Потребности в усвоении, освоении и передаче культу

Глава 4. Эволюция целей: направленность, целенаправленность, целеполагание

4.4.4. Системные цели

4.4.4.1. Индивидуальные системные цели человека

4.4.4.1.2. Индивидуальные системные потребности человека в стадиях развития, гомеостаза и деградации
...
4.4.4.1.2.29. Потребности в усвоении, освоении и передаче культуры

Важнейшей индивидуальной системной потребностью является потребность в усвоении и освоении культуры, под которой понимается совокупный онтогенетический опыт жизнедеятельности определенной группы людей (или животных) и его результаты, передаваемые последующим поколениям внегенетическим путем. Потребность возникает на личностно-социальном уровне, а далее развивается на социально-личностном и социальном уровне. Основной метод усвоения культуры – обучение, которое может включать в себя достаточно различные процессы: импринтинг, условный рефлекс, привыкание, подражание, коммуникацию, запоминание, понимание. Основной метод освоения культуры – деятельность, связанная с использованием усвоенной части культуры. Отдельные процессы усвоения и освоения культуры могут выступать в виде самостоятельных потребностей в различные периоды жизни.

Так, процесс импринтинга (запечатления, необратимого запоминания определенной информации в строго ограниченный период времени) играет важную роль в начальной стадии развития многих животных, которые нуждаются (имеют потребность) в этот период в адекватном объекте запечатления. Но в более мягкой форме этот процесс существует и у людей, у которых периоды, важные для развития тех или иных способностей называются, по Л.С. Выготскому, сенситивными. Например, для развития эмоционального общения – это первые месяцы жизни, для развития речевой способности – первые годы жизни, музыкального восприятия – возраст от двух до шести лет и т.д. [331].

Можно говорить и о существовании потребности передачи элементов культуры, особенно у молодых матерей и пожилых людей (у животных передача элементов культуры носит, в основном, инстинктивный характер). В целом потребность в культуре является сложной совокупностью других потребностей, но у людей может выступать и в виде отдельной, но уже осознанной потребности (в качестве телеологической цели), например, у людей, профессионально связанных с процессами воспитания и образования (учителей, преподавателей, наставников и т.д.).

Литература к главе 4.4.4.1.2.29.

331. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Издательский центр «Академия». 2001. 304 с.


Рецензии