Камер-казаки служба телохранителей императриц

Камер-казаки были службой личных телохранителей императриц и вдовствующих императриц Российской империи. Иногда их назначали к будущим императрицам, жёнам наследников-цесаревичей. Камер-казаки, занимавшие штатные должности в "комнатной прислуге Их Императорских Величеств", занимались исключительно охраной императриц. Некоторые из известных камер-казаков были Землин, Петр Иванович, Кудинов, Андрей Алексеевич, Митиченко, Василий Карпович, Плешаков, Дмитрий Григорьевич, Поляков, Кирилл Иванович, Сидоров, Тихон Егорович, Ящик, Тимофей Ксенофонтович.
Во второй половине XIX века был разработан алгоритм для того, чтобы претенденты на должность камер-казака императрицы Марии Фёдоровны могли успешно пройти службу. Вакансии на эту должность открывались очень редко, поэтому условия были строгими. Первым требованием было безупречное служение в гвардейских казачьих частях, обычно в Собственном ЕИВ конвое. Во-вторых, сама императрица делала выбор кандидата. Служба проходила по такому графику: неделя службы, неделя отдыха, но если было трое камер-казаков, то график менялся на неделю службы и две недели отдыха, если старший из казаков мог выполнять свои обязанности. Перед дежурством камер-казака обязательно проводился осмотр у врача, а затем казак навещал придворного парикмахера, чтобы подправить свою бороду и усы.
Основными обязанностями камер-казаков была круглосуточная охрана императриц, сопровождение их во время прогулок, официальных выездов и поездок. Во время выездов казаки размещались позади императрицы, независимо от того, был ли это открытый экипаж или закрытая карета. Если обе императрицы, правящая и вдовствующая, ехали вместе, за каждой располагался свой камер-казак. Интересно отметить, что за всё время существования камер-казаков они так и не пришлось защищать своих подопечных от политического терроризма, который дважды обрушился на Российскую империю. Поэтому служба камер-казаков имела скорее церемониальный характер.
Известно немного о судьбах камер-казаков, так как не все документы о них сохранились. Но среди всех камер-казаков, императрицы Марии Фёдоровны имели наиболее документированные судьбы. Один из таких примеров - камер-казак Тихон Егорович Сидоров (1826-1888). Он присоединился к службе ещё при Николае I в 1847 году и в 1854 году стал урядником. Вознаграждениями за свою службу он получал ценные подарки и награды. В 1865 году он был выбран в штат охраны императрицы Марии Александровны и сопровождал её в Ниццу, где она посещала своего умирающего сына Николая. В 1866 году Сидоров был переведен в штат охраны молодой цесаревны Марии Фёдоровны и пробыл на этой должности до своей трагической гибели в 1888 году при крушении поезда Александра III. Императрица Мария Фёдоровна хранила память о Сидорове и выразила свою скорбь в письме своему брату, греческому королю Георгу I. Она описывала крушение и говорила о том, как раздавлено тело её долголетнего камер-казака. Сидоров был похоронен в Петербурге.
Информация о коллегах Т.Е. Сидорова - П.И. Землине, А.А. Кудинове, К.И. Полякове, Т.К. Ящике, считается весьма подробной. Петр Иванович Землин был рожден в станице Екатерининской Первого Донского округа в 1831 году и начал военную службу в 1851 году. В течение своей службы он принимал участие в коронационных торжествах трех русских императоров и всегда жил с семьей в Аничковом дворце. В конце жизни, хотя Землин ослеп, его обязанности исполняли другие камер-казаки. Петр Иванович умер в 1916 году. Андрей Алексеевич Кудинов, родом из села Медведицы Раздорской станицы IV военного отдела области Войска Донского, служил камер-казаком с 1879 года. Он принимал участие в Русско-турецкой войне и был отмечен орденом Георгиевского креста. После его смерти, его обязанности по охране Марии Федоровны выполнял Тимофей Ксенофонтович Ящик. В 1918 году Ящик помог доставить великую княгиню Ольгу Александровну в свою родную станицу, а затем вместе с Марией Федоровной покинул Россию, и возвращался только для спасения семьи великой княгини. Его сопровождал Кирилл Иванович Поляков, который также служил камер-казаком у вдовствующей императрицы. Все годы они проживали в Аничковом дворце со своими семьями. В 1934 году Поляков умер.
По всей видимости, необходимо упомянуть о специфической форме одежды, которую носили камер-казаки. Поскольку они часто бывали при дворе, им было предоставлено несколько вариантов роскошной форменной одежды, которая была сшита по образцу традиционных казацких чекменей. Камер-казаки, связанные справящей императрицей, носили на парадах красный мундир, выполненный из высококачественной ткани, а камер-казаки, связанные с вдовствующей императрицей, носили синий мундир. Траурный мундир, естественно, был черного цвета.
Парадный мундир камер-казака включал в себя верхний кафтан, нижний кафтан, шаровары с лампасами и высокую шапку из каракуля (высотой 16 см) с щитком, на котором был изображен герб "хозяев". Нижний кафтан был белого цвета и хорошо сочетался с открытыми рукавами верхнего кафтана красного или синего цвета. Верхний кафтан был отделан золотыми узорами и черными двуглавыми орлами. К парадному костюму также входила сабля с роскошными ножнами, с рукоятью из слоновой кости и золоченой цепочкой с красной шелковой нитью. Воспоминания Т.К. Ящика отмечают, что его одежда была так внушительна, что он часто сравнивался с генералом и получал честь от старших офицеров.
Повседневная форма камер-казака имела другой цветовой дизайн. Камер-казаки, связанные справящей императрицей, носили на повседневных мероприятиях красный нижний кафтан и синий верхний кафтан с красной подкладкой, а также эффектно отброшенные прорезные рукава на спину. Камер-казаки, связанные с вдовствующей императрицей, носили темно-синий верхний кафтан и синий нижний кафтан, оба украшенные золотыми узорами с орлами. Также предусматривался "чекмень вояжный и рабочий" в традиционных цветах императриц, который носился с фуражкой. Следует отметить, что стоимость этой формы была очень высокой, и ее изготовление осуществлялось в мастерской фирмы "И.П. Лидваль", которая поставляла одежду для всего служащего персонала императорских резиденций.


Рецензии