверждал, что история казаков начинается в Хазарии, а их предками  являются бродники. Изучая следы Хазарского каганата, он сделал вывод, что остатки хазар, бежавших от иудейского владычества, смешались со славянским населением Белой Вежи т. е. Саркела, поселившихся после большой войны Святослава Игоревича.   По мнению Гумилева, в 14-м веке из бродников появляются казаки – Гребенские, Донские и Терские: «В XIV в. потомки обрусевших хазар сменили русское название "бродники" на тюркское "казаки"».
     Дальнейшая история казаков более-менее известна: взаимовыгодное сотрудничество с поднимающимся Московским царством привело к расцвету казачьего народа. В Дикое поле прибывало много великороссов. Этнический состав казачьего войска все больше принимал славянские черты. Со слов Гумилева, «нуждаясь в пополнении, они (казаки) охотно принимали в свои отряды великороссов, но всегда отличали их от себя». Поэтому казаки неохотно брали в жены русских красавиц и появились устойчивые выражения «Казак – не мужик. Казаки от казаков ведутся» и так далее. Казаки и великороссы храбро сражались плечом плечу против басурман.
     По этому вопросу заслуживают внимания  аргументы, приводимые Николаем Тарамовым, природным казаком,  ведущим Ютюб-канала «Казаки: прошлое, настоящее, будущее», г. Краснодар, Россия: «Если внимательно читать историков, приверженцев «беглохолопской» теории, то по их высказываниям получается, что казаки образовались в 1549 году практически на пустом месте основали несколько маленьких городков и, вдруг, как-то сами собой стали грозной силой, которую боялась Османская империя (Турция), считавшаяся одной из самых мощных держав того времени. Получается, что бывшие крестьяне и разбойники различного толка  громят владения турков до такой степени, что султан просит помощи у степняков – крымских татар и ногайцев. Через два года после своего «появления» казаки делают набег на Крым, берут Астрахань и становятся хозяевами на Дону и Волге. В 1552 году принимают активное участие во взятии Казани. В 1569 году, по прошествии каких-то 20 лет с момента «якобы зарождения казаков», турки идут войной против донцов, притом османское войско составляет более 80000 тысяч человек и до 300 судов. Кстати, поход турков окончился полным их разгромом. Получается, что вся эта громада шла против кучки беглых крестьян?  Каждый, кто хоть немного дружит с логикой, должен понимать: чтобы стать столь мощной силой на мировой арене того времени, каковой являлись казаки, нужен был длительный исторический период. Мало собрать большое количество человеческой массы – нужны особые навыки ведения боевых действий, особая государственная организация (кстати, у казаков она разительно отличалась от форм правления государств того времени и была истинной демократией, возможно, единственной в том временном промежутке), особый быт и, даже, особая духовность (друг и защитник Христа), которая разительно отличалась от духовности среднестатистического обывателя России (раб Божий)».
     Надо заметить, что в истории ни одного европейского государства, ничего подобного не происходило, хотя наличие воров, разбойников и других головорезов везде было в избытке.
     А.М. Буровский – советский и российский историк, археолог, писатель, кандидат исторических наук, доктор философских наук, профессор, оппонируя бегло-холопской концепции, утверждает о наличии отличия этногенесса, проживавших предков казаков в Степной зоне, где прослеживаются индо-иранская, индо-европейская, арийская культуры от этногенесса, проживавших племен в северных лесных областях Восточной Европы.  Через множество переселений народов казаки родственники и индусам, и скандинавам и индо-европейцам. Он считает, что история казаков уходит в бронзовый и даже в медно-каменный век, и насчитывает несколько тысячелетий. Предки казаков хорошо известны из истории иных народов и археологических культур. Историк отмечает, что в 17 веке Московское царство не относилось к казакам как к беглым холопам или каторжникам, они договаривались с казаками. Через Посольский Приказ они посылали своих послов для ведения переговоров с Казачьим Кругом и подписывали серьезные договоры, например, об участии казаков в их войне с Турцией и Крымскими татарами, согласно которым они давали казакам оружие и хлеб. Они не могли приказать вернуть беглых, среди которых были проштрафившиеся или недовольные чем-то дворяне т.к. с Дона выдачи не было.
     Пожалуй, эта концепция более реальна в доказательстве, что казаки - это народ. Казаки всегда считали себя этносом со своей историей и традициями, а так называемая «беглохолопская» теория унижает их достоинства.  По их мнению, она была создана исключительно с одной целью: чтобы полностью разрушить идею образования казачьего народа из местных подонских и поднепровских народов, живших на этих землях задолго до нашествия татар. 
     Историк казачества, писатель и краевед Е.П. Савельев, который был свидетелем последнего расцвета, а также заката Российской империи, в своей книге «Древняя история казачества» придерживается позиции, что казаки или же их предки (по крайней мере, часть из них) испокон веков жили в тех же самых краях - на Дону, на Кубани. Привлекая колоссальный по объему фактический материал, со страстью и убежденностью истинного патриота он доказывает, что культура казачества во многих своих проявлениях, уходит в глубины тысячелетий, что казаки — не случайные пришельцы на своей земле.
     Английский историк В. Р. Монфилл в своем труде «Россия», изданном в Лондоне в 1800 году, писал о казаках, как о совершенно самостоятельном народе, населяющим нижнее течение Дона и Северный Кавказ и покоренном Россией только во второй половине 17-го века. По определению В. Р. Монфилла, в составе казачьего народа находится большой процент добровольно оказаченных татар, украинцев, поляков, великороссов, кавказцев и др.
     Вместе с тем, источники подтверждают единичные и групповые случаи «убегания» на Дон беглых людей, искавших волю и свободу.  Казаки на самом деле принимали в свои ряды беглых крепостных крестьян. Имели место многие переселения в поисках более хорошей жизни, а также челобитные донских казаков о разрешении забрать на Дон с их родины "из руских городов" жен и детей. Вот несколько выписок: "Бьет челом холоп твой донской козак ...  Служу я, холоп твой, тебе, великому государю, на твоей государеве вотчине на Дону в Донской Войске лет з десять, в морской путь и конской волочюся за твоими государевы неприятели", или "Уроженец я, холоп твой, твоево государева Романова города, и после меня осталось женишка моя". И просил донской казак отпустить с ним жену его на Дон. Другой донской казак желавший взять жену и сына, которые жили на Воронеже, излагал свою просьбу так: "Породою я, холоп твой, иноземец Литовские земли, и служу тебе, великому государю, на Дону многое время".
     В России до 1593 года фактически не было крепостного права и крестьяне на законном основании могли менять хозяев в Юрьев день. Вот когда его Борис Годунов отменил (Вот тебе, бабушка, Юрьев день!), они начали активно разбегаться и, прежде всего, они побежали на Дон и на Яик. Но к этому времени казаки уже были сформировавшейся общностью, с устоявшейся формой самоуправления и традициями. К тому же, казаки кого попало к себе не принимали, право вступить в казачье братство можно было заслужить лишь в бою. Но тех русских, кто не хотел быть воинами, не прогоняли, они оставались жить на казачьей земле, работы всем хватало. Но они становились людьми второго сорта и звали их «бурлаками».
Остальные теории происхождения казачества занимают, так сказать, «промежуточные» суждения».
     В источниках имеются   сведения, что донские степи были заселены людьми ещё до нашей эры. В стародавние эпохи Донская земля никогда не была пуста. Да и с прагматической точки зрения не могла быть таковой, ибо ещё с древности человек всегда селился возле больших и малых рек, так как там были плодородные земли. А уж по урожайности эта территория может поспорить с любой землёй на любом континенте. О том, что донские степи были заселены людьми ещё до нашей эры, красноречиво говорят могилы-курганы, немые свидетели взлётов и падений, рождения и смерти множества народов. По сути — это одно большое, многовековое кладбище, где рядом лежат скифы, сарматы, печенеги, хазары, тюрки, татары и многие другие этносы. Возможно, именно среди этих народов и надо искать корни казачьего рода.
     О древнем происхождении казаков свидетельствуют древние письменные памятники и барельефы Карабеля, Ибсам-була, Фив, скалы р. Оронта (в Сирии) и Эйюка (в Малой Азии), древние этрусские письмена на камнях, а также раскопки Трои и на о. Крите.  Имеющиеся артефакты подтверждают глубокую древность  народа, каким явилось на историческое поприще казачество. В качестве подтверждения этого можно привести римские барельефы, на которых прослеживаются тождественность элементов одежды, вооружения и военных действий сарматского периода, применяемые казаками вплоть до XX века. Это шаровары, бешметы, пики, лавы.
     В последнее время, после проведения археологических исследований, популярной стала теория, согласно которой народ, именовавшийся казаками, проживал на территории реки Дон в VIII-IX веках.
     В Русском государстве одно из первых упоминаний о казаках относится к 1380 году, ко временам Куликовской битвы. Гребенская летопись (1471 год) говорит: «И когда благоверный Великий князь Дмитрий с победой в радости с Дону-реки, и тогда тамо, народ христианский, воинского чину живущий, зовомый казаций, в радости встретил его со святой иконой и с крестами, поздравил его с избавлением от супостатов агарянского языка и принёс ему дары духовных сокровищ, уже имеющиеся у себя чудотворные иконы, во церквах своих. Вначале образ Пресвятой Богородицы Одигитрии, крепкой заступницы из Сиротина городка из церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. И тогда князь Дмитрий Иоаннович принял сей бесценный дар <…> и по Дону реки достигает ещё казана городка, Гребни, на устье реки Чир, и живущие там воины также встретили Великого князя с крестами и святой иконой и в дар ему также образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы чудесно там у них сияющую вручили. И во все лета установил им, казакам, своё жалование «за почесть их сильную храбрость противу супостат агарянска языка». Данный отрывок летописи, написанный представителем духовенства, ярко показывает, что это народ Казаци, то есть казачий, является христианским и  самостоятельным. 
     Казаки, как воины,  упоминаются в летописях в 1395 году, причем Л.Н. Гумилев, как и другие российские историки, считал, что основную часть войска Мамая в Куликовской битве составляли именно казаки (народы Дона и Северного Кавказа).
     Согласно Википедии народ - термин этнографии (образован от греческих слов, в сумме означающих «народоописание»), и под ним понимают этнос, то есть группу людей, общую по определённым признакам. По первоначальной, примордиалистской трактовке, это происхождение (кровное родство). Позже стали использовать ряд вторичных признаков - языка, культуры, территории, религии, исторического прошлого и т.д.
     В 1847 году, вторым отделением Императорской Академии наук был выпущен «Словарь церковно-славянского и русского языка». В нём во втором томе дается определение терминам “казак”, “казачка”, “казачина”.  Несмотря на то, что к моменту выхода словаря казаков уже окончательно отнесли к сословию, здесь всё же указывается, что казак и казачка это представители особого племени, проживающие на своих землях, а не беглые холопы из центра Московии.
     В «Географии Российской Империи» (1843году) Ивана Яковлевича Павловского в разделе «Жители», подразделе «Образ жизни и прочее» идет перечисление народов, где «Казаки» стоят отдельной строкой сразу после строчки «Россияне». Открыв подподраздел «Казаки» мы можем прочитать: «Казаки имеют с Россиянами только два общих элемента: веру и язык; всем прочим в народном быту своём они разительно отличаются от последних, как например физиогномиею, нравами, одеждою, жилищами и прочим».
     Казаки имели свои законы, традиции, обычаи, не похожие ни на чьи - либо из всех народов Российской Империи. Различия с великороссами были во всём: в обрядах, одежде и языке. Казаки - народ вольный и жили они по своим правилам и обычаям. Казак с детства воспитывался на православных традициях, христианских ценностях, беззаветной преданности и любви к своей Родине. Человек служилый, он всегда готов был с оружием в руках защищать свой народ и свою страну. Российское казачество долгое время служило «За веру, Царя и Отечество». 
     Одна из главных заповедей казака — «Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа». Будучи православными верующими, возвращаясь из походов, казаки часть боевых трофеев жертвовали церкви. При переезде станицы в полном составе местную церковь разбирали и перевозили с собой. Прежде чем начать возводить дома на новом месте, собирали церковь. Стены казачьих изб неизменно украшали иконописные образы. Каждый казак знал молитвы своих предков и всегда молился перед сражениями.
     Общий срок службы согласно «Положение об управлении войском Донским» определялся в 30 лет, из них 25 лет полевой и 5 лет внутренней службы – в станице. 17-ти лет казак считался малолетком и до 19-ти лет отбывал «сиденочную» повинность, а на двадцатом году шел на службу в полк на три года, а на Кавказе на четыре года. После трех лет казак возвращался домой на два года, а потом снова шел на службу опять на три года, и так до четырех раз. Поэтому на службе были казаки 20-ти лет, 25-ти, 30-ти и 40 лет – так была устроена казачья служба. У каждого из казачьих войск был свой неприятель, свой план военных действий, свои в песнях воспетые герои. В 1850 году срок службы был впервые сокращен и до 1863 года на постоянной военной службе должно было находиться 10% всего мужского населения. Еще во время правления Николая I (1825-1855) доля казаков в случае войны должна была составлять в русской армии 1/4  часть, при том, что казаки составляли 2-3% от общего населения Российской империи. На протяжении 10 лет (с 1825 по 1870) численность всех казачьих войск была снижена и строевые части могли набираться только из добровольцев. В мирное время в войсках постоянно находилась только 1/3 казачества.
     Казаки прежних веков, как это ни странно звучит сегодня, не считали себя русскими, т. е. великороссами или москвичами.  В свою очередь жители московских областей, да и само правительство также смотрели на казаков, как на особую народность, хотя и родственную с ними по вере и языку. Вот почему сношения верховного правительства с казаками в XVI и XVII вв. происходили чрез посольский Приказ, т. е. по-современному через министерство иностранных дел. Казацких послов или, как их тогда называли, «станицы» в Москве принимали с такою же пышностью и торжественностью, как и иностранные посольства. Об этом подробно писал русский публицист XVII в., современник царя Алексея Михайловича, Г.К. Котошихин.
     В XIX веке отношение общества к казакам изменилось. А.Г. Филонов в своей книге «Очерки Дона» рассказывает о своей встрече с казаками на станции: «Вот уже третий день я еду по степям и третий же день, как меня занимают всё одни и те же мысли. Остановишься на станции, и тебя непременно спросят: “а что у вас на Руси?». Удивительно! Казаки будто не считают себя Русскими, и в то же время целые полки их берегут Россию. Они стоят за Русь: они ея дети - все от атамана до простого казака; они Русские; в них та же православная вера, то же рвение за честь Царя, но все спрашивают: «вы Русский?» «вы из России?»... Странно!»
     Это отрывок из письма, напечатанного в «Очерках», датированный 1856 годом. Для одного из представителей столичной элиты, который едет в главный город Донских казаков - Новочеркасск, становится открытием, что, оказывается, казаки не считают себя русскими, да и по большому счёту и свою землю не считают Русью, в то время как вся так называемая «прогрессивная общественность» столицы Российской Империи считает казаков русскими.
     Наиболее точные слова, определяющие национальное самосознание казаков на основе своих исследований сделал этнический казак И.Ф. Быкадоров: «Казаки никогда себя не осознавали, не ощущали и не считали великороссами (русским), - считали русскими, но исключительно в государственно-политическом смысле (как подданные Русского государства)».   
     В первые годы советской власти в паспортах в графе «национальность» казакам еще писали - «казак». Однако после революции, когда казаки стали опорой антисоветского движения, такую запись запретили, а все казачество  записали «в русские». 

                Правовой статус казачества

     По некоторым документам чётко прослеживается  след, говорящий о самостоятельности казаков, как в плане политическом, так и в этническом и принять его можно как более достоверный. В XVI веке возникли естественно - историческим путем вольные общины волжских, образованных выходцами из среды донского казачества, и гребенских казаков. Позднее, в середине этого века, часть малороссийских, потомков днепровских, казаков основала Запорожскую Сечь.  Запорожцы жили вдоль Днепра на территории современной Украины, донские - вдоль нижнего Дона на территории современной России.
     Необходимо отметить, что исторически уже в те времена казачество представляло собой одну из наиболее удачных форм самоорганизации и вооруженной самозащиты русского народа на основе его исконных обычаев и народоправства. Размещаясь по окраинам государства, казаки защищали страну от извечного южного врага - турков и татар. Эта функция на них возлагалась государством.   
     Казаки проводили самостоятельную внешнюю политику, объявляя войну и заключая мир исходя только из своих интересов и делали это  не раз, чему подтверждением являются многочисленные дипломатические переписки между турецким султанами, крымскими ханами, русскими царями и польскими королями.
     Например, в письме турецкого султана ногайскому хану Измаилу, датированного 1551 годом: «Русского царя лета пришли и мне от него обида великая: Поле-де все и реки у меня поотымали, да и Дон от меня отняли, да и Азов-город упуст у меня доспел, поотымал всю волю в Азове оброк емлют и воды у Дона пить не дают… А Крымскому царю какую-де срамоту казаки его (Иоанна IV) учинили, пришед Перекоп воевали, да его же казаки Астрахань брали… Да царя же Ивана казаки у вас на Волге оба берега отняли… Да ты же бы, Самаил Мирза, пособил моему городу Азову от царя Ивана казаков…». Турецкий султан почему-то решил, что казаки являются подданными русского царя, хотя по ответу царя Иоанна IV, гласящему, что «Казаки на Дону живут не по моей воли, бывают в войне и мире без моего ведома», можно делать закономерный вывод: казаки признавались независимым и вольным народом.
     Ярким примером является взятие Азова донскими казаками в 1637 году. Данная военная акция была явно не на руку турецкому султану и уж тем более русскому царю, но казакам жизненно важно было, чтобы Азов перестал быть турецким. Ещё один пример - это войны запорожских казаков с крымскими татарами во время правления Екатерины II.   России эти войны были очень не выгодны, результатом чего послужило то, что Запорожская Сечь в 1775 году была разорена и уничтожена войсками, направленными Екатериной. Это свидетельствует о том, что казаки действовали по собственной воле.
     Казаки посылали свои посольства в Российскую империю,  Речь Посполитую (Польша), Османскую империю (Турция), Крымское ханство, Литву. Известны даже дипломатические сношения казаков с Венецианской республикой, с которой обсуждались торговые пути и безопасность купцов Венеции.
     В период XVI - первой половины XVII веков  казачество являлось фактически территориальным субъектом, так как сохранялись качества независимого субэтноса. У казаков  была своя территория, и на многих как иностранных, так и российских картах она указана как Земля Донских Казаков, Казачья страна, Казакия, а при Петре I, Юрты Донский Казаков.
     Наименование Земля Войска Донского, корнями, уходящая в средневековую эпоху расширения московского царства, указывало на принадлежность земли ее владельцу Войску Донскому, на которой казаки и проживали. Эта земля именуется также как ПРИСУД КАЗАЧИЙ - по понятиям наших предков, земля назначенная Богом (присужденная) в вечное казачье владение: степной бассейн Дона, Старое Поле. Русская история трактует Присуд, как область подвластную казачьему войсковому суду, территорию, на которую распространялась власть казачьих Кругов.
     Подтверждением этому является “Краткая география” Константина Арсеньева, где перечисляются губернии и области Российской Империи, Земля Донских Казаков, которая находится между Бессарабской и Кавказской областями. В  разделе, перечисляющем народы, населяющие Российскую Империю, четко указывается, что казаки - отдельный народ,  В авторитетности автора сомневаться не приходится. Константин Арсеньев был историком, географом, педагогом, являлся одним из главных учредителей “Русского географического общества”, его учебник прошёл цензуру императорского дома и переиздавался минимум 18 раз, и все ученики первой половины XIX века занимались по нему, и вопрос о казаках как народе даже не ставился под сомнение. Более того К. Арсеньев был одним из наставников будущего императора Александра II.
     В этот период правовой статус казачества характеризуется определенной независимостью от российского государства при выполнении ряда добровольно взятых на себя обязанностей перед российским государством. Основная отличительная черта уклада жизни казаков – профессиональная ориентация на военную службу. Военная подготовка, обмундирование, снаряжение и кони казаками приобретались за собственный счет.
     Казаки имели свою армию, в которую входили:
- Разведка (Пластуны). Со временем пластуны сформировались в особые воинские подразделения, выполняющие широкий спектр сложных и опасных задач: от разведки до диверсий в тылу врага.
- Кавалерия. Казачья конница по существу являлась особым родом войск, отличавшимся от регулярной кавалерии, как по своему внутреннему содержанию, так и по образу ведения боя.
- Казачья артиллерия. С ранних этапов своего появления артиллерия у казаков применялась для: обороны казачьих укреплений, ведения боя на море в морских походах, при штурме крепостей. Пушки добывались в качестве трофеев и очень удачно использовались.
- Казачий флот. Когда еще российским правителям флот только снился, казаки на море уже громили турок. Они устраивали не только приграничные набеги, но и морские походы к турецким берегам. Несколько раз даже добирались до окрестностей Константинополя. Появление на горизонте казачьих кораблей вызывало панику в османских поселениях.
- Казачья авиация. Казаки всегда шли в ногу со временем и брали отовсюду все самое лучшее, поэтому в гражданскую войну ими была сформирована своя авиация. В ряде казачьих войск (Донское) она применялась довольно успешно, в некоторых применение было очень редкое, где-то она находилась в стадии создания.
     Главными средствами существования казаков были земледелие и скотоводство, рыбная ловля, охота и в прежние времена военная добыча. Земледелие до 1695 года среди казаков было под строгим запретом. Все мужское население обязано было служить. Вознаграждением расходов служили земли, на которых жили казаки, неприкосновенность которых гарантировалась верховной властью с древних времен до последнего царствования и предоставляемые льготы. Казаки не платили никаких налогов и имели право беспошлинной торговли, рыбных промыслов и другие в пределах территории войска. За свою вольность казаки выставляли на срочную службу казачьи полки, отдельные сотни и артиллерийские казачьи батареи, которые несли службу наряду с регулярными частями российской армии в ее составе. Войдя в состав Российского Государства, казачьи войска составляли полки легкой конницы, носившей название «иррегулярной».
     История казаков в течение веков связана с тяжелыми непрерывными войнами по защите своих земель. Городки казаков строились на окраинах русских земель на высоких удобных для обороны местах с высокими насыпями  и глубокими рвами, выставленными пушками вокруг для охраны. В XIV веке предположительно было около 20 тысяч донских казаков, из которых около 2/3 уходило в самостоятельные походы или в составе московских войск. Остальные оставались для защиты своих земель и замены полевых полков после трехлетнего их пребывания в походах.
     А.А. Гордеев, природный казак в эмиграции в книге «История казаков», впервые опубликованной в Париже, характеризует менявшиеся со временем отношения казаков с Москвой как: 1) совершенно независимое; 2) несли службу по договору с московскими князьями; 3) служили по присяге; 4) вошли в состав Российского Государства, как неотъемлемая её составная часть. По его мнению, изменения происходили по различным причинам, так как казачьи поселения были далеко отодвинутыми от московских границ в сторону кочевников, с которыми им приходилось воевать. Казаки существовали независимо, но нуждались в помощи от Москвы в военных припасах, порохе, свинце, хлебе, сукне, деньгах.
     Донское войско делилось на военные округа, станицы и хутора, во главе которых стояли соответствующие атаманы. Казачьи области управлялись «Особым Положением» и несли тяжелые служебные повинности. Полноправными гражданами в областях были только казаки, а не казачье население было в положении «иногородних», находились под управлением уездных начальников и не пользовались правам казаков. В их руках находились все работы ремесленного характера и торговля.
     Роль казаков в истории России была настолько значима, что и после исчезновения у границ кочевников, российское правительство уважительно поддерживало казаков, их внутренний быт и высоко ценило казачьи войска, как военную силу. 
     Фактически Войско Донское представляло собой Донскую республику. Такие понятия как равенство, народоправие - это для казаков был не пустой звук. В условиях абсолютной монархии с феодальным устройством аграрных отношений, когда в мировом сообществе в XVI веке не существовала республиканская форма правления, на территории Войска Донского присутствовали и действовали демократия и парламентаризм. У них были свои гражданские институты управления, суды. 
     Структура законодательной власти в казачестве была следующей: от каждой станицы избирались представители в более крупные территориальные объединения и так до высшего органа самоуправления – Круга (казачьего парламента). Во главе станицы стоял выборный станичный атаман, который избирался общим голосованием всех казаков на один год. Во главе республики стоял Войсковой атаман, по современным понятиям – президент. Все вопросы казачьей жизни решались на общих казачьих собраниях, носивших название «Войсковой Круг» у донских казаков и «Рада» у днепровских и затем кубанских. Так было до начала XVIII века. 
     В проведенном анализе интеграции демократической формы правления земельно-аграрных отношений на территории Войска Донского и в современном белорусском государстве  Пантелеевым С.И., старшим преподавателем УО «МГУ им. А.А. Кулешова» установлено много общего.  В своей статье он отметил, что подобная форма представительства пришла в Республику Беларусь только через несколько веков с приобретением суверенитета. Она выразилась в ст. 38 Конституции Республики Беларусь: «Граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании», а также в статье 90 Конституции: «Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь является представительным законодательным органом Республики Беларусь».
     С расширением границ московских владений, территории их сливались, и влияние Москвы становилось более значительным. Казаки, волей или неволей, должны были считаться с положением, делать уступки своей независимости и мириться с неизбежностью подчинения Москве. Донские и запорожские казаки  почти одновременно, в конце XVII века, присоединились к Российской империи. Донские казаки в 1671 году впервые приняли присягу на верность русскому царю, а уже к концу царствования Петра I вслед за Донскими и Яицкими казаками, перешедшими в 1721 г. в ведомство военной коллегии, та же участь постигла и остальные казачьи общины.
     Со времени царствования Петра I начались внутренние изменения в казачьем быту: император утверждал по своему усмотрению кандидатуру из представляемых трех кандидатов, Общевойсковые собрания или Войсковые Круги были запрещены, вместо них из округов выбирались представители.
     При императоре Николае Павловиче и этот порядок был изменен. Атаманом всех казачьих войск был поставлен наследник престола, а на местах ставились его представители – «наказные атаманы» из лиц не казачьего происхождения. Казачьего сословия оставались окружные атаманы, назначавшиеся наказными атаманами. Избирались только станичные и хуторские атаманы.
     С 1870 года Земля Войска Донского была переименована в Область войска Донского и стала автономной административно-территориальной единицей Российской империи, населённой в значительной мере донскими казаками и управлявшаяся по особому положению. Наименование «Область» не подразумевало конкретного владельца, кроме царствующей династии, подчеркивало окраинный, присоединенный характер территории, население которой теперь располагалось в Области без монополии на земельную собственность. В рамках имперского права, очевидно, что во второй половине XIX века происходили территориальные изменения на Дону и Приазовье.
     Необходимо отметить, что до этого в высочайших жалованных грамотах, отсылаемых донским казакам начиная с екатерининских времен, неизменно встречается почти стандартная фраза о «неприкосновенности всех выгод, угодий и окружности владений донского казачества, приобретенных трудами, заслугами и кровью, предков его…». Представители дома Романовых тщательно оберегали миф об особых отношениях династии и казаков и предпочитали лично не нарушать, по крайней мере, явно и публично, своего монаршего слова. Вариант отторжения земель подразумевал серьезные репутационные издержки для царствующего дома, а также негативную реакцию самого казачества.
     Подчинив своей власти казачество, правительство начинает пользоваться им для колонизации вновь завоеванных земель и для охраны государственных границ, преимущественно южной и восточной, образовывая для этой цели новые казачьи войска, в состав которых, за недостатком природных казаков, оно начинает зачислять и лиц других сословий: отставных солдат, местных жителей, государственных крестьян, ссыльных и т. п. Образованное таким образом казачье население постепенно выдвигается вперед, расширяя государственные пределы. В середине XVIII в. были образованы Оренбургское, Астраханское и Волгское казачьи войска, а в конце того же века — Екатеринославское, Черноморское и др.
     А.А. Гордеев в своей книге отмечает, что в составе Российской Империи было 12 казачьих областей, 8 из которых были созданы в целях государственной обороны искусственными средствами правительства. Население их составила часть казаков, выведенных из бывших областей, пополненных служилым людом и охотниками. Только 4 области сложились исторически, без вмешательства государственной власти. Это области донских, гребенских  (терских), Яцких (переименованных после Пугачевского бунта в уральские) и днепровских казаков. Днепровское войско прекратило свое существование при Петре I, и части его впоследствии, были использованы при организации кубанского войска, но это было  время, когда все войска входили в состав Империи, в царствование Екатерины II.
     В те далекие годы Россия, поставленная императором Петром Великим в ряды европейских государств, росла и ширилась, укрепляя свои границы, ведя войны с соседями. Донцы посылали полки в одно и то же время и на далекий север в Швецию, где завоевывали Финляндию, и на юг в Турцию и Крым, и на восток на Кубань и в Персию, и на запад  в Польшу и Италию!..
     Казачество отстояло для России весь юг, покорило Сибирь, проникло на Амур за 200 лет до его присоединения к России, открыло Берингов пролив за 100 лет до Беринга (казак Дежнев). Очистив от татар и турок свои родные земли, твердо обосновалось по Дону, Кубани, Тереку, Уралу и далее по Иртышу, Семиречью, Амуру, даже до Камчатки.  .
     Таким образом, к началу царствования Петра I, все казачьи войска находились под властью московского царя, сохраняя независимость своего внутреннего быта и исторически сложившихся обычаев и традиций, но обязанные служить московскому царю. В силу исторических событий все казачество шло к неизбежному и окончательному слиянию с русским народом под властью московского царя.
     Л.Н. Толстой в мае 1857 года, находясь в Швейцарии и думая о судьбе своей родины, записал в дневнике: «Будущность России - казачество: свобода, равенство и обязательно военная служба каждого». На Кавказе он   долгое время прожил среди гребенских казаков,  своими глазами  видел  войну и людей на войне. Здесь же он узнал, как может устроиться крестьянская жизнь без крепостной зависимости от помещика. В своей повести “Казаки” Лев Николаевич  чётко  говорит о   казаках как о народе.
     В последующие исторические периоды казаки пытались вернуть свою независимость. Н. Тарамов в своей книге «Казаки. Народ или сословие?» пишет, что у них была казачья государственность.  «В 1918 году казаки Дона, Кубани, Терека и других территорий их исторического проживания, возродили, как это было в старину, свои казачьи республики и парламенты (Круги, Рады), свои конституции, гербы, флаги. Донская республика имела даже собственный государственный банк, выпускавший свои денежные знаки.  Одной из самых долговечных казачьих республик оказалась Кубанская. Не имея большого влияния на исход событий в самом начале революции, в ходе Гражданской войны ее участники заметно нарастили свою мощь. И не просто нарастили, а учредили собственную конституцию и выпустили множество декретов. Законы отделившихся казаков были неугодны центральной власти, но беспрекословно выполнялись на местах. Как и Кубанская республика, Донское войсковое правительство образовалось вскоре после революции 1917 года. Атаман А.М. Каледин, стоящий во главе Донского войска,  организовал мощное сопротивление и выбил красных с занятых позиций. Вскоре после этих событий была провозглашена независимость, и принят проект Конституции. Несмотря на радужную перспективу, донских казаков постигла участь кубанских соседей. Во многом раскол произошел из-за того, что они оказались, вовлечены в политические игры белого движения».
     Вопрос этноидентификации казаков до сих пор вызывает самые противоречивые оценки историков и этнографов, которые указывают на различное этническое происхождение казаков, несмотря на распространенное мнение об их этнической общности.
     В изложенном материале нет цели, чтобы дать ответ на этот вопрос. Иметь собственное мнение, независимо от регалий, опыта и уровня знаний  - право каждого. Читателю представлена возможность заглянуть вглубь столетий, почувствовать людей, которые жили в те времена, и попробовать понять их.  А жизнь любой народ, в том числе и казаки, строили, и будут строить сами, с учетом исторических особенностей и возможностей каждого периода времени.
     В настоящее время все казаки, проживающие на различных территориях, независимо от национальностей являются, как правило, гражданами этих стран, пользуются равными правами и обязанностями, предусмотренными их Конституциями и иными правовыми актами.

Картинка из интернета "Куликовская битва 1380 год"


Рецензии
Но есть интересная деталь. Ушло за границу более миллиона казаков после гражданской войны. А сколько из потомков тех казаков помнять о своем происхождении? Причем это не единичное явление. Всю историю казачества казаки ушедшие из России растворялись в новых этносах и культурах. Да и в России из потомков оставшихся казаков после переворота 1917 года помнят о своих крнях не так то и много. А тех кто состоит во множестве всяких казачьих обществ около десятой джоли процента. Причем их число уменьшается. Причем это признано на высоком уровне.

Новосельцев Григорий Петрович   28.01.2024 14:56     Заявить о нарушении
Здравствуйте Григорий Петрович. Рада знакомству с Вами и Вашим творчеством. С большим удовольствием включила Вас в Избранные. Надеюсь Вы не возражаете?
К сожалению Вы правы. Я сейчас занимаюсь исследованиями истории казачества на Могилевщине и пока не нашла ни одного потомка белорусских казаков, но много из числа приезжих казаков из России и Украины. Очень интересный трехтомник казака - эмигранта А.А Гордеева "История казаков". Рекомендую познакомиться.
С уважением, Алла

Алла Данилина   28.01.2024 22:20   Заявить о нарушении
Этот историк мне хорошо известен. Я много материала взял из его книги. Что касается белорусских казаков, то они несомненно были. Вероятнее всего в виде служилых. Так же граница с Русью часто менялась до раздела Речи Посполитой и потому они могли жить как на территории Руси, так и впослдедствии белой Руси.

Новосельцев Григорий Петрович   28.01.2024 22:25   Заявить о нарушении
Казачество на территории нынешней Беларуси появилось с 15 века. В июле 1654 году царь Алексей Михайлович разрешил создать белорусский казацкий полк и пожаловал шляхтичу Константину Поклонскому полковника. Скоро я опубликую об этом очерк, который впоследствии войдет в книгу.
С интересом буду следить за Вашим творчеством. Если попадется материал о белорусском казачестве, прошу поделиться со мной.
Успехов и хорошего настроения.

Алла Данилина   28.01.2024 22:35   Заявить о нарушении
"Севрюки (сиврюки, реже севруки) — потомки северян(восточные славяне, входившие в древнерусское государство). В Русском государстве с конца XVI века считались служивым сословием из Северской земли.
Проживали в бассейнах рек Десна, Сейм, Сула, Оскол, Северского Донца. Это территория современных Курской, Белгородской, Брянской областей России, Гомельской области Белоруссия. Харьковской, Полтавской и Черниговской области Украины. Упоминаются в письменных источниках в XIV-XVII веков."

Новосельцев Григорий Петрович   29.01.2024 13:00   Заявить о нарушении
Спасибо Григорий Петрович за подсказку. Я уже просматривала некоторый материал в интернете по севрюкам, но пока не нашла нужного.

Алла Данилина   30.01.2024 14:23   Заявить о нарушении