Читательский дневник 12. Розанов
«В России вся собственность выросла из «выпросил», или «подарил», или кого-нибудь обобрал. Труда собственности очень мало. И от этого она не крепка и не уважается».
«Вечно мечтает, и всегда одна мысль: — как бы уклониться от работы».
«Зачем? Кому нужно?
Просто мне нужно. Ах, добрый читатель, я уже давно пишу без читателя, — просто потому, что нравится»
«Из безвестности приходят наши мысли и уходят в безвестность. <…> как ни сядешь, чтобы написать то-то, — сядешь и напишешь совсем другое».
«Газеты, я думаю, так же пройдут, как и вечные войны средних веков, как и турнюры женщин и т.д.»
(Газеты пройдут, турнюры давно исчезли, но средние века? С их геополитикой, «операциями»…)
«<…> Что же стало с русской реформацией?!! Один купил яхту, другой ушел в нумизматику, третий разлетелся по заграницам… Епископы поспешили к местам служения и, слышно, вместо былой благодати ссылаются на последний циркуляр министерства внутренних дел».
«Стоят два народа соседние и так и пылают гневом:
— Ты чему поклоняешься, болван??! Кумиру, содеянному руками человеческими из меди и дерева, как глаголет пророк (имярек) в Писании. Я же поклоняюсь пречистым иконам, болван и нехристь».
«Позволю себе немного поинквизиторствовать: ведь не пошёл же юноша-Щедрин по судебному ведомству, в мировые посредники, не пошёл в учителя гимназии, а <…> выбрал себе стул, который не проваливается — министерство Внутренних дел. Потом в чём-то разошёлся с начальством <…> и его выгнали.
Он сделался знаменитым писателем. Дружбы его искал уже Лорис-Меликов, губернаторы же ему были нипочём.
Какая разница с судьбой Достоевского».
(Инквизитор, точно. А в отношении судьбы… одна судьба: их читают. Дорогие мои коллеги по чтению! Достоевский что, а перечтите-ка вы «Историю одного города»!)
«<…> С бородёночкой, с нежным девичьим лицом <…> копался около рясы, что-то тыкая и куда-то не попадая.
— Вам булавок? Что вы делаете?
—Не надо. С собой взял. Прикрепляю я медаль с портретом Александра III, чтобы идти к митрополиту. И орден.
Наконец, вот и он: и крест, и портрет царя на нём. Стоит, улыбается, совсем девушка».
(Из нынешних никого не напоминает?)
«Секрет писательства заключается в вечной и невольной музыке в душе. Если ее нет, человек может только «сделать из себя» писателя». Но он не писатель…»
О Некрасове.
«Толстой, сказавший о нем, что «он нисколько не был поэт», не только обнаружил мало «христианского смирения», но не обнаружил беспристрастия и простого мирового судьи».
«Малую травку родить труднее, чем разрушить каменный дом.
О Башкирцевой, Марии Павловне, (и, думаю, не только о ней):
«Секрет ее страданий в том, что она при изумительном умственном блеске — имела только полуталанты. <…> И она все меркла, меркла неудержимо…»
«В террор можно и влюбиться, и возненавидеть до глубины души, — и притом с оттенком «на неделе семь пятниц», без всякой неискренности».
«Литература как орел взлетела в небеса. И падает мертвая».
«Поразительно, что к гробу Толстого сбежались все Добчинские со всей России, и кроме Добчинских никого там и не было. <…>
Никогда не было такого позора, никогда литература не была так жалка».
(Ну, не только Добчинские. Бобчинских забыл? Позор, позор, верно).
«Позитивизм истинен, нужен и даже вечен; но для определенной частицы людей.
<…>Религиозный человек предшествует всякой религии, и «позитивный человек» родился гораздо раньше Огюста Конта».
(Лично я в значительной мере позитивист. Но не по Конту, конечно, а по Карлу Попперу, хотя рождён и «крещён» в лоне диамата. И несу его отметины, стигмы, клейма и тату).
(Вот, пусть фрагментарно, «Россия, которую мы потеряли»… Что потеряли-то, скажите на милость? Но, похоже, ничего и не обрели).
Свидетельство о публикации №224012801685